воскресенье, 7 августа 2016 г.

Яма и нияма — правила поведения, позволяющие сохранить сознание в чистоте

Алексей Соколовский 

СЕЙЧАС В ЭТО СЛОЖНО ДАЖЕ ПОВЕРИТЬ…
В древности и средневековье, традиционно, освоение Хатха-йоги начиналось с безоговорочного принятия морально-этических правил. Отвечающим этому жёсткому критерию, объяснялись 6 основных чисток организма. По завершении чисток, начиналась практика поз. Затем, когда тело приобретало силу и здоровье, начинались интенсивные дыхательные практики (по 4 раза в день). Кульминацией подготовки адепта было освоение многочасовых медитаций при полной неподвижности тела. Целью ставился тотальный контроль над телом и здоровьем, для приобретения контроля над вниманием и умом, а в итоге – переживание духовного преображения – Пробуждения – адепта.
В наши дни практика Хатха-йоги обычно не последовательна и поэтапна, а комплексна. Также, заниматься можно в любом возрасте; при наличии ограничений по здоровью часть асан не выполняются, или же делается их облегченный вариант. То есть, занимаемся не Пробуждаясь  в полусне.
Довольно интересно проследить, как поменялись тенденции в йоге за последние 500-600 лет:
Раньше йогой занимались самые здоровые – для того, чтобы обрести богатства небесные, богатства духа. Сейчас йогой занимаются «для здоровья» (т.е. уже имея багаж проблем с ним), или «для успеха» (натренировать ум для решения бизнес-задач) – т.е. для приобретения богатств земных.
Раньше йогой занимались короли – и нищие (бродяги-аскеты – «саддху»). Сейчас йогой в основном занимается средний класс, с редким вкраплением VIP (которые, если сравнить с индийскими королями, тоже не более чем средний класс).
Раньше считалось, что Хатха-йога без Раджа-йоги (медитации) – бесполезна. Сейчас в мире тем или иным стилем Хатхи занимается более 250 000 000 человек (по данным 2015 года), при этом большинство из них скорее всего даже не интересуются медитацией.
Раньше считалось, что без Ямы и Ниямы нельзя даже приступать к Асанам. Сейчас мы имеет чемпионов по спортивной йоге, и «Гуру» йоги, которые сами не следуют этим принципам, и другим не советуют.
Раньше считалось, что йога подразумевает целибат (или по крайней мере осовоение техник, этому способствующих). Сейчас в западных йога-журналах широко рекламируется, как хорошо йога влияет на качество и количество секса.
Раньше йога была статичной – асаны удерживались (по легендам) по 300 и даже по 7000 лет. (Как это было возможно – отдельный вопрос). Сейчас самые популярные техники йоги – это «виньясы» (никому не известные до середины 20го века) и Сурья-намаскар (никому не известный до начала 20го века).
Раньше слово «Намасте» - имело философско-религиозное значение «приветствую Безымянное в тебе» - а в наши дни даже в Индии употребляется вместе с именем человека, приобрело социальное знание и совершенно потеряло смысл.
Раньше Гуру йоги жили в пещерах (на севере) или хижинах, обмазанных коровьим навозом (на юге, где жарко). Сейчас «Гуру» йоги в той же самой Индии живут в элитных домах и многокомнатных особняках, подвалы которых набиты серебром и золотом.
Раньше пробуждение Кундалини считалось необходимой частью йоги. Сейчас оно осталось только в названии одного американского йога-бренда, и подъем этой страшноватой энергии мало кому интересен. Зато каждый год появляется 100 000 новых преподавателей йоги.
Ну и наконец, раньше йога была асоциальной – следовало раздать имущество и деньги, и разорвать все социальные отношения, кроме сбора подаяний или питания чем бог пошлёт. Короли уходили в лес, чтобы заниматься йогой в рубище. Сейчас нередко слышны голоса, что чем богаче преподаватель йоги – тем вроде бы у него и практика успешнее… И юные преподы мечтают стать «королями» йоги, как горячий мужчина Бикрам.
 Безусловно, вредно принимать течение "времени" и прочие шутки Вселенной всерьез... но всё это настолько забавно, что я не мог не поделиться этими совершенно бесполезными наблюдениями.



yama niyama1 Яма и нияма   правила поведения, позволяющие сохранить сознание в чистоте
Каждый, кто решился изучать йогу, должен следовать нравственным принципам яма и нияма, — первых двух ступеней в практике йоги на пути своего развития. Практикуя хатха-йогу, аштанга-йогу или другие виды йоги, но не соблюдая предписания ямы и ниямы (и даже не пытаясь их соблюдать), человек не может считаться йогом, и по сути можно сказать, что йоги нет в его жизни.

10 форм ямы

1. Ахимса — непричинение вреда всем живым существам не только своими действиями, но даже мысленно.
2. Сатья — правдивость речи, но также мыслей.
3. Астея — неворовство не только в действии, но и в мыслях и желаниях. Это значит, что нужно освободить ум от посягательств на любую собственность другого живого существа, не только материального характера (время, внимание,  заслуги).
4. Брахмачарья — контроль над своими чувственными желаниями, особенно над сексуальными. Сохранение как физической, так и умственной энергии.
5. Кшама – милосердие, прощение недостатков и вины других, терпение. Недопустимы обиды или жажда возмездия. Лучше отвечать добром за причиненное зло.
6. Дхрити — стойкость в любых обстоятельствах. Нужно развивать в себе силу, чтобы переносить неблагоприятные жизненные обстоятельства и трудности. Никогда нельзя падать духом и сомневаться, но неуклонно продвигаться по выбранному пути.
7. Дайя — сострадание ко всем живым существам, находящимся в беде и реальная помощь им.
8. Арджава – простота, честность. Внешняя жизнь не должна расходиться с внутренней.
9. Митахара – умеренный аппетит. Еда должна выполнять функцию поддержания тела, а не для удовольствия и удовлетворения желаний.
10. Шауча – чистота тела и ума. Регулярное омовение, питье чистой воды, принятие чистой еды, чистый воздух и чистое окружение, необходимая гигиена, забота о здоровье, чистые эмоции, чистые желания, чистый ум.

10 форм ниямы

1. Тапас – практика аскетизма. Самодисциплина, обуздание тела, пост и другие ограничения.
2. Сантоша — удовлетворенность тем, что уже имеется и благодарность за это.
3. Астикая — вера в Гуру, в традиции, во все, что помогает на духовном пути.
4. Дана — пожертвование. Жертвование на храмы, бедным и обделенным, тем, у кого меньше возможностей.
5. Ишвара-пуджана — ежедневное почитание божества с преданностью и любовью, выполняемое в предписанных формах, которые указаны в священных писаниях. Это понятие включает в себя непрерывное размышление о Господе, постоянное вспоминание о Нем.
6. Сиддханта-вакья-шравана – регулярное изучение священных писаний, общение с учителями и людьми, достигшими высокой духовной реализации.
7. Хри — чувство раскаяния и угрызений совести за совершенные ошибки.
8. Мати — развитие остроты разума и глубокого понимания духовных ценностей в жизни. Ум должен быть рассудительным и открытым для истины.
9. Джапа - повторение божественного имени с глубокой преданностью.
10. Хома – практика ежедневного жертвоприношения. Регулярное предложение божеству еды, питья и других подношений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий