САМБХОГАКАЙЯ
Гуру:
— Что является высшей реализацией в медитации буддистов?
Васудэва:
— Самбхогакайя!
— Почему так?
— Потому что остальные уровни не раскрывают настоящий огонь бодхисаттвы, — повышая голос заявил монах.
— Если она такая замечательная, то почему она так дымит и воняет? — ответил Гуру.
Высшим достижением в недвойственных учениях считается не Просветление. Просветление – это только начало. Совершенная лила – игра на благо всех живых существ, – это то, что делает Просветление таким ... Бодхисаттва оставляет даже личное Просветление, стремясь к освобождению других и, как ни странно, оно само настойчиво врывается к нему. В каком же теле лучше проповедовать – об этом нам расскажет только бабушка, торгующая семечками на вокзале. Больше и некому.
Гуру затопил печь,
Монахи подбрасывают дрова.
Всем тепло на ледяном поле.
Монахи подбрасывают дрова.
Всем тепло на ледяном поле.
Словесный переполох
избороздил все возможные крайности.
Казалось, на теле Дхармы не осталось и живого следа.
Снежинка за окном невесомо опускается в тишине.
Она так и не узнала имена своих соседей.
избороздил все возможные крайности.
Казалось, на теле Дхармы не осталось и живого следа.
Снежинка за окном невесомо опускается в тишине.
Она так и не узнала имена своих соседей.
ДИСКРЕТНЫЙ УМ
Возвращаясь с лекции мирянка-ученица, которая вела автомобиль, восторженно воздавала хвалы Гуру, сидящему на соседнем сиденье.
— Я так Вам благодарна! Это непередаваемое чувство! Когда я нахожусь в потоке служения, мое «я» и все проблемы как-будто растворяются. Не остается ничего, кроме блаженства преданности и бхакти. Это такое счастье! То, что было дискретным, стало однородным...
Гуру разразился смехом.
— Васудэва, вы слышали где-нибудь, чтобы кто-то вот так охарактеризовал изначальный ум?
— Это то же самое, что: было пористым, а стало аморфным, – самоосвободил монах.
— Пористое... аморфное...? — пробормотала мирянка, пытаясь сконцентрироваться и расшифровать уравнение.
— НЕ ДУМАЙ! — закричал Гуру.
Через секунду салон автомобиля сотрясался от хохота.
Мы всё оцениваем и оцениваем. Так проходит наша жизнь. И даже став на путь, мы продолжаем: наш путь лучше, наше учение лучше. Мы всё сравниваем, сравниваем. Хватаемся за слова.
Но кто скажет, что мы делаем неправильно, впадёт в ещё большую иллюзию.
Но кто скажет, что мы делаем неправильно, впадёт в ещё большую иллюзию.
Собака кружится, кусая себя за хвост.
Иногда доносится то ее возбужденный лай, то скуление.
Иногда доносится то ее возбужденный лай, то скуление.
Звон фанфар и фонтаны цветов.
И реки счастья льются через край.
Этот глуховатый старичок, видно,
смотрит в другую сторону.
У него есть нечто общее
с бездонным звездным небом...
И реки счастья льются через край.
Этот глуховатый старичок, видно,
смотрит в другую сторону.
У него есть нечто общее
с бездонным звездным небом...
ДРУГОЙ
Гуру:
— Так что есть пробужденный ум Дхармы?
Монах Сиддхартха на аттестации смущенно стоял перед Учителем.
— Раскройте глаза и увидите, — вызывающе заявил он.
— Кому вы это предлагаете?
— Тому, кто спрашивает.
— Как выглядит этот «другой»?
— Он задает глупые вопросы, — с раздражением ответил монах.
Через мгновенье монах осознал, что попал под влияние эмоций и смиренно произнес:
— Вы уж не очень сильно меня судите. Я стараюсь. Я действительно хороший.
— Тот «другой» — он тоже хороший, — усмехнулся Гуру, — только вы его еще не нашли.
Монах сделал поклон.
Один раз в полгода монахи сдают в монастыре экзамен, в который входит также проверка их понимания состояния за пределами ума и концепций. Наставники, достигшие уровня просветления, проводят активную недвойственную атаку. И если вы не готовы, то вы... обязательно выиграете.
Монах отчаянно дурачит почтенную комиссию.
Он еще не умеет делать это по-настоящему
И так величественно, как учитель...
Он еще не умеет делать это по-настоящему
И так величественно, как учитель...
Синяк под глазом,
Беззубый рот.
Зрачки Будды.
Сердце Бодхисаттвы.
Беззубый рот.
Зрачки Будды.
Сердце Бодхисаттвы.
ТЫ ШУТИШЬ?
Однажды, когда Гуру был в Одессе, мирянин пришел к нему за наставлениями. Сокрушаясь, он сказал:
— Увы, хоть я и стал на путь Дхармы, во мне еще сильны привязанности к работе, семье. Я часто гневаюсь, болтаю без толку... А мой ум в постоянном беспокойстве. Не могли бы вы дать метод, как побороть свой гнев, привязанности и беспокойство?
Гуру сказал:
— Ты, должно быть, шутишь. В изначальном уме нет и тени привязанности. Твоя природа подобна пространству, где никого нет. На кого же гневаться?
Гуру усадил мирянина в медитацию, продолжая давать наставления.
— Твое изначальное состояние есть само Высшее совершенство, знаешь ты об этом или нет. Оно было еще до того, как ты родился. Прямо сейчас ты – в Нем! Верь в это, как в свою жизнь и как в то, что ты сейчас сидишь передо мной.
Хмурое лицо мирянина расплылось в блаженной улыбке. Спустя несколько минут Гуру спросил:
— Так где же твое беспокойство?
— Верь в него, как в свою жизнь! — ответил мирянин.
— Я же говорил, что ты шутишь, – удовлетворенно проворчал Гуру.
Для того, чтобы осознать свою великую шутку, не обойтись без Гуру. Иначе будешь не смеяться, а сидеть с насупленным видом. Так тоже можно, но вот беда – во Вселенной ты один такой серьёзный.
Брахма сделал выдох.
Большой взрыв разметал галактики по трем мирам.
Вишну и Шива протерли глаза:
— Ну и шутки...
Большой взрыв разметал галактики по трем мирам.
Вишну и Шива протерли глаза:
— Ну и шутки...
Пчелы весь день собирали нектар,
Муравьи весь день трудились и под вечер устали.
Их усики щекочут пятки патриархов.
Топот их лапок заставляет ворчать даже драконов.
Муравьи весь день трудились и под вечер устали.
Их усики щекочут пятки патриархов.
Топот их лапок заставляет ворчать даже драконов.
ЛИЛА
Однажды Учитель решил упрекнуть монахов за нерадивость в работе во время ритрита для мирян. Напустив на себя гневный вид и сверкая глазами, он отругал всех на собрании. Когда очередь дошла до Васудэвы, тот не выглядел ни виноватым, ни озабоченным.
— Вас, похоже, совсем не интересуют мои замечания, — сердито сказал Учитель.
— О, это лила Гуру и я ей очень рад, — радостно поклонился Васудэва.
— Только одного из вас мне не удалось провести, — с улыбкой вздохнул Учитель.
Настроение у всех переменилось.
В «Светоче уверенности» тибетского ламы Карма Агван Йондан Чжамцо в главе «Гуру-йога» говорится: «Когда Гуру бранит со сквернословьем, то матюки его – суть мантр могучих череда». В школах прямого непосредственного пути Гуру рассматривается не иначе, как Атман, а его поступки – спонтанное самовыражение тела, речи и ума на благо живых существ. Лила важна, но она не должна вводить вас в заблуждение. Этот старик в белой одежде, метая молнии, внутри покатывается со смеху, глядя на вытянутые лица других своих же тел. Понимая это, мы до конца жизни не выходим из круга рождений и смертей. И почему? Обет бодхисаттвы.
Добрая бабушка угощает вареньем внуков,
Учитель ругает учеников.
Один внук узнал рецепт варенья
и бахвалится этим.
Ох уж эти дети...
Учитель ругает учеников.
Один внук узнал рецепт варенья
и бахвалится этим.
Ох уж эти дети...
Гром и молнии,
деревья вырваны с корнем.
Ужасный тайфун обрушился
на головы бедных крестьян.
Стоит лишь поправить чуть-чуть подушку:
В новом сне солнышко заливает цветочную поляну.
деревья вырваны с корнем.
Ужасный тайфун обрушился
на головы бедных крестьян.
Стоит лишь поправить чуть-чуть подушку:
В новом сне солнышко заливает цветочную поляну.
ВМЕСТЕ
Монах Сат Чит Ананда, недавно принявший обеты, зашел с поклоном в комнату Учителя:
— О Учитель! Мое единственное желание – всегда быть вместе, рядом с вами...
— И когда же это мы разделились?
Учитель со смехом вытолкнул монаха за дверь.
Скажи мне, если мы едины, то почему ходим в разных телах? А если разделены, то почему обладаем одним сознанием? Загадка из загадок.
Шмель жужжит.
Шмель жужжит.
Соляная кукла стоит по горло в океане и тает.
Осталась одна голова.
Отчаянно подмигивая, она зовет остальных.
Другая за ней вошла по колено.
Кто следующий?
Осталась одна голова.
Отчаянно подмигивая, она зовет остальных.
Другая за ней вошла по колено.
Кто следующий?
О, этот пожар любви!
О, эта жажда преданности!
О, эти слюни изо рта –
все та же вода.
Но как живительна ее влага...
О, эта жажда преданности!
О, эти слюни изо рта –
все та же вода.
Но как живительна ее влага...
КТО ТАМ?
У Учителя есть привычка разыгрывать учеников, чтобы пробудить в них осознанность в повседневной жизни.
Однажды он медитировал за дверью комнаты, смежной с его комнатой, когда к нему постучался Сат Чит Ананда. Стоя за дверью, он сказал:
— Да, входите.
Монах вошел в пустую комнату Гуру и едва не получил шок, не увидев его на месте.
— Что за чудеса???
Как ни в чем ни бывало, учитель подошел сзади к опешившему монаху:
— Учитель всегда не там, где ты его ищешь.
Монах с почтением поклонился.
Позже на этом попались еще трое монахов, каждый из которых получил драгоценные наставления.
Солнце светит, собака во дворе монастыря виляет хвостом, колокольчик на сутру – всё привычно, стабильно, неизменно. Всё привычно, непостижимо, безгранично! Собака ходит по потолку, днём сияет луна, а солнца нет.
Монах ищет наставлений,
Учитель рисует на зеркале портрет.
Что за чудо: эти буквы на воде!
Рисовать их – большое искусство.
Учитель рисует на зеркале портрет.
Что за чудо: эти буквы на воде!
Рисовать их – большое искусство.
Наконец-то это случилось,
Десять тысяч лет молился –
и получил результат:
Зоркие всевидящие глаза
на затылке!
Жаль, на лице остались
только нос и рот...?
Десять тысяч лет молился –
и получил результат:
Зоркие всевидящие глаза
на затылке!
Жаль, на лице остались
только нос и рот...?
ДЕСЯТЬ УДАРОВ ПОСОХОМ
Однажды, во время проповеди в 1996 году в маленьком домике Ашрама, Свами Вишну Дэв говорил с группой монахов и мирян о принципе не-ума.
Среди слушателей был один наставник-мирянин, который, как утверждал, много лет занимался Дзен и достиг Просветления. Он вел себя вызывающе, вставая, постоянно перебивал, всячески демонстрируя свое понимание сутр о просветлении. Когда Учителю надоело с ним спорить, он сказал:
— Всё-всё, что вы думаете умом — ложные взгляды.
— Стоит прийти к вам умному человеку и вот его взгляды сразу же объявят ложными. Нет, давайте дальше поспорим, — не унимался мирской наставник.
— Где мой посох! — внезапно заорал Мастер, беря в руки бамбуковую палку. — Сейчас все, кто не просветлен, получат десять ударов.
Наставник-мирянин испугано отодвинулся, а затем с вызовом сказал:
— Ну, если вы меня ударите, я вам отвечу тем же.
Учитель, бросив посох, смиренно поклонился:
— Пожалуйста, будьте добры.
Мирской наставник, открыв рот, остался сидеть в замешательстве. Ученики зааплодировали от восторга.
Посрамленный мирской наставник поспешно собрался и выбежал из комнаты.
***
Спустя пять лет после этого случая Учитель был проездом в Москве, где читал лекции. В свободное время он гулял. Вместе с учеником Саттва Санатаной они зашли в лавку, где торговали священными предметами, книгами и благовониями. Внезапно из толпы вынырнуло знакомое лицо мирянина-наставника, который узнал Учителя. Не зная, как приветствовать его, он спросил как бы невзначай:
— Ну как там у вас в храме Адвайты?
— Я никогда не был в таком месте, – изумленно ответил Мастер.
— Что? — опешил мирской наставник.
— Я даже не слышал о нем!
В замешательстве, мирской наставник отчаянно пытался сообразить:
— Но ведь это мы с вами спорили о Просветлении?
Учитель в недоумении:
— Саттва Санатана, вы когда-нибудь были в Адвайта-ашраме или слышали про него?
— Вообще в первый раз слышу такое, Учитель, – изумленно пожал плечами ученик.
— Извините, я наверное ошибся, – смущенно отошел в сторону, недоумевая, мирской наставник.
— Эй, — окликнул его учитель.
— Да, — тот снова повернулся.
— Сейчас все, кто не просветлен, получат десять ударов посохом.
Мирской наставник, подпрыгнул от неожиданности и неподвижно застыл, вытаращив глаза и открыв рот. Затем, развернувшись, выбежал из лавки.
Учитель и ученик расхохотались и ушли, не сказав друг другу ни слова.
Этот спор длится вечно.
Посмотри-ка: рука с посохом
занесена над твоей головой.
Ты должен мне десять ударов!
Посмотри-ка: рука с посохом
занесена над твоей головой.
Ты должен мне десять ударов!
Грозный наставник с длинным посохом в руках,
Сверкая глазами, исколесил пол-мира.
Зрители катаются по полу,
Через большую лупу разглядывая мир
размером с булавочную головку.
Сверкая глазами, исколесил пол-мира.
Зрители катаются по полу,
Через большую лупу разглядывая мир
размером с булавочную головку.
ГАТХА
Однажды Васудэва, духовный наставник из опытных монахов, написал гатху для молодого монаха, в которой указывалось на бессмысленность цепляния за любое умственное мнение и отстаивания эгоистичных тенденций сознания. Он положил листок на том месте, где тот мог его прочитать.
На следующее утро, идя к умывальнику, монах встретил наставника, выходящего из комнаты для омовения.
— Это вы написали гатху?
— Там в умывальнике вода кончилась, — невозмутимо ответил наставник и пошел дальше.
Вечером, когда наставник сидел в медитации, к нему подошел монах и сел рядом.
Наставник открыл глаза. Монах спросил:
— А по какому поводу вы написали гатху?
Наставник засмеялся, не сказав ничего.
— Нет, ведь обязательно должен быть какой-то толчок, — не унимался монах.
— Волны давно уже разошлись, — сказал наставник.
Монах сел медитировать рядом.
Подобная история произошла с двумя дзэнскими мастерами, которые встретили на дороге девушку. Один взял её на руки и перенёс через реку или грязную лужу. К вечеру другой монах, не выдержав сказал, что практикующему медитацию не годится касаться женщины, на что первый ответил, что оставил её там на дороге, а второй до сих пор продолжает нести. Если наш ум всё ещё носит эту историю, на которую написан комментарий, значит... Ого, мы уже в Нирване.
Гатха на листке,
Вода в умывальнике.
Эй, садись рядом медитировать,
У каждого свое место...
Вода в умывальнике.
Эй, садись рядом медитировать,
У каждого свое место...
Ты не знаешь, как забыть
свой ум и свою премудрость?
Смотри:
Утром это смывается водой из умывальника.
Вечером об этом некому вспомнить.
свой ум и свою премудрость?
Смотри:
Утром это смывается водой из умывальника.
Вечером об этом некому вспомнить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий