четверг, 17 сентября 2015 г.

Практика непривязанности к болезни

Глава 9 из книги «Очищение сердца» Д. Голдвейта, повествующая о том, как принять и понять болезнь…

Болезни

Человеческое тело – это обиталище неисчисли­мого количества микробов, бактерий и других паразитических существ. Никто не может осво­бодиться от этих болезнетворных факторов. Однако болезнь можно легко превзойти, взрас­тив чувство сострадания ко всем живым существами мысли, основанные на Любви и несущие Любовь. Болезни, как физические, так и душевные, это реакция тела на отравленный ум. Так что крепкое здоровье может быть обеспечено только незараженным, чистым умом.
Саи Баба, 1985

«Болезни – это продукты ума, а не тела» (Саи Баба, 1999). Поэтому мы можем превзойти болезнь, «взрастив чувство сострадания ко всем живым суще­ствам и мысли, основанные на Любви и несущие Любовь». Так что все лечение должно иметь в основе любовь и сострадание, и Саи Баба открыл мне это в прозрении, испытанном мной (я описал его в первой главе). «Наполните ваши сердца Любовью, и вы ос­вободитесь от всех недугов» (Саи Баба, 1999). А для того чтобы «наполнить свои сердца Любовью», нам нужно перестать быть привязанными к закрывающим наше сердце мыслям, потому что «болезни, как фи­зические, так и душевные, это реакция тела на отрав­ленный ум».
 
«У всех болезней, берущих начало в уме, есть две основные причины: рага и двеша (привязанность и антипатия)» (Саи Баба, 1999). Антипатия – это то, что я называю привязанностью к отрицанию и отторжению. А когда мы отпускаем свои привязан­ности к мыслям, убеждениям и действиям, закры­вающим наше сердце, то тем самым лечим себя от недоброжелательности, отражением которых и яв­ляется болезнь. «Здоровье может быть обеспечено лишь чистотой ума». Практикой непривязанности мы лечим не саму болезнь как таковую, а устраняем препятствия, закрывающие наше сердце и мешаю­щие нам познать Любовь, а ведь это и есть причина  всех наших страданий.

Практика непривязанности к болезни

Сейчас мы сосредоточимся на том, как практи­ковать непривязанность по отношению к физичес­ким недугам, потому что уже описывали процесс не­привязанности к таким психическим расстройствам, как депрессия или излишнее беспокойство. Мы рас­смотрим несколько типичных примеров, чтобы по­нять процесс работы с болезнью в целом.

Практикуя непривязанность к болезни, нужно ставить себе целью не избавление от нее, а освобож­дение от привязанностей, закрывающих сердце. Для начала нужно выявить свои привязанности или же­лания, имеющие отношение к болезни. В начале прак­тики в большинстве случаев присутствует желание как можно скорее избавиться от своего недуга. Для того чтобы превзойти привязанность к уничтоже­нию болезни, нужно рассматривать ее не как про­блему или врага, а просто позволить ей быть, не стремясь что-либо изменить. Таким образом, акцент в практике непривязанности к болезни ставится не на искоренение ее самой и ее симптомов, но на из­менение своего отношения к болезни, взращивание беспристрастия и принятия ее в своей душе. От­крыться болезни – значит открыть сердце той части себя, что в ней отражается. Одним словом, избавле­ние от навязчивой идеи о быстром пресечении бо­лезни значит, что вы открываете ей свое сердце, что­бы принять то учение Любви, которое она несет вам, и ради которого пришла.

Ложное «я» не склонно открываться болезни, ему хочется видеть в ней врага, которого нужно атако­вать, победить и уничтожить. Ложное «я» не верит, что мы сами создаем свою реальность, что болезнь связана с нашими мыслями, поэтому пытается изба­виться от болезни, не прекращая закрывающих серд­це мыслей и действий, отражением которых являет­ся болезнь. Это равнозначно попыткам изменить изображение на экране (болезнь), не меняя пленки в проекторе (мысли, идеи, действия).

Возникшая болезнь – это отражение наших соб­ственных закрывающих сердце мыслей и действий в этой или прошлых жизнях, однако это совсем не зна­чит, что мы должны винить себя в том, что заболели.

Напротив, болезнь пришла, чтобы научить нас Любви, за что мы можем быть ей очень благодарны. К тому же никто из нас не хочет заболеть сознатель­но, поэтому самоуничижение – это еще одна закры­вающая сердце мысль, от которой нам нужно отъеди­ниться. Самобичевание отражает привязанность к ложному «я», оно является антитезой непривязанно­сти. Отстраняясь от привычки к самоосуждению и другим ожесточающим душу мыслям, мы раскрываем свое сердце к Любви.

Как усвоить урок, преподанный болезнью

Та конкретная форма, которую принимает болезнь, – это не случайность. Она отражает, каким именно образом вы закрыли свою душу, своими симптомами хочет показать вам этот аспект в вас и научить вас тому, как превзойти эти ограничения. Например, при простуде у вас першит в горле, заложен нос и вы ощущаете давление в носовых пазухах. Проанализи­руйте, в чем эти симптомы отражают вас. Возможно, вы чем-то раздражены, вам кажется, что жизнь зашла в тупик или же нещадно давите на себя. А когда вы установили какую-то зависимость между симптома­ми простуды и своими проблемами, практикуйте не­привязанность к мыслям, из-за которых вы чувству­ете раздражение, безысходность или давление.  После того как подобный анализ придет к успеху,  вы без сомнения поймете, что все симптомы болезни имеют определенный смысл и очень точно отражают аспек­ты вашего «я», к которым закрыто ваше сердце. Од­нако одни и те же симптомы могут иметь разный смысл для разных людей, поэтому никогда не стоит думать, что какой-то признак всегда отражает какую-­то конкретную мысль или всегда несет в себе одно и то же послание Любви.

Я на собственном опыте объясню, что значит учиться у болезни. Однажды мой доктор заметила, что у меня повысилось кровяное давление. Она хоте­ла, чтобы я лечил его с помощью диеты, физических упражнений и лекарств. Я попробовал ее метод и ре­гулярно измерял себе давление, чтобы выяснить, на­сколько он эффективен. Особых изменений не пос­ледовало:  хотя давление было немного ниже, чем когда мы измеряли его у нее в кабинете, но все равно по­вышалось время от времени. Тогда я решил заняться не лечением симптомов, а поиском причины болез­ни, попытавшись выяснить, в чем же эта болезнь от­ражает мое внутреннее «я». Как только я начал свое исследование, ответ на этот вопрос стал для меня очевиден: я постоянно давил на себя, чтобы увели­чить производительность труда, делать все быстрее, рациональнее и лучше. Я давил на себя даже в каби­нете у врача, чтобы «хорошо выглядеть». Мой ум создавал напряжение в теле. Постепенно я стал учить­ся отстраняться от привычки давить на себя, отно­ситься к себе мягче, с большей любовью и заботой. Я перестал так сильно давить на себя – в результате снизилось и кровяное давление.

Непривязанность и медицинское лечение

Практика непривязанности имеет целью открыть­ся болезни, а лечение подразумевает ее атаку и унич­тожение. Может показаться, что эти два метода про­тиворечат друг другу, однако это не так. Те из нас, кто пока еще привязан к физическому телу и отож­дествляет себя с ним, в первую очередь, вероятно, сосредоточатся на стандартном или альтернативном лечении болезни или какого-то повреждения. А ког­да наши страхи и беспокойства в значительной сте­пени смягчатся, мы сможем переключиться на прак­тику непривязанности. Вне зависимости от того, какой вид лечения мы выберем, традиционный или нет, мы всегда можем либо переключиться на прак­тику непривязанности, либо вести ее параллельно. Единственная проблема может заключаться в том, что симптомы пропадут еще до того, как мы смогли по­лучить послание, заключенное в них. Но даже в этом случае можно продолжить практику, вспомнив эти ощущения и работая со своей памятью.

Боль

Один из симптомов, часто сопровождающий болезнь, рану или увечье, – это боль. Отбросить привязанность к своему желанию избавиться от боли невероятно сложно, потому что наша инстинктивная реакция на боль – это попытка устранить её. Однако подавление боли или попытка не допустить её не только не излечивают её причину, но даже могут привести к тому, что она будет длиться дольше или усилится. Представьте, например, что у вас обычная головная боль, не требующая никакого медицинского вмешательства. Практикуйте непривязанность к своему желанию, чтобы боль ушла, не противодействуя ей, а просто оставаясь с ней вместе и наблюдая за своими ощущениями. Позвольте своему сознанию открыться и принять боль такой, какая она есть. Узнайте её поближе, раскрыв все её свойства и нюансы. Взгляните на боль, как на друга, пришедшего к вам научить вас Любви. Когда вы сможете принять боль и бесстрастно осознавать сопровождающие её чувства, такие как раздражение, тяжесть, гнев, тоска или образы огня, взрыва или собственной беспомощности.

Практикуйте непривязанность к этим чувствам и образам и нащупывайте мысли, отражением которых они являются. Как только вы сможете понять, что за мысли стали причиной вашей головной боли, переключайтесь на уровень мыслей. Продолжайте практику, пока боль находится на переднем плане. Как только вы перестанете отвергать боль, её восприятие изменится, потому что вы уменьшили привязанность и открыли ей тем самым свое сердце. Когда вы не будете стремиться избежать боли, это приведет к её преобразованию, и вы уже будете ощущать её по-другому либо не будете чувствовать вовсе. Трудно в это поверить, пока это действительно не произойдет, зато после этого практика значительно облегчается.

Можно выявить, какие же наши мысли, закры­вающие сердце, и предубеждения отражаются в на­шем заболевании, практикуя непривязанность по от­ношению к самой болезни. у одной женщины, например, сильно болел воспаленный зуб. Даже дан­тисту не удавалось облегчить ее страдания, и тогда она постаралась открыться своей боли, не пытаясь убежать от нее или заглушить ее, и увидела свой зуб, весь сжатый и сильно страдающий. Она стала размышлять, в чем же именно он отражает ее внут­ренний мир, и вдруг почувствовала, как ее перепол­няет сильнейшая тоска. Она попробовала оттолкнуть это чувство и убежать от него, и тогда оно превра­тилось во взрывную энергию. Ей стало страшно при­нять в себя эту мощную силу, потому что казалось, что тогда она станет «слишком большой», «гораздо больше себя», что привело ее в замешательство. Тут она вспомнила, как отец часто упрекал ее в том, что она слишком большая и шумная, осуждая эти ее ка­чества. Она поняла, что восприняла эту идею, уни­жающую и закрывающую сердце, и теперь сама уп­рекает себя в этом же.

Это и было причиной ее зубной боли. Она по­чувствовала, что напряжение и сжатие, ощущаемое ею в зубе, отображает то, как она постоянно сдержи­вает себя, боясь оказаться слишком деятельной и энер­гичной. Она отрицала как свое расширенное «я», так и вызываемую этим тоску, что и выразилось в рас­пухшем флюсе. Она попыталась тогда открыться и принять свою печаль, освобождаясь таким образом от желания подавить ее, и постепенно пришла к по­вышенной активности и живости, последовавшими за ней. Параллельно с этим она работала на уровне мыслей и старалась отсоединиться от потока само­уничижительных мыслей, подрывающих ее уверен­ность в себе и принижая ее значимость. В конце кон­цов ее сердце открылось и боль стала проходить, вы­полнив свое предназначение и позволив ей перестать постоянно ограничивать рамки своего существования.

Когда женщина с сильной болью в пояснице, не позволявшей ей двигаться, стала открываться своей боли, а не пытаться уничтожить ее, та «заговорила» с ней: «Я беспокою тебя, потому что хочу внимания, заботы и любви, пожалуйста, погладь меня и прилас­кай». И вот перед ней возник образ ее спины в виде маленького ребенка, который не находил у нее пони­мания, сочувствия и поддержки. Этот ребенок чув­ствовал себя всеми покинутым и очень одиноким и плакал от боли, потому что женщина относилась к своей больной спине с ненавистью и считала ее «по­стыдной и жалкой», поскольку болезнь вынуждала ее прибегать к помощи других.

Затем она стала анализировать, в чем же это мла­денческое «я» отражает ее, и поняла, что ей тоже при­сущи все чувства, испытываемые им. Она вспомни­ла, что мать очень не любила, когда она заболевала и нуждалась в опеке, поэтому приучила себя не подда­ваться болезням, увечьям или нервным потрясениям или не обращать на них внимания, чтобы лишний раз не заставлять мать злиться. Она решила никогда больше не быть ни для кого обузой, чтобы избежать болезненного чувства быть отвергнутой, которого так боялась. Она притупила в себе чувствительность к тому, что мать лишила ее любви, и когда точно также поступала по отношению к самой себе, то уже не чувствовала ответной боли или печали. Ее детское «я» не доверяло ей, потому что боялось быть предан­ным или покинутым, если окажется в беде, – отраже­ние своих чувств по отношению к своей матери.

Тогда она постаралась раскрыться и удовлетво­рить потребность ее «я-ребенка» в любви и заботе, преодолев тем самым свое желание отвернуться от его боли и страхов. Она поняла, что замкнула свое сердце для собственных нужд, думая, что ей откажут в любви, если ей будут нужны внимание и забота. Этот стереотип и был причиной ее страданий. Сей­час, однако, ее неспособность двигаться вынудила ее зависеть от других и стать тем, чем она больше всего не хотела – обузой для других, в результате чего она чувствовала себя покинутой и нелюбимой. Чудесным образом люди не отвернулись от нее. Она увидела, насколько жестоко к себе относилась, будучи уверен­ной, что как только ей что-то потребуется от других, ее возненавидят, и еще больше закрывалась, отвергая те боль и печаль, которые вызывала эта убежденность. Ее душа понемногу стала смягчаться к тому страдаю­щему «я», что отражала ее больная поясница. И тог­да она решила впредь относиться к себе так, как учит ее спина, и чтобы не утратить обретенное сокрови­ще, стала практиковать отъединение от основной оже­сточающей сердце мысли, проявившейся на физичес­ком плане как боль в спине: «Если мне понадобится что-нибудь от других, они посчитают меня обузой и отвернутся от меня. Поэтому я никогда ничего ни укого не буду просить». Эта идея очень глубоко в ней укоренилась, и от нее было непросто избавиться. В процессе практики ее болезненные ощущения в по­яснице, не позволявшие даже ходить, стали посте­пенно ослабевать. В конечном итоге она вернулась на работу и смогла начать новую жизнь с гораздо большей любовью и верой в других. Но стоит ей толь­ко опять закрыть свою душу самой себе – и симпто­мы возвращаются, напоминая ей о необходимости воп­лощения в жизнь любви.

Страх

Если мы боимся болезни, нам очень сложно, если вообще возможно, избавиться от желания напасть на нее и уничтожить на корню. Но на самом деле здесь нет проблемы, потому что непривязанность практи­куется всегда по отношению к тому, что пережива­ешь в настоящий момент. И если наше сознание за­полняет страх – что ж, займемся страхом. Для начала нужно открыться этому переживанию. С уважением отнеситесь к полному страха «я», пребывайте с ним безраздельно и наблюдайте за ним. Примите свой страх, откажитесь от желания не бояться. Четко про­ясните причину страха, то есть мысли о будущем, которыми вы себя пугаете, такие как, например, гря­дущие инвалидность или смерть. Предположим, вы повредили ногу и боитесь, что больше никогда не сможете ходить, и воображаете все то, что станет для вас недоступно. Среди подобных мыслей могут быть зависимость от других, потеря работы, невозможность активного отдыха, столь ценимого вами, такого как спорт или танцы, или нежелание думать о себе, как о «калеке». Не позволяйте подобным мыслям и страху как реакции на них захватить себя, практикуйте не­привязанность. Позже переключите свое внимание на то, что эта травма – отражение какой-то из ваших сторон, и попробуйте понять, какой именно. Возмож­но, вы считаете себя неспособным ступить в «боль­шой мир». Или же вы так извели себя мыслями об инвалидности, что они не позволяют вам предпри­нять действия, которые помогут ее предотвратить. Когда вы выявите мысли, отражением которых стала ваша ножная травма, практикуйте непривязанность к ним. Стимулирующие страх мысли закрывают сер­дце, и уменьшение страха всегда усиливает вашу спо­собность к любви и таким образом исцеляет.

Болезни, угрожающие жизни

Страх потери существования неотъемлемо при­сущ нашему ложному «я», потому что оно считает себя смертным телом, и болезни, угрожающие жизни, неизбежно его вызывают. Из-за отождествления с телом нам чрезвычайно сложно освободиться от же­лания победить такую болезнь. В связи с этим очень полезно осознать, что любая тяжелая болезнь – это отражение наших закрывающих сердце мыслей и дей­ствий в этой или прошлых жизнях, и она приходит к нам, чтобы научить, как открыть сердце. И принци­пиально важно перестать рассматривать смертельную болезнь как врага и принять ее как учителя Любви. Именно это имел в виду Иисус Христос, говоря: «Воз­любите врагов ваших».

Когда мы полностью поглощены страхом, не­имоверно сложно, если вообще возможно, так отно­ситься к своей болезни и открыто принять ее. В ка­честве примера давайте рассмотрим рак, потому что это одна из самых широко распространенных тяже­лых болезней, представляющих непосредственную угрозу для нашей жизни. Большинство людей боятся рака. Перед лицом страха смерти ложное «я» стре­мится уничтожить его причину – рак. Но пока мы захвачены стремлением напасть на болезнь и унич­тожить ее, мы не можем изменить свое к ней отноше­ние и воспринять то учение, что она намерена нам преподать. Поэтому сначала нужно прибегнуть ко всем возможным средствам лечения, которые ослабят наши страхи и тревоги настолько, чтобы мы стали способ­ны практиковать непривязанность. Поскольку лече­ние рака требует времени, мы можем использовать его для осознания того, что рак пришел к нам на­учить нас Любви.

Для того чтобы принять это, в первую очередь нужно преодолеть стремление бороться с раком и уничтожить его, а для этого требуется ослабить при­вязанность к самой сокровенной части ложного «я» – отождествлению с телом. Вот способ, позволяющий сделать это: нужно перестать избегать мыслей о том, что будет, когда тело умрет. Не отворачивайтесь от них и вызываемой ими реакции, постарайтесь бес­пристрастно наблюдать за ними, сохраняя осознан­ность до тех пор, пока не сможете безоговорочно их принять. Это могут быть печаль от разрыва отноше­ний с семьей и друзьями, которыми вы так дорожите, или утрата других сторон вашей жизни, к которым вы привязаны. Когда вы сможете открыться мыслям и переживаниям, связанным со смертью, и найдете для них место в своей душе, это скорее всего умень­шит вашу привязанность к телу настолько, что вы сможете переключить свое внимание на тот урок люб­ви, с которым пришла к вам ваша болезнь. Если же вы все равно не можете рассматривать рак подобным образом, значит, в вас остаются привязанности, ко­торые еще предстоит осознать и устранить. А после того как вы сможете отнестись к болезни, как к по­мощнику на своем духовном пути, она перестанет казаться вам катастрофой и вы увидите в ней на­ставника, учащего вас, как открыть свое сердце более безоговорочно.

Когда вы укрепитесь на позиции, что рак при­нес с собой послание Любви, вы готовы к тому, что­бы этот урок воспринять. Для этого вам нужно пе­рейти к анализу того, какую вашу сторону отражает это заболевание. Для того чтобы распознать посла­ние, нужно полностью раскрыться перед смертонос­ной, разрушительной энергией болезни и в букваль­ном смысле записать по пунктам, как вы чувствуете ее, какой получаете опыт, в каких образах она пред­стает. А затем перечитайте свое описание и пойми­те, что сами поступаете с собой или другими точно так же. Например, предположим, что рак представля­ется вам в виде наглой армады неуправляемых кле­ток, коварно пожирающих ваш организм и стремя­щихся уничтожить вас. Вы можете обнаружить, что ваше восприятие рака – это не более чем отражение ваших нападок на самого себя.

Для того чтобы понять, каким образом вы это делаете, пронаблюдайте за своими привычными, оже­сточающими сердце мыслями, представлениями и сте­реотипами, пожирающими и разрушающими вас. Это могут быть неодобрение, ненависть, злость, неумение прощать, горе, не испитое до дна, или же чувство вины, негодования и обиды. Сначала эти мысли, воз­можно, не будут для вас очевидны, ведь вы уже на­столько свыклись с ними, что сделались совершенно нечувствительными к их разрушительному действию и недооцениваете те неисправимые, смертельные по­вреждения, которые они вам наносят. Так что очень важно выявить и распознать все те яды, что отравля­ют ваш ум, и понять, что сами их привечаете, отож­дествляя себя с ними, веря им и идя у них на поводу.

Вам нужно открыть свое сердце и для этого перестать отождествлять себя с подобными мыслями и следующим за ними действиями и позволить им уйти. Их можно четко осознать, предположив, что рак яв­ляется их отражением, и проанализировав, какие же именно ваши части он выражает. Даже если эти па­губные мысли и действия имели место в ваших про­шлых жизнях, их след все равно остается в жизни нынешней. Когда вы обнаружите в себе подобные следы, не отвергайте их как «не свои», не отрицайте, не осуждайте, примите их целиком и полностью, по­звольте им войти в свое сердце. Пребывайте с этими закрывающими сердце мыслями безраздельно, не от­страняя их, пока полностью не примете их как тако­вые. И тогда в вас проснется сострадание и вы смо­жете со всей любовью и сочувствием отнестись к той части «вac», что была погружена в эти закрывающие сердце мысли и страдала от их пагубного воздействия. И тогда, вне всякого сомнения, вы повернетесь ли­цом к Любви и усвоите урок, который принесла вам ваша болезнь. В результате ваша душа откроется не только вам самим, но и другим, так что посмотрите, нет ли у вас того, что вы могли бы им подарить, на­пример прощение.

Расположение рака в организме тоже может со­ответствовать характеру мыслей и действий, закрыв­ших ваше сердце. Это соответствие выяснится, когда вы поймете урок своей болезни. Однако следует по­мнить, что это очень индивидуальный процесс, по­этому не стоит делать никаких обобщений.

Важно дойти до всего самому и не разрешать ни­кому делать это за вас. Когда вы действительно усвои­те то, чему пришла научить вас ваша болезнь, и осво­бодитесь от привязанности к мыслям, убеждениям и действиям, отражением которых она является, ваше сердце станет шире и великодушнее, и вы сможете еще глубже почувствовать единение со своим истин­ным «Я». Именно практика непривязанности помога­ет вам осуществить этот переход к Любви. Знайте, что данное упрощенное описание практики непривязан­ности в случае тяжелых болезней, несущих угрозу жизни, совсем не значит, что это очень просто вопло­тить в жизнь. Ваша привязанность к телу сильна, по­этому осуществить это очень и очень трудно.
Смертельные болезни обычно предназначены для того, чтобы мы смогли разорвать нашу самую силь­ную привязанность – к ложному «я» – и принять новый взгляд на жизнь в целом, где первое место отведено любви и состраданию. Но обычно это встре­чает в нас сильное сопротивление, потому что мы не хотим расставаться с нашей прежней системой ценностей и совершить целительный переход к Люб­ви. Вот почему для привлечения нашего внимания и получения стимула нам бывают необходимы такие сильные средства, как болезнь, угрожающая нашей жизни. А если бы это было просто, мы все давно бы уже это сделали.

Упражнение по практике непривязанности к болезни

1. Подумайте о своих проблемах со здоровьем, болезни или какой-нибудь физической неполноцен­ности. Представьте, что этот недостаток несет в себе послание Любви и поможет вам более полно открыть свое сердце. Чтобы суметь получить это послание, вам надо изменить свое отношение к болезни и не нападать на нее, а принять с открытым сердцем. Это принципиальный момент, иначе ее урок пройдет мимо вас. В первую очередь, для этого вам нужно отказать­ся от привязанности к тому, чтобы сразу же пресе­кать болезнь, и научиться открыто приветствовать ее, как будто это кто-то, принесший вам драгоценный подарок, что так же требует освобождения от стрем­ления изменить ситуацию, в данном случае к жела­нию, чтобы болезнь покинула вас.

Начните с того, что болезнь за вас, а не против. У болезни обязательно есть причина, и нахождение этой-причины позволит вам получить послание Любви. Чтобы получить его, необходимо совершить пере­ход, то есть открыть болезни свое не принимающее болезнь сердце. Если поначалу вы настроены скептически, ничего страшного. Просто практикуйте непри­визанность к своему желанию уничтожить болезнь в качестве эксперимента, когда вы не знаете результа­та и с интересом наблюдаете за тем, что же произой­дет. Если вам никак не удается отпустить привязан­ность к необходимости атаковать болезнь, выясните, что же вам так мешает, и предварительно взрастите непривязанность по отношению к этому. Вьr, к приме­ру, можете быть захвачены идеей, что если с болезнью не бороться, она никогда не отступит. Или же вы ни за что не хотите принять – не говоря уж о том, чтобы полюбить – то, что заставляет вас страдать.

Двойственный ум никогда не сможет поверить, что принять то, что причиняет нам боль, – это хоро­шая идея, и с его стороны всегда будут поступать возражения. Именно поэтому людям так сложно при­нять слова Христа «Любите врагов ваших, благотво­рите ненавидящим вас, благословляйте проклинаю­щих вас и молитесь за обижающих вас» (от Луки, 6: 27-28). Иисус знал, что открыть сердце кажущейся реальности, созданной нашими недобрыми – мысля­ми, – это единственный способ изменить эту реаль­ность и рассеять иллюзию о том, что мы отъедине­ны от Единого, или Любви. То же самое и с болезнью, к которой мы относимся как к врагу. Если мы пере­станем закрывать сердце болезни, то уже не будем видеть в ней недруга, подлежащего уничтожению, и примем ее как друга, пришедшего к нам с драго­ценным даром Любви.

2. Когда вы смогли принять болезнь и перестали отрицать ее, составьте список ее физических прояв­лений, подробно опишите, как вы воспринимаете ее симптомы, что чувствуете, какие образы видите, ка­кой получаете опыт.

3. Затем проанализируйте, в чем это описание отражает ваше собственное негативное отношение к себе, например какие-то неблагие мысли, действия или поведение, которое нашло символическое отра­жение в вашем описании своего физического недуга. Если у вас возникает образ тайно нападающих на вас вирусов, посмотрите, а не относитесь ли вы так же к себе сами, унижая себя и критикуя, убеждая себя в том, что это идет вам на пользу. Возможно, вам бу­дет нелегко отыскать в себе подобные неблагоприят­ные качества, потому что вам даже потребовалось за­болеть, чтобы заставить вглядеться в себя. Если вам это не удается, позвольте вашей болезни поговорить с вами, успокойте ум и послушайте, что же она хочет вам сообщить. Если же вам все равно не удается отыс­кать в себе нежелательные тенденции, отражаемые болезнью, прочитайте эту главу еще раз.

4. Когда вы отыскали в себе те неблагоприят­ные стороны, что проявились в вашей болезни, пол­ностью признайте, что ваша душа закрыта перед ними. Не отрицайте, не преуменьшайте и не избе­гайте их, не ищите им оправданий и логического объяснения. Просто примите их так, как есть, без всяких условий и оговорок. Это не значит, что вы должны потворствовать своим слабостям – нужно только лишь полностью признать и принять их. Когда вы, наконец, сможете это сделать, у вас естествен­ным образом пробудится сочувствие и понимание тех пагубных качеств, что отразила ваша болезнь. Вы поймете причины, по которым закрылись, и смо­жете простить себя, потому что ранее сами не осоз­навали ни своих действий, ни их последствий.

А когда ваше сострадающее сердце раскроется в пони­мании и прощении, восприятие болезни изменится, отражая изменения в вашем сознании и более глу­бокое погружение в Любовь. Вы приняли дар Люб­ви, что принесла вам болезнь.

Результат раскрытия сердца навстречу болезни

«Человек с чистым сердцем никогда не заболе­eт» (Саи Баба, 1997).

Если мы очистили свое сердце, выполнив «ука­зания», данные нам болезнью, ее симптомы могут пропасть. Потому что в них более нет нужды. Одна из причин того что болезнь может продолжаться еще некоторое время после того, как ваше сердце раскры­лось и вы приняли ее, заключается в том, что симп­томам нужно какое-то время, чтобы пройти, после того как урок получен, точно так же, как требуется время для того, чтобы болезнь проявилась. Еще одно объяснение: перемена, произошедшая в вашем созна­нии, должна укрепиться, чтобы, когда симптомы бо­лезни полностью уйдут, все не вернулось на круги своя. Если симптомы пропадут слишком быстро, есть опасность, что без мотивации, обеспечиваемой болезнью, вы опять станете думать и вести себя по-старо­му. и чтобы избежать этого, некоторые из них могут остаться, ведя нас по пути Любви. Также болезнь ос­танется, если наше сердце еще не до конца очисти­лось. К тому же у некоторых физических проявле­ний могут быть кармические причины, отражающие наши неблагие мысли и действия прошлых жизней. Например, если вы родились без рук, это, несомнен­но, отражение мыслей и поступков прошлой жизни, а не этой. Подобные врожденные дефекты позволя­ют нам в этой жизни разобраться с «грехами» про­шлого. Однако может потребоваться практика непри­вязанности в течение очень долгого времени, если не всей жизни, прежде чем карма будет полностью отработана. Повторю, что принятие болезни еще не гарантирует того, что она пройдет.

Также симптомы болезни могут остаться и после того. как мы отбросили привязанность к ней, если пришло наше время умирать. Но даже если симпто­мы и остаются. Наше отношение к ним кардинально меняется, и мы больше уже воспринимаем их со страхом или как страдание. Наше отношение к болезни, как и всему другому, становится иным, когда перед ней раскрывается наше сердце, потому что когда изменяется сознание, изменяется и создаваемая им реальность. И вероятно, мы увидим в болезни своего друга, ведь она оказалась единственным средством, которое смогло заставить нас пересмотреть свое от­ношение к жизни и стать свободными от привязан­ности к закрывающим сердце мыслям, убеждениям и схемам поведения, отразившимся в болезни.

Помимо этого, болезнь может остаться для того, чтобы вы могли стать примером для других, помочь им раскрыть свое сердце и освободиться от привя­занностей. У двух знаменитых индийских духовных учителей, Рамакришны и Раманы Махарши, был рак. Из-за рака горла Рамакришна не мог ничего прогло­тить. Тогда ученики попросили его помолиться об облегчении своих страданий. Он ответил: «У меня есть миллионы ртов, так что же мне горевать оттого, что не могу есть одним?» А Рамана Махарши проде­монстрировал Единство, сказав своим преданным, которые очень беспокоились о здоровье учителя: «О, вы так горюете о том, что ваш Свами уйдет. Но куда уйти? Как уйти? Уходить и приходить может тело, но возможно ли это для НАС?» (с. Ом, 1981). Это живые примеры непривязанности к телу и слияния с Единым. Существуют и многие другие примеры того, как люди перестают отождествлять себя с телом пе­ред лицом тяжелой болезни, и их сердце открывается Любви. Все они – наши учителя. «Когда индивидуум отбрасывает привязанность к телу и в нем расцветет вселенская любовь, он выходит за пределы этого тела и растворяется в безграничной Любви. Это на­зывают муктимокшей, или освобождением» (Саи Баба, 1999).
http://sai.org.ua/ru/74.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий