За последние сто с лишним лет, понятие чакр, тонких энергетических центров в теле человека, захватило западное сознание больше, чем любое другое учение в традиции йоги. Тем не менее, как и в случае с большинством концепций, из санскритских источников, на Западе (за исключением горстки ученых) практически мало кто смог понять первоначальное значение чакр и применять это на практике.
В этой статье я постараюсь в некоторой степени исправить сложившуюся ситуацию. Если у вас нет времени, можете пропустить следующие комментарии и сразу перейти к списку из шести основных фактов о чакрах, которые современные йоги не знают.
Прежде всего, хочу уточнить, что под «западом» я подразумеваю не только евро-американскую, но современную индийскую культуру, сформированную под влиянием Европы и Америки. На данный момент, практически невозможно найти в Индии направление йоги, которое не находилось бы под влиянием евро-американских представлений о ней. Используя термин «запад», я имею ввиду все учения о йоге в Индии, которые преподаются на английском языке.
Скажу прямо: в западной йоге ничего не смыслят в значении чакр, заложенном создателями этой системы, в том, что было в ней действительно важно. Если вы читаете что-то на подобие «Колеса Жизни» Анодеи Джудит или другие подобные книги, то изучаете не труды по философии йоги, а западный оккультизм, основанный на трех источниках: 1) ранние работы западного оккультизма, которые заимствовали санскритские термины без понимания их значения (к примеру, «Чакры» Теософиста Ч.У. Ледбитера, 1927); 2) неграмотный перевод санскритского текста о чакрах 1577 года, созданный Джоном Вудроффом в 1918 году; 3) книги индийских гуру 20-го века, написанные на основе источников №1 и №2. Книги о чакрах, основанные на правильном понимании оригинальных источников на санскрите, существуют только в научной среде.
«Разве это важно?» - спрашивают меня йоги. «Из таких источников, как книга Анодеи Джудит, я почерпнул много полезных знаний, не отбирайте этого у меня!» Не буду и не смогу. Если считаете, что какой-либо источник вам помог, то так оно и есть. Я пишу для того, чтобы сказать вам всего две вещи. Первая: когда современные авторы преподносят вам учение о чакрах как древнее знание, они лгут, но в большинстве случаев не знают об этом, т.к. не могут оценить достоверность своих источников. Вторая: я хочу помочь всем заинтересованным людям, разобраться в первоначальном значении понятий йоги (т.к. являюсь санскритологом, а также практикую традиционную медитацию). И вам решать, пригодится ли все это. Я не утверждаю, что древнее значит - лучшее и не пытаюсь обесценить значение западного оккультизма. Я постараюсь максимально точно на простом английском донести историческую истину. И так, приступим: шесть основных фактов о чакрах, которые не знают современные йоги.
1. В исходной традиции существует не одна, а множество чакральных систем.
Их очень много! Теория о тонком теле и энергетических центрах, чакрах (cakras, padmas, ādhāras, lakṣyas а т.д.), пришла из традиционной Тантрической йоги, которая развивалась в 600-1300 гг. н.э. и существует по сей день. В поздней Тантре (после 900 года или около того) каждое напрвление в традиции сформулировало собственную чакральную систему, а некоторые и не одну. В зависимости от используемого писания можно изучать пятичакровые, шестичакровые, семи, девяти, десяти, пятнадцати, двадцатиодночакровые, двадцативосьмичакровые и еще более чакровые системы. Учение о семи чакрах (то есть 6 + 1), известное западным йогам, - лишь одно из многих, к тому же более позднее и нетипичное (смотрите ниже пункт 3).
Их очень много! Теория о тонком теле и энергетических центрах, чакрах (cakras, padmas, ādhāras, lakṣyas а т.д.), пришла из традиционной Тантрической йоги, которая развивалась в 600-1300 гг. н.э. и существует по сей день. В поздней Тантре (после 900 года или около того) каждое напрвление в традиции сформулировало собственную чакральную систему, а некоторые и не одну. В зависимости от используемого писания можно изучать пятичакровые, шестичакровые, семи, девяти, десяти, пятнадцати, двадцатиодночакровые, двадцативосьмичакровые и еще более чакровые системы. Учение о семи чакрах (то есть 6 + 1), известное западным йогам, - лишь одно из многих, к тому же более позднее и нетипичное (смотрите ниже пункт 3).
Я знаю, о чем вы думаете: «Какая из этих систем верна? Сколько на самом деле чакр?» И вот мы подошли к первому важному непониманию этого учения. Чакры – это не органы физического тела; о них нельзя получить точные факты, как если бы врач изучал нервные узлы. Энергетическое тело – необычно и изменчиво, как все нематериальное и сверхчувственное. Оно может содержать любое количество чакр в зависимости от человека, им обладающего, или его практики йоги.
Стоит добавить, что существуют несколько энергетических центров, которые можно найти во всех системах: в области живота, сердца и макушки головы,- все люди ощущают в этих частях тела эмоциональные и духовные переживания. Но помимо них, есть множество чакральных систем, которые можно найти в первоисточниках. «Правильность» того или иного учения, зависит от конкретной духовной практики. К примеру, если работаете с пятью элементами, то задействуете пятичакровую систему (смотрите пункт 6).
Приобщаясь к энергии шести различных божеств, используете шесть чакр. Ну и что с этого? Эту ключевую информацию, до сих пор так и не поняли на Западе.
Приобщаясь к энергии шести различных божеств, используете шесть чакр. Ну и что с этого? Эту ключевую информацию, до сих пор так и не поняли на Западе.
И мы только начали погружаться в эту кроличью нору, Алиса. Хотите узнать больше?
2. Чакральные системы нормативны, а не образны.
Возможно, это наиболее важный момент. Англоязычные источники преподносят систему чакр как экзистенциальный факт, используя описательный язык (например, «Муладхара чакра находится у основания позвоночника, у нее четыре лепестка», и т.п.). В большинстве санскритских писаний этому не учат, там будут даны конкретные практики йоги: представить в определенном месте тела тонкий цветной светящийся объект, по форме напоминающий лотос или колесо прялки, затем в этом месте применить слоги мантры для какой-либо цели. Когда вы это поймете, пункт 1 обретет больший смысл. Эти тексты содержат предписания – они говорят, что вы должны сделать, чтобы достичь определенных целей мистическими средствами. Когда на санскрите, с присущей ему краткостью, дословно написано «четырехлепестковых лотос в основании тела»,- мы должны понимать, что «йог должен представить четырехлепестковый лотос…». Подробнее в пятом пункте.
Возможно, это наиболее важный момент. Англоязычные источники преподносят систему чакр как экзистенциальный факт, используя описательный язык (например, «Муладхара чакра находится у основания позвоночника, у нее четыре лепестка», и т.п.). В большинстве санскритских писаний этому не учат, там будут даны конкретные практики йоги: представить в определенном месте тела тонкий цветной светящийся объект, по форме напоминающий лотос или колесо прялки, затем в этом месте применить слоги мантры для какой-либо цели. Когда вы это поймете, пункт 1 обретет больший смысл. Эти тексты содержат предписания – они говорят, что вы должны сделать, чтобы достичь определенных целей мистическими средствами. Когда на санскрите, с присущей ему краткостью, дословно написано «четырехлепестковых лотос в основании тела»,- мы должны понимать, что «йог должен представить четырехлепестковый лотос…». Подробнее в пятом пункте.
3. Приписывать чакрам определенные психические состояния стали западные современники.
На многих сайтах и в огромном количестве книг можно прочесть, что муладхара связана с инстинктом самосохранения и чувством безопасности; манипура отвечает за силу воли и эгоизм и т.д. Образованному йогу стоит знать, что любая привязка чакр к эмоциональным состояниям – современное западное нововведение, начало которого положил К. Юнг. Возможно, эти ассоциации отражают практический опыт каких-то людей (обычно не без основания). Безусловно, об этом нет ни слова в санскритских источниках. Исключением, о котором мне известно, является десятичакровая система для йогов-музыкантов (о ней я писал в своем блоге). Но и в ней нет связи чакр с конкретными эмоциями и психическими состояниями - скорее, каждому отдельному лепестку лотосоподобной чакры соответствует определенная эмоция, - и нет шаблона, по которому можно полностью описать чакру.
На многих сайтах и в огромном количестве книг можно прочесть, что муладхара связана с инстинктом самосохранения и чувством безопасности; манипура отвечает за силу воли и эгоизм и т.д. Образованному йогу стоит знать, что любая привязка чакр к эмоциональным состояниям – современное западное нововведение, начало которого положил К. Юнг. Возможно, эти ассоциации отражают практический опыт каких-то людей (обычно не без основания). Безусловно, об этом нет ни слова в санскритских источниках. Исключением, о котором мне известно, является десятичакровая система для йогов-музыкантов (о ней я писал в своем блоге). Но и в ней нет связи чакр с конкретными эмоциями и психическими состояниями - скорее, каждому отдельному лепестку лотосоподобной чакры соответствует определенная эмоция, - и нет шаблона, по которому можно полностью описать чакру.
И это не все. В своей книге «Колесо жизни» Анодея Джудит, при описании практически всех ассоциаций не ссылается на индийские источники. Если верить ей, каждая чакра связана с определенной железой, нарушением в организме, с конкретной пищей, металлом, минералом, растением, планетой, стилем йоги, мастью Таро, сефирой в еврейском мистицизме (!) и даже с христианским архангелом (!!). Ничего подобного нет в традиционных источниках. Джудит и ее учителя сопоставили их на основе явных соответствий. То же самое касается связи чакр с эфирными маслами и кристаллами, о чем написано в других книгах и на веб-сайтах. (Стоит заметить, Джудит черпает информацию для каждой чакры из традиционного санскритского текста «Лотосные символы» - «Ṣat-cakra-nirūpaṇa». К тому же она очень милый человек, ее работы многим помогли. Ничего личного.)
Я не отрицаю, что, положив определенный кристалл на живот при проблемах с самооценкой, представив, как очищается манипура, вы почувствуете себя лучше. Возможно, станет легче, все зависит от человека. Пока это нетрадиционная практика, непроверенная многими поколениями (в этом и есть смысл традиции), и только бог знает сколько всего еще неизвестного в мире, чего мой рациональный ум не может представить.
По-моему, люди имеют право знать, несколько десятков или сотен лет их практике. Если она имеет какую-то ценность , то не нужно скрывать ее происхождение, верно?
По-моему, люди имеют право знать, несколько десятков или сотен лет их практике. Если она имеет какую-то ценность , то не нужно скрывать ее происхождение, верно?
4. Популярная сегодня семичакровая система взята не из священного писания, а трактата 1577 г.
Чакральная система, которую используют западные йоги, основана на санскритском тексте, написанном парнем по имени Пурнананда Яти (Pūrṇānanda Yati). Он создал этот текст (Ṣhaṭ-chakra-nirūpaṇa или «Толкование шести чакр») в 1577 году.
В более ранней версии этой статьи я назвал семичакровую систему «поздней и несколько нетипичной». Но спустя пару дней я понял, что ошибался, т.к. нашел ее упрощенную версию в священном тексте 13-го века «Śāradā-tilaka/ Украшение Сарасвати». В нем четко говорится, что существует несколько чакральных систем (например, 12-ти и 16-тичакровые). Тем не менее большинству йогов (как в Индии, так и на Западе) семичакровая система известна только из работы Пурнананды, 16-го века, точнее, из ее некорректного и запутанного перевода, сделанного Джоном Вудроффом в 1918 году. Этот текст до сих пор важен для многих линиий преемственности в Индии. Было бы это возможно без перевода Вудроффа? Сомневаюсь, т.к. сегодня в Индии очень мало людей, свободно читающих на санскрите.
Однако очень важно то, что традиция призывает относиться к священным текстам как к нечто, не подлежащему сомнению, а людям приписывает возможность ошибаться. Ирония в том, что современная йоговская семичакровая система Пурнананды принимается как божественное откровение. Я неуверен, что все изложенное словами истинно, и если хотите относиться к учению йоги как богооткровению, то целесообразно обращаться к текстам, которые претендуют на звание таковых – исходным тантрическим писаниям (составленным до 1300 г.). Конечно, Пурнананда в своей работе опирался на более ранние источники, но это не значит, что он правильно их растолковал (см. пункт 6).
Чакральная система, которую используют западные йоги, основана на санскритском тексте, написанном парнем по имени Пурнананда Яти (Pūrṇānanda Yati). Он создал этот текст (Ṣhaṭ-chakra-nirūpaṇa или «Толкование шести чакр») в 1577 году.
В более ранней версии этой статьи я назвал семичакровую систему «поздней и несколько нетипичной». Но спустя пару дней я понял, что ошибался, т.к. нашел ее упрощенную версию в священном тексте 13-го века «Śāradā-tilaka/ Украшение Сарасвати». В нем четко говорится, что существует несколько чакральных систем (например, 12-ти и 16-тичакровые). Тем не менее большинству йогов (как в Индии, так и на Западе) семичакровая система известна только из работы Пурнананды, 16-го века, точнее, из ее некорректного и запутанного перевода, сделанного Джоном Вудроффом в 1918 году. Этот текст до сих пор важен для многих линиий преемственности в Индии. Было бы это возможно без перевода Вудроффа? Сомневаюсь, т.к. сегодня в Индии очень мало людей, свободно читающих на санскрите.
Однако очень важно то, что традиция призывает относиться к священным текстам как к нечто, не подлежащему сомнению, а людям приписывает возможность ошибаться. Ирония в том, что современная йоговская семичакровая система Пурнананды принимается как божественное откровение. Я неуверен, что все изложенное словами истинно, и если хотите относиться к учению йоги как богооткровению, то целесообразно обращаться к текстам, которые претендуют на звание таковых – исходным тантрическим писаниям (составленным до 1300 г.). Конечно, Пурнананда в своей работе опирался на более ранние источники, но это не значит, что он правильно их растолковал (см. пункт 6).
Таким образом, известная семичакровая система основана на некачественном переводе писания, не относящегося к священным. Это нисколько не умаляет ее достоинств, а только ставит под сомнение ее повсеместное использование.
Заметьте, что для тантрического буддизма (т.е. Тибета) характерно сохранение более древних наработок, и в этой традиции преобладает пятичакровая система. О более древней и традиционной чакральной системе можете узнать в моей книге «Прояснение Тантры / Tantra Illuminated» на 387 странице.
Заметьте, что для тантрического буддизма (т.е. Тибета) характерно сохранение более древних наработок, и в этой традиции преобладает пятичакровая система. О более древней и традиционной чакральной системе можете узнать в моей книге «Прояснение Тантры / Tantra Illuminated» на 387 странице.
5. Цель чакральных систем – быть шаблоном для ньясы (nyāsa).
Упомянув древних авторов, важно также отметить, что главной целью любой чакральной системы было служить своеобразным лекалом для ньясы - в этой практике мантры и божественные энергии направляются в конкретную точку тонкого тела. Хотя на сегодня, миллионы людей увлечены идеями о чакрах, практически никто не использует их по назначению. Это нормально. Повторюсь, я здесь не для того, чтобы указывать на ошибки, а чтобы принести знания тем, кому это интересно.
В первоисточниках указаны две отличительные черты чакральных систем: первая – мистические звуки санскритского алфавита распределены по «лепесткам» всех чакр; вторая – каждой чакре соответствует конкретное индуистское божество. Вот почему я назвал чакральную систему лекалом для ньясы. Практикуя ее, вы представляете конкретный слог мантры в строго определенном месте конкретной чакры энергетического тела, при этом распевая этот звук про себя. В контексте данной культуры звуки санскрита рассматриваются как мощные вибрации, которые сами по себе являются эффективной частью мистической практики, а с помощью магических средств они способны принести духовное освобождение или материальные блага. Призывать образ и энергию божества в чакру – тоже часть культурного наследия, но если западные йоги поймут, за что отвечает каждое божество, их практика может стать более осознанной. Хотя она никогда не будет иметь для них такого же значения, как для тех людей, у которых эти божественные образы с детства закрепились в подсознании.
Упомянув древних авторов, важно также отметить, что главной целью любой чакральной системы было служить своеобразным лекалом для ньясы - в этой практике мантры и божественные энергии направляются в конкретную точку тонкого тела. Хотя на сегодня, миллионы людей увлечены идеями о чакрах, практически никто не использует их по назначению. Это нормально. Повторюсь, я здесь не для того, чтобы указывать на ошибки, а чтобы принести знания тем, кому это интересно.
В первоисточниках указаны две отличительные черты чакральных систем: первая – мистические звуки санскритского алфавита распределены по «лепесткам» всех чакр; вторая – каждой чакре соответствует конкретное индуистское божество. Вот почему я назвал чакральную систему лекалом для ньясы. Практикуя ее, вы представляете конкретный слог мантры в строго определенном месте конкретной чакры энергетического тела, при этом распевая этот звук про себя. В контексте данной культуры звуки санскрита рассматриваются как мощные вибрации, которые сами по себе являются эффективной частью мистической практики, а с помощью магических средств они способны принести духовное освобождение или материальные блага. Призывать образ и энергию божества в чакру – тоже часть культурного наследия, но если западные йоги поймут, за что отвечает каждое божество, их практика может стать более осознанной. Хотя она никогда не будет иметь для них такого же значения, как для тех людей, у которых эти божественные образы с детства закрепились в подсознании.
В каждой чакральной системе присутствуют так называемые Причинные божества (karana-devatās). Их устанавливают в строгой последовательности. От нижней чакры к верхней их располагают так: Индра, Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара, Садашива и Бхайрава. В зависимости от количества чакр первый и последний часто не используются. Последний в этом списке Причинных богов – никогда не считается менее важным в данной системе. Он (кто бы это ни был)находится выше головы, т.е. над самой верхней чакрой.
Поэтому Бхайрава (самая мистическая форма Шивы) попадает в список Причинных божеств, когда он сливается с Богиней.
Поэтому Бхайрава (самая мистическая форма Шивы) попадает в список Причинных божеств, когда он сливается с Богиней.
6. Биджа-мантры на самом деле относятся не к чакрам, а к соответствующим им элементам.
Это намного проще, чем кажется на первый взгляд. Вам сказали, что семенная мантра (биджа / bīja или односложная мантра) муладхара чакры – ЛАМ. Не верно. Ни в одном из санскритских источников, даже в испорченной работе Пурнананды, этого нет. А ВАМ – не мантра свадхистаны. Постойте-ка, что? Все просто. ЛАМ - биджа-мантра элемента земля, которая в большинстве практик визуализируется в муладхаре. ВАМ - биджа элемента вода, которая находится в свадхистане (по крайней мере, в системе чакр, о которой вам известно). И так далее, РАМ – слог для огня, ЙАМ – для воздуха, ХАМ – для эфира. (Все эти биджи рифмуются со словом «Thumb». Стоит отметить, что в мистической тантрической йоге биджы элементов имеют различные гласные звуки, что по идее делает их более мощными.)
Это намного проще, чем кажется на первый взгляд. Вам сказали, что семенная мантра (биджа / bīja или односложная мантра) муладхара чакры – ЛАМ. Не верно. Ни в одном из санскритских источников, даже в испорченной работе Пурнананды, этого нет. А ВАМ – не мантра свадхистаны. Постойте-ка, что? Все просто. ЛАМ - биджа-мантра элемента земля, которая в большинстве практик визуализируется в муладхаре. ВАМ - биджа элемента вода, которая находится в свадхистане (по крайней мере, в системе чакр, о которой вам известно). И так далее, РАМ – слог для огня, ЙАМ – для воздуха, ХАМ – для эфира. (Все эти биджи рифмуются со словом «Thumb». Стоит отметить, что в мистической тантрической йоге биджы элементов имеют различные гласные звуки, что по идее делает их более мощными.)
Таким образом, основные мантры, связанные с пятью первыми чакрами – можете даже погуглить, - на самом деле относятся к элементам, соответствующим чакрам. Это важно знать, если хотите заменить один элемент другим. «Я могу это сделать?!» Конечно. Как изменятся отношения, если постоянно направлять воздух в сердечный центр? (Помним, что ЙАМ - мантра воздуха/ветра, не анахата чакры.) Вы когда-нибудь обращали внимание, что у современных американских йогов зачастую очень нестабильные отношения? Может, это связано с тем, что они часто направляют ветер на уровень сердца? Каааак… (Могу позволить себе быть забавным, т.к. очень маленький процент читателей зайдут так далеко.) Может быть, вы хотите поместить в свое сердце землю, если сейчас нужно его «заземлить». Вот для этого и важно знать, что ЛАМ – мантра земли, а не муладхара чакры. (Обратите внимание, что согласно традиции, хотя мы и можем перемещать элементы в другие части тела, изменить их последовательность нельзя. То есть, в зависимости от практики, они могут перемещаться вверх и вниз, но земля всегда будет ниже воды и т.д.).
Кроме того, геометрические фигуры, которые сегодня ассоциируются с чакрами, тоже связаны именно с элементами. Земля традиционно изображалась (желтым) квадратом, вода - (серебристым) полумесяцем, огонь – перевернутым вниз (красным) треугольником, воздух – гексаграммой или шестиконечной звездой, эфир - кругом. Поэтому, когда видите эти фигуры на изображениях чакр, знайте, что они описывают элементы, а не внутричакровую геометрию.
Это наводит меня на следующую мысль: даже санскритские источники могут быть неверно истолкованы. К примеру, в тексте Пурнананды, 16-го века (основа современной чакральной системы) пять элементов располагались в первых пяти чакрах семичакровой системы. Но это точно неправильно - во всех классических системах эфис/космос располагался на макушке головы, там, где йоги расширяли свое сознание до космического. Эфир – элемент, который растворяется в бесконечности, поэтому он должен находиться в области макушки. Я полагаю, что Пурнананда переместил эфир в горловую чакру, т.к. жил в эпоху, когда было принято бесприкословно следовать традиции, не подвергая ее критике (к сожалению, эта тенденция сохранилась). Он относился к традиции Каула, в которой классические причинные божества сместились вниз, чтобы освободить место верховным (а именно, Бхайраве и Богине), а элементы закрепились за божествами и чакрами, с которыми они ранее ассоциировались.
На самом деле мы очень поверхностно коснулись этого вопроса. Я не шучу. Это очень сложная тема, вы можете посмотреть научные работы Дори Хейлийгерс-Силен, Гудрун Бёнеман. Поребуются незаурядное терпение и сосредоточенность, чтобы все это прочитать, я уже молчу про качества, которые нужны, чтобы написать это. От этой статьи я рассчитываю получить, некоторую долю смирения. Чуть меньше ссылок на авторитеты, когда речь идет об эзотерических понятиях. Может, будет чуть меньше преподавателей йоги, которые пытаются рассказать все о чакрах своим ученикам. Я поражаюсь, насколько я некомпетентный, пониамая, как сложны первоисточники, и это после 12-ти лет изучения санскрита.
Нам еще многое предстоит узнать. Когда речь заходит о чакрах, не настаивайте на том, что вы что-то в этом смыслите. Объясните своим ученикам, что каждая книга о чакрах представляет всего лишь одну из возможных моделей. Все написанное на английском не является авторитетным источником для практиков йоги. Почему бы не относиться с большей осторожностью к тому, что вы уже знаете о йоге, даже если продолжаете ее изучать? Давайте признаемся, что мы толком не разбираемся в древних практиках. Вместо того чтобы быть авторитетом в их упрощенной версии, попытайтесь сами и помогите своим ученикам посмотреть более ясно, честно, осторожно и непредвзято на собственный внутренний опыт.
В конце концов, все, что когда-либо испытывал каждый мастер йоги, у вас уже есть.
В конце концов, все, что когда-либо испытывал каждый мастер йоги, у вас уже есть.
Перевели: Юлия Остапова и Анна Глинко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий