вторник, 25 марта 2014 г.

Лилы Бабы

Саи Рам!

Раз уж первый мой рассказ попал в раздел "Лилы", то другому воспоминанию уж и точно место здесь)


       Вспоминаю, наверное самый смешной эпизод из серии моего общения со Свамиджи. Было это в сентябре 1997 года. Далее я приведу несколько строк из статьи «Золотая колесница», опубликованной в журнале Санатана Саратхи, т.40, N10, октябрь 1997 г.

     «22 сентября 1997 г. надолго останется в памяти тысяч преданных, собравшихся в Саи Кулвант холле, как один из самых великих дней их жизни. В этот день сопровождаемый процессией Бхагаван Баба въехал в Кулвант холл из аудитории Пурначандра точно в 7 часов 25 минут утра, восседая на волшебной сверкающей Колеснице и осыпая преданных Своими Благословениями...»
     «Ратхотхсавам» явилось основным событием пятидневного праздника, организованного Обществом Саи Падуки, Мадурай, под руководством Шри Субраманьям Четиара, преданного Бхагавану свыше пятидесяти лет. "
     
      В общем нежданно-негаданно очутился я в том самом месте и в то самое время, которое описывается в приведенной выше статье.
      В тот год я ехал из Москвы не в составе группы. То есть группа была, но не сформированная, а просто оказалось несколько человек попутчиков из Москвы.
      А вот из Винницы, Украина, приехала вполне себе группа. Организованная, достаточно дисциплинированная, но без крайностей, и поэтому очень даже приятная компания.   Как-то так получилось, что я и еще несколько человек влились в состав этой Винницкой группы и стали мы смешанной Украино-Российской группой.  
      Украину я поставил вперед, потому что в основе, группа была все же из Винницы.  У этой группы была прекрасная и душевная руководитель. Она рассказывала, как видела во сне Свами. Как будто летит она над самой травкой, и так ей хорошо, так легко. Во сне она видит Свами, и он ей говорит: «Что же ты летишь? Вот видишь, я же по земле хожу».
      Все это, и не только, она нам рассказывала на наших замечательных встречах по вечерам.

      Еще в группе было несколько человек ребят примерно одного возраста. У нас сложился очень дружный и веселый коллектив. Может быть иногда и даже слишком веселый. В общем перед даршаном было трудно сидеть молча.
      Мы, конечно знали о предстоящем событии. По всему ашраму велись приготовления. Одна часть ашрама была отгорожена высоким забором, за ним собирали Золотую Колесницу. Об этом ходило множество разговоров, и конечно, мы не могли обойти эту тему стороной. Очень хотелось подглядеть хоть одним глазком, что же это за чудо расчудесное такое — Золотая Колесница. Но забор был прочен, и до поры до времени мы пребывали в неведении.
      Однако скоро праздник, а перед этим, как обычно бывало, на интервью приглашали реже. Свами обсуждал вопросы подготовки с разными переданными, на интервью времени оставалось меньше.

      Вот в один из таких-то дней мы и попали во второй ряд на мужской половине Мандира.    Надо заметить, что у нас, а наверное не только у нас, были некоторые приметы хороших для посадки мест. Хорошими считались у нам места, к которым Свами чаще подходит и с которых часто приглашает на интервью.  Так и получилось, что в тот день мы оказались в самом начале пути Свами по мужской части Мандира, во втором ряду, спиной к храму.
      Так как до выезда Золотой Колесницы оставалось всего несколько дней, мы не особенно надеясь на интервью, но где-то в глубине души все же ожидая этого, весело и беззаботно, конечно в рамках принятого перед даршаном, принялись обсуждать свои желания, которые мы высказали бы Свами, попади мы на интервью.
      Без всякой задней мысли, как мне тогда казалось, а исключительно попав под обаяние балагура и заводилы Радика, я высказал вслух желание, которое очень позабавило всех моих товарищей.
      Я сказал: «если Свами пригласить нас на интервью и спросит меня, что я хочу, я попрошу у него прокатиться вместе с ним на его Золотой Колеснице во время предстоящего праздника».
      Пауза.
      Вдумайтесь пожалуйста. Ну не нахал?
      Дорогие друзья, в свое оправдание я могу лишь сказать, что сам не понимаю, как эта мысль могла прийти мне в голову. То есть люди, знакомые с юмором Саи, меня конечно поймут, но тогда... Тогда я отнесся к этому как просто к безобидной и остроумной шутке.
      Кажется тема наша началась с обсуждения того, что Бог может сделать, а чего сделать не может. Не помню, какие приводились примеры еще, кажется что-то типа, «побить шестеркой туза», но мое желание было явно из этого ряда.
     
      Не стоит быть провидцем, чтобы предугадать дальнейшее развитие событий.
      Да, начался даршан. Да, Свами подошел именно к нашей группе. После вопросов: «Откуда вы?» И «Сколько человек в группе?», с небольшой паузой последовало долгожданное: «Go!»    Это слово переводится как Идите, или Вперед, или Марш, оно очень емкое, но Вы меня наверное поймете, для очень многих это было самое ожидаемое слово.
      Конечно, я сразу забыл о своем легкомысленном обещании, и радостно заторопился к входу.

      Здесь наверное надо сделать небольшое отступление.
      Я как-то слышал этот эпизод из уст уже другого человека, который не присутствовал на этом интервью, и конечно, не знал всей истории целиком. Он звучал забавно, но больше как анекдот, хотя для меня это была очень глубокая история. В нем сохранилась лишь внешняя канва, и конечно, не было всей предыстории и всех переживаний, с этим связанных.
      Но так или иначе, а я попал... На интервью...)))

      Я был очень рад, что наша, и в правду замечательна международная, или между-странная группа попала на интервью, да еще и перед самым праздником. У меня было очень приятное, приподнятое настроение. Во второй, небольшой комнатке, куда Свами пригласил русскоговорящих, я опять устроился у самого Его кресла, по правую Его руку. Я опять был рядом, видел Его, слышал, осязал...
      Я был рад и счастлив, и ни облачка не было на моем внутреннем небосводе, там сияло чистое и яркое солнце.
      До тех пор пока Свами не спросил меня, повернувшись ко мне: « Что ты хочешь?»
      Я ответил что-то из привычного набора «духовных» желаний, но внутри почувствовал, что это не тот ответ, которого Он от меня ожидал.
      Да, он ждал от меня другого ответа, и когда я ВСПОМНИЛ какого...

      Дорогие друзья, воплощения любви, как часто называл нас Свамиджи, простите меня за такие шутки... Хотя что меня-то прощать, я то вовсе и не виноват, это все Он первый начал...
      Ну в общем, мое безоблачное состояние вмиг стало совсем чем-то противоположным.
      Что называется, а завис. Мне было плохо, мне было ужасно стыдно за ТАКОЕ свое поведение. Я не мог шелохнуться и не представлял себе, как выйти из этой ситуации.
      Саи в это время, как ни в чем не бывало, общался с группой, задавал вопросы, отвечал на что-то и казалось, совсем меня не замечал. Я все это время замечал это как-то краем глаза, будучи весь погружён в свои скорби.    Наконец, как будто почувствовав, что достигнута какая-то критическая величина, Саи Баба вновь поворачивается ко мне.
      «Что ты хочешь?» — слышу я от Него.
      Он не ждет ответа, отворачивается, и продолжает общение.
      Он прав. Мне нечего сказать. Я помню свое желание, но НЕ МОГУ высказать его вслух.
      Все же я не такой отважный человек, скорее наоборот.
      Но новая мысль приходит мне. Она приходит ни как подсказка, ни как голос, а именно как моя мысль и мое чувство. Я понимаю, что в таком месте не стоит бросать слов на ветер. Что дав  слово — держись, и все такое прочее. То есть я это чувствую, и понимаю, что не могу все же и не высказать своего обещанного желания.
      Наконец, когда моя решимость укреплена окончательно, Свами поворачивается ко мне и спрашивает: «Что ты хочешь?»
      И здесь уже, будучи полностью готов к ответу, собравшись со всеми оставшимися силами, я четко и внятно, так, чтобы было слышно всем, объявляю: « Я хочу прокатиться вместе с тобой на твоей Золотой Колеснице».

      Уф... Все...
      Перевод не требовался.
      Группа лежала от хохота на полу. В прямом смысле слова. У меня еще хватило сил это видеть. Как будто гора спала с моих плеч.
      Но это еще не все.
      Тут и был разыгран великолепный финал этой забавой истории. И разыгран, конечно Главным Режиссером, Главным Актером и Главным Вдохновителем.
      Обратившись прямо ко мне, но в то же время обращаясь и ко всей группе, и наверное, ко всем вам, кто сейчас читает эти строки, Свами сказал следующие проникновенные слова:
      «Моя Золотая Колесница в каждом вашем сердце. Я всегда нахожусь там.»

      Дорогие друзья, именно эти слова были тем главным, ради чего разыгрывалась эта маленькая сценка в необъятной и непостижимой Божественной Игре, Божественной Лиле.
      Именно он, Великой Возничий, постоянно пребывает на своей Божественной Золотой Колеснице в каждом нашем сердце. Именно этот очаровательный пастушок, играет в свои игры со своими переданными Гопи.
      Даже если Гопи уже не Гопи, а пастушок уже вырос.   И уж совсем это не глупая выходка нахала-мальчишки, сдерзившего Богу.

      Далее я снова позволю себе вернуться к упомянутой вначале статье:
      «Золотая колесница была произведением тонкого ремесленного искусства, выполненная руками преданных золотых дел мастеров, получивших свои навыки по наследству через многие поколения. Эта колесница является исключительным произведением искусства, выполненным в лучших традициях. Колесницей, имеющей в качестве задней стенки золотой круг „Сурья Прабха“, управляет четырехголовый Брахма, держащий в руках поводья семи сверкающих золотом лошадей. Присутствие Парвати и Парамешвары делают колесницу объектом поклонения Индуистской троице: Вишну (Бхагаван Баба), Шиве и Брахме.
      Неудивительно, что все большое собрание преданных приветствовало появление Бхагавана на Колеснице продолжительными аплодисментами.
      Сойдя с Колесницы, Бхагаван обошел собравшихся и сел, чтобы послушать бхаджаны. Утреннее служение закончилось ритуалом арати и раздачей прасада.
      Во второй половине дня во время лекции, ближе к завершающей ее части, Свами упомянул утренний праздник и сказал, что единственное, что Он хочет от своих преданных, это бескорыстной любви, а не дорогих подношений в виде украшений или колесниц.
     
      Отдавая дань преданности Шри Субраманьяма Четиара, Бхагаван сказал:
       -  Многие годы Субраманьям Четиар принимал участие в проведении „Падуки Севы“. Не так просто в его преклонном возрасте нести груз такого масштаба. Я знаю о том хорошем служении, которое он выполнял до сих пор. И поэтому сейчас ему нужно уйти на заслуженный отдых и посвятить себя своей личной садхане. Да, это правда, что служение другим является служением Богу. Но в его положении он не может выполнять это и далее.
       Более того, Я хочу вам сказать о сегодняшней праздничной процессии с колесницей. Верите вы в это или нет, у меня нет особой любви к таким процессиям (аплодисменты). То, что необходимо предлагать Бхагавану, это чистую любовь. Такая Любовь — это Бог. Живите в Любви. Предлагайте такую любовь Богу.
       Зачем мне нужно обременять себя такой огромной ношей в виде этой золотой колесницы? Я никогда не желал подобного рода вещей. Вместо этого вы могли бы истратить все эти деньги на нужды общества.
       Здесь и повсюду вы должны предлагать Бхагавану только чистую любовь. Не надо делать подношений в виде Золотой Колесницы. Любой, кто возжелает такой вид подношений, не может быть Божественным. Если Божественное присутствует во всем, что может быть предложено Божественному? По какому праву вы можете предлагать какие-либо подношения? Все принадлежит Богу. Поэтому преданные не должны приносить сюда в качестве даров какие-либо золотые украшения, украшенные или золотые колесницы. Лучше продать такого рода предметы, а деньги использовать для снабжения людей питьевой водой (аплодисменты).
        С самого начала Я подчеркивал важность трех вещей в традиции Бхараты. С древних времен Бхарата бесплатно обеспечивала людей тремя вещами. Одна из них „Видья“ — образование. Следующая — бесплатная медицинская помощь (Ваидья). Видья (образование) имеет отношение к голове. Здоровье имеет отношение к сердцу (Ваидья). Именно по этой причине Я предоставляю бесплатное образование (аплодисменты). Нигде в мире нет такого бесплатного образования (аплодисменты). Сегодня в любом другом месте необходимо делать большие взносы, даже для того, чтобы получить начальное образование. Так как я чувствую, что каждый ребенок принадлежит Мне, Я не вижу ничего особенного в том, чтобы дать бесплатное образование своим детям. Все являются моими, и поэтому Я предлагаю это всем (аплодисменты). То, что Я даю, и то, что Я принимаю, это любовь. Это отношение Любви к Любви, сердца к сердцу.
        Поэтому, что бы ни чувствовал при этом Субраманьям Четиар, если кто-либо готов вступить в торг по поводу этой Колесницы, Я был бы рад отдать ее и использовать деньги на обеспечение водой большего количества деревень.  Он привез эту Колесницу сюда под влиянием своей огромной любви. У него в жизни было только одно сильное желание. Ему было важно отметить этот „Ратхотхсавам“ (праздник Золотой Колесницы) в этой жизни. Ему было совсем не важно, что произойдет с ним после. Для того, чтобы доставить ему радость, Я взошел на эту Колесницу. В другом случае Я не подошел бы и близко к ней.
        У меня нет такого рода желаний. Также и вы не должны иметь таких желаний. Отношения между Богом и преданным строятся от сердца к сердцу и не имеют ничего общего с внешним убранством. Вам необходимо развивать это внутреннее качество. Стремитесь к сердечной чистоте. Занимайтесь бескорыстным служением.
        Вам необходимо следовать трем главным принципам: Боязни греха, Любви к Богу и нравственной жизни в обществе. Таким образом развивается ваша преданность. Я благословляю всех вас.
        Бхагаван завершил свое выступление бхаджаном: „Хари Бхаджана Бина Сукха Шанти нахи“, который был подхвачен хором всех собравшихся.»

        Мы вышли из храма. Что было дальше я не помню с такой ясностью. Наверное, мы собирались и рассказывали об этом интервью, так часто происходило в ашраме. Наверное, и я рассказал эту историю. Наверное, кто-то смеялся, а кто-то задумался. Наверное, как часто бывает, эта история вырвалась из контекста, закружилась, заиграла на ветру, потеряла или приобрела какие-то детали, а потом так и сгинула где-то на задворках человеческой памяти как забавный анекдотец. Да в общем-то оно и правильно.
        Через несколько дней Свами выехал на Золотой Колеснице. Ее везли его любимые студенты, а мы, сидя в Саи Кулвант холле, искренне и радостно приветствовали эту церемонию. И поверьте, я ничуть не жалел, что не стоял рядом со Свами на Его колеснице.
        Ведь Он всегда едет на Золотой Колеснице в моем сердце.
http://www.sathyasai.ru/forum/topic/210/page-7

   Никита Б

Комментариев нет:

Отправить комментарий