среда, 24 августа 2016 г.

Саманатва - это равенство. Саматва - это невозмутимость

    Второй вопрос:
О, Господь, о, Бхагаван, Ты утверждаешь, что Бог не имеет формы. Что Он бесформен - Он Ниракара. Ты также говорил в своей лекции, что  такие качества, как наш рост, вес, комплекция - все эти атрибуты заключены внутри гун. Наша набожность, наши эмоции, наши желания, пути ума, капризы, причуды и фантазии ума, решения, принимаемые интеллектом и телом - все они обусловлены гунами. Таким образом, человек, индивидуальная душа, личность, обладает гунами, или чертами и атрибутами, либо качествами. Но Бог вне атрибутов, Он лишен атрибутов.
"Свами, я вижу Тебя в человеческой форме. Ты утверждаешь, что Бог лишен формы, но у Бхагавана Шри САТЬИ САИ БАБЫ форма есть. Разве не так? Мы видим Его форму. Но Бог не имеет формы. Это сказал Ты. Как же я могу совместить оба эти утверждения? Имеет Он форму или нет?"
Да, самое простое - это понять Бога! Он не отвергнет вопрос, как глупый, как это делает большинство из нас, учителей. Когда мы находим вопрос трудным, мы предлагаем ученику покинуть класс! Прекрасное решение. Я тоже неоднократно говорил, что у нас, преподавателей, существует очень хороший способ избежать трудных вопросов: А, B,C, D (подробности см. в выпуске 2).
И как же наша Реальность, наш так хорошо знакомый нам Бхагаван отвечает на этот вопрос?
Он никогда не приводил меня в замешательство. Божественность - это ясность. Ясность, краткость, простота - все это признаки Божественности.
Так что говорит Свами?"Бог не имеет формы". И дает несколько примеров. "Что является формой любви? Какая у любви форма? Она низенькая или высокая, а может быть черная или белая, коричневая или желтая? Или сладкая либо горячая? Какая у нее форма? Как вы опишете ее?"
Свами, я не могу.
"Но любящая вас мать имеет форму или нет? Ваша мать вас любит. Она имеет форму или нет?"
Да, она имеет.
"Вот это и есть ответ!" Так что любовь не имеет формы, но любящая мать - имеет.
А дальше Он продолжает:"Какова форма аромата, запаха, благоухания? У запаха нет формы. Но цветы жасмина имеют форму. Розы тоже. Так что аромат не имеет формы, но цветы ее имеют".
И третий пример:"Воздух - разве у него есть форма? Нет. Но закачанный в баллон, он принимает форму баллона. Закачанный в шину, он принимает форму шины. Таким образом, воздух принимает форму трубы, шины или баллона, куда он закачивается".
Наконец, Бхагаван сказал:"Какая форма у воды? У воды ни формы, ни вкуса - ничего. Но налитая в стакан, она принимает форму стакана. Одно поддерживает другое. Одно служит опорой другому".
Тогда, Свами, все в порядке. Я понял. У Бога нет формы. Но, воплощаясь, Божество выражает Себя через форму. Я это понял.
Но если Ты говоришь: Бог всюду, Бог всюду, почему же Он принял только человеческую форму? Мы говорим, что Бог всеведущ, Бог вездесущ. Мы говорим, что Бог всесилен. Почему же Он принимает человеческую форму? Почему?
На это БАБА ответил:"Ты не знал этого, пока Я не сказал, что Бог - всюду. Ты нет знал, что Бог - всюду, пока Я этого не сказал".
О, я понял. Все. Запал исчез.
А Свами стал объяснять дальше:  "Возьмите, вот золото, а это - алмаз или жемчуг. Жемчуг и золото сами по себе не являются украшением. Нужен золотых дел мастер, который бы изготовил цепочку и ожерелье.Бог и является таким золотых дел мастером. Он изготавливает украшение, когда есть золото и бриллианты.
И вы тоже - Боги. Но именно Бог сообщает вам, что вы - Бог. Ведь должен же кто-то напомнить вам о вашей реальности. Кто-то, имеющий возможность просветить вас относительно вашего собственного "Я".
Поскольку мы заблуждаемся и по поводу нашего тела, и по поводу нашего ума, а наше эго обманывает нас, должен же кто-то сообщить нам, кем мы являемся в действительности!".
"Вот еще один пример", - продолжал Бхагаван.
"Есть нить, есть цветы. Но это еще не гирлянда. Нужен еще ее изготовитель.

Вот контейнер, а вот масло и фитиль. Но разве у вас появился свет? Кто-то должен зажечь его. Прежде всего должен существовать изготовитель гирлянд. И золотых дел мастер".
Точно так же необходимАватар. Поэтому Бог принимает человеческую форму, чтобы сообщить нам, что мы божественны, что мы - не прах. Что мы состоим не только из пяти элементов природы
Скажи, Бхагаван, в чем состоит цель жизни? В чем ее цель? Все мы вынуждены были родиться. Нам не было предоставлено выбора. И вот мы здесь, но для чего? Каково назначение нашей жизни? Что мы сейчас должны делать?
Что же ответил Бхагаван?
Он сказал: "Вот конверт. Вы отправляете его. Каждый отправляемый вами конверт, каждый конверт, который вы опускаете в почтовый ящик, должен иметь два адреса: один из них - того, кому вы написали письмо. Другой -ваш собственный. Так что на каждом письме должны стоять два адреса: тому-то от того-то.

Допустим, вы не написали эти два адреса и отправили письмо. Что произойдет? Ваше письмо выбросят, и все. Человеческая жизнь похожа на почтовый конверт. Вам необходимо иметь два адреса: откуда вы? И куда идете? Так как я не знаю, откуда я, точно так же я не знаю, куда направляюсь.
Таким образом, на конверте должен стоять адрес отправителя и место назначения. Подобно этому, целью человеческой жизни является узнать, откуда вы и куда идете, каково ваше жизненное предназначение, цель вашей жизни.
С другой стороны, вы беспокоитесь лишь о жизни между откуда и куда. И только. Откуда - неизвестно, неизвестно и куда. И так проходит ваша жизнь".
Далее Бхагаван сказал:"Назначение жизни состоит в чем-то большем".
А что это?
Бхагаван ответил:"Помните, всегда помните, что цель жизни - узнать и испытать Божественность".
А как узнать? Как испытать Божественность, Свами?
Я не знаю. А если я этого не знаю, как же я сумею ее испытать?
Факт, что мы не испытали присутствия Божества, очень хорошо известен всем. А как узнать о существовании Божества?
Мы растеряны. Мы смущены. Мы полны сомнений. В жизни мы получали тычки и шишки, переживали взлеты и падения. Мы приходим в восторг, когда нас хвалят, и впадаем в уныние, когда нас критикуют. Наша жизнь полна успехов и неудач, обретений и утрат, счастья и горя. Наша жизнь построена на двойственности. Но это не есть наша подлинная реальность. Это не наша реальность!Назначение жизни - в познании подлинной Реальности, в познании Истины. Но что это такое?
Бхагаван приводит простой пример:
"Вот стакан воды. На дне его сахар. Теперь попробуйте воду наверху - фу, она безвкусна. Попробуйте ту воду, что в середине стакана, - она тоже безвкусна. Потому что сахар - только на дне.
А теперь с помощью ложечки возьмите и перемешайте воду. Перемешайте как следует! И попробуйте сверху -сладко. А в середине? Тоже сладко. А на дне? Еще слаще.
В чем различие между первоначальным состоянием и нынешним? Разница в том, что раньше сахар не был как следует размешан. Единственное, что вам нужно было сделать, - это как следует его размешать. Человеческая жизнь напоминает стакан воды. Внутри нее находится сахар Божественности".
О, но мы находим, что жизнь лишена вкуса. Мы считаем жизнь неинтересной. Она представляется нам унылой и лишенной смысла. Почему?
Сахар лежит на дне, и это означает, что Божественность остается на дне нашей жизни.
И что я должен теперь делать?
Свами ответил:"Возьми ложку интеллекта, или Буддхи. И размешай воду. Размешай. Когда ты с помощью интеллекта размешаешь сахар Божественности, чтобы он достиг верха стакана жизни, все твое существование станет сладким, как нектар".
Итак, друзья мои, нам осталось только как следует все размешать, чтобы наслаждаться жизнью в полном смысле. Назначение жизни - насытить Божественностью наши повседневные дела, так, чтобы жизнь наша стала интересной. Вся жизнь станет исключительно полезной. Вот что сказал Бхагаван. Такое объяснение Он дал назначению нашей жизни.
Свами, Ты хочешь, чтобы я "смешал" Твою Божественность. Ты хочешь, чтобы я познал это единство. Ты хочешь, чтобы я испытал Атму.
Но я очень занят на работе. Я поглощен своими финансовыми проблемами. Я сильно озабоченстроительством дома, которое недавно начал. Я очень обременен заботами о своих детях. Я всецело погружен в поиски новых способов подзаработать.
Откуда у меня возьмется возможность познать Высшее Я? Когда мне нужно о нем узнавать? Пожалуйста, назови мне подходящее время. Рано утром, или в полдень, или после отставки?
Многие оставляют для духовной работы период после ухода в отставку. Но до того момента вся жизнь как бы консервируется. А где гарантия, что мы доживем до пенсии? Гарантии нет. Нет гарантии. Страховка является гарантией для живых, для тех, кто остается. Но те, кто нас покидают, остаются с пустыми руками. Так что страховка для нас - не гарантия. Никоим образом. Потому что мы не можем быть уверены, что останемся в живых. И, выходит, у нас не остается времени для духовности.
Тогда Бхагаван сказал: Вам следует иметь в жизни четкие приоритеты.
Что является самым важным?
Что - следующее по степени важности?
И что наименее важно?
В жизни нет ничего не важного. Все важно. Что-то более важно. Другое - самое важное, И только".
Когда мы меняем жилье, - это, должно быть, испытал каждый, - мы не хотим ничего оставлять после себя, так как считаем, что даже старые шлепанцы очень важно носить в новом доме! Старые шлепанцы тоже переезжают, потому что мы не хотим ничего оставлять после себя. Мы все считаем важным.
Вот так и в жизни - все является важным.

Здесь Бхагаван ясно указал на необходимость установить жизненные приоритеты: что является главным приоритетом, что следующим по значимости и что наименьшим.
Свами проиллюстрировал это таким образом: вот два клана - первые Пандавы, люди духовные, и другой - Кауравы, люди приземленные. У Пандавов высшим приоритетом был Бог, Бог был прежде всего. Последним и наименьшим были они сами.
"Я пришел одним из последних. Первым был Бог, затем следовали другие. Я пришел последним".

Поскольку Бог был для них на первом месте, был высшим приоритетом, они и выиграли битву. С тех пор и до наших дней люди помнят их знаменитые победы, их высоко чтят потомки, хотя с того времени прошли тысячи лет. Пандавызаслужили высочайшее уважение, потому что для них Бог был на первом месте, другие - за ним, а "я" стояло на последнем месте.
Тогда как у Кауравов было все наоборот: для них главным было их собственное "я": "Я" - было самое важное. Затем шли другие. А Бог занимал последнее место. Среди их приоритетов Бог занимал последнее место. Поэтому они, в конце концов, потерпели неудачу.
Если вы обратитесь к статистике, то у Кауравов была значительно более сильная армия. У Кауравов было больше оружия. Но они потеряли свою жизнь и проиграли сражение. Почему? Потому что среди их приоритетов Бог был на последнем месте. А целью жизни является сделать Бога высшим приоритетом.
Назначение человеческого существования - обожествить или одухотворить нашу жизнь, говорит Бхагаван.
Теперь такой вопрос:
почему мы несчастны? Почему мы печальны? Почему?
Если вы просто обойдете кампус, территорию университета, вы встретите множество унылых лиц, Шекспировских лиц, лиц обеспокоенных. Редко вам повстречаются улыбающиеся лица. Люди редко улыбаются.
"Сэр, а где находится контора по расселению?" (Как бы в ответ Кумар издает раздраженный звук)
"Сэр, в какое время будет даршан? Вы не знаете?" (Кумар произносит это с тем же угрюмым выражением).
Всюду шок, всюду электрический удар. Почему?
Почему люди взволнованы и расстроены?
Почему не улыбаются от всей души?
Почему они напряжены, у них высокое кровяное давление, переутомление?
Из-за чего все это?
Для чего же духовность?
Если духовность - обременительна, то стоит ли она того? Духовность должна давать облегчение.
Почему же мы в жизни столь серьезны?
Бхагаван дает на это ответ. Прекрасный ответ.
Люди беспокоятся по двум причинам: во-первых, они постоянно думают о прошлом.
Жена донимает придирками своего мужа. "Десять лет назад твоя мать плохо относилась ко мне".Если десять лет назад свекровь к ней плохо относилась, как бедный муж может помочь нынешнему положению?
Или: "Пятнадцать лет назад ты не подарил мне красивое сари на нашу свадьбу".Ну, а что мне делать теперь? Прошло пятнадцать лет. А мы до сих пор чувствуем горечь, вспоминая о прошлом.
Другой пример: "Я помню, что много, много лет назад ты не уделила мне должного внимания, когда я нанес тебе визит". Вот так. Короче говоря, самое большое наше несчастье в том, что мы бесконечно обсасываем ситуации прошлого.  Мы все время помним о прошлом.
А Бхагаван говорит: "Почему вы думаете о прошлом?
Прошлое - прошло, его не воротить".
Я могу плакать о былых днях, но я не в состоянии их возвратить. Прошлое есть прошлое.
С другой стороны, осмыслив прошлое, вы осознали корни происшедшего. Зачем же опять обо всем этом думать?Это того не стоит.
Так что, половина горя пройдет, когда вы позабудете о прошлом. Забудьте о прошлом, оно минуло. Я могу быть худшим из грешников. Я могу быть очень плохим. Или - я могу иметь определенный горький опыт. Но забудьте о том, что прошло. Тогда половина беспокойства исчезнет.
Уйдет и другая его половина, если вы не станете беспокоиться о будущем.
Вы размышляете о будущем и испытываете беспокойство.
Вот небольшой пример: Парень не женат. Родители еще пребывают в поисках подходящей партии, в то время как сам он уже присматривает детскую школу для будущего ребенка. Для еще не рожденного дитя! А парень даже еще не женат! Вот и посудите.
По этому поводу Бхагаван отпустил шутку. Кажется,  свадьба парня уже назначена и он совершенно счастлив, потому что собирается жениться.Бхагаван  говорит юноше: "Жена, жена, жена - это жизнь. И когда жена станет ножом, ты поймешь, что такое жизнь. Я знаю, ты хочешь жену, жену, жену. А когда жена станет ножом, тогда ты придешь ко Мне. Но не раньше".
А так парень совершенно счастлив, потому что собирается жениться. Прелестно. Родители покупают ему отличный шерстяной костюм от Раймонда. Но неожиданно замечают, что их сын собирает старую, поношенную и порванную одежду. Совершенно порванную одежду. И старую!
Мать спрашивает:"Ой, сынок, что такое? Мы приготовили для твоей свадьбы новую фирменную одежду".
Парень отвечает:"Матушка, через год у меня будет ребенок. Эти старые тряпки мне нужны, чтобы протереть детскую кроватку. Поэтому я и решил их сохранить".
А этот парень еще даже не женат.
Таким образом, большинство наших беспокойств проистекает из-за того, что мы переживаем о будущем. Лучше бы мы о нем не думали. Почему? Будущее неопределенно. Где гарантии, что мы до него доживем?
Итак, причина нашего беспокойства в том,
что мы все время думаем либо о прошлом,
либо о будущем.
Поэтому Бхагаван говорит:"Прошлого не воротишь. Будущее неопределенно. Думайте о настоящем. Заботьтесь о настоящем".
Настоящее - результат прошлого. Настоящее - фундамент будущего. Прошлое стало деревом. Будущее собирается стать деревом. В настоящее время оно - еще семечко. Настоящее - семечко, которое принесло дерево прошлого. Оно семечко, из которого вырастет дерево будущего. Поэтому вам следует заботиться о настоящем. Это настоящее, как говорит Бхагаван, вездесуще.
Так что наши несчастья, происходящие от вещей нестоящих, и сами не стоят ничего. Это просто свидетельство полного неведения.
Затем Свами добавил еще кое-то относительно причин нашего беспокойства. Почему мы беспокоимся?Наше беспокойство - это наше собственное произведение.
Беседуя с юношей, Свами говорит: "Я спрашиваю - когда ты собираешься жениться?" - парень совершенно счастлив. "Сегодня ты хозяин. Сегодня ты распоряжаешься своим временем и ресурсами. Ты движешься прямым путем. Когда же ты женишься, ты станешь передвигаться на четырех ногах, как животное. Твояскорость упадет. Если появится ребенок, у тебя будет уже шесть ног, "как у скорпиона"(я цитирую Свами).
Когда родится еще и девочка, ты станешь восьминогим, "как таракан".
И с появлением новых детей темп твоей жизни станет все более замедляться. Ты будешь  не способен быстро двигаться с таким количеством ног!"
Точно так же семейные узы, семейные обязанности, ответственность за семью - наше собственное произведение. Я не могу сказать, что моя семья - это оковы. Нет.
Семья не появляется сама по себе. Семья - это то, что создаю я сам. Я строю ее на протяжении многих лет. Так что наши узы - нашего собственного производства. Это не чей-то подарок.
Таким образом, большинство из нас чувствует себя так плохо из-за слишком сильной привязанности к чему-то.

Да, Свами, все правильно. Теперь у меня есть семья. И до того, как я пришел к Тебе, у меня была семья. А теперь Ты говоришь:"Она - твое собственное произведение. Сейчас ты плачешь. Но Я не могу тебе помочь".
Что я должен теперь делать?
И Свами выносит решение:
после пятидесяти лет у вас не должно остаться никаких привязанностей.
Когда дети устроены, пусть они сами о себе заботятся. Вам не нужно больше беспокоиться о том, как уберечь сына. Вам не следует волноваться о том, чтобы обеспечить внука. Вы не должны переживать об образовании для своей внучки. Почему? Та стадия жизни, что начинается после пятидесяти, называется Ванапрастха - стадия полной непривязанности, когда ответственность передана детям.
После шестидесяти - Саньяса ашрама, полное самоотречение.
Но, к сожалению, мы хотим быть Брахмачариями, холостяками, к пятидесяти. Мы хотим бытьГрихаста, хозяином дома, к шестидесяти. А домом нашим является госпиталь, а не резиденция.
Следовательно, причина наших несчастий обусловлена организацией жизни. Эта организация не похожа на управление бизнесом. Эта организация жизни, организация времени более важна, если человек после пятидесяти свободен от ответственности. И тогда не будет причин для расстройства или несчастий и бед.
Я также хотел бы поделиться с вами еще одним мнением, а затем уже можно и разойтись.
Как-то утром я увидел в газете заголовок"Наксалиты убили пять человек". В штате Андхра Прадеш людей, приверженных насилию, называют наксалитами, в Пенджабе - террористамипограничным движением в Ассаме и Тамил Наду. Они жаждут убивать людей. Они полагают, что с помощью убийств смогут разрешить свои проблемы. Они отнимают имущество у богатых, раздают его другим и заявляют, что установили равенство.
И вот встал вопрос: Бхагаван, некоторые люди верят в равенство. Почему каждый не может быть богатым? Почему не все владеют имуществом? Почему все не равны? Да, да, да. Коммунистическое равенство.
Возможно ли равенство? Что такое равенство? 
Существуют два слова: Саматва, Саманатва.

Равенство - возможно ли оно?
Такой вопрос был задан Свами.
Вы знаете, что Он сказал?
"Саматва саманатва. Равенство невозможно".

Невозможно?! Почему?
И на земле нет равенства. Вы видите горы. Вы видите долины. Вершины с одной стороны, низины - с другой. В теле нет равенства: нос выступает вперед, рот вдается внутрь. Тело ничем не напоминает гранитный столб. У него есть свои впадины и выступы. На земле тоже есть выступы и впадины. Так что и в Природе нет равенства. Точно так же и в обществе равенство невозможно.
И Бхагаван привел простой пример: 
Один король переодетым обходил свое королевство и увидел страдающих людей.
Он подумал: "В моем королевстве должно царить равенство". Ладно.
Он вошел в лес, предался покаянию и стал молиться Богу.
 

Господь явился ему и спросил: "Чего ты хочешь?"
"О, Боже, я хочу прожить несколько сотен лет, чтобы установить в моем королевстве равенство".
Господь ответил: "Прекрасно. Я благословляю тебя".
Видя, что король вернулся радостный, королева отметила, что у ее мужа была причина для счастья - он хотел жить несколько сот лет.
Тогда она сказала: "О, король, если ты будешь жить сотни лет, люди тоже должны жить столетиями. Иначе, если они будут умирать в возрасте пятидесяти лет, кому будет нужен такой король?
Кем же ты собираешься управлять?

Люди тоже должны жить сотни лет".
Тут некоторые старейшины принялись молиться Богу: "О, Господь, правда ли, что Ты даровал королю сотни лет жизни?"
"Да".
"Пожалуйста, подари и нам сотни лет жизни".
"Хорошо, подарю. Идите".
Тогда явилась королева и сказала: "О, Боже, Ты всем им даровал сотни лет жизни. Ты хочешь, чтобы я умерла раньше их? Позволь и мне жить сотни лет".
"Хорошо, живи".
Теперь король мог окончательно возвратиться домой, потому что его королевству было даровано равенство. Все были равны, Каждый был счастлив. Бог исполнил все желания. 
По дороге домой он всюду видел дворцы. Теперь все были равны. Но он не мог узнать своего собственного дворца. С огромным трудом, только увидев и узнав королеву, он сумел найти свой собственный дворец. До того это оказалось невозможным.
Он увидел королеву и спросил: "Дорогая, почему это улицы такие грязные?"
Королева ответила: " О, господин, о, король, у нас нет подметальщиков. Сегодня каждый - король. Понимаешь?"
"Ясно. О, Боже, и это все, потому что я молился о равенстве?"
А затем сказал:"О, королева, я бы хотел принять ванну, ибо уже долгое время не имел такой возможности. Пожалуйста, пусть мне приготовят воду. Попроси слуг сделать это".

На что королева отвечала: "Дорогой, извини, но у нас нет слуг. Придется тебе самому все сделать".
"Понятно. А почему?"
Она опять ответила: "Слуг нынче нет. Все теперь короли. Все равны".
И король ответил:"Я понял. Но я хотел бы отдать свою одежду в стирку".
И услышал в ответ: "Прачек нет. Все теперь стали королями".
Тут король, постигнув социальное устройство, расстроился, поскольку он принял не функциональное решение. Операции, управление стали чрезвычайно трудны. И он опять отправился в лес. "О, Господь, пожалуйста, верни старый порядок вещей".
Так что равенство невозможно.
И тут Свами обрисовал имеющиеся различия. Те, кто знают санскрит,
лучше это оценят.
 
Саманатва - это равенство. Саматва - это невозмутимость. Между равенством и невозмутимостью огромное различие. Невозмутимость - это состояние ума: способность хладнокровно относиться как к потерям, так и к приобретениям. Умение одинаково хладнокровно принимать потери и находки, успехи и поражения. Так что невозмутимость практикуется, становится видимой, наблюдается на индивидуальном уровне. В то время, как равенство - на социальном.
В коллективе, в обществе вы стремитесь к равенству.
На индивидуальном уровне вы стараетесь достигнуть невозмутимости.
В таком же духе Бхагаван отвечал и на другие вопросы.
Мы, возможно, встретимся на следующей неделе, если будет на то Божья Воля, в то же время и в тот же день. Благодарю вас.
ОМ САИ РАМ
Кумар закончил свою беседу пением "Бхаджа Мана Нарайяна…"

***
Om Sai Ram
Om… Shanti…Shanti…Shanti…
ОМ… ШАНТИ … ШАНТИ … ШАНТИ …
Loka Samastha Sukhino Bhavantu!
ЛОКА САМАСТХА СУКХИНО БХАВАНТУ!
Пусть весь мир будет счастлив! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий