суббота, 29 декабря 2012 г.


САМБХОГАКАЙЯ

Гуру:
— Что является высшей реализацией в медитации буддистов?
Васудэва:
— Самбхогакайя!
— Почему так?
— Потому что остальные уровни не раскрывают настоящий огонь бодхисаттвы, — повышая голос заявил монах.
— Если она такая замечательная, то почему она так дымит и воняет? — ответил Гуру.
 Высшим достижением в недвойственных учениях считается не Просветление. Просветление – это только начало. Совершенная лила – игра на благо всех живых существ, – это то, что делает Просветление таким ... Бодхисаттва оставляет даже личное Просветление, стремясь к освобождению других и, как ни странно, оно само настойчиво врывается к нему. В каком же теле лучше проповедовать – об этом нам расскажет только бабушка, торгующая семечками на вокзале. Больше и некому.
 Гуру затопил печь,
 Монахи подбрасывают дрова.
 Всем тепло на ледяном поле.
 Словесный переполох
 избороздил все возможные крайности.
 Казалось, на теле Дхармы не осталось и живого следа.
 Снежинка за окном невесомо опускается в тишине.
 Она так и не узнала имена своих соседей.

ДИСКРЕТНЫЙ УМ

Возвращаясь с лекции мирянка-ученица, которая вела автомобиль, восторженно воздавала хвалы Гуру, сидящему на соседнем сиденье.
— Я так Вам благодарна! Это непередаваемое чувство! Когда я нахожусь в потоке служения, мое «я» и все проблемы как-будто растворяются. Не остается ничего, кроме блаженства преданности и бхакти. Это такое счастье! То, что было дискретным, стало однородным...
Гуру разразился смехом.
— Васудэва, вы слышали где-нибудь, чтобы кто-то вот так охарактеризовал изначальный ум?
— Это то же самое, что: было пористым, а стало аморфным, – самоосвободил монах.
— Пористое... аморфное...? — пробормотала мирянка, пытаясь сконцентрироваться и расшифровать уравнение.
— НЕ ДУМАЙ! — закричал Гуру.
Через секунду салон автомобиля сотрясался от хохота.
 Мы всё оцениваем и оцениваем. Так проходит наша жизнь. И даже став на путь, мы продолжаем: наш путь лучше, наше учение лучше. Мы всё сравниваем, сравниваем. Хватаемся за слова.
 Но кто скажет, что мы делаем неправильно, впадёт в ещё большую иллюзию.
 Собака кружится, кусая себя за хвост.
 Иногда доносится то ее возбужденный лай, то скуление.
 Звон фанфар и фонтаны цветов.
 И реки счастья льются через край.
 Этот глуховатый старичок, видно,
 смотрит в другую сторону.
 У него есть нечто общее
 с бездонным звездным небом...

ДРУГОЙ

Гуру:
— Так что есть пробужденный ум Дхармы?
Монах Сиддхартха на аттестации смущенно стоял перед Учителем.
— Раскройте глаза и увидите, — вызывающе заявил он.
— Кому вы это предлагаете?
— Тому, кто спрашивает.
— Как выглядит этот «другой»?
— Он задает глупые вопросы, — с раздражением ответил монах.
Через мгновенье монах осознал, что попал под влияние эмоций и смиренно произнес:
— Вы уж не очень сильно меня судите. Я стараюсь. Я действительно хороший.
— Тот «другой» — он тоже хороший, — усмехнулся Гуру, — только вы его еще не нашли.
Монах сделал поклон.
 Один раз в полгода монахи сдают в монастыре экзамен, в который входит также проверка их понимания состояния за пределами ума и концепций. Наставники, достигшие уровня просветления, проводят активную недвойственную атаку. И если вы не готовы, то вы... обязательно выиграете.
 Монах отчаянно дурачит почтенную комиссию.
 Он еще не умеет делать это по-настоящему
 И так величественно, как учитель...
 Синяк под глазом,
 Беззубый рот.
 Зрачки Будды.
 Сердце Бодхисаттвы.

ТЫ ШУТИШЬ?

Однажды, когда Гуру был в Одессе, мирянин пришел к нему за наставлениями. Сокрушаясь, он сказал:
— Увы, хоть я и стал на путь Дхармы, во мне еще сильны привязанности к работе, семье. Я часто гневаюсь, болтаю без толку... А мой ум в постоянном беспокойстве. Не могли бы вы дать метод, как побороть свой гнев, привязанности и беспокойство?
Гуру сказал:
— Ты, должно быть, шутишь. В изначальном уме нет и тени привязанности. Твоя природа подобна пространству, где никого нет. На кого же гневаться?
Гуру усадил мирянина в медитацию, продолжая давать наставления.
— Твое изначальное состояние есть само Высшее совершенство, знаешь ты об этом или нет. Оно было еще до того, как ты родился. Прямо сейчас ты – в Нем! Верь в это, как в свою жизнь и как в то, что ты сейчас сидишь передо мной.
Хмурое лицо мирянина расплылось в блаженной улыбке. Спустя несколько минут Гуру спросил:
— Так где же твое беспокойство?
— Верь в него, как в свою жизнь! — ответил мирянин.
— Я же говорил, что ты шутишь, – удовлетворенно проворчал Гуру.
 Для того, чтобы осознать свою великую шутку, не обойтись без Гуру. Иначе будешь не смеяться, а сидеть с насупленным видом. Так тоже можно, но вот беда – во Вселенной ты один такой серьёзный.
 Брахма сделал выдох.
 Большой взрыв разметал галактики по трем мирам.
 Вишну и Шива протерли глаза:
 — Ну и шутки...
 Пчелы весь день собирали нектар,
 Муравьи весь день трудились и под вечер устали.
 Их усики щекочут пятки патриархов.
 Топот их лапок заставляет ворчать даже драконов.

ЛИЛА

Однажды Учитель решил упрекнуть монахов за нерадивость в работе во время ритрита для мирян. Напустив на себя гневный вид и сверкая глазами, он отругал всех на собрании. Когда очередь дошла до Васудэвы, тот не выглядел ни виноватым, ни озабоченным.
— Вас, похоже, совсем не интересуют мои замечания, — сердито сказал Учитель.
— О, это лила Гуру и я ей очень рад, — радостно поклонился Васудэва.
— Только одного из вас мне не удалось провести, — с улыбкой вздохнул Учитель.
Настроение у всех переменилось.
 В «Светоче уверенности» тибетского ламы Карма Агван Йондан Чжамцо в главе «Гуру-йога» говорится: «Когда Гуру бранит со сквернословьем, то матюки его – суть мантр могучих череда». В школах прямого непосредственного пути Гуру рассматривается не иначе, как Атман, а его поступки – спонтанное самовыражение тела, речи и ума на благо живых существ. Лила важна, но она не должна вводить вас в заблуждение. Этот старик в белой одежде, метая молнии, внутри покатывается со смеху, глядя на вытянутые лица других своих же тел. Понимая это, мы до конца жизни не выходим из круга рождений и смертей. И почему? Обет бодхисаттвы.
 Добрая бабушка угощает вареньем внуков,
 Учитель ругает учеников.
 Один внук узнал рецепт варенья
 и бахвалится этим.
 Ох уж эти дети...
 Гром и молнии,
 деревья вырваны с корнем.
 Ужасный тайфун обрушился
 на головы бедных крестьян.
 Стоит лишь поправить чуть-чуть подушку:
 В новом сне солнышко заливает цветочную поляну.

ВМЕСТЕ

Монах Сат Чит Ананда, недавно принявший обеты, зашел с поклоном в комнату Учителя:
— О Учитель! Мое единственное желание – всегда быть вместе, рядом с вами...
— И когда же это мы разделились?
Учитель со смехом вытолкнул монаха за дверь.
 Скажи мне, если мы едины, то почему ходим в разных телах? А если разделены, то почему обладаем одним сознанием? Загадка из загадок.
 Шмель жужжит.
 Соляная кукла стоит по горло в океане и тает.
 Осталась одна голова.
 Отчаянно подмигивая, она зовет остальных.
 Другая за ней вошла по колено.
 Кто следующий?
 О, этот пожар любви!
 О, эта жажда преданности!
 О, эти слюни изо рта –
 все та же вода.
 Но как живительна ее влага...

КТО ТАМ?

У Учителя есть привычка разыгрывать учеников, чтобы пробудить в них осознанность в повседневной жизни.
Однажды он медитировал за дверью комнаты, смежной с его комнатой, когда к нему постучался Сат Чит Ананда. Стоя за дверью, он сказал:
— Да, входите.
Монах вошел в пустую комнату Гуру и едва не получил шок, не увидев его на месте.
— Что за чудеса???
Как ни в чем ни бывало, учитель подошел сзади к опешившему монаху:
— Учитель всегда не там, где ты его ищешь.
Монах с почтением поклонился.
Позже на этом попались еще трое монахов, каждый из которых получил драгоценные наставления.
 Солнце светит, собака во дворе монастыря виляет хвостом, колокольчик на сутру – всё привычно, стабильно, неизменно. Всё привычно, непостижимо, безгранично! Собака ходит по потолку, днём сияет луна, а солнца нет.
 Монах ищет наставлений,
 Учитель рисует на зеркале портрет.
 Что за чудо: эти буквы на воде!
 Рисовать их – большое искусство.
 Наконец-то это случилось,
 Десять тысяч лет молился –
 и получил результат:
 Зоркие всевидящие глаза
 на затылке!
 Жаль, на лице остались
 только нос и рот...?

ДЕСЯТЬ УДАРОВ ПОСОХОМ

Однажды, во время проповеди в 1996 году в маленьком домике Ашрама, Свами Вишну Дэв говорил с группой монахов и мирян о принципе не-ума.
Среди слушателей был один наставник-мирянин, который, как утверждал, много лет занимался Дзен и достиг Просветления. Он вел себя вызывающе, вставая, постоянно перебивал, всячески демонстрируя свое понимание сутр о просветлении. Когда Учителю надоело с ним спорить, он сказал:
— Всё-всё, что вы думаете умом — ложные взгляды.
— Стоит прийти к вам умному человеку и вот его взгляды сразу же объявят ложными. Нет, давайте дальше поспорим, — не унимался мирской наставник.
— Где мой посох! — внезапно заорал Мастер, беря в руки бамбуковую палку. — Сейчас все, кто не просветлен, получат десять ударов.
Наставник-мирянин испугано отодвинулся, а затем с вызовом сказал:
— Ну, если вы меня ударите, я вам отвечу тем же.
Учитель, бросив посох, смиренно поклонился:
— Пожалуйста, будьте добры.
Мирской наставник, открыв рот, остался сидеть в замешательстве. Ученики зааплодировали от восторга.
Посрамленный мирской наставник поспешно собрался и выбежал из комнаты.
***
Спустя пять лет после этого случая Учитель был проездом в Москве, где читал лекции. В свободное время он гулял. Вместе с учеником Саттва Санатаной они зашли в лавку, где торговали священными предметами, книгами и благовониями. Внезапно из толпы вынырнуло знакомое лицо мирянина-наставника, который узнал Учителя. Не зная, как приветствовать его, он спросил как бы невзначай:
— Ну как там у вас в храме Адвайты?
— Я никогда не был в таком месте, – изумленно ответил Мастер.
— Что? — опешил мирской наставник.
— Я даже не слышал о нем!
В замешательстве, мирской наставник отчаянно пытался сообразить:
— Но ведь это мы с вами спорили о Просветлении?
Учитель в недоумении:
— Саттва Санатана, вы когда-нибудь были в Адвайта-ашраме или слышали про него?
— Вообще в первый раз слышу такое, Учитель, – изумленно пожал плечами ученик.
— Извините, я наверное ошибся, – смущенно отошел в сторону, недоумевая, мирской наставник.
— Эй, — окликнул его учитель.
— Да, — тот снова повернулся.
— Сейчас все, кто не просветлен, получат десять ударов посохом.
Мирской наставник, подпрыгнул от неожиданности и неподвижно застыл, вытаращив глаза и открыв рот. Затем, развернувшись, выбежал из лавки.
Учитель и ученик расхохотались и ушли, не сказав друг другу ни слова.
 Этот спор длится вечно.
 Посмотри-ка: рука с посохом
 занесена над твоей головой.
 Ты должен мне десять ударов!
 Грозный наставник с длинным посохом в руках,
 Сверкая глазами, исколесил пол-мира.
 Зрители катаются по полу,
 Через большую лупу разглядывая мир
 размером с булавочную головку.

ГАТХА

Однажды Васудэва, духовный наставник из опытных монахов, написал гатху для молодого монаха, в которой указывалось на бессмысленность цепляния за любое умственное мнение и отстаивания эгоистичных тенденций сознания. Он положил листок на том месте, где тот мог его прочитать.
На следующее утро, идя к умывальнику, монах встретил наставника, выходящего из комнаты для омовения.
— Это вы написали гатху?
— Там в умывальнике вода кончилась, — невозмутимо ответил наставник и пошел дальше.
Вечером, когда наставник сидел в медитации, к нему подошел монах и сел рядом.
Наставник открыл глаза. Монах спросил:
— А по какому поводу вы написали гатху?
Наставник засмеялся, не сказав ничего.
— Нет, ведь обязательно должен быть какой-то толчок, — не унимался монах.
— Волны давно уже разошлись, — сказал наставник.
Монах сел медитировать рядом.
 Подобная история произошла с двумя дзэнскими мастерами, которые встретили на дороге девушку. Один взял её на руки и перенёс через реку или грязную лужу. К вечеру другой монах, не выдержав сказал, что практикующему медитацию не годится касаться женщины, на что первый ответил, что оставил её там на дороге, а второй до сих пор продолжает нести. Если наш ум всё ещё носит эту историю, на которую написан комментарий, значит... Ого, мы уже в Нирване.
 Гатха на листке,
 Вода в умывальнике.
 Эй, садись рядом медитировать,
 У каждого свое место...
 Ты не знаешь, как забыть
 свой ум и свою премудрость?
 Смотри:
 Утром это смывается водой из умывальника.
 Вечером об этом некому вспомнить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий