Яркое и грандиозное общение со Свами. Часть 3
Беседа с Данной Гиллеспи, английской певицей, актрисой и автором песен
РС: Дана, вы большой поклонник Индии, такой же, как и Макс Мюллер, который сказал: «Чему Индия не может меня научить, тому мне учиться не нужно».
ДГ: Да, я полностью это подтверждаю. На самом деле сейчас я должна это немного расширить, потому что теперь весь мир учит меня этому. И ещё одна вещь, это, должно быть, связано с реинкарнацией. Я помню, как, когда я была ребёнком пяти или шести лет, родители обычно брали меня в королевскую резиденцию Виндзор под Лондоном смотреть поло. И большинство бывших там маленьких девочек интересовалось лошадьми. Я интересовалась только тем, получу ли я мороженое. Но одной интересной вещью было то, что махараджа и махарани Джайпура всегда были там.
РС: О, Гаятри Деви?
Свами как-то спросили: «Почему здесь поются Веды? Почему великие лидеры, духовные лидеры рождаются только в Индии?» – И Он ответил. – «Потому что только в Индии они знают, как жить в соответствии с посланием Вед». Я имею в виду, что вы не найдёте таких святых, которые родились бы в пригородах Лондона или Детройта. Это просто не происходит. Именно поэтому эта страна такая особенная.
РС: Очень священная!
ДГ: Да!
РС: Очень интересно, вы сказали, что, будучи маленькой девочкой, вы видели махараджа и махарани Джайпура. Я полагаю, возможно, где-то в сердце той маленькой девочки затаилось восхищение теми регалиями и пышными одеждами, которые были на них, и поэтому в последующие годы Свами украсил вас множеством подарков, имеющих очень сильный оттенок Раджастани.
ДГ: Может быть. Я люблю яркие цвета. Не люблю ничего скучного. Я не люблю серый цвет, например. Вы не увидите меня в одежде блеклых или тёмных тонов, например, в коричневой одежде. Потому что это не моё. Я люблю цветовые эффекты. Когда я приезжаю сюда, то всегда ношу яркую, красочную одежду. Однажды за неделю Свами подарил мне восемь красивых сари.
РС: До того, как начать носить сари, вы обычно выступали в западной одежде, покрывая плечи шарфом. Расскажите нам об этом.
ДГ: Что ж, Он часто приходил за кулисы и смотрел, как я тщательно пристёгиваю шарф, потому что при каждом моём движении он мог слететь, всё могло произойти, а он должен был покрывать плечи. И хорошо закрывать плечи и грудь. Но, знаете, я сама не знала, что делаю. Я вполне могла выбежать и забыть, что должна надеть шарф, потому что в своей душе я всегда чувствовала, что слегка похожа на щенка лабрадора, который виляет хвостом, сбивает все вещи и счастлив пообщаться к каждым. Нет никого, кого бы я не любила, я люблю всех, даже тех, кто меня не любит. Это нормально. Это просто состояние счастья, я всегда была такой.
РС: А затем появились сари, совершенно неожиданное переключение на сари?
ДГ: Да. Что ж, да, меня позвали… в ту маленькую комнату рядом со старой кухней, не в Его комнату для интервью. И там Он дал мне увесистую пачку сари. И одно из них я надевала на Его 80-летие. Это было около 5 лет назад. Он дал мне эти сари. Это было радужное сочетание ярких красок и золота. Он положил их мне в руки, и сари были такими тяжёлыми, что я уронила их. И наш Господь нагнулся и поднял их быстрее, чем я смогла наклониться, а я двигаюсь довольно быстро. И я знала – раз Он подарил мне это сари, то я должна надеть его на Его 80-летие. Я просто знала это. Иногда вы знаете, что должно произойти.
РС: Интуитивное знание, очень отчётливое.
ДГ: И я очень благодарна, когда Он даёт мне это знание, потому что каждый раз думаешь, я же знала это, а совершила ужасную грубую ошибку. Но когда я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу, и я знаю, что это Он, тогда как вы можете совершить ошибку? И наш долг – настроить наше внутреннее радио на нужную волну, чтобы быть наилучшим каналом, потому что, когда мы настроены на Него, мы можем получать от Него самые лучшие программы. Только вдумайтесь…
РС: Совершенно верно! Именно так.
Опыт выступления с Его студентами
РС: Вы выступали с самыми лучшими музыкантами мира, но, я знаю, что Баба дал вам возможность выступать с музыкантами прославленного Бхарата, с нашими местными музыкантами.
ДГ: О, да, с ребятами из Прашанти.
РС: Каким был этот опыт?
Выступление в Божественном Присутствии в апреле 2009
ДГ: Сказочным. Просто великолепным. Первый раз это было около 9 лет назад. Я должна была приехать со своими музыкантами на два дня раньше, со своим альбомом «Зеркала Любви».
Он был навеян индийской атмосферой, индийскими ощущениями, но песни исполнялись на английском языке. И вдруг мои музыканты говорят: «Мы слышали, что в Индии началась эпидемия чумы. Мы не поедем туда. Вот билеты, сдай их». Я была огорошена. Итак, я приехала без музыкантов. Но я знала, что должна выступить, каким-то образом знала это. Свами подходит прямо ко мне и говорит: «Хорошо, а где твои музыканты?»
Я ответила: «Свами, я никого не привезла с собой». Он сказал: «Я пришлю ребят».
РС: Хм!
ДГ: Итак, ребят прислали. В задней части дома, где я жила, была комната. И мы начали репетировать там. Пришло шесть-семь ребят, они никогда раньше не играли в этом стиле. Все работали очень усердно. Я сказала: «На сцене я представлю всех вас поименно». Они сказали: «Нет, нет, нет, мы не можем. Мы – ребята Свами. Пожалуйста, никаких имён!». Однажды Свами пришёл, и присутствовал на репетиции. Первое, что Он сказал: «Представь каждого по имени».
Мы репетировали и в зале Пурначандра, когда он был свободен. Я сидела лицом к ним, а они все сидели лицом к занавесу, поскольку знали, что Свами может отодвинуть его. Я не знала об этом. Они играли, и неожиданно музыка начала смолкать и прекратилась. Я начала осматриваться вокруг. Он смотрел в щёлочку между частями занавеса, иногда Он бросал взгляд мельком, иногда было видно немного волос, и они прекращали играть. Это было великим переживанием.
Однажды Он сказал: «Не говори никому, но Я приду в тот дом в четверг. Будьте готовы». Я спросила: «Но ребятам я могу сказать?» – «Да, ребятам скажи».
Итак, ребятам сказали. И мне пришлось сказать и в доме, потому что нужно было всё подготовить, всё тщательно убрать, всё сделать изысканно. Была принесена серебряная посуда, был поставлен стол, сервированный 15-ю тарелками с ароматными блюдами и 15-ю чашками с паясам (индийская сладость, приготовленная на молоке), которую я безумно люблю.
Я волновалась, будут ли ребята достаточно хорошо подготовлены, ведь это был совершенно не тот стиль музыки, к которому они привыкли. Саи Пракаш играл на ситаре, и он был ещё неопытным музыкантом. Он играл на этом инструменте всего два года. Свами заставлял его играть во второй половине дня перед бхаджанами. И я говорила хозяйке дома, в котором жила: «Не знаю, как будет играть на ситаре этот музыкант. Он на самом деле не артист. Ничего не получится». Это постоянно доставляло беспокойство, потому что звучание других инструментов каким-то образом поглощалось.
Саи Пракаш, студент Бабы, аккомпанировал Дане Гиллеспи во многих её выступлениях в Путтапарти
В тот день, когда Свами пришёл, Его присутствие чувствовалось, когда Он ещё только входил. Мы репетировали, Он вошёл в дверь, и как обычно все прекратили играть. Он входит, садится на стул, и первое, что Он спрашивает у меня: «Что ты думаешь об этом парне?» Конечно же, речь шла о Саи Пракаше. Я подумала: «Господи! Что мне сказать?» Итак, я сказала: «Свами, он очень старается. Он усердно репетирует», – это всё, что я могла сказать. На самом деле я подумала, что он в тот день не вполне сможет играть в унисон, и я надеялась, этого никто не услышит.
А затем мы исполняли песни, а Свами делал замечания. И после представления альбома «Зеркала Любви» Он сказал мне: «Божественные слова». Это потому что я взяла слова суфиев и положила их на музыку. Как бы то ни было, после репетиции мы все пошли в другую комнату, где был накрыт стол, и Свами раздавал тарелки с пряными блюдами, а я стояла позади Него и думала: «Не хочу эти острые блюда. Я просто обожаю паясам, я бы хотела чашечку с этими сладостями!» Он идёт прямо к паясам, улыбаясь, протягивает мне лакомство, а затем возвращается к острым блюдам.
Нужно быть внимательным к своим мыслям, потому что вы можете получить то, о чём думаете. В том случае я была счастлива получить чашку с любимыми сладостями.
Там были стулья, и Свами сел. Неожиданно Саи Пракаш (студент, играющий на ситаре) пошёл в другую комнату и вернулся с небольшой серебряной чашкой, в которой лежала гвоздика (пряность). Он посмотрел на Свами с такой любовью, что это просто ошеломило меня. Я читала, что, если вы действительно хотите видеть Саи Бабу, посмотрите на любовь, отражённую на лице человека, и вы сможете увидеть Бога. Я смотрела на лицо Саи Пракаша, и в тот момент подумала: «Этот взгляд такой поразительный! Меня не волнует, если он даже не дотронется ни до одной струны, он достоин выступать только за один этот взгляд!». На самом деле вечером в день выступления он играл изумительно, и все музыканты играли превосходно.
Я учусь на этих маленьких знаках, я чувствую, как Бог ведёт меня шаг за шагом, обучая на этих маленьких вещах, казалось бы, незначительных событиях.
РС: А как важна любовь! Она в итоге преодолевает всё, включая музыкальное несовершенство.
ДГ: Да, у него всё получилось великолепно! Это было огромным переживанием. Ребята приходили и аккомпанировали мне, я думаю, раз шесть.
Первый раз они чувствовали себя несколько неудобно и были слегка напряжёнными. Я сказала им: «Ради Бога, музыканты должны выглядеть счастливыми». Я также говорила это и в прошлом году: «Ребята, что бы вы ни делали, не сидите как каменные глыбы. Пусть на ваших лицах сияет счастье! Ничто так угнетающе не действует на публику, как вид людей, которые не испытывают радости от того, что они делают».
РС: Я уверена, для них работа с вами была огромным обучающим опытом.
Дана Гиллеспи выступает на стадионе Хилл Вью во время празднования 80-летия Рождества Бхагавана
ДГ: Да, и для меня тоже, особенно на 80-летие Свами. Я говорила всем: «Пожалуйста, установите тент над тем местом, где будут выступать музыканты», – а они все говорили, – «нет, нет дождя не будет». Я настаивала: «Я знаю, что дождь будет». Итак, они установили тент, но только над теми, кто играл, сидя, и я стояла под дождём, вымокла до нитки, а музыканты сидели под навесом.
Эти ребята… Для меня было честью работать с ними…, поражала их преданность – они не ложились спать до поздней ночи, репетировали драматические постановки и делали множество других вещей. Я тоже училась у них – это радость, это честь!
Её музыка – это её служение обществу
РС: Дана, вы так любите Свами и Его учение, ваша любовь проявляется буквально в каждом вашем слове. И, тем не менее, для некоторых из нас очень трудно понять то, что вы выступаете со своими концертами в довольно невежественных и мрачных местах.
ДГ: Очень мрачных и невежественных!
РС: Где люди обычно не думают о Боге – вы выступаете в клубах или пивных. Как вы совмещаете это?
ДГ: Потому что я люблю всех. Я люблю их. Знаете, я выступаю в таких местах, где…, давайте без страха посмотрим на это…, где половина аудитории может быть полностью пьяной, и многие из них курят сигареты. Но когда вам жаль людей, не имеющих радости знать о Нём, самое малое, что я могу сделать, – это вселить в них возвышенные чувства с помощью блюза. И если они выходят, говоря: «Господи, это был действительно великолепный вечер!», даже если они выпили несколько кружек пива, работа сделана, как мне кажется. Мне всегда нравилось, как Свами описывал утро, когда солнце встаёт над прудом с лилиями, ещё ни один цветок не раскрыт. Именно так я смотрю на эту аудиторию.
И Свами любит их так же, как и других. Как-то один человек сказал Свами: «Ах! Такой-то и такой-то человек так близок к Тебе». Свами сказал: «Нет, нет. Никто не является более близким ко Мне по сравнению с кем-то другим. Все равны». И именно такими мы должны быть – не судить никого. Знаете, у меня несколько странные чувства в отношении алкоголя, я лично ненавижу алкоголь, я ненавидела его с детства. Это во мне проявляется старый мусульманин. Я совершенно не знаю, как будут реагировать подвыпившие люди и немного нервничаю. Но если им нравится музыка, тогда я доставляю им немного удовольствия.
Итак, я пою в ужасных местах, но блюз – это хорошая музыка, это честная музыка и это духовная музыка. Поэтому, даже если один человек, присутствовавший там, идёт домой и думает: «Я прекрасно провёл вечер», даже если сейчас он и не думает о Боге, однажды он будет думать о Нём, цветок его сердца раскроется. Поэтому я просто развлекаю его, пока он не будет готов.
РС: Когда вы выступаете, в глубине души вы думаете о Свами?
ДГ: Чаще всего, да. Если я думаю, что это может быть трудная аудитория, или это может быть массовый праздник пива на открытом воздухе – иногда нам приходится выступать на таких мероприятиях, потому что мои музыканты хотят кушать, все мы хотим заработать на жизнь. Что я обычно делаю? Я представляю Волосы Свами как большой зонт над всей толпой, потому что там висит некое чёрное облако, и ситуация улучшается. Мои музыканты не являются преданными. Но я пою песни, много песен в стиле блюз – это подобно газаль (индийской лирической поэзии, присущей мусульманской культуре). Когда вы молоды, вы будете думать, что в песне поётся о физической любви. Когда становитесь старше, то понимаете, что это – божественная любовь. И с блюзом то же самое.
Празднование 80-летия – Бхагаван сидит на сцене Шанти Ведика на стадионе Хилл Вью. Артисты выступают на сцене, специально сооружённой в восточной части стадиона
РС: Недавно в присутствии Бхагавана.
ДГ: Все думают, что я пою о каких-то людях. Но я-то знаю, о ком пою, и знаю, о ком пишу. Поэтому иногда, если у меня рождаются такие слова «Я вздыхаю по тебе», «Если я сделаю один шаг к тебе, ты делаешь 10 шагов ко мне», то преданные знают, о ком я пою, как, например, в Сингапуре. Среди слушателей были преданные. Они понимали такие слова песни: «Чего бояться, если Я здесь?» или «Любите всех, служите всем», или «Сохам». Другие же думали, что я пою слово, которого они никогда не слышали. Это не столь важно. Они хорошо проводят время, я же знаю, что находится в моём сердце.
РС: И когда вы сидите, сочиняя музыку, или пишете свои песни, в вашем уме всегда находится Бог, Свами?
ДГ: Я надеюсь, что это так, но на самом деле я не думаю об этом так рационально. Иногда мелодия может появиться из…, возможно, из автомобильного гудка или из мяуканья кошки. Мне может неожиданно прийти идея, или я могу услышать какой-нибудь ритм. Обычно я пишу в Италии. Я провожу там много времени. В моём доме в Лондоне очень много телефонов, есть телевизор, электрические провода. Это очень маленький дом. Свами как-то сказал мне: «Ты живёшь в маленьком доме».
Но я знаю, что в Лондоне огромное количество статической энергии, и мне не пишется там. Я уезжаю в Италию и получаю 180 градусов неба над головой и её спокойствие. У вас возникает зародыш идеи, а затем вы работаете над этим. И я часто думаю о…, я на самом деле не думаю об этом как о Боге. Это просто какая-нибудь идея, от которой люди будут испытывать хорошие чувства, слушая это воплощённым в песне.
РС: Позитивные чувства.
М-с Дана Гиллеспи в студии Радио Саи, март 2011
ДГ: Позитивные, да. В основном я пою о возвышающих вещах и просто хочу, чтобы люди чувствовали себя хорошо. Это мой долг на этой планете, и это должно быть долгом каждого – чтобы каждый человек рядом чувствовал себя хорошо.
Моя мама привила мне эти удивительные качества. Моя мама была наполнена мудростью, она всегда говорила лаконичными поговорками такого типа: «Благословен тот, кто ничего не ожидает, потому что он не будет разочарован» – это высказывание из Библии. Она водила машину, и обычно, подвозя меня в школу, своим высоким голосом пела гимны.
РС: Хм! И ваша мама приезжала вместе с вами увидеть Саи Бабу?
ДГ: Когда я вернулась после первой поездки, это было около 30 лет назад, наполненная энтузиазмом, я думала: все…
РС: В этом мире должны знать об этом.
ДГ: Да! Хорошие новости! Он здесь! – я должна сказать вам об этом! Но люди говорили: «У тебя не всё в порядке с головой». Единственные, кто поверил мне, были мои родители.
Они сказали: «Мы знаем, ты что-то видела, мы верим тебе». Мои родители заключили другой брак. Поэтому у меня было два набора родителей, и оба были великолепны. Мой отчим был фантастическим. Мама сказала – он хочет поехать к Бабе. Я сопровождала их. В течение первого года я приезжала трижды: первый раз сама, затем с женой моего отца, а потом с мамой и отчимом.
Моя мама приезжала после смерти своего мужа, он был на 10 лет старше её. Она много тогда плакала. Свами не разговаривал с ней, я думаю, потому, что она была слишком слабой эмоционально. Я заметила, что Он хочет, чтобы мы были сильными. Иногда Он делает нас сильными, находясь далеко от нас. На следующий год после смерти моего отчима моя мама стала сильнее.
Тогда нас позвали в комнату Свами, у нас с ней было довольно много интервью. Я часто сидела очень близко, чтобы иметь возможность объяснять, потому что моя мама не знала, что означает слово «абхишек» и тому подобное. И у неё был сильный артрит, который, как вы знаете, есть и у меня, и Он погладил её по руке.
С Бхагаваном после своего выступления в декабре 2010
Я сказала: «Свами, у меня тоже артрит». А Он мягко оттолкнул мою руку и сказал: «Сейчас я занимаюсь твоей мамой». Он ускользнул таким образом. Но Он хочет, чтобы мы были счастливы. И моя мама, наконец, была счастлива. Он сказал ей: «Какая у тебя религия?», и этот вопрос её сильно удивил. Она сказала: «Англиканская Церковь». Он тут же дал ей удивительный крест. Он был великодушен по отношению к ней.
«Я не знаю, кто Он»
РС: Вы знаете Свами 30 лет. Вы выступали перед Ним. Он вошёл в вашу жизнь. Вы занимаетесь развлекательным бизнесом, требующим быть обаятельной, что для многих считается большим отклонением от духовного пути. Как вы связываете это с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой?
ДГ: Чем больше я приезжаю сюда, тем больше думаю о Нём, когда возвращаюсь домой, и понимаю, что абсолютно ничего не знаю. Я имею в виду, что я могу говорить, пока не посинею, но я ничего не знаю о Нём!
Сейчас я знаю, что становиться всё более пустой, не имея желаний, не стремясь к обладанию чем-то, – это наилучший способ существования. Я просто пытаюсь делать что-то, и надеюсь, что делаю правильные вещи, и что Он руководит всем. Я действительно не хочу больше делать ошибок, которые совершала в прошлом. Но, возможно, мы все учимся на ошибках, и самые ужасные из наших ошибок являются самыми лучшими нашими учителями.
Я не знаю, кто Он, что Он собой представляет. Вы знаете, что много людей приезжает сюда и все они говорят, что ощущают Его присутствие сильнее, когда возвращаются домой. Я говорю о людях с Запада, и, возможно, это также ощущают многие индийцы. Я полагаю, что это хорошо, потому что мы должны осознать, что тело не столь важно – Его тело или любые другие тела. Саи – это дух, и это Его послание любви. Так много литературы о Нём, я всегда счастлива, когда почтальон оставляет у моей двери журнал «Санатана Саратхи».
Часто, когда я еду в автобусе или лечу в самолёте, что-то неожиданно возникает передо мной, какой-то проблеск. Я думаю, что это Он. А затем я вижу – нет, это просто кусочек чего-то оранжевого или что-то чёрное над вами на табло объявлений, или что-то ещё. Но я вижу Его часто, однако не таким, как Он выглядит. Это не то, это не Он. Но Он всегда у в голове, и всегда, когда я разговариваю с кем-то, глубоко в уме у меня: «Свами, Свами, Свами». Это просто продолжает звучать где-то глубоко в уме. Это Его имя. Так я обращаюсь к Нему – «Свами». Некоторые люди говорят: «Баба».
Я постоянно прошу: «Свами, пожалуйста, руководи мной. Правильно ли то, что я делаю?» Если мне предлагают какую-то работу, я смотрю в свою записную книжку, принять ли мне это, я размышляю: «Правильно ли это с этической точки зрения? Свами, помоги мне!». И я полагаю, я надеюсь, что Он даст мне правильные указания.
РС: В своей повседневной деятельности эмоционально и духовно вы очень полагаетесь на Свами, так зависите от Него. И в то же самое время вы говорите, что не знаете, кто Он. Как бы вы объяснили эту иррациональную зависимость кому-то, кто не понимает Бабу?
Если людям интересно, я могу рассказать о втором воплощении, о том, что скоро будет третье. Если же я вижу, что они смотрят по сторонам, значит, они не могут вместить это, и тогда я прекращаю говорить. Но я пытаюсь и разговариваю с людьми, если есть надежда, что они смогут меня понять.
Мухаммед сказал: «Разговаривайте с людьми на том уровне, на котором они могут понять». И вы знаете, от листика до снежинки всё в этом мире очень разнообразно, это так удивительно! Но при этом мы все – одно. Когда вы знаете это – не просто прочитали, а на самом деле знаете – это находится внутри вас, в вашем «я», – вы действуете иначе. Я имею в виду, что уже не живу так, как жила 30 лет назад. Но я также знаю, что Он может забрать это чувство. В любой момент я могу быть отброшена в то нагромождение непонимания, которое суфии называют состоянием сжатия и расширения.
ДГ: Спасибо. Это великая честь сидеть здесь и разговаривать с вами, Каруна.
РС: Спасибо, Саи Рам.
ДГ: Саи Рам. http://www.sathyasai.ru/forum/topic/10145/
Беседа с Данной Гиллеспи, английской певицей, актрисой и автором песен
РС: Дана, вы большой поклонник Индии, такой же, как и Макс Мюллер, который сказал: «Чему Индия не может меня научить, тому мне учиться не нужно».
ДГ: Да, я полностью это подтверждаю. На самом деле сейчас я должна это немного расширить, потому что теперь весь мир учит меня этому. И ещё одна вещь, это, должно быть, связано с реинкарнацией. Я помню, как, когда я была ребёнком пяти или шести лет, родители обычно брали меня в королевскую резиденцию Виндзор под Лондоном смотреть поло. И большинство бывших там маленьких девочек интересовалось лошадьми. Я интересовалась только тем, получу ли я мороженое. Но одной интересной вещью было то, что махараджа и махарани Джайпура всегда были там.
РС: О, Гаятри Деви?
ДГ: Да, в их полном облачении. И я помню, всегда говорила только: «Господи!», – и смотрела, и тосковала, очарованная ими, их одеждой. А потом в начале 60-х, в 63-м, я встречалась со многими музыкантами прошлого, такими как Джимми Пейдж из Лед Зеппелин, и мы ходили на концерты с участием Рави Шанкара, Устад Вилаят Кхана (Ravi Shankar, Ustad Vilayat Khan), и любыми другими исполнителями, чтобы послушать индийскую музыку.
До первого приезда к Свами я была один раз в Индии. Поэтому я уже была влюблена в эту страну. Как только мои стопы коснулись земли Индии, я поняла, что приехала домой. И знаете, для меня великолепная, прославленная Бхарата именно такой и является – восхитительной.Свами как-то спросили: «Почему здесь поются Веды? Почему великие лидеры, духовные лидеры рождаются только в Индии?» – И Он ответил. – «Потому что только в Индии они знают, как жить в соответствии с посланием Вед». Я имею в виду, что вы не найдёте таких святых, которые родились бы в пригородах Лондона или Детройта. Это просто не происходит. Именно поэтому эта страна такая особенная.
РС: Очень священная!
ДГ: Да!
РС: Очень интересно, вы сказали, что, будучи маленькой девочкой, вы видели махараджа и махарани Джайпура. Я полагаю, возможно, где-то в сердце той маленькой девочки затаилось восхищение теми регалиями и пышными одеждами, которые были на них, и поэтому в последующие годы Свами украсил вас множеством подарков, имеющих очень сильный оттенок Раджастани.
ДГ: Может быть. Я люблю яркие цвета. Не люблю ничего скучного. Я не люблю серый цвет, например. Вы не увидите меня в одежде блеклых или тёмных тонов, например, в коричневой одежде. Потому что это не моё. Я люблю цветовые эффекты. Когда я приезжаю сюда, то всегда ношу яркую, красочную одежду. Однажды за неделю Свами подарил мне восемь красивых сари.
РС: До того, как начать носить сари, вы обычно выступали в западной одежде, покрывая плечи шарфом. Расскажите нам об этом.
ДГ: Что ж, Он часто приходил за кулисы и смотрел, как я тщательно пристёгиваю шарф, потому что при каждом моём движении он мог слететь, всё могло произойти, а он должен был покрывать плечи. И хорошо закрывать плечи и грудь. Но, знаете, я сама не знала, что делаю. Я вполне могла выбежать и забыть, что должна надеть шарф, потому что в своей душе я всегда чувствовала, что слегка похожа на щенка лабрадора, который виляет хвостом, сбивает все вещи и счастлив пообщаться к каждым. Нет никого, кого бы я не любила, я люблю всех, даже тех, кто меня не любит. Это нормально. Это просто состояние счастья, я всегда была такой.
РС: А затем появились сари, совершенно неожиданное переключение на сари?
ДГ: Да. Что ж, да, меня позвали… в ту маленькую комнату рядом со старой кухней, не в Его комнату для интервью. И там Он дал мне увесистую пачку сари. И одно из них я надевала на Его 80-летие. Это было около 5 лет назад. Он дал мне эти сари. Это было радужное сочетание ярких красок и золота. Он положил их мне в руки, и сари были такими тяжёлыми, что я уронила их. И наш Господь нагнулся и поднял их быстрее, чем я смогла наклониться, а я двигаюсь довольно быстро. И я знала – раз Он подарил мне это сари, то я должна надеть его на Его 80-летие. Я просто знала это. Иногда вы знаете, что должно произойти.
РС: Интуитивное знание, очень отчётливое.
ДГ: И я очень благодарна, когда Он даёт мне это знание, потому что каждый раз думаешь, я же знала это, а совершила ужасную грубую ошибку. Но когда я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу, и я знаю, что это Он, тогда как вы можете совершить ошибку? И наш долг – настроить наше внутреннее радио на нужную волну, чтобы быть наилучшим каналом, потому что, когда мы настроены на Него, мы можем получать от Него самые лучшие программы. Только вдумайтесь…
РС: Совершенно верно! Именно так.
Опыт выступления с Его студентами
РС: Вы выступали с самыми лучшими музыкантами мира, но, я знаю, что Баба дал вам возможность выступать с музыкантами прославленного Бхарата, с нашими местными музыкантами.
ДГ: О, да, с ребятами из Прашанти.
РС: Каким был этот опыт?
Выступление в Божественном Присутствии в апреле 2009
ДГ: Сказочным. Просто великолепным. Первый раз это было около 9 лет назад. Я должна была приехать со своими музыкантами на два дня раньше, со своим альбомом «Зеркала Любви».
Он был навеян индийской атмосферой, индийскими ощущениями, но песни исполнялись на английском языке. И вдруг мои музыканты говорят: «Мы слышали, что в Индии началась эпидемия чумы. Мы не поедем туда. Вот билеты, сдай их». Я была огорошена. Итак, я приехала без музыкантов. Но я знала, что должна выступить, каким-то образом знала это. Свами подходит прямо ко мне и говорит: «Хорошо, а где твои музыканты?»
Я ответила: «Свами, я никого не привезла с собой». Он сказал: «Я пришлю ребят».
РС: Хм!
ДГ: Итак, ребят прислали. В задней части дома, где я жила, была комната. И мы начали репетировать там. Пришло шесть-семь ребят, они никогда раньше не играли в этом стиле. Все работали очень усердно. Я сказала: «На сцене я представлю всех вас поименно». Они сказали: «Нет, нет, нет, мы не можем. Мы – ребята Свами. Пожалуйста, никаких имён!». Однажды Свами пришёл, и присутствовал на репетиции. Первое, что Он сказал: «Представь каждого по имени».
Мы репетировали и в зале Пурначандра, когда он был свободен. Я сидела лицом к ним, а они все сидели лицом к занавесу, поскольку знали, что Свами может отодвинуть его. Я не знала об этом. Они играли, и неожиданно музыка начала смолкать и прекратилась. Я начала осматриваться вокруг. Он смотрел в щёлочку между частями занавеса, иногда Он бросал взгляд мельком, иногда было видно немного волос, и они прекращали играть. Это было великим переживанием.
Однажды Он сказал: «Не говори никому, но Я приду в тот дом в четверг. Будьте готовы». Я спросила: «Но ребятам я могу сказать?» – «Да, ребятам скажи».
Итак, ребятам сказали. И мне пришлось сказать и в доме, потому что нужно было всё подготовить, всё тщательно убрать, всё сделать изысканно. Была принесена серебряная посуда, был поставлен стол, сервированный 15-ю тарелками с ароматными блюдами и 15-ю чашками с паясам (индийская сладость, приготовленная на молоке), которую я безумно люблю.
Я волновалась, будут ли ребята достаточно хорошо подготовлены, ведь это был совершенно не тот стиль музыки, к которому они привыкли. Саи Пракаш играл на ситаре, и он был ещё неопытным музыкантом. Он играл на этом инструменте всего два года. Свами заставлял его играть во второй половине дня перед бхаджанами. И я говорила хозяйке дома, в котором жила: «Не знаю, как будет играть на ситаре этот музыкант. Он на самом деле не артист. Ничего не получится». Это постоянно доставляло беспокойство, потому что звучание других инструментов каким-то образом поглощалось.
Саи Пракаш, студент Бабы, аккомпанировал Дане Гиллеспи во многих её выступлениях в Путтапарти
В тот день, когда Свами пришёл, Его присутствие чувствовалось, когда Он ещё только входил. Мы репетировали, Он вошёл в дверь, и как обычно все прекратили играть. Он входит, садится на стул, и первое, что Он спрашивает у меня: «Что ты думаешь об этом парне?» Конечно же, речь шла о Саи Пракаше. Я подумала: «Господи! Что мне сказать?» Итак, я сказала: «Свами, он очень старается. Он усердно репетирует», – это всё, что я могла сказать. На самом деле я подумала, что он в тот день не вполне сможет играть в унисон, и я надеялась, этого никто не услышит.
А затем мы исполняли песни, а Свами делал замечания. И после представления альбома «Зеркала Любви» Он сказал мне: «Божественные слова». Это потому что я взяла слова суфиев и положила их на музыку. Как бы то ни было, после репетиции мы все пошли в другую комнату, где был накрыт стол, и Свами раздавал тарелки с пряными блюдами, а я стояла позади Него и думала: «Не хочу эти острые блюда. Я просто обожаю паясам, я бы хотела чашечку с этими сладостями!» Он идёт прямо к паясам, улыбаясь, протягивает мне лакомство, а затем возвращается к острым блюдам.
Нужно быть внимательным к своим мыслям, потому что вы можете получить то, о чём думаете. В том случае я была счастлива получить чашку с любимыми сладостями.
Там были стулья, и Свами сел. Неожиданно Саи Пракаш (студент, играющий на ситаре) пошёл в другую комнату и вернулся с небольшой серебряной чашкой, в которой лежала гвоздика (пряность). Он посмотрел на Свами с такой любовью, что это просто ошеломило меня. Я читала, что, если вы действительно хотите видеть Саи Бабу, посмотрите на любовь, отражённую на лице человека, и вы сможете увидеть Бога. Я смотрела на лицо Саи Пракаша, и в тот момент подумала: «Этот взгляд такой поразительный! Меня не волнует, если он даже не дотронется ни до одной струны, он достоин выступать только за один этот взгляд!». На самом деле вечером в день выступления он играл изумительно, и все музыканты играли превосходно.
Я учусь на этих маленьких знаках, я чувствую, как Бог ведёт меня шаг за шагом, обучая на этих маленьких вещах, казалось бы, незначительных событиях.
РС: А как важна любовь! Она в итоге преодолевает всё, включая музыкальное несовершенство.
ДГ: Да, у него всё получилось великолепно! Это было огромным переживанием. Ребята приходили и аккомпанировали мне, я думаю, раз шесть.
Первый раз они чувствовали себя несколько неудобно и были слегка напряжёнными. Я сказала им: «Ради Бога, музыканты должны выглядеть счастливыми». Я также говорила это и в прошлом году: «Ребята, что бы вы ни делали, не сидите как каменные глыбы. Пусть на ваших лицах сияет счастье! Ничто так угнетающе не действует на публику, как вид людей, которые не испытывают радости от того, что они делают».
РС: Я уверена, для них работа с вами была огромным обучающим опытом.
Дана Гиллеспи выступает на стадионе Хилл Вью во время празднования 80-летия Рождества Бхагавана
ДГ: Да, и для меня тоже, особенно на 80-летие Свами. Я говорила всем: «Пожалуйста, установите тент над тем местом, где будут выступать музыканты», – а они все говорили, – «нет, нет дождя не будет». Я настаивала: «Я знаю, что дождь будет». Итак, они установили тент, но только над теми, кто играл, сидя, и я стояла под дождём, вымокла до нитки, а музыканты сидели под навесом.
Эти ребята… Для меня было честью работать с ними…, поражала их преданность – они не ложились спать до поздней ночи, репетировали драматические постановки и делали множество других вещей. Я тоже училась у них – это радость, это честь!
Её музыка – это её служение обществу
РС: Дана, вы так любите Свами и Его учение, ваша любовь проявляется буквально в каждом вашем слове. И, тем не менее, для некоторых из нас очень трудно понять то, что вы выступаете со своими концертами в довольно невежественных и мрачных местах.
ДГ: Очень мрачных и невежественных!
РС: Где люди обычно не думают о Боге – вы выступаете в клубах или пивных. Как вы совмещаете это?
ДГ: Потому что я люблю всех. Я люблю их. Знаете, я выступаю в таких местах, где…, давайте без страха посмотрим на это…, где половина аудитории может быть полностью пьяной, и многие из них курят сигареты. Но когда вам жаль людей, не имеющих радости знать о Нём, самое малое, что я могу сделать, – это вселить в них возвышенные чувства с помощью блюза. И если они выходят, говоря: «Господи, это был действительно великолепный вечер!», даже если они выпили несколько кружек пива, работа сделана, как мне кажется. Мне всегда нравилось, как Свами описывал утро, когда солнце встаёт над прудом с лилиями, ещё ни один цветок не раскрыт. Именно так я смотрю на эту аудиторию.
И Свами любит их так же, как и других. Как-то один человек сказал Свами: «Ах! Такой-то и такой-то человек так близок к Тебе». Свами сказал: «Нет, нет. Никто не является более близким ко Мне по сравнению с кем-то другим. Все равны». И именно такими мы должны быть – не судить никого. Знаете, у меня несколько странные чувства в отношении алкоголя, я лично ненавижу алкоголь, я ненавидела его с детства. Это во мне проявляется старый мусульманин. Я совершенно не знаю, как будут реагировать подвыпившие люди и немного нервничаю. Но если им нравится музыка, тогда я доставляю им немного удовольствия.
Итак, я пою в ужасных местах, но блюз – это хорошая музыка, это честная музыка и это духовная музыка. Поэтому, даже если один человек, присутствовавший там, идёт домой и думает: «Я прекрасно провёл вечер», даже если сейчас он и не думает о Боге, однажды он будет думать о Нём, цветок его сердца раскроется. Поэтому я просто развлекаю его, пока он не будет готов.
РС: Когда вы выступаете, в глубине души вы думаете о Свами?
ДГ: Чаще всего, да. Если я думаю, что это может быть трудная аудитория, или это может быть массовый праздник пива на открытом воздухе – иногда нам приходится выступать на таких мероприятиях, потому что мои музыканты хотят кушать, все мы хотим заработать на жизнь. Что я обычно делаю? Я представляю Волосы Свами как большой зонт над всей толпой, потому что там висит некое чёрное облако, и ситуация улучшается. Мои музыканты не являются преданными. Но я пою песни, много песен в стиле блюз – это подобно газаль (индийской лирической поэзии, присущей мусульманской культуре). Когда вы молоды, вы будете думать, что в песне поётся о физической любви. Когда становитесь старше, то понимаете, что это – божественная любовь. И с блюзом то же самое.
Празднование 80-летия – Бхагаван сидит на сцене Шанти Ведика на стадионе Хилл Вью. Артисты выступают на сцене, специально сооружённой в восточной части стадиона
РС: У вас написано это даже на лице.
ДГ: Да, совершенно верно! К примеру, я спела песню «Твоя любовь истинна (“Your love is true”)». Каждый понял ее так, как смог.РС: Недавно в присутствии Бхагавана.
ДГ: Все думают, что я пою о каких-то людях. Но я-то знаю, о ком пою, и знаю, о ком пишу. Поэтому иногда, если у меня рождаются такие слова «Я вздыхаю по тебе», «Если я сделаю один шаг к тебе, ты делаешь 10 шагов ко мне», то преданные знают, о ком я пою, как, например, в Сингапуре. Среди слушателей были преданные. Они понимали такие слова песни: «Чего бояться, если Я здесь?» или «Любите всех, служите всем», или «Сохам». Другие же думали, что я пою слово, которого они никогда не слышали. Это не столь важно. Они хорошо проводят время, я же знаю, что находится в моём сердце.
РС: И когда вы сидите, сочиняя музыку, или пишете свои песни, в вашем уме всегда находится Бог, Свами?
ДГ: Я надеюсь, что это так, но на самом деле я не думаю об этом так рационально. Иногда мелодия может появиться из…, возможно, из автомобильного гудка или из мяуканья кошки. Мне может неожиданно прийти идея, или я могу услышать какой-нибудь ритм. Обычно я пишу в Италии. Я провожу там много времени. В моём доме в Лондоне очень много телефонов, есть телевизор, электрические провода. Это очень маленький дом. Свами как-то сказал мне: «Ты живёшь в маленьком доме».
Но я знаю, что в Лондоне огромное количество статической энергии, и мне не пишется там. Я уезжаю в Италию и получаю 180 градусов неба над головой и её спокойствие. У вас возникает зародыш идеи, а затем вы работаете над этим. И я часто думаю о…, я на самом деле не думаю об этом как о Боге. Это просто какая-нибудь идея, от которой люди будут испытывать хорошие чувства, слушая это воплощённым в песне.
РС: Позитивные чувства.
М-с Дана Гиллеспи в студии Радио Саи, март 2011
ДГ: Позитивные, да. В основном я пою о возвышающих вещах и просто хочу, чтобы люди чувствовали себя хорошо. Это мой долг на этой планете, и это должно быть долгом каждого – чтобы каждый человек рядом чувствовал себя хорошо.
Моя мама привила мне эти удивительные качества. Моя мама была наполнена мудростью, она всегда говорила лаконичными поговорками такого типа: «Благословен тот, кто ничего не ожидает, потому что он не будет разочарован» – это высказывание из Библии. Она водила машину, и обычно, подвозя меня в школу, своим высоким голосом пела гимны.
РС: Хм! И ваша мама приезжала вместе с вами увидеть Саи Бабу?
ДГ: Когда я вернулась после первой поездки, это было около 30 лет назад, наполненная энтузиазмом, я думала: все…
РС: В этом мире должны знать об этом.
ДГ: Да! Хорошие новости! Он здесь! – я должна сказать вам об этом! Но люди говорили: «У тебя не всё в порядке с головой». Единственные, кто поверил мне, были мои родители.
Они сказали: «Мы знаем, ты что-то видела, мы верим тебе». Мои родители заключили другой брак. Поэтому у меня было два набора родителей, и оба были великолепны. Мой отчим был фантастическим. Мама сказала – он хочет поехать к Бабе. Я сопровождала их. В течение первого года я приезжала трижды: первый раз сама, затем с женой моего отца, а потом с мамой и отчимом.
Моя мама приезжала после смерти своего мужа, он был на 10 лет старше её. Она много тогда плакала. Свами не разговаривал с ней, я думаю, потому, что она была слишком слабой эмоционально. Я заметила, что Он хочет, чтобы мы были сильными. Иногда Он делает нас сильными, находясь далеко от нас. На следующий год после смерти моего отчима моя мама стала сильнее.
Тогда нас позвали в комнату Свами, у нас с ней было довольно много интервью. Я часто сидела очень близко, чтобы иметь возможность объяснять, потому что моя мама не знала, что означает слово «абхишек» и тому подобное. И у неё был сильный артрит, который, как вы знаете, есть и у меня, и Он погладил её по руке.
С Бхагаваном после своего выступления в декабре 2010
Я сказала: «Свами, у меня тоже артрит». А Он мягко оттолкнул мою руку и сказал: «Сейчас я занимаюсь твоей мамой». Он ускользнул таким образом. Но Он хочет, чтобы мы были счастливы. И моя мама, наконец, была счастлива. Он сказал ей: «Какая у тебя религия?», и этот вопрос её сильно удивил. Она сказала: «Англиканская Церковь». Он тут же дал ей удивительный крест. Он был великодушен по отношению к ней.
«Я не знаю, кто Он»
РС: Вы знаете Свами 30 лет. Вы выступали перед Ним. Он вошёл в вашу жизнь. Вы занимаетесь развлекательным бизнесом, требующим быть обаятельной, что для многих считается большим отклонением от духовного пути. Как вы связываете это с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой?
ДГ: Чем больше я приезжаю сюда, тем больше думаю о Нём, когда возвращаюсь домой, и понимаю, что абсолютно ничего не знаю. Я имею в виду, что я могу говорить, пока не посинею, но я ничего не знаю о Нём!
Сейчас я знаю, что становиться всё более пустой, не имея желаний, не стремясь к обладанию чем-то, – это наилучший способ существования. Я просто пытаюсь делать что-то, и надеюсь, что делаю правильные вещи, и что Он руководит всем. Я действительно не хочу больше делать ошибок, которые совершала в прошлом. Но, возможно, мы все учимся на ошибках, и самые ужасные из наших ошибок являются самыми лучшими нашими учителями.
Я не знаю, кто Он, что Он собой представляет. Вы знаете, что много людей приезжает сюда и все они говорят, что ощущают Его присутствие сильнее, когда возвращаются домой. Я говорю о людях с Запада, и, возможно, это также ощущают многие индийцы. Я полагаю, что это хорошо, потому что мы должны осознать, что тело не столь важно – Его тело или любые другие тела. Саи – это дух, и это Его послание любви. Так много литературы о Нём, я всегда счастлива, когда почтальон оставляет у моей двери журнал «Санатана Саратхи».
Часто, когда я еду в автобусе или лечу в самолёте, что-то неожиданно возникает передо мной, какой-то проблеск. Я думаю, что это Он. А затем я вижу – нет, это просто кусочек чего-то оранжевого или что-то чёрное над вами на табло объявлений, или что-то ещё. Но я вижу Его часто, однако не таким, как Он выглядит. Это не то, это не Он. Но Он всегда у в голове, и всегда, когда я разговариваю с кем-то, глубоко в уме у меня: «Свами, Свами, Свами». Это просто продолжает звучать где-то глубоко в уме. Это Его имя. Так я обращаюсь к Нему – «Свами». Некоторые люди говорят: «Баба».
Я постоянно прошу: «Свами, пожалуйста, руководи мной. Правильно ли то, что я делаю?» Если мне предлагают какую-то работу, я смотрю в свою записную книжку, принять ли мне это, я размышляю: «Правильно ли это с этической точки зрения? Свами, помоги мне!». И я полагаю, я надеюсь, что Он даст мне правильные указания.
РС: В своей повседневной деятельности эмоционально и духовно вы очень полагаетесь на Свами, так зависите от Него. И в то же самое время вы говорите, что не знаете, кто Он. Как бы вы объяснили эту иррациональную зависимость кому-то, кто не понимает Бабу?
Если людям интересно, я могу рассказать о втором воплощении, о том, что скоро будет третье. Если же я вижу, что они смотрят по сторонам, значит, они не могут вместить это, и тогда я прекращаю говорить. Но я пытаюсь и разговариваю с людьми, если есть надежда, что они смогут меня понять.
Мухаммед сказал: «Разговаривайте с людьми на том уровне, на котором они могут понять». И вы знаете, от листика до снежинки всё в этом мире очень разнообразно, это так удивительно! Но при этом мы все – одно. Когда вы знаете это – не просто прочитали, а на самом деле знаете – это находится внутри вас, в вашем «я», – вы действуете иначе. Я имею в виду, что уже не живу так, как жила 30 лет назад. Но я также знаю, что Он может забрать это чувство. В любой момент я могу быть отброшена в то нагромождение непонимания, которое суфии называют состоянием сжатия и расширения.
Я знаю, что гордость приводит к ужасному падению. Помпезность – это самая отвратительная вещь. Думать, что ты знаешь всё, – ужасно. Это для меня грехи, которые разрушили бы меня. И из-за этого я могла бы вернуться в то состояние абсолютной немилости. Я ничего не принимаю как само собой разумеющееся. Если я чувствую, что этот путь радостный, то это только благодаря тому, что Он дал его. Нет ничего, что сделала я. Я не делаю ничего. Я просто сижу здесь и болтаю.
РС: Дана Гиллеспи, это такая честь слушать вас и беседовать с вами. Спасибо, что вы уделили нам своё время!ДГ: Спасибо. Это великая честь сидеть здесь и разговаривать с вами, Каруна.
РС: Спасибо, Саи Рам.
ДГ: Саи Рам. http://www.sathyasai.ru/forum/topic/10145/
Комментариев нет:
Отправить комментарий