воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Сатья Саи Баба интересно рассказывает о трёх эпохах духовной литературы

Три эпохи

Немного истории… Сатья Саи Баба интересно рассказывает о трёх эпохах духовной литературы

Существуют три эпохи, классифицируемые согласно принципам и практике духовного развития, установленным в индуистской дхарме.
1. Эпоха Вед, в течение которой особая важность возлагалась на религиозные ритуалы (карму).
2. Эпоха Упанишад, когда наибольший упор делался на духовную мудрость (джняну).
3. Эпоха Пуран, когда преданность (бхакти) была провозглашена и описана как самое важное качество.

Эпоха Вед

Ведическая литература состоит из сборников гимнов (Самхит), философско-духовных текстов (Брахман), «Лесных книг» (Араньяк) и Упанишад. Из них первые три имеют дело с предписанными действиями (кармой) и известны как Кармаканда, тогда как последние, Упанишады, посвящены ду­ховной мудрости (джняне) и поэтому называются Джнянаканда.
Самхиты Вед полны мантр и стотр (гимнов), прославляющих богов – Индру, Агни, Варуну, Сурью и Рудру. Арийцы древности достигали успокоения, удовлетворенности и исполнения желаний с помощью жертвоприношений и ритуалов, обра­щаясь к богам через мантры. Они понимали, что абсолютный принцип, Параматма, является одним и единственным. Они также знали, что Он, тем не менее, проявляет Себя как разнообразный и множественный под различными именами и формами.
Во многих мантрах Ригведы об этом говорится очень ясно:
«Существует только Один; те, кто видит исти­ну, воздают Ему хвалу многими способами: как Агни, Яме, Матаришвану*».
Экам cam випраа бахудаа ваданти
агним ямам матаришваана мааху
Этот Брахман, один без второго, описывается в Ригведе как Хираньягарбха, Праджапати, Вишвакарма**, Пуруша. Гимны Хираньягарбхе и Пуруше являются классическими примерами этого воспри­ятия. Образ жизни древних арийцев определяется как дхарма. Его также можно назвать святым жерт­воприношением – яджной. Их ежедневные практики были отмечены ритуалами, священнодействиями (пуджами) и славословиями, отречением, преданнос­тью и самоотдачей. Поэтому их жизнь была полна бхакти, преданного поклонения. Слово «бхакти» могло но использоваться, как таковое, в Симхитах, но разве но находим мы там слово «вера» (шраддха)?
«Только благодаря вере возжигается и поддер­живается пламя священного огня. Только благодаря вере жертвоприношения достигают богов, которые призываются. Да славится вера, которой является высшей формой поклонения».
Видите, как велика сила веры!
Простые, идущие от самого сердца ритуалы ведической эпохи постепенно стали сложными и запутанными из-за разросшихся деталей и формальных правил. Со временем было заявлено, что дхарма заключается в жертвенных обрядах и возлиянии масла в огонь, что Небес можно достичь только с помощью этих обрядов! Первоначально ритуал был в действительности методом поклонения богам, но потом произошло смещение ценности от богов к ритуалу, как таковому. «Боги были только средством. Тот, кто желает Небес, должен совершать ритуалы». Вот во что превратились древние предписания.
_____________
*Матаришван – одно из имен бога ветра.
**Хираньягарбха – «Золотой зародыш», из которого проявляется вселенная, символ космического божественного ума, породив­шего мироздание;
Праджапати – «Господин потомства», прародитель живых су­ществ, ассоциируется также с Ману, сыном бога Солнца;
Вишвакарма – божественный зодчий.

Эпоха Упанишад

Тем временем наступала эпоха Упанишад. Упанишады отвергали материальные цели, как ли­шенные постоянной ценности, они осуждали их, считая их низшими ценностями. Фактически Кармаканда Вед была переосмыслена и переоценена в Упанишадах как средство для освобождения чело­века от уз смерти и рождения, как средство для пе­ресечения океана самсары. Видение подвижника времен Упанишад прорывается через этот внешний, чувственный, объективный мир и концентрируется на внутреннем мире. Мудрецы Упанишад сообща подтверждают природу высшего Принципа следующим образом:
«Как глубинное основание этого изменяющего­ся мира имен и форм существует одно вечное и неизменное бытие (сат). Это Абсолют, Высший Брахман (Парабрахман). Наивысшее может быть постигнуто с помощью йоги мудрости (джнянайоги).
Поэтому:
«Исследуй Это, Это есть Брахман».
Это божественное знание, которому учат Упанишады (Веданта).
Кроме этого, Упанишады также провозгла­шают:
«Хотя Веды по большей части имеют отно­шение к достижению человеком Небес, они также дают основную подготовку для обретения освобождения, или мокши. Достижение абсолюта не зави­сит целиком и полностью от овладения знаний о Брахмане. Оно лежит за пределами обучения, уче­ности или интеллектуальных достижений. Его мож­но постичь только с помощью упасаны (поклоне­ния, медитации)».
Если ученый со всем грузом своей учености погружается в преданность, его жизнь воистину освящается!
Перед такими ищущими Господь проявится в Своей истинной славе. В этом смысл следующего изречения Брихадараньяка Упанишады о связи между индивидуальной душой и вселенской душой, Богом (дживой и Парараматмой):
«Всеобщее является высшей целью индивидуального,
высшим благополучием, высшим величием,
глубочайшей радостью».
Эшосья парама гати, эшосья парама сампат,
эшосья парамо лока, эшосья парамананда
В Тайтирийя Упанишаде это провозглашается следующим образом:
«Высший Атман – источник удовлетворенно­сти, так как это воплощение расы, самой чистой эмоции. Достигая Его, живая душа погружается в радость. Если Высший Атман не сияет на небос­воде сердца, кому тогда чувствовать, кому жить? Он наполняет все анандой (блаженством)».

Эпоха Пуран

Деви Махатмьям - часть Маркандея Пураны
Зерна преданности, которые рассеяны в тек­стах Вед, дают побеги в Упанишадах и разраста­ются в пышные, цветущие ветви в Пуранах.
Однако многие испытывают замешательство, когда им приходится решать, что в действитель­ности представляет собой бхакти (преданность), какова приро­да состояния, называемого преданностью! Никто не может точно разграничить, что является пре­данностью, а что нет. Бхакти имеет бесконечное количество граней. Только чистые, нежные, тер­пимые, спокойные и любящие натуры, самый цвет подвижников (садху), белые «лебеди» (хамсы), рез­вящиеся в компании родственных душ – бхактов, могут понять чистоту и глубину этого чувства. Для других будет столь же сложно обнаружить бхакти в человеке, как обнаружить мягкость в скале, или прохладу в огне, или сладость в Мелии*. Для бхакта Господь дороже, чем сама жизнь, и Господь также привязан к нему в равной степени.
Некоторые великие люди провозглашают даже, что бхакт выше, чем Бхагаван: так кресть­яне любят дождевые облака больше, чем океан, хотя облака приносят на их поля воду из океана. Океан не приходит сам, чтобы полить их посевы. В таких образах Тулсидас описывает взаимоотно­шения между бхактом и Бхагаваном. Облака на­полняют воздух благоуханием, приносят милость, любовь и величие океана и изливают их дождем на всю землю, точно так же бхакты несут с собой эти великие качества, куда бы они ни шли. Подобно золоту, содержащемуся в руде, эти качества являются частью божественности в человеке.
Мудрец Дурваса** прибыл однажды ко двору Амбариши***, чтобы проверить силу его бхакти. Для этой цели он создал из своего гнева ужасную, несущую смерть демоницу Критью. Но диск (чак­ра) Господа, который освобождает от страха серд­ца преданных, уничтожил Критью и начал пре­следовать Дурвасу до самых краев земли. Он мчался через холмы и долины, через озера и реки, он перепрыгнул через семь морей, он пытался най­ти убежище на небесах, но враг бхакта нигде не смог найти убежища. Наконец он упал к ногам Нараяны в Вайкунтхе, небесной обители Вишну, измождённый и раскаивающийся. Господь, однако, сказал, что он всегда на стороне своего почитателя и что он никогда не откажется от преданного, который полагается на Него как на своё единственное прибежище. «Я следую за бхактом, как телёнок следует за коровой, потому что он отказался ради Меня от всего, что считается таким желанным людьми с мирским укладом ума».
Однажды Кришна сказал Уддхаве**** : «Подвиж­ничество, мудрость, отрешенность, йога («едине­ние»), праведность, верность обетам, паломниче­ство — заслуги от этих благих дел Мои преданные приобретают с гораздо большей легкостью, чем все другие». Поразмыслите над тем, как велика ис­тинная преданность! С ее помощью низший из людей, стоящий вне каст (чандала), может пре­взойти даже брахмана. Брахман, лишенный пре­данной любви к Богу, стоит ниже, чем чандала, наделенный этой любовью. Об этом говорится в Пуранах. То, что описано в Ведах просто как «Нети, Нети (Не то, Не то)», о чем говорится, как о «неописуемом для слов, неуловимом для ума», что недостижимо для чувств, рассудка и ин­теллекта, — это способны почувствовать и воспри­нять те, кто погружен в медитацию. Бхакти с легкостью доводит это до сознания, и это напол­няет преданного блаженством.
Бхагаван, описанный в Пуранах, – это не толь­ко не имеющий качеств, неизменный, единый (ниргуна,нирвикара, адвайтийя) Брахман, То, что должно быть познано, чистое сознание, источник Вселенной. Он также является вместилищем всех благородных, возвышающих и привлекающих качеств. Он также выразитель и убежище всего прекрасного и любящего. Он поднимает, заряжает энергией и очищает. Непроявленный, лишенный атрибутов Брахман, познаваемый на вершине пути духовной мудрости (джнянамарги), может быть по­стигнут человеком, привязанным к своим чувствам, только ценой великих трудностей и испытаний. В этом причина, почему Пураны гораздо больше вни­мания уделяют наделенному качествами (сагуна) аспекту Бога, чем аспекту, лишенному качеств.
Сначала ищущий должен заниматься практи­кой, связанной с аспектом Всевышнего, наделен­ным качествами. Это даст ему необходимую концентрацию, а позже, согласно закону движения от грубого к более тонкому, он сможет погрузиться сознанием в Самого бескачественного Брахмана. Мираж уводит жаждущего человека далеко от ко­лодца; но он поворачивает обратно и возвращает­ся к тому месту, где есть вода; достигнув колодца, он имеет право на то, чтобы напиться и утолить свою жажду. Так и искатели, жаждущие освобож­дения, хотят медитировать на бесформенный Абсолют и поклоняться только Ему, но Господь, привязанный к Своим преданным, принимает те формы, о которых мечтают святые и великие Души. Он щедро дарует все четыре цели жизни (пурушартхи).
__________
*Мелия – дерево, обладающее сильными лечебными свойства­ми, и очень горькое на вкус.
**Дурваса – мудрец, сын божественного мудреца Атри и его Жены Анасуйи; и известен своим вспыльчивым нравом и суровы­ми проклятиями.
***Амбариши – благочестивый царь Солнечной династии, пыл­кий почитатель Вишну. Индра, решив проверить его преданность, послал к нему Дурвасу.
**** Уддхава — друг и посланник Кришны.
Источник: “Дхарма Вахини”, гл.9  http://sai.org.ua/ru/15668.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий