суббота, 25 февраля 2017 г.

Легенды Махашиваратри


Легенды Махашивратри

Махашиваратри переводится с санскрита как «Великая ночь Шивы» («маха» – «великий», «ратри» – «ночь»). Махашиваратри – древний духовный праздник, посвященный Шиве, богу индуистской божественной троицы Брахма-Вишну-Шива.
Праздник выпадает на новолуние, 14-ю ночь темной половины месяца Пхалгуна по индийскому календарю. Традиция гласит, что Шива так же, как его символ – месяц, появляется, чтобы спасти мир от тьмы невежества. А если верить астрологии, в этот день определенное сочетание планет благоприятствует пробуждению духовных энергий.
Большинство индуистских праздников отмечается в течение дня, но Махашиваратри празднуют и днем, и ночью. Махашиваратри начинается с восходом Солнца. Люди просыпаются рано, принимают ритуальное омовение, одеваются в новые одежды. Затем верующие идут в ближайший храм, посвященный Шиве, чтобы принять участие в праздновании. В других случаях проводят молитву в честь праздника дома.
Храмы в Махашиваратри красиво украшены. Вместо обычного богослужения проводятся специальные молитвы. Шиве подносят еду, цветы и благовония, звонят в храмовые колокола.
Празднование достигает апофеоза ночью. В течение всей ночи поют духовные песни (бхаджаны), слушают истории о Шиве, повторяют мантры и принимают участие в молитве. Они звонят в колокола и зажигают множество лампад в честь Великого Бога.
Существует множество легенд, связанных с Махашиваратри. Каждая легенда объясняет тот или иной обычай праздника, однако все мифы сходятся в одном – прославлении величия бога Шивы.

Легенды, связанные с поклонением лингаму в Махашиваратри

Шива изображается в виде лингама, символизирующего бесформенный Абсолют. По преданиям, впервые Шива предстал в виде лингама – столпа Света – в начале сотворения Вселенной, сейчас этот день называют Махашиваратри.
Однажды, в начале творения, Брахма и Вишну поспорили, кто из них лучше. Придя в замешательство от размаха этого спора, другие боги попросили Шиву вмешаться. Чтобы дать Брахме и Вишну осознание тщетности конфликта, Шива принял форму огромного столба Света – лингама – вставшего между ними.
Охваченные благоговением от масштаба этого явления, а также чтобы установить господство одного над другим, боги решили найти начало и конец этого столба. Брахма принял форму лебедя и полетел кверху, а Вишну в облике кабана направился к Земле. Но свет не имел границ, и, несмотря на то, что боги преодолели огромное расстояние, ни один из них не смог найти конец столба. На пути Брахме попался цветок кетаки, медленно опускавшийся вниз. Брахма спросил, откуда он. Кетаки ответил, что он падает со столба в качестве подношения. Так и не сумев найти верхнюю границу, Брахма решил закончить свои поиски и взял цветок в качестве свидетеля.
Встретившись, Брахма и Вишну рассказали Шиве о результатах поисков. Вишну признался, что не сумел найти окончание столба, а Брахма соврал, что видел его границу. Услышав ложь Брахмы, разгневанный Шива проклял его, что никто никогда не будет ему молиться. Цветку кетаки за ложное свидетельство он запретил быть подношением в молитвах. После этого происшествия, на четырнадцатый день темной половины индийского месяца Пхалгун отмечается Махашиваратри в честь появления Шивы в форме лингама.
Легенда о Ганге – другая известная история, связанная с традицией поклонения лингаму и его омывания в ночь Махашиваратри. Живший в древние времена царь Бхагиратх, чтобы освободить своих предков от проклятия мудреца, выполнял медитацию, длившуюся тысячу лет. В случае удачного завершения духовной аскезы на Землю должны были пролиться воды небесной реки Ганги и смыть грехи предыдущих поколений царя. Сложность заключалась только в том, что падение Ганги с небес могло разрушить Землю. Тогда Бхагиратх стал молиться Шиве, чтобы тот сдержал реку в своих спутанных волосах. Шива смягчил удар от падения реки, и ее святые воды смыли грехи предков Бхагиратхи. Так Ганга стала спутницей Шивы, а Шива стал известен как Гангадхара.
Ритуалы, связанные с поклонением лингаму, длятся в течение всего праздника. Священнослужители читают мантры и проводят специальные обряды, а прихожане наблюдают за проведением молитвы. Шивалингам омывается молоком, водой и мёдом, затем обмазывается сандаловой пастой и украшается цветами и цветочными гирляндами. Затем лингаму подносятся цветы, фрукты и листья бильвы.

Легенды Махашивратри

Махашиваратри – день свадьбы Шивы и Парвати

Шива без Парвати обычно ассоциируется с божественной энергией, не имеющей образа. Вместе со своей супругой он приобретает форму, и становится Богом, которому можно возносить молитвы. Индуисты верят, что господь Шива женился на Парвати именно в день Махашиваратри.
Есть другая версия легенды, связанной с соединением Шивы и Парвати: для благополучия своего мужа богиня Парвати совершала суровую аскезу в безлунную ночь Шиваратри.
Махашиваратри – праздник, особенно благоприятный для женщин.Шива считается идеальным мужем, поэтому девушки просят его супругу Парвати дать им удачное замужество и красивых детей. Замужние индианки молятся о благополучии своих мужей и сыновей. Все женщины просят о семейном счастье и процветании в новом году.
Третья версия легенды о Шиве, Парвати и Махашиваратри гласит следующее. Однажды все три мира были полностью поглощены Шивой. Вся Вселенная погрузилось в мрак. Только Парвати сохранила свое полное преданности поклонение. Шива, довольный молитвой, предстал перед ней, пообещав выполнить её просьбу. Парвати попросила блага для всех живых существ. Тогда Шива дал благословение, что в ночь Махашиваратри преданное поклонение ему будет очень легким путем к освобождению от цикла перерождений.
Индийцы верят, что эта ночь помогает ближе соприкоснуться с великой милостью и добротой Шивы, что искреннее поклонение в Махашиваратри освобождает их от грехов и дарует освобождение от колеса рождений и смертей. Даже маленькая мышка, случайно задевшая хвостом лампадку в эту ночь, тем самым дав ей сильнее разгореться, по легенде, стала великим царем Махабали.

Махашиваратри – день, когда боги пахтали океан

Пураны приводят ещё одну историю происхождения Махашиваратри.
В течение великого мифического пахтания Океана из вод появился горшок с ядом. Боги и демоны были в ужасе, потому что этот яд мог разрушить всю Вселенную. Они побежали к Шиве за помощью, так как только этот милосердный бог был способен защитить мир. Шива выпил смертельный яд, но вместо того, чтобы проглотить, задержал его в горле. Яд окрасил горло в синий цвет, и с тех пор Шива стал известен как Нилакантха, Синегорлый, а празднование Махашиваратри – это день благодарности Шиве за спасение мира.
После истории с пахтанием Океана Шиве посоветовали бодрствовать в течение ночи, чтобы уменьшить последствия принятия яда. Так, Шива не спал всю ночь, а боги исполняли перед ним различные танцы и играли на музыкальных инструментах. Удовлетворенный проявленной преданностью, на следующее утро Шива благословил их всех.

Махашиваратри – праздник, в течение которого совершается пост

В течение Махашиваратри верующие соблюдают пост и ночное бдение. Пост – одна из важных духовных практик, в этот праздник имеющая особенное значение. Пост направлен на успокоение физической, умственной и эмоциональной энергий и, таким образом, помогает человеку приблизиться к собственной душе. У некоторых пост настолько строг, что они не позволяют себе и капли воды. Другие решают для себя есть фрукты, молоко или рис.Многие индусы участвуют во всенощном бдении в храмах, посвященных Шиве.
Есть история, иллюстрирующая обычай поститься и не спать в ночь Махашиваратри. Однажды один преданный Шивы пошел в лес за хворостом. Потеряв дорогу, он так и не смог вернуться домой дотемна. С наступлением сумерек лес стал казаться устрашающим. Вокруг было слышно рычание диких зверей. Испугавшись за свою жизнь, человек решил забраться на дерево. Этим деревом был куст Бильвы, очень любимый Шивой. Чтобы не заснуть, мужчина срывал листья и кидал их вниз. Так продолжалось всю ночь. Утром человек обнаружил под деревом шивалингам. Так, мужчина всю ночь провел в посте и бдении, неосознанно совершая молитву Богу. Удовлетворенный этим, Шива даровал своему преданному благословение и освобождение от цикла перерождений.
Многие верующие соблюдают также и молчание в Махашиваратри, стараясь не отвлекаться на внешнее и направить все свое внимание вглубь себя – к Богу. Эта практика успокаивает ум и помогает лучше понять суть явлений и вещей, а также свою душу.
Существуют и другие мифы, связанные с Махашиваратри, например, считается, что в этот день были проявлены 12 саморожденных из Света лингамов и Шива исполнил свой космический танец Тандава – танец первичного творения, сохранения и разрушения. Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива известен как великий аскет и покровитель аскетов.
Махашиваратри – не просто праздник. Он имеет большое духовное значение. Махашиваратри напоминает людям о великом вселенском Законе, выраженном в форме Шивы. Он помогает на время отвлечься от суеты будней и погрузиться во внутренний мир, приблизиться к своей божественной душе. Он дарит внутренний покой, помогающий открыть свет духовного Знания.


Источники: http://satyam-shivam-sundaram.org/festivals/mahashivaratri

Комментариев нет:

Отправить комментарий