Не привязывайтесь к миру слишком сильно и не погружайтесь в него глубоко. Всегда сдерживайте свои эмоции. Волны затрагивают только поверхность моря, но в глубине оно всегда спокойно. Вы также должны сохранять внутреннее спокойствие. Большинство мирских вещей не имеет непреходящей ценности, и потому ими можно пренебречь. Держитесь только того, что постоянно. Используйте свой интеллект и силу различения, и тогда вы сможете понять, что является ненужным хламом, а что – бесценным сокровищем.
Пранава джапа (рецитация ОМ и медитация на этот звук) поможет вам успокоить ум. ОМ воплощает в себе все учения Вед о Божественном Начале и все виды поклонения.Ом итхи экаакшарам Брахма (ОМ – этот один слог символизирует Брахмана). ОМ представляет собой соединение трёх звуков. Это звук «А», рождающийся в области пупка, «У», возникающий в горле, и «М», завершающийся на губах при закрытом рте ОМ нужно произносить крещендо, т.е. медленно усиливая его звучание, и так же медленно ослаблять, пока в глубине сердца не возникнет покой и тишина. Никогда не произносите ОМ в два этапа, мотивируя это тем, что у вас не хватает дыхания. Продолжайте повторение, пока ум не успокоится. Сначала усиливайте звучание ОМ, затем ослабляйте и, наконец, наслаждайтесь внутренней тишиной. Эти стадии символизируют бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон. Четвертая же стадия является запредельной первым трем. Эти стадии также символизируют процесс превращения цветка индивидуальности в плод и наполнение плода сладким соком его собственной внутренней Сути, а также заключительное отделение от дерева.
Прашанти Нилям, 9. 6. 1970
Сатья Саи Говорит, т. 10, глава 47
Сатья Саи Говорит, т. 10, глава 47
***
Духовные искатели получат много пользы, если при повторении пятислоговой или восьмислоговой мантр (“Намо Шивая” и “Намо Нараяная”), они вначале будут произносить Пранаву (мантру Ом). Практикуя это в течение некоторого времени, они могут даже воздерживаться от слов, сосредоточившись на той Форме, которая вырисовывается посредством звука и преобразует мантру в Само Божество (Девату). Вот почему в Священных писаниях (Шрути) говорится: “нишабдо брахма учьяте” – “Брахма есть Безмолвие, полное отсутствие звука”.
***
В человеческом теле есть шесть нервных центров, имеющих форму цветка лотоса. Каждому лепестку этих шести лотосов соответствует буква и звук. Когда лепестки вибрируют, то каждый из них, подобно лепесткам фисгармонии, издает определенный звук. Те, кто задумается над этим, могут засомневаться: если лепестки движутся, то кто или что приводит их в движение? Сила, которая движет ими, это Изначальный Звук (Анахатадхвани), неразличимый и неощутимый. Это звук, издающийся без всякого усилия, независимый от сознательной воли. Это и есть Пранава. Словно бусинки четок, нанизанные на шнур, все буквы и звуки нанизаны на Пранаву. В этом заключается смысл высказывания, что “Он является Пранавой Вед”. Кришна учил тому, что вы должны растворить свой ум в Пранаве, которая является основой Универсума.
Ум имеет внутреннее свойство сливаться со всем, с чем он соприкасается; он постоянно стремится к этому. Поэтому-то он всегда возбужден и беспокоен. Но благодаря практике и тренировке, его можно направить к Пранаве и научить сливаться с нею. Так же естественно ум влечет к звукам. Вот почему его сравнивают со змеей. Змея обладает двумя весьма неприятными качествами – во-первых, она извивается при передвижении, а во-вторых, она жалит все на своем пути. Эти два качества характерны и для человека. Он тоже стремится схватить и удержать все, что ни попадется ему на глаза. И движется он тоже извиваясь.
Но у змеи есть и одна похвальная черта. Сколь бы ни была она смертельно ядовита, стоит раздаться чарующей музыке, она раскрывает свой капюшон и погружается в сладостные звуки, забывая обо всем. Так и человек способен, благодаря практике, погрузиться в Блаженство Пранавы. Эта медитация на звуке (шабдаупасана) оказывается основным средством осознания Высшего Духа, являющегося “Пранавой Вед”, которая ничем не отличается от Изначального Звука (Шабды). Вот почему Господь говорит, что Он – “Пуруша человека”. Пуруша – это тот, кто оживотворяет, он – сила (прана) человека. Без нее в человеке нет ничего человеческого.
***
Любое, даже самое незначительное событие, сопровождается звуком, только вы, возможно, неспособны его расслышать, потому что диапазон вашего слуха ограничен. Веко, покрывая глаз, производит звук, роса, выпадая на лепесток, производит звук. А звук, вызванный первичным движением, в результате которого Брахман окутал себя саморазвивающейся Майей, – называется Пранава-шабда, или ОМ. Дальнейшим развитием этой Пранавы является Гаятри мантра, и потому она почитается и ценится так, что посредством ее созерцания происходит посвящение в духовную жизнь.
Звук мантры столь же ценен, как и ее смысл. Даже ядовитая кобра усмиряется музыкой, вот какой потенциал успокоения имеется у звука (нада). Ребенок в колыбели сразу перестает кричать, стоит ему услышать звуки колыбельной песенки; она может не иметь никакого смысла, ее рифмы могут быть нестрогими, она вообще может свестись к простому потряхиванию погремушки, но она успокаивает, расслабляет нервы и вызывает сон. В случае же Гаятри, смысл столь же очевиден, сколь и глубок. Она не сводится к просьбе о милости и прощении; она взывает о чистоте разума, чтобы в нем верно, без малейших искажений, могла отразиться Истина.
***
Независимо от того, как протекает жизнь человека, ему непременно придется встретиться со смертью. Поэтому каждому следует подготовиться к этому моменту и иметь самые благоприятные отношения и мысли. В противном случае вся жизнь обернется неудачей и пустой тратой времени. Тот, кто не готов к такому завершению, вынужден будет пострадать от настигшего его рока. Ведь никто не выходит на поле битвы, намереваясь потерпеть поражение. Так же никто не принимает рок добровольно; каждый желает только расти. Поэтому не будет ли разумным устремиться к такому завершению, которое окажется в ваших же интересах? Каждый человек должен предпринять серьезные шаги к тому, чтобы в последний момент жизни утвердить мысль на седьмой ступени, на Пранаве. Кришна сказал: “Всякий, кто умирает с этой мыслью, достигает Меня”.
Повторяйте Пранаву постоянно, ибо сказано, что непрерывное памятование Господа может побудить Его взять на Себя заботу о благоприятном течении вашей садханы (йогакшемы), о счастье в настоящем и в будущем. Конечно, для этого необходима длительная практика. Но посредством непрерывной и интенсивной садханы можно обрести буквально все.
из книги “Садхана. Внутренний путь”, глава “Медитация на Пранаву, “Ом”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий