вторник, 1 сентября 2015 г.

Абдул Калам. Вдохновенные мысли


г Дели
-Абдул Калам. Вдохновенные мысли
Перевод с английского, русский текст, редакция:
Б. А. Загорулько, Н. Н. Самсонова. – Дели, 2015
Доктор технических наук Авуль Пакир Джайнулабдин Абдул
Калам (1931-2015), специалист в области авиационной техники и
один из наиболее выдающихся учёных Индии, внёс серьёзный вклад
в развитие индийских программ по космическому исследованию, раз-работав в том числе первую отечественную ракету-носитель SLV-III.
Он являлся руководителем проектапервого индийского спутника "Ро-хини". Во время работы в ООИР (Организации оборонных исследо-ваний и разработок – DRDO) он возглавлял "Комплексную программу
разработки управляемого ракетного оружия" (IGMDP), в результате
чего на свет появились пять различных ракет: "Притхви", "Агни",
"Тришуль", "Акаш" и"Наг"
введение в эксплуатацию ракет "Агни" и "Притхви", а также за соз-дание отечественной базы для разработки важнейших технологий,
объединив в единую сеть многочисленные организации и институты.
Будучи советником по науке Министерства обороны и Департамента
оборонных исследований и разработок, д-р Калам предвосхитил
идею корпоративного сотрудничества, реализовавшуюся в создании
совместного индийско-российского предприятия "БраМос Аэроспейс".
Свою литературную деятельность д-р Калам обозначил тем, что
из-под его пера вышел ряд книг, таких как "Крылья Огня", "Индия
2020: Образ нового тысячелетия", "Мой путь" и "Дерзающие умы:
высвобождая дремлющую силу Индии", которые стали известны в
град: "Падма Бхушан", "Падма Вибхушан"и наивысшая гражданская
награда "Бхарат Ратна".Он был одиннадцатым президентом Индии с
2002 по 2007 гг. В дальнейшем до самой своей смерти д-р Абдул Ка-лам принимал активное участие в различных социальных проектах,
ориентированных на помощь нуждающимся и людям с физическими
недостатками.
явля ся Членом многочисленных научных обществ. В числе его на-каждой индийской семье. Д-р Калам былудостоен различных наград и
л
. Он был ответствен за разработку и
.
3
Предисловие
27 июля 2015 года, немного не дожив до своего
84-летия, ушёл из жизни д-р Абдул Калам, одиннадцатый
президент Индии, которогоиндийцы называли прези-дент-ракетчик. О нём как о государственном деятеле,
учёном, руководителе нового типа, настоящем лидере
нации написано много.
Мы предлагаем заглянуть в глубину характера этой
незаурядной личности, которой индийский народ при-своил наивысшую награду – звание “Народный Прези-дент”, обратившись к некоторым высказываниям, раз-мышлениям, воспоминаниям и стихам Абдула Калама.
Индия, как никакая другая страна в мире, богата на дос-тойных и мудрых правителей самого высокого государст-венного уровня. Это связано с сущностью её духовной
культуры, которая издревле провозгласила, что лучшей
формой служения обществу является содействие в увели-чении числа хороших людей, на практике осуществляю-щих принципы сатьи (истины), дхармы (праведности),
шанти(умиротворённости),  премы(любви) и  ахимсы
(ненасилия).
Всемирно известный индийский святой Шри Сатья
Саи Баба, последователем которого был д-р Абдул Ка-лам, говорил, различая великих и хороших людей: «Ве-личие базируется на мирских качествах и часто ассоции-руется с раздутым эго. Такой человек имеет свои симпа-тии и антипатии, привязанность к одним и ненависть к
другим. Он любит роскошь, комфорт и наслаждается все-
возможными прелестями материальной жизни. Хороший
человек наслаждается божественным блаженством, испы-тывая чистую радость в бескорыстном служении другим.
Великий человек имеет раджасическуюприроду (стрем-ление к почестям и славе), хороший человек – саттвиче-скую, духовную природу, образцом которой являются
риши(мудрецы-провидцы) и садху(посвятившие себя
поиску Истины)».
Д-р Абдул Калам (первый президент-холостяк, веге-тарианец) останется в памяти людей в истинном смысле
Хорошим Человеком.


В память о моих родителях
Мать
Морские волны, золотой песок, вера паломников,
улица с местной мечетью в Рамешвараме – всё сливается
Мама, ты приходишь ко мне, простирая напитанные
небесной лаской руки! Я помню суровые дни войны, ко-гда жизнь была трудной, полной невзгод и изнурительно-го труда. Мили и мили, пройденные мной пешком в
предрассветные часы – сначала к святому учителю у хра-ма, дававшему мне уроки, потом в школу, где учили
арабскому языку, затем через песчаные холмы на желез-нодорожную станцию, чтобы забрать газеты и разнести
их жителям храмового городка, через несколько часов
после восхода солнца – школа, вечером – работа по дому,
поздно ночью – подготовка домашнего задания. И всю
эту боль маленького мальчика ты смогла преобразовать в
праведную силу одними лишь молитвами и поклонами,
совершаемыми пять раз в день, когда, стоя на коленях, ты
просила Всевышнего только одного – Его милости. Твоя
неколебимая набожность, мама, стала силой твоих детей!
Ты всегда делилась с теми, кто испытывал нужду. Ты
всегда только отдавала и отдавала с верой в Него.
Одно детское воспоминание до сих пор живо во мне.
Мне 10 лет. Я сплю на твоих коленях на зависть старшим
5
Три ключевых члена общества, которые
влияют на человека, – это отец, мать и
наставник.
для меня в одном образе –    образемоей матери.
6
братьям и сёстрам. Ночь, полнолуние – мой мир знал
только тебя, мама! Когда я вдруг проснулся в середине
ночи, задыхаясь от слёз, капающих на мои ноги, ты, моя
добрая мама, почувствовалаи поняла внутреннюю боль
своего сына. Твои ласковые руки нежно развели боль и
страдания ребёнка. Твоя забота и твоя вера давали мне
силу принимать этот мир без страха, уповая на Всесилие
Того, к кому ты обращала свои молитвы. В великий Суд-ный День мы встретимся вновь, моя милая, добрая мать!
Отец
Мой отец не имел формального образования и не был
богат, но обладал глубокой врождённой мудростью и ис-тинной духовной щедростью. Одним из моих самых ярких
воспоминаний раннего детства было то, как два близких
друга, мой отец, мусульманин, и старший брамин главного
храма Шивы в Рамешвараме, каждый одетый в свою тра-диционную одежду, обсуждали духовные вопросы.
Мы жили в мусульманском районе, в котором находи-лась очень старая мечеть, и отец ежедневно ходил со мной
туда на вечернюю молитву. Я ничего не понимал в араб-ских словах, но был абсолютно убеждён, что творимые мо-литвы достигали Бога. Когда я подрос и мог уже задавать
вопросы, я спросил своего отца о значимости молитвы.
Отец ответил, что в молитве нет никакой тайны. Она, ско-рее, создаёт возможность духовного общения людей.
Он сказал: « Когда ты молишься, ты превосходишь своё
тело и становишься частью Космоса, в котором отсутству-ют все различия – богатства, возраста, касты, религиозной
принадлежности». У отца была удивительная способность
объяснять сложные духовные понятия простыми словами
обыденного тамильского языка. Однажды он мне сказал:
«Каждый человек, в любой момент своей жизни, в любом
месте, где он находится, являясь тем, чем он есть в дейст-вительности, на той ступени, которой он достиг, хороший
он или плохой, представляет уникальную частичку единой
проявленной в мире божественной Сущности. Поэтому че-го бояться трудностей, страданий и проблем? Когда ты
сталкиваешься с трудностями, пытайся понять причину
своих страданий. Невзгоды всегда представляют возмож-В течение всей своей жизни я старался следовать при-меру отца в моём собственном мире науки и технологии. Я
пытался понять фундаментальные истины, открытые мне
моим отцом, и могу с твёрдой убеждённостью заявить, что
да! существует божественная сила, которая может поднять
человека, вывести его из состояния смятения, отчаяния,
тоски и неудач, направив по предназначенному для него,
его собственному пути. Как только человек отсекает эмо-циональные и физические привязки, ему открывается до-рога к свободе, счастью и покою ума!
Духовный наставник
Шёл 1958 год. Я получил диплом инженера аэронавти-ки, и передо мной открылись две альтернативные возмож-ности работы, обе приближающие к осуществлению моей
давней мечты – летать. Одна была связана с карьерой в Во-енно-воздушных силах Индии, другая – с работой в Дирек-торате технического развитияи производства авиационной
отрасли (ДТРП) в Министерстве обороны. Я подал заявле-ния в обе организации. Приглашения на собеседование
пришли практически одновременно из Дехрадуна, Отдела
по набору кадров ВВС, и из Дели, ДТРП Минобороны. И с
7
ность заглянуть внутрь себя» .
Корамандельского побережья я отправился на север Индии
впервые через всю мою обширную страну.
Сначала я прибыл в Дели, город великого суфийского
святого Хазрата Низамуддина, и прошёл собеседование в
ДТРП, спокойно и без труда ответив на все заданные во-просы.
Затем я отправился в Дехрадун и предстал перед члена-ми Приёмной комиссии ВВС. Здесь внимание уделялось в
большей степени личностным качествам кандидата, чем
его знаниям и эрудиции. Отвечая на вопросы, я был во-одушевлён, но нервничал, решителен, но волновался, уве-рен в себе, но испытывал напряжение. В итоге по результа-там собеседования из 25 человек я оказался девятым, а
приняли первых восьмерых. Я очень сильно расстроился,
осознав, что шанс стать лётчиком от меня ускользнул. В
подавленном состоянии я побрёл из здания комиссии и
оказался на самом краю скалы: далеко внизу блестело озе-ро. Я знал, что впереди меня ожидают трудные дни. Пере-до мной стояло много вопросов, на которые надо было
найти ответ и выработать дальнейший план действий.
Я поехал в Ришикеш. Там я искупался в Ганге, получив
огромное наслаждение от её освежающей чистой воды. За-тем я отправился в Ашрам Свами Шивананды, который
возвышался на берегу Ганги неподалёку. Войдя в ашрам, я
ощутил в теле сильную вибрацию. Там я увидел множество
сидящих вокруг садху, пребывающих в трансцендентном
состоянии. Я читал, что садху– это люди, обладающие
психическими силами, имеющие интуитивное знание ве-щей: в моём подавленном состоянии я искал ответы на со-мнения, которые терзали меня.
Я встретился со Свами Шиванандой. Этот человек, по-хожий на Будду, был одет в белоснежное дхотии деревян-8
9
ные падуки (традиционная обувь садху). У него было смуг-лое лицо и пронзительные чёрные глаза. Меня поразили
его неотразимая почти детская улыбка и необыкновенное
великодушие. Я представился: моё мусульманское имя не
вызвало в нём никакой реакции. Ещё до того, как я успел
что-то сказать, он спросил меня о причине моей печали. Он
не объяснил, каким образом он узнал о том, что я испыты-ваю состояние душевной горечи, а я не стал его спраши-вать об этом. Я рассказал ему о моей неудачной попытке
стать лётчиком ВВС и о моём давнем заветном желании
летать. Он улыбнулся, и все мои тревоги рассеялись почти
в тот же миг. Он сказал тихим, но глубоким и проникно-венным голосом: «Желание, если оно исходит из сердца и
одухотворено, если оно чистое и устремлённое, оно обла-дает благой электромагнитной силой. Эта энергия уходит в
эфирное пространство во времяночного сна, когда ум по-гружается в глубокий сон. И каждое утро она возвращается
к вам в бодрственном состоянии, усиленная космическими
потоками. Всё, что было в воображении, безусловно, обя-зательно воплотится в действительности. Молодой чело-век, вы можете положиться без всякой доли сомнения на
этот извечный Промысел с той же убеждённостью, как вы
полагаетесь на то, что завтра снова взойдёт солнце... или в
своё время наступит весна!» Когда ученик готов, является
Учитель. Как верно сказано! Вот истинный учитель,
явившийся, чтобы указать путь ученику, чуть было не за-блудившемуся в своих поисках! «Примите свою судьбу и
идите вперёд по жизни. Вам не предназначено быть воен-ным лётчиком. Кем вам быть, в настоящий момент вам ещё
не открыто, но это уже предопределено. Забудьте об этой
неудаче. Она была необходима, чтобы направить вас на
предназначенный вам путь. Ищите истинную цель своего
10 уроков жизни Абдула Калама
1. Вы должны мечтать, прежде чем ваши мечты могли
бы осуществиться.
2. Сделать страну свободной от коррупции и превра-тить её в нацию прекрасных умов, по моему глубокому
убеждению, возможно с помощью трёх ключевых членов
общества. К ним относятся отец, мать и учитель-наставник.
3. Моё послание молодёжи: Имейте мужество выра-жать собственное мнение, смелость изобретать, бесстра-шие идти по неизведанному пути и открывать невозмож-ное, побеждать проблемы и добиваться успеха. Вот такое
будет моё послание вам молодым!
4. Чтобы добиться успеха, нужно иметь твёрдую, не-сгибаемую, всепоглощающую преданность избранной
цели.
10
существования. Мой сын, станьте единым с самим собой!
Предайте себя воле Бога», – сказал Свами.
Я вернулся в Дели узнать результат собеседования в
ДТРП. В ответ мне вручили письмо о моём назначении на
должность старшего научногосотрудника в Техническом
центре гражданской авиации. Я подумал, что если это было
моё предназначение, то пусть так и будет. Наконец мой ум
успокоился. Если мне не было суждено управлять самолё-тами, то по крайней мере я буду вносить свой вклад в их
надёжность и совершенствование И никогда больше в сво-ей жизни после этой неудачной попытки стать лётчиком я
не испытывал ни чувства горечи, ни разочарования “Wings of Fire” 

Комментариев нет:

Отправить комментарий