Ранголи – это своеобразный вид изобразительного искусства и одновременно традиция. Ранголи – это создание узоров на полу в комнатах или во дворах домов с помощью цветной рисовой муки, песка или цветочных лепестков. Родина этого искусства – Индия.
Слово «ранголи» происходит от санскритского слова «рангавали»: «ранг» означает «цвет», «авали» – «ряд». Но в различных штатах Индии это искусство называют по-разному: ранголи в Карнатаке, колам в Тамил-Наду, мандана в Раджастане, альпана в Западной Бенгалии, арипана в Бихаре, чоук пуджан в Уттар-Прадеше, калам в Керале. Существуют и другие названия.
Считается, что традиция рисования орнаментов с помощью сухой краски зародилась до появления скульптуры и живописи. Цель создания ранголи – украшение, но оно также и ритуал-подготовка к молитве, создающий соответствующий настрой. Считаются, что ранголи приносит удачу и благополучие в дом. Таким образом, рисование ранголи преследует две цели: эстетическую и духовную.
Виды ранголи различаются в зависимости от фольклора, образа жизни и традиций, уникальных для каждой области. Традиционно оно выполняется женщинами в связи со значимыми поводами или определенными вехами в жизни, такими, как праздники, обряды, свадьбы и другие. Часто ранголи делаются на Дивали, Онам, Понгал и другие индийские праздники для приветствия божественных сил.
Основное в создании ранголи – рисование благоприятных символов. Рисунок ранголи передается из поколения в поколение и основан на этих символах. Традиционно каждое новое поколение изучает это искусство, и таким образом семья сохраняет традицию неизменной. Наиболее важные символы, используемые в ранголи – цветок лотоса, его листья, манго, рыба, различные птицы, такие как попугаи, лебеди, павлины, человеческие фигуры.
Второй ключевой элемент для создания ранголи – используемые материалы. Найти их не составляет труда, поэтому искусство ранголи распространено во всех домах, богатых или бедных. Обычно используется рисовая мука, к которой может быть добавлена киноварь, куркума и другие натуральные краски; цветной порошок из листьев; древесный уголь; прогоревшая почва; древесные опилки; окрашенный песок; измельченный красный кирпич и даже цветы и лепестки для цветочных ранголи. Химические красители – это современное нововведение.
Третий важный элемент – это поверхность. Ранголи рисуется на чистой поверхности пола, земли или стены. Оно может быть создано посередине двора, в углах или вокруг двора. Традиционно с помощью ранголи украшается алтарь, место для молитвы, место рядом с лампадой.
Рисунок ранголи выполняется в виде простых геометрических форм, изображений божеств, цветов – в соответствии с поводом рисования. Орнаменты могут быть и очень замысловатыми, создать которые под силу немногим.
В центральной Индии, преимущественно в штате Чхаттисгарх, ранголи называется «чаок» и в основном рисуется у входа в дом. Для рисования используется сухая рисовая мука или другие сыпучие материалы белого цвета. Обычно женщины встают рано утром, очищают пространство перед входом в дом с помощью коровьего навоза, сбрызгивают его водой и после этого рисуют чаок.
В Махараштре ранголи рисуют на дверях домов – считается, что таким образом отгоняются злые силы.
В Раджастане мандана рисуется на стенах.
Во время праздника урожая Онам в штате Керала ранголи делается из цветов, которые выкладываются в каждый из десяти дней празднеств. Постепенно, изо дня в день, узор увеличивается и становится более сложным.
В Тамил-Наду, Андхра-Прадеше и Карнатаке колам рисуется на земле или полу ежедневно. Узоры геометричны и симметричны, для их создания используются такие же материалы, как в ранголи.
Создание ранголи отличается от рисования обычных картин. Узоры создаются по определенным схемам. В зависимости от используемых материалов, есть два основных способа создания ранголи – сухой и влажный. Некоторые ранголи состоят только из контуров, в других – область внутри контуров заполнена цветом.
С помощью белой краски, например, толченого мела, песка или муки, художник обозначает центральную точку на земле и основные точки вокруг нее, обычно по периметру квадрата, шестиугольника или круга. Разветвляя этот изначально простой орнамент, он создает замысловатый и красивый узор. Повсеместно используются природные мотивы (листья, лепестки, перья) и геометрические узоры. Менее популярны, но отнюдь не редки изобразительные формы (такие, как павлин, изображение божеств или пейзаж). Становятся все более популярными готовые узоры для ранголи в виде трафаретов или наклеек, которые упрощают создание подробных или аккуратных рисунков.
Когда рисование контура завершено, художник может раскрасить рисунок, используя влажные или сухие краски. Он может также выбрать природные материалы, такие, как песок, зерна, специи, листья или цветочные лепестки. Для создания особого эффекта применяются и современные материалы, такие, как мелки, акриловые краски и искусственные красители.
Выбор формы, узора и материала обусловлен региональными традициями. Например, квадратная решетка распространена в Северной Индии, а шестигранная – в Южной; ранголи в честь праздника Онам обычно круглые. В Северной Индии краска наиболее часто сделана из гипса, в Южной Индии – на основе рисовой муки; ранголи в честь праздника Онам обычно цветочные.
Благодаря бурному перемещению и смешению жителей Индии можно наблюдать смешение стилей ранголи. Хотя существует множество традиционных орнаментов, большое разнообразие ранголи создается благодаря творческим способностям художника. Например, довольно часто можно увидеть эксперименты – плавучие ранголи из опилок, рисунки произвольной формы или созданные из экзотических материалов.
Постепенно в искусство ранголи внедряются современные веяния. Несмотря на это, очарование древних традиций, особое искусство рисования и важность для людей по-прежнему сохраняются. Ранголи – символ богатого наследия Индии. Оно рассказывает нам о том, что Индия – страна праздников и цвета. http://satyam-shivam-sundaram.org/india/rangoli
Комментариев нет:
Отправить комментарий