вторник, 25 декабря 2012 г.


Божественные игры Бала Саи. Часть 3

Железные балки

Вы знаете, что может произойти, если не выполнить указаний Свами? Один такой случай произошел во время строительства Прашанти Нилайям. Нам необходимо было поднять на крышу огромные железные балки. Вся работа шла под Его руководством. С помощью блоков, веревок и силы собственных рук мы подняли наверх две первые балки, и они точно легли на предназначенное им место. Затем Свами понадобилось отлучиться в Бангалор, и Он велел нам не производить никаких работ, связанных с риском для жизни. На следующий день нам очень не хотелось терять время в Его отсутствие, и мы попытались поднять наверх третью балку. Старались изо всех сил, но балка лишь угрожающе нависала над нами и отказывалась проходить через уже ставшие на место балки. Если бы она вдруг сорвалась, то многие из нас погибли бы под ней. Мы сдались и прекратили свои героические попытки и, тем самым, предотвратили большое несчастье. Свами вернулся из Бангалора, и мы опасались, что Он рассердится на нас за то, что мы ослушались Его.
Наутро Свами вошел в Мандир и сделал вид, что не замечает следов нашей рискованной авантюры. Угроза Его гнева миновала, и мы начали работу в Его присутствии. То, что не получалось в течение двух дней, было завершено в течение двух часов. Оставшиеся балки парили в воздухе подобно воздушным змеям из бумаги; они важно проплывали, занимая свои места. Если, будучи Кришной, Он поднял на мизинце гору Говардхану, что стоило нашему Саи Кришне поднять балки? Когда мы все-таки поведали Ему о своих неудачных попытках, Он лишь пошутил: «О, да! Эти балки, должно быть, просто боятся высоты!». Я уверен, что никто из нас не забыл сопровождавшую эти слова лукавую улыбку!

От иллюзии к реальности

В те дни мы увлеклись украшениями из бумажных цветов и гирлянд, мастерили разноцветные цветы разных размеров. Нам доставляло большое удовольствие украшать этими цветами все вокруг, и порой Свами присоединялся к нам. В один из таких дней к нам прибыл глава какой-то организации со своими учениками. Бумажные украшения были им в новинку, ибо в те времена это не было широко распространено. Они от души хохотали над нами, заявив, что в месте Истины царит не-истина. Образованным людям не следует так высмеивать что-то, даже если это действительно смешно. Могло ли это остаться незамеченным, ведь наш Бала Саи всегда начеку!
Вечером, когда все заняли свои места в Мандире, неожиданно подул сильный ветер, и огонь перекинулся на бумажные цветы! В мгновение ока все вспыхнуло, ибо мы тщательно украсили ими все окружающее пространство. Преданные вскричали «Саи Рам!», они лишь удивленно взирали на все вокруг. Свами с улыбкой наблюдал за происходящим и лишь воздел руку в Абхайя Хастам, жесте, дарующем защиту. Пламя просто исчезло, как будто его и не было вовсе. Почти никакого урона не было нанесено. Люди застыли в изумлении, осознавая, что сгорело лишь несколько бумажных цветов. Несмотря на то, что гости стали свидетелями такого грандиозного происшествия, желание вышучивать не оставило их. Свами громко произнес: «Там, где обитает Истина, лишь Истина и останется». Подойдя поближе, гости обнаружили, что многие цветы превратились в настоящие, очень свежие и благоуханные. Они были искренне удивлены и спрашивали, откуда они появились, ведь они ясно видели своими глазами, что прежде все цветы были бумажными! Этот урок предназначался не только им, но и нам.
На следующий день мы все уселись в Мандире, и глава этой организации принялся хвастать духовными достижениями, вместо того, чтобы слушать Свами. Свами с полным смирением сказал, что о духовности Он знает немного, но не уверен, что они смогут разобраться в той малости, что Он имеет им сообщить. Собрав, таким образом, их внимание, Он заговорил. Во время Его речи все они кивали головами, демонстрируя, что все это им известно. Неожиданно Свами задал руководителю вопрос: «Миритесь ли вы с не-истиной? Знаете ли вы, в чем заключается секрет жизни?» Он застал этого знатока врасплох, и тот ничего не смог сказать в ответ. Этот руководитель долгое время сидел с опущенной головой. Свами заговорил снова, напомнив пословицу народа телугу: «Никто не знает, что задумал Брахма! Но есть люди, претендующие на обладание полным знанием. Тот, кто слышал, ничего не говорит; а тот, кто говорит, ничего не видел. Если слушающий глух, а говорящий слеп, как могут они претендовать на знание секрета жизни?» Свами пристально смотрел на этого человека, и тот замер как статуя, он словно замерз. Он, должно быть, осознал, что наш Трикалагьяни, кому ведомо прошлое, настоящее и будущее, ясно знает ту не-истину, что он скрывает от людей, а заодно осведомлен и о секретах его жизни! Дабы не попасть в еще больший переплет, он предпочел промолчать.

Арати 108 огней

Взгляд Бала Саи был столь невинным, а поведение столь смиренным и скромным, что никто не мог сразу же принять Его слова на веру. Однако Свами отлично знал, когда и как поступить с каждым конкретным человеком, чтобы он осознал, что перед ним – гора знаний. Пандит ли, завзятый ли садху — любой сдавал позиции и замолкал, испытав на себе силу Его удара. Птичка может быть крошечной с виду, но ее пронзительный крик разносится далеко. Так и наш Бала Саи: Он был внешне прост, но противоречащим Ему отвечал контрударом, всегда попадающим в самую точку. Несмотря на это, некоторые, казалось, не извлекали никакого урока из случившегося. Мог ли наш Бала Саи допустить  подобное? Если не воспитывать глав религиозных сообществ, как смогут они поддерживать праведность в мире?
У нас было принято проводить Арати для Свами после каждого Его выхода в Мандир: утром, в полдень и вечером, после возвращения с Читравати, а также поздно ночью. В других религиозных сообществах и храмах все было по-другому: там установилась традиция проводить Маха Мангалаарати, то есть одно грандиозное Арати в специально отведенное для этого время. Это особенное Арати соединяло в себе разные виды Арати: его начинали с одного светильника, затем зажигали три и далее, и далее, пока не загоралось сто восемь, а иногда и более, огней. Фитили для Арати вымачивали в гхи, растительном масле, сливочном масле или камфаре. Затем фитили помещали в плошки разных форм и размеров, или формы для пальмового сахара, или лимоны — это было дело вкуса. Необходимо было приготовить все заранее и держать наготове. Для выполнения такой задачи требовалось много помощников.
В Старом Мандире было заведено по-другому, ибо каждый раз мы возжигали лишь несколько огней камфары. Этим вечером Свами велел нам провести Арати в сто восемь фитилей. Это было непривычно для нас, но мы должны были исполнить Его распоряжение. Было очень трудно одновременно зажечь все фитили, и мы старались изо всех сил. Увидев, что мы попали в затруднительное положение, руководитель этой группы послал на помощь своих учеников. Когда взялись за дело настоящие специалисты, мы, не имевшие опыта, отступили на задний план. Они проводили разные виды Арати, и для них не представляло никакого труда зажечь сто восемь светильников. Зажечь огонь просто, а вот добиться того, чтобы все фитили горели одновременно, – в этом-то и состояла главная трудность. Они уже почти справились с этой задачей, но непременно оказывалось, что один или два светильника уже погасли. Вошел Свами и прокомментировал происходящее: «Ну, как? Я вижу, вы все еще сражаетесь? Вы так и не можете с этим справиться? Если вам не под силу зажечь эти маленькие лампы, как вы разожжете внутренний Джьоти?» Он велел всем отойти в сторону и просто воздел ладонь. Все фитили вспыхнули, их пламя величественно заколыхалось. Члены группы были поражены: они уставились на огонь, не веря собственным глазам. Я уже говорил, что Свами часто совершал подобные чудеса. Вот так наш озорной Бала Гуру мог преподать урок, понятный и старику, и юноше.
Есть ли что-нибудь в этом мире, что было бы Ему не подвластно? Если поразмышлять над тем, что вы уже прочли в этой книге, можно прийти к заключению, что Свами является повелителем всех пяти элементов!
ЗЕМЛЯ. Покорить землю – значит, получить от нее желаемое. Свами извлек такое количество разных предметов из глубин песков Читравати, что и не сосчитать! Никто не в силах по достоинству оценить эти вещи. Вот так Он проявляет Свою власть над элементом земли, и я видел это воочию.
ВОДА. Победа над водой означает способность контроля над ней по желанию. Даже Мать Ганга нисходила в Путтапарти, чтобы получить Даршан Свами. Моя сестра Кумарамма описала это в своей книге. При большом скоплении народа в Мандире Свами явил Свое благословение особой, редкой, благоуханной святой водой, которая будучи налита из одного и того же сосуда, была разной на вкус и запах. Темной ночью Он ходил по воде, это был пруд позади храма Сатьяммы. По Своей воле Он мог управлять нахлынувшей водой реки и ливнем с небес (это подробно описано в книге «Только в Тебе спасение»). Все это я назвал бы победой над элементом воды.
ВОЗДУХ. Мне никогда не забыть взлетающие на крышу Прашанти Нилаяма железные балки. До этого события я стал свидетелем того, как Свами парил в воздухе, дабы прогнать что-то, о чем впоследствии Он никогда не заводил речь. По Его воле из воздуха появлялся вибхути и другие предметы, и это справедливо можно считать способностью повелевать этой стихией.
ОГОНЬ. Даже после заката Свами явил яркое палящее Солнце. Он показал нам величественный Третий Глаз Господа Шивы, испускающий ослепительные искры, отчего многие потеряли сознание. Множественное возжигание светильников по щелчку Его пальцев и тушение бумажной гирлянды, когда огонь исчез в мгновение ока, — все эти случаи подтверждают Его способность управлять стихией огня.
НЕБО. Говоря «небо», я имею в виду пространство. Мы были свидетелями того, как Свами оставил тело, молниеносно переместившись в место, находящееся на значительном расстоянии. Атма не имеет формы, но везде, даже в очень удаленных местах, Свами появлялся в Своей Форме. Чтобы защитить тех, кто нуждался в неотложной помощи, Он принял бы по Своей воле любую форму. Разве Он не пересекал мгновенно огромные пространства?
Он явил себя Повелителем всех пяти элементов.

Редкий экземпляр белой змеи

В те дни в Старом Мандире иногда появлялись иностранцы. Одна такая зарубежная группа много путешествовала по миру и занималась серьезными исследованиями поведения животных, особенно редких. Они прибыли на Дипавали, праздник зажженных огней. В это время в Мандир доставили отовсюду большое количество цветочных гирлянд. По окончании пуджи гирлянды сложили в углу площадки за Старым Мандиром. После вечерних бхаджанов Свами спросил: «Почему эти использованные гирлянды все еще там лежат?» С той стороны доносились какие-то звуки, и мы подумали о крысах. Прошло еще немного времени, и послышалось явственно различимое шипение. Нас охватил страх. Еще минута напряженного ожидания, и из кучи гирлянд выползла змея. Самым поразительным было то, что ее блестящее тело было молочно-белого цвета, и это было необыкновенное зрелище! Глаза ее были красными. Они сияли, словно горящие огненные шары, а ширина капюшона достигала одного фута. Несмотря на то, что змея была ядовита, она была великолепна и величественна. Она поползла к Свами, и все люди попятились. Свами брызнул воду в ее сторону, и она остановилась и поднялась. Иностранцы были ошеломлены ее красотой и защелкали фотоаппаратами. Было похоже на то, что змею раздражали направленные на нее огни вспышек, и Свами велел им больше не фотографировать. Толпа прибывала, ибо эта новость уже полетела по округе. Люди были готовы убить ядовитую кобру. Она не сходила с места в течение получаса, давая всем возможность лицезреть ее величество. Свами распорядился о начале А рати и, казалось, был готов попрощаться со всеми. Змея успокоилась, опустилась и медленно поползла прочь из ворот по направлению к старому храму Сатьяммы. Всех поразило не только ее величие, но и длина.
Гости возбужденно заговорили. Еще до поездки они мечтали увидеть какую-нибудь невиданную доселе змею. Они горячились и утверждали, что жизни бы своей не пожалели и пошли бы до конца, чтобы встретить еще один подобный экземпляр. И только после этих слов Свами произнес, что это не обыкновенное, не земное животное. Он предупредил их, что яд этой змеи может распространяться на огромные расстояния. Ни одно животное, ни одна птица не приблизится к такой ядовитой змее. Далее Он заметил, что принес ее сюда только ради них. Они были еще более поражены тем, что ни на одном из сделанных ими снимков эта змея не проявится. Эта новость их ужасно расстроила. Тогда Саи материализовал одну фотографию змеи и подарил им. По тому, как много Он сделал для них, мы видим, что наш сострадательный Бала Саи не может никого оставить разочарованным. Эти люди прониклись глубокой верой в то, что находясь здесь, в Путтапарти, Ему под силу явить вам любое чудо этой земли! Если они так разволновались при виде этой белой змеи, что было бы, если бы им показали что-либо действительно редкое?

Наша семья

Несмотря на весь предшествующий духовный опыт, земные мысли, тем не менее, действительно оказывают влияние. Я находился в комнате Свами, я пребывал у Его Стоп, и ценность этого события в моей судьбе была просто невообразима. Однако надо признать, что я уплывал по волнам собственных мыслей. Нет ничего такого, что было бы Ему неведомо, и поэтому ответ не заставил себя ждать: «Эй, парень! Почему у тебя родители из ума не выходят?». Он попал в самую точку. Я действительно думал о своих родителях, так как давно их не видел. «Твоя семья приезжает сегодня вечером в полном составе», — Свами сказал это как бы невзначай.
Вечером мы пришли к Читравати и спустя некоторое время увидели моих родителей и всю мою семью, переправлявшихся через реку. Увидев Свами, они поскакали к Нему как телята, давно не видевшие коровы-кормилицы, и с той же скоростью мчался к ним Свами, подобно корове, долгое время разлученной со своими детьми. Они припали к Его ногам, и Он погрузил их в Свою Любовь, будто это были Его маленькие детки. Эта живая сцена была выразительнее всяких слов.
Мы вернулись в Старый Мандир все вместе. Бала Саи пришел к нам в комнату и стал расспрашивать обо всем на свете: о семье, учебе, бизнесе и так далее. Наша матушка расплакалась, потому что на семейном фронте дела шли не очень хорошо, а Свами все время повторял, что ей нечего бояться, ведь Он всегда с нами. Пока мы жили в Путтапарти, Свами не переставал разговаривать с нами, постоянно шутил, заставляя нас беспрерывно смеяться. Несмотря на то, что здешние обитатели жили как одна семья, люди всегда остаются людьми. Некоторые из них завидовали нашей близости к Свами. Мой брат Амба и я большую часть времени проводили в Его комнате, и Он называл нас порой «Джайя и Виджайя» (эти имена принадлежали привратникам-хранителям Господа Вишну). Моя мама чувствовала себя абсолютно счастливой, ибо Свами давал высокую оценку всему, что бы она ни приготовила.
Отправляясь вечером на Читравати, мы приносили с собой все необходимое и подавали Свами по Его просьбе. Итак, мы повсюду находились в непосредственной близости от Него. Готовясь к поездке в Путтапарти, мы сочинили множество песен. Он просил исполнить некоторые из них, а это значит, что мы лидировали и во время пения. Видя все это, остальные расстраивались и говорили: «Если приезжает эта семья из Куппама, Свами на нас и не глядит. Он ходит за ними по пятам и доверяет им все важные дела!». Свами, само воплощение любви, никогда не принимал во внимание подобные рассуждения.
Моя сестра Сарала была вечно занята внедрением новых идей: вырезанием украшений из бумаги, аппликациями или гирляндами – она постоянно придумывала что-нибудь новенькое и оригинальное. Даже бетель, который Свами так любил, подавался Ему разнообразно украшенным. Свами доставляло огромное удовольствие демонстрировать наше творчество всем вокруг. Он часто садился с нами в сторонке и помогал, внося поправки в наши композиции. Он учил нас и пению. В некоторых людях поднимались волны зависти и ревности, а кое-кто ждал, не дождался, чтобы мы убрались восвояси. Только Сакамагару поддерживала нас и подогревала наш энтузиазм, ибо она была по-настоящему счастлива, если был счастлив Свами.
Моя младшая сестра Према была пухленькой и круглолицей. Свами очень нравилось, как она танцует, и Он часто просил ее об этом. Танцуя, она двигалась легко, но почти не сгибалась, и Он вместе с другими от всего сердца заливался смехом.
Мы не успевали оглянуться, как месяц за месяцем пролетало время. Приходила пора уезжать, и нашим слезам не было конца. Обычно Свами просил нас спеть на прощание несколько особенно полюбившихся Ему песен, и от этого мы рыдали еще сильнее. В такой день Он Сам проводил Арати и благословлял нас прасадом «на дорожку». Мне везло больше других, ведь я оставался с Ним. Многие шли со Свами до Читравати, провожая нас, и Он снова даровал каждому из нас еще один прощальный паданамаскар, утирал нам слезы и махал вслед. Платочек Его продолжал взлетать вверх до тех пор, пока мы не исчезали из виду. Его милость и любовь были беспредельны.
Когда я вспоминаю эти дни, порой мне кажется, что это был только сон. Эти сладчайшие минуты невозможно вернуть, но воспоминания о них никогда не померкнут. Они навечно останутся в нашей памяти.

Душераздирающее расставание

Моя жизнь счастливо текла в Божественном присутствии Бала Саи, и не было в ней места ни страхам, ни беспокойству, как вдруг я осознал, что все время думаю о родителях. Я стал задумываться о том, как обстоят дела дома, ведь какое-то время я совсем не получал писем. Лишь только я решился спросить об этом Свами, как Он уже выпалил ответ, хотя я еще и рта не успел открыть: «Оно придет завтра!». На следующий день я ожидал обещанного послания, и оно действительно пришло. Письмо принесло плохие вести: дома все пошло кувырком, и меня просили вернуться.
Свами скользнул по письму взглядом и, велев мне отправляться в Куппам на следующий день, ушел в деревню. Эта простая фраза резанула по сердцу; меня словно обухом по голове ударили. Я не мог сдержать хлынувшие из глаз слезы. От людских глаз можно было укрыться на небольшой веранде позади Старого Мандира. Я забрался туда и дал волю слезам. Чем больше я думал об отъезде, тем безутешнее рыдал. Я бился головой, не понимая, как стану жить без моего Свами.
Вдруг я почувствовал, как чья-то рука опустилась на мое плечо. Это был Свами. Он стоял рядом с выражением лица, какое бывает в таких случаях у матери, которая позволила вам увидеть свет! Моя любимая Мамочка! Он утешал меня как малыша, а я отчаянно ухватился за Его Стопы и орошал Их слезами. Его пальцы любовно гладили меня по голове и спине, но я продолжал рыдать, уткнувшись лицом в Его теплые колени. «Эй, Мурти! Ну что ты плачешь? День твоего отъезда все равно когда-нибудь наступит. Как долго ты собираешься здесь оставаться? Разве это не твой долг ухаживать за престарелыми родителями? У тебя впереди целая жизнь!». Свами говорил о простых житейских вещах, и это разозлило меня. Я заявил: «Свами, Ты действительно хочешь, чтобы я уехал? Разве я могу жить без Тебя?» Вы можете мне не верить, но это была сущая правда. Лицо Свами как-то сразу уменьшилось, и на глаза Его навернулись слезы.
В тот момент я увидел на Его лице и сострадание, и заботу, и любовь, и беспокойство за меня, и я готов был отдать за Него жизнь прямо здесь, не сходя с этого места. «Ты думаешь, Мне нравится отсылать тебя? А разве Я могу жить без вас?». Услышав такие слова от Свами, я обхватил Его крепко-крепко, прижался к Нему, как дитятко к матушке, и погрузился в пучину горя.
Не могу сказать, сколько это продолжалось. Когда я открыл глаза, Свами смотрел на меня с состраданием. Он отер мои слезы и промолвил: «Я напишу письмо твоей маме. Милость Свами бесконечна, и им не стоит ничего бояться. Я напишу им, что через некоторое время тебе следует приехать обратно». После таких слов я расхохотался словно сумасшедший. Теперь я знал точно, что в Его сердце есть уголок и для меня. Он сдержал слово и написал маме обещанное письмо!
О, Господи! Я избежал большой беды и, кроме того, осознал, что любовь Свами безбрежна, как небо. Это невозможно ни объяснить, ни выразить словами, но тот, кто прошел через это, наверняка поймет меня. Он – Матерь всего Мира, Матушка Саи, изливающая любовь из самого сердца. Любой человек, которому предстоит разлука с этой Матерью, с головой погрузится в беспросветное горе. Думая о Нем, как о Боге, мы предполагаем, что Он никогда не плачет и не должен жаловаться. Но это не соответствует истине, ибо для Него невыносимо видеть слезы тех, кто Его так любит. Человеческие существа легко выражают чувства, но Вселенская Мать скрывает их глубоко в Себе. Сколько бы Его Любви вы ни вкусили, вы всегда станете просить о большем и никогда окончательно не насытитесь ею! Такова природа Любви Матери Саи! Не могу отрицать, что судьба благоволит ко мне, и я занял местечко в Ее сердце. Вот так я и остался с Ним и обрел возможность снова служить Ему.
А теперь я должен поведать вам о письмах, которые Он обещал нам регулярно писать.

Стычка со Свами

Порой Свами был занят настолько, что вы начинали задумываться о том, что Его любовь к вам иссякла. Он был вечно занят вновь прибывшими. Он решал проблемы их устройства. Он брал их на интервью. Все, что доставалось нам, — это строгие и четкие указания, отрывистые приказы, произнесенные сухим тоном. Мы чувствовали себя отверженными. В такие дни вы неминуемо впали бы в отчаяние, ведь вы лишились Его любви и перестали получать внимание. Как-то раз Он не разговаривал со мной целый день, и я взбунтовался и пошел в наступление. В этот момент Он писал какие-то письма. «Свами, Ты недостаточно внимателен ко мне!», – заявил я. Не поворачивая головы, Он велел мне налить воды в стакан, стоящий на столе. Я лил воду, а Он говорил: «Еще! Еще!». В конце концов, вода полилась через край и разлилась по столу. Увидев это, Он раскричался: «Ты что, утерял чувство меры? Ах ты, буйвол такой! Как можно лить воду, если стакан полон?». Я спешно вытирал стол, не понимая, что Он имеет в виду. В воздухе запахло наказанием, и я упал к Его Стопам и запросил пощады. «Что? Ты так и не понял, о чем Я говорил? Я всецело в твоем сердце, а ты – в Моем. Разве это не близость? Если Я стану лить еще и еще, она растратится попусту, как эта пролитая вода. Вот как рассуждают мудрецы», — сердито выговаривал Свами. Я выслушал Его слова и залился слезами Ананды, окончательно потеряв контроль над собой. Он поднял меня, отер слезы и постучал костяшками пальцев по моей голове, повторяя: «Ну, хотя бы сейчас-то ты понял?». Вот так Он обходился с полными невеждами.

Как садху потерял дар речи

Как-то раз Свами разговаривал с нами, пребывая в прекрасном расположении духа, о чем свидетельствовал беспрерывно употребляемый Им бетель. Это был ясный знак того, что вскоре должно случиться что-то очень важное. И действительно, Свами сказал, что завтра произойдет кое-что забавное. Нам не разгадать секретов Бога, и мы попросту ожидали этого момента.
На следующий день в Старый Мандир торжественно вступили два новичка: садху и его ученик. Они были неколебимыми последователями Матери Кали. Садху украсил себя бородой невероятной длины. Все лицо его было испещрено желтыми полосами куркумы. Па лбу красовалось красное пятно кум-кума. Шея была увешена многими слоями рудракши, перемешанными с какими-то невероятными бусами, и все это, взятое вместе, делало его похожим на факира, претендующего на звание мага. Перед тем как зайти в Мандир, они совершили омовение в Читравати. Ученик превозносил своего садху до небес за то, что тот возвел храм и за его способности творить чудеса. Никто из нас не проявил никакого интереса к этой рекламной акции. Сколь же скудны были их знания о нашем властелине, невысоком ростом, но способном, однако, и растрогать людские сердца до слез, и утешить их, словно малых детей! Они приблизились к Свами, и Он очень странно улыбнулся. В качестве подношения садху попытался предложить Свами лимон. Свами остановил его жестом и заговорил, начав издалека:
«Силы не имеют видимой формы. Вещи, невидимые для глаз, можно почувствовать. Когда мы надуваем воздушный шар, то незримый и бесформенный воздух принимает форму этого шара. Хотя воздух и невидим, он может быть благоуханным или зловонным. То же и с недоступными зрению силами внутри формы. Те, кто не в силах постичь это, невежды, То, что рождено, неминуемо умрет, по Атма в разных формах неразрушима и вечна. Великие Божественные души сокрыты Майей. Тот, кто победил Майю, распознав эти души, может быть назван великим йогином! Для того чтобы преуспеть в этом, нужна Милость Бога. Милость Бога достижима, если мысли постоянно погружены в Божественное». И тут садху решился что-то спросить. Он открывал рот, но не мог произнести ни звука. Он силился сказать хотя бы слово, но у него ничего не получалось. Его охватил страх. Не в силах вынести этот позор, он окончательно сник.
На следующее утро все заняли места в Мандире. Свами спросил садху о том, что же он хотел сказать. Тот заплакал и упал к Его Стопам. Свами утешил его и спросил, не попал ли он в беду. Неожиданно садху снова обрел дар речи, а как это произошло, было известно только им обоим. Вот его слова: «Я умоляю простить меня, ведь я слушал кое-кого и из-за этого совершил много ошибок. Вчера я лишился дара речи и обрел его лишь сегодня у Твоих Стоп. Моя непомерная гордыня была раздавлена Твоими Стопами. Я потерял голос из-за своего эго, а Ты вернул его единым прикосновением! Ты преподал моему эгоизму хороший урок. Сейчас ко мне пришло понимание Божественных игр великих душ. Я прошу Твоего благословления».
Я думаю, что, предлагая Свами лимон, он решил использовать свои магические способности, да только и сам угодил в Божественные сети. А сколько таких случаев еще не известно миру! Вот почему я очень счастлив поведать вам о том, что происходило у меня на глазах. Я попытался изложить лишь самое основное, а вышла целая книга. Никто и никогда не сможет оценить милость и любовь Свами в полной мере; повезло тем, кто испытал ее на себе.

Дхарма Парипалакуду

Защитник Дхармы

Несмотря на то, что всем интересно разузнать, о чем судачат другие, сплетни рождают непонимание между людьми, они не могут принести счастья. Не каждый способен изящно посеять раздор. Любая совершенная таким игроком ошибка заведет его в беду, и дело может закончиться тумаками. Настоящим мастером этого дела был не кто иной, как святой Нарада, сын Брахмы. В эпоху Кали многие люди пытались сыграть эту роль, но большого успеха не достигли. Они лишь угодили в яму, которую вырыли сами. Легко заварить кашу, да не просто завершить начатое. Самое большое удовольствие получают сторонние наблюдатели — тому же, кто вовлечен в конфликт, приходится несладко. Однако, больше всех достанется зачинщику. Великие святые, такие, как Нарада, разыгрывали множество таких игр, но они делали это ради благополучия мира. Наш Бала Саи достиг вершин этого искусства: Он разыграл множество Божественных игр во благо людей. Вы, должно быть, много слышали о великих ворах, но величайшим похитителем может по праву считаться наш нежнейший Господь! Все те, кто и не слыхивали об этом, должны узнать об этом прямо сейчас!
Действо разворачивалось обычно в зависимости от того, какую роль Свами отводил Себе, и от того, кого Он втягивал в эту постановку. Приняв человеческую форму, Он вел себя, как обыкновенный человек, от души наслаждаясь всем тем, что доставляло удовольствие обыкновенным людям. Вы можете подумать, что большие недоразумения плохо кончаются, но в Его случае развязка бывала просто великолепной. Если Свами хотел преподать кому-либо урок, то не делал этого напрямую, что называется, на глазах у заинтересованной публики. Для участия в Своей игре Он выбирал нескольких пожилых преданных и держал их наготове. На сложные роли Он назначал Сакаммагару. Если задача была попроще, то на передний план выступали С’авитрамма, Конамма, Сешагиритата, а порой и я. Он выбирал тех, кого любил больше других, но всегда следил за тем, чтобы это было им по силам. Игра достигала кульминационного момента и, подобно прохладному успокаивающему ветерку после бушующего шторма, в конце обязательно раздавался всеобщий смех.
Мы читали в Бхагаватам о проказах Господа Кришны: они были бесконечны, потрясающи, им не было конца. В таком случае, можем ли мы назвать это обыкновенными проказами? Нет! Это были Его лилы, Божественные игры. Они рождались в Его сердце, исполненном любви, и никому не причиняли вреда. Господь Кришна явил Гопикам так много любви, ибо и сами они были воплощенной любовью. Они бежали к Яшоде с жалобами на юного Кришну, а на самом деле с восхищением наблюдали за тем, как она пытается утихомирить этого проказника. В действительности, они желали продолжения Его проказ, дабы источник их наслаждения не иссякал. Они не просто так пришли к Яшоде со своими беспочвенными жалобами. Они просто изобрели предлог, чтобы еще раз взглянуть на Кришну, источник всех «неприятностей». Порой могло показаться, что они гневаются на Него из-за шалостей, но, как только взорам их представало чарующее прекрасное личико, они таяли как лед. Вот так же и Свами, разгневавшийся на нас при всем честном народе, позднее утешал нас, и нет таких слов, которые могли бы описать то, как Он делал это. Даже если вы попытаетесь пуститься в объяснения и описания, вам никто не поверит. Дело доходило до того, что мы не могли взять в толк, на чьей Он стороне: Он мгновенно менялся, принимая то одну, то другую сторону в зависимости от того, как складывалась ситуация, и это было просто невообразимо. Когда Свами повествовал о лилах, часы летели, словно минуты, а мы упивались блаженством. Моя сестра Кумарамма описала много таких случаев в своей книге.
Для проделок и озорства существует определенная возрастная граница. Они простительны лет до шестнадцати, ну, скажем, до двадцати. Когда ребенок становится старше, такие проделки назовут странностями, но детство без шалостей покажется блеклым и неинтересным. Порой Свами находился в прекрасном положении духа, и тогда Он давал великолепные ответы на вопросы, разрешая все наши сомнения. В те дни Он открывал нам саму суть жизни!
Как-то раз я набрался храбрости и спросил Его, почему Он порой так злится. Свами сказал: «Ах ты, буйвол! Это не гнев, это избыток Моей любви! Все это розыгрыш, игра, проявления Божественности». Те, кому довелось это увидеть, забывали все свои беды и огорчения и были счастливы. Множество людей, стекавшихся отовсюду в Старый Мандир, приносили сюда полную меру своих горестей и печалей, поэтому не стоило проводить с ними серьезные беседы, несущие знания. Вместо этого они получали правильное лекарство: Божественные шутки и розыгрыши — и ‘это было чудодейственное средство для обретения покоя ума. Юмор играл важную роль и приносил облегчение тысячам людей. Каждый поступок Свами был не только окрашен юмором, но и нес в себе какой-либо нравственный урок, и не один. Это средство было чрезвычайно эффективно для того, чтобы ушла печаль, и наступил покой ума. Даже спустя 60 лет я получаю огромную радость от моих воспоминаний.
Обитатели Старого Мандира жили одной большой семьей. Во всем мире вы не найдете семьи, где не случались бы недоразумения. Вкусная пища может обладать как сладким, так и острым вкусом. Жизнь – как пища, она представляет собой смесь беспокойства и счастья. В этом маленьком царстве Свами был правителем, но Он же и пахал, как крестьянин. Если вы ныряете в глубины океана жизни в надежде получить несколько жемчужин, то встретитесь и с ядовитыми хищниками. Свами учил добираться до жемчужин, избегая опасных зверей. Чтобы добиться чего-нибудь в жизни, вам следует преодолеть препятствия, и вы обязательно выиграете, если ваш Гуру — Свами.
Итак, подошло время взглянуть на арену, где разыгрываются игры Свами.

Без сахара, но сладко

В этом мире трудно найти человека, которому в той или иной мере несвойственна ревность. Однажды Конамма пришла к Свами с жалобой. У нас это было не принято, поэтому все рассердились на нее. Когда бы ни склонялись к Его Стопам люди, предаваясь Его воле и прося о защите, Бала Саи внимал их мольбам с состраданием, терпел все глупости и прощал их. Она жаловалась: «Свами, я больше не могу выносить выходки Савитраммы. Она не оставила мне ни малейшего шанса служить Тебе: подавать кофе. Мне ни разу не удалось этого сделать». Свами среагировал: «О, и только-то! Не стоит лить об этом слезы. Ты живешь здесь долгое время, и чему же ты научилась? Для Свами все одинаковы. А сейчас Я должен отведать кофе, приготовленный тобой, и немедленно! Принеси Мне кофе прямо сейчас!». Он так любит Своих преданных, что никогда не говорит им «нет»; в то же время был терпим к их ревности. Она так разволновалась оттого, что Он тут же даровал ей желаемое, что засуетилась: побежала на кухню и тут же вернулась со стаканом кофе.
Свами отхлебнул и отставил его в сторону, сказав, что он слишком горячий.
Все это было очередным представлением, а причина происходящего вскоре всплыла на поверхность. Он учил людей, и для этого был готов сыграть любые роли в этом спектакле. Он заявил, что этот кофе был предназначен только Ему, и потому попросил раздать немного напитка, как Прасад. Самая последняя порция досталась Конамме. Один глоток, и она залилась слезами! Все удивленно воззрились на нее. Мы недоумевали, что заставляет ее так странно себя вести. Начала с жалоб на то, что ей не дают подавать Свами кофе, а теперь, когда этот шанс ей дарован, она недовольна!
Свами произнес с мягкой улыбкой: «А сейчас что произошло? Я говорю тебе «нет», и ты ударяешься в слезы. Ты плачешь, даже если Я выполняю просьбу. Скажи Мне, что случилось?». У нее перехватило дыхание, и поэтому она отвечала очень тихо: «Свами, как Ты пил этот кофе? Я же забыла положить сахар!». Всем Своим видом Свами изобразил удивление и велел ей отхлебнуть еще раз. На этот раз слез не было, и она замолчала в полном замешательстве. Дело в том, что первый глоток был горьким, а второй – сладким. Она припала к Стопам Свами и просила простить ее. Свами дал ей совет: «Ревность не доведет до добра, поэтому каждому человеку очень важно иметь терпение. Вот в чем разница между тобой и Савитраммой», и далее Он с любовью похвалил ее. На ее примере все мы получили хороший урок. Он использовал нас в Своих представлениях для того, чтобы из Его игр мог извлечь пользу весь мир.
Я уже рассказал вам о том, как мы с Амбой прошли через искушение бананами, и  как мама стряпала ночью досы. В те времена Его игры были нескончаемы.

Божественная рага

Вот так, еще во времена старого Мандира, Свами учил смирению множество пандитов, святых, садху и наставлял их на путь истинный, дабы они служили человечеству. Был случай, когда из Майсора приехали несколько пандитов, признанных музыкантов. Не стоит и говорить, что из-за способностей и славы их эго непомерно раздулось. Откуда было им знать, что они не более, чем овечки в присутствии воплощения Сарасвати, повелительницы музыки? Очень скоро им пришлось признать, что они – ничто пред нашим Божественным певцом БалаСаи. Этим вечером Свами поразил их прекрасным исполнением труднейшей шлоки. Она могла показаться простой только непрофессионалу. Он не допустил ни малейшего изъяна ни в рагам (мелодическом рисунке), ни в талам (ритме), ни в паллави (припеве), но раздувшееся эго пандитов подсказало им, что они смогут сделать это лучше.
Разве наш Свами упустит такую возможность? И вот Он дает шанс доказать свое искусство одному из пандитов. Тот начинает петь и поет так величественно, что для наших ушей это звучит чрезвычайно гармонично. Пандит утверждал, что никто не сможет найти погрешности в его пении. Внезапно Свами прерывает его и указывает на неверный талам (ритм) в этом месте. Пандит смущен, ибо прекрасно знает, что ошибся, но исправить ошибку ему не удается. В то же время гордыня не дает ему признать промах. Вы думаете, что Свами оставит это без внимания? Свами запевает какую-то мелодию и просит пандита назвать эту рагу. В абсолютной растерянности тот вынужденно признает: «Свами, я пою уже лет 50, но такой раги и не слыхивал». Если он был ошеломлен единственной рагой, спетой Свами, то как же повезло нам?! Ведь ежедневно мы могли часами слушать нашего Властелина музыки.
Свами дал объяснение; «Это Девата Рагам, Божественная мелодия, что исполнялась Рамдасом, Нарадой, Анджаиейей и другими пылкими преданными. Такая музыка может быть исполнена только теми, кто обладает великой силой преданности. Такие раги могут петь только истинные преданные! Без преданности вы не сможете даже приблизиться к этой музыке! Но сегодня вам всем посчастливилось, ибо вам представилась возможность слышать эту рагу. Вам будет трудно познать секреты Божественности, если не позволяет эго. Пока оно правит бал, никто не сможет продвинуться вперед!». Вывести из заблуждения, поставить на верную дорогу – путь смирения – все это занимало у Него совсем немного времени.
Нет таких людей, кто был бы равнодушен к лести. Кажется, даже высшие Божества любят, чтобы им польстили, и об этом упоминается в Ведах. Господь Вишну, Аланкараприя, любил, когда восхваляли Его облачение! Богу Шиве, Абхишекаприе, нравилось, когда Его омывают в священных водах, и не только это! Господь Брахма, Стотраприя, наслаждался воспеванием Его бесчисленных Имен! Да только одних восхвалений недостаточно! Нам следует заслужить милость Божественных существ в зависимости от их статуса и положения. Если вы возносите хвалы Божественной Триаде, вы можете получить Ее покровительство, но вам нет нужды восхвалять Бала Саи, ибо Он откликается только на любовь. Вы можете поймать Его, лишь забросив сети любви.

 Большой цветок лотоса

Как-то раз Свами спросил пандитов, считавших себя всезнающими: «Что самое великое?». Никто из них не смог дать ответа. Свами улыбнулся: «Дорогие мои! Неужели ни у кого из вас нет ответа на такой простой вопрос? Самой великой является пустота. Причина этого – ее чистота. В ней нет ничего, но все – в ней. Вы никогда не придете к этому осознанию, пока не погрузитесь в глубокое размышление. Вот почему великие люди хранят молчание в присутствии невежд». Никто не смог понять всю глубину сказанного. Стояла тишина. И тут Он внезапно материализовал крупный цветок лотоса великолепного цвета. Цветок источал благоуханный, восхитительный аромат. Это зрелище остановило ум и захватило в плен все наши чувства. «Такие цветы  растут только на озере Манасаровар, но увидеть их непросто», — сказал Свами. Пандиты не сводили с цветка глаз и погрузились в собственные мысли, пытаясь отгадать причину сотворения цветка. «Существует определенная причина каждого действия, – пояснил Свами. – Моя рука была пуста. Вот она. В ней ничего нет. В действительности же внутри нее — вся природа, целый мир!». Мы знали, что Свами может сотворить все, что угодно. Его материализации были откровением, наглядным примером проявления Божественности,  на этих примерах мы научились очень многому, и нам никогда этого не забыть.
Чуть позже Он поразил нас еще одним чудом. Указав на следы вибхути на лицах пандитов, Он спросил: «А правда ли, что во многих селениях коровий навоз считается священным?». Они сконфуженно взглянули на Него, а Он взял да и обратил коровью лепешку в вибхути и благословил их этим пеплом! Хотя бы в этот момент они должны были понять, что Ему под силу превратить небеса в земную твердь, а землю – в небо. Он уже доказал, что воистину всемогущ, что Он — Господь Вселенной. Но есть много таких людей, которым не повезло, и они все еще не могли уверовать в Него. Одной ложки кислого молока достаточно, чтобы сквасить большое количество свежего молока и получить вкусную простоквашу. Но, в то же время, щепотка соли, брошенная в молоко, окончательно все испортит. Это значит, что конечный результат всех великих идей зависит от чистоты вашего ума.
Один пандит осмелился спросить Свами: «Здесь все считают Тебя Богом. Разве это возможно?». Свами дал ему такой ответ: «И не только Я – Бог! Все вы – Боги. Только из-за того, что вы не верите в это, вы ищете Его где угодно, вовне, и придаете этим поискам такое большое значение. Если бы вы твердо уверовали в свою Божественность и шли путем праведности, все стало бы на свои места». В этом и заключается вся суть, и именно она оказывается недоступной для понимания людей.

Узел Брахмы

Однажды в Старый Мандир прибыла семья из нескольких человек. Они встречались со Свами в Анантапуре, желая разрешить проблему женитьбы сына. Свами попросил их приехать в Путтапарти. Такой ответ Свами – благо для любого человека. Если же кто-то насмешливо пренебрежет Его призывом, то совершит большую ошибку. Следуя Его совету, они добрались до Путтапарти, но им недоставало терпения. Они рассчитывали на то, что Свами вскоре заговорит с ними. Проходили дни, и для них они тянулись словно годы, но ведь Свами ничего не делает без причины. Мы уже привыкли к этой Его манере: давать людям время. Вновь прибывшие либо смирялись с необходимостью ожидания, либо упускали свой шанс. Правда, женщины более решительны, чем мужчины. Мать юноши несколько раз подходила к Свами, но Он произносил только одно слово: «Терпение…», и она продолжала ждать, а муж ее собрался и уехал.
Прошло еще несколько дней, и в Мандире появилась еще одна семья: пожилые супруги с дочерью. Они бывали в Старом Мандире и прежде. Они упали к Ногам Свами и горько плакали, а Свами утешал их, уверяя, что все закончится хорошо. Они были небогаты и не могли дать за дочерью достойного приданного. По этой причине бедная девушка никак не могла выйти замуж. И тут оказалось, что ранее прибывшая из Анантапура семья, живущая здесь уже несколько дней, знакома с семьей несчастной девушки! Они-то и расстроили свадьбу, а причиной было их недовольство приданным.
Свами улыбнулся обеим сторонам и спросил, не желают ли они прийти к соглашению хотя бы сейчас. Они поразились тому, что Свами все известно. Они переменились в лице и побледнели. Разве не истинно то, что в отсутствии терпения многого не достигнешь? На следующий день Свами снова пригласил обе семьи в Свое Божественное присутствие. Семья из Анантапура уже раскаялась в том, что нарушила брачный договор, Они сказали Свами, что им стыдно за свою жадность и желание отхватить куш. Свами произнес лишь два слова: «Брахмамуди Тхаппаду!» (Невозможно разорвать узел, завязанный Брахмой!). Если двоим предопределено создать семью, кто из смертных сможет это предотвратить?! Свами решил множество подобных задач и для каждой нашел особое решение. Огромную роль играет время, а не только приложенные усилия.

Детские друзья Свами из Буккапатнама

Из Буккапатнама приехали к Свами четверо друзей детства, один из которых был слеп. Они давно не видели Свами и понятия не имели обо всех произошедших здесь переменах. Они бродили по Путтапарти в поисках их школьного друга по имени Сатьям. Жители деревни объяснили им, что не подобает называть Его Сатьям; следует обращаться Сатья Саи Бабагару, а найти Его можно в Старом Мандире. Они пришли в Ашрам, не надеясь быть узнанными, но все вышло наоборот. Это они не узнали Сатьям, своего товарища по детским играм! Он же засыпал их вопросами. То, как Он принимал их, – незабываемое зрелище! Они были изумлены приемом и окружающей обстановкой. Свами величественно восседал в центре во время молитвы, вкруг Него собрался стар и млад, и все готовы были почтительно выполнить любое Его распоряжение. Его друзья глазам не верили. Прежний Сатьям был простой бедняк, а теперь Он – великий Гуру. Это никак не укладывалось в их головах. Они решили, что тут творится что-то неладное, и сочли за лучшее убраться отсюда. Да только может ли что-нибудь укрыться от Свами?
Он вдруг громко позвал слепого юношу, назвав его прежним именем. Молодой человек узнал зов своего Сатьям! Он пополз к Свами так быстро, что удивил всех вокруг. Когда один из них признал друга и успокоился, то и остальные подбежали к Свами и припали к Его Стопам. Все восхищенно наблюдали, как они окружили Его. Глаза молодого человека были лишены возможности видеть, но слепые используют другие органы чувств. Были и те, кто недоумевал, отчего Он уделяет им столько времени, но этим Он преподал очередной урок для каждого. Они много говорили о днях детства, и в голосе Саи звучала глубокая нежность. Эта сцена напомнила мне Кришну, встретившего Своего друга Кучелу. Свами – это океан любви, и друзья детства купались в этом океане.
Нам никогда не познать всей глубины лил Бхагавана. Но, тем не менее, следует пытаться понять их. Свами подарил им несколько покрывал, а слепого юношу пригласил побывать здесь еще раз вместе с родителями. Юноша приехал снова, но его отец был очень нетерпелив. Свами не заговорил с ним, и тот повернул домой. Я уже упоминал о том, что женщины более выдержаны, чем мужчины. Терпение матери было щедро вознаграждено. Из Бангалора приехали преданные. Она так и не узнала, что сказал им Свами, но на следующий день эти люди заехали за ней и сыном на машине. Они нашли слепому юноше хорошую работу и, не приложив никаких усилий, вся семья перебралась в Бангалор.

Божественное угощение

В праздничные дни так же, как и сейчас, Свами отдавал распоряжения о подготовке грандиозного праздничного угощения. В таких случаях всегда находились ревнивые критики, особенно среди местных. В преддверии одного из праздников к нам прибыла группа приезжих волонтеров, изъявивших желание помочь. У нас было заведено, что все работы выполнялись преданными и обитателями Мандира.
Эти люди проявили настойчивость, мы так или иначе добились согласия Свами на их участие, и они приступили к работе. Мы приготовили много блюд, но самый вкусный запах исходил от сладкой каши. В действительности у этих людей был свой скрытый мотив. Они задумали заставить страдать многих людей. Свами, конечно же, не мог не знать об их намерениях. Тем не менее, Он позволил им участвовать, хотя они намеревались обесславить Его и натворить бед. Невежды! Как далеки они были от понимания того, что Бала Саи обладает силой, что могущественнее всех сил. Улучив момент, злодеи подмешали в сладость сильнодействующий яд и были таковы.
Мы готовили на походной кухне, и Свами пришел туда. Он стал расспрашивать о том, как идет подготовка. Затем Он решил попробовать кашу. Один из преданных уже протянул Ему стакан, но Свами неожиданно потребовал хорошенько все перемешать. Мы недоумевали, но подчинились. При перемешивании на дне котла обнаружилась крупная ящерица. От такого зрелища весь наш энтузиазм улетучился, а рассерженный Бала Саи внес в это свой вклад. Ответственные за блюдо получили крупный нагоняй. Мы вырыли большую яму и вывалили туда все варево. Затем яма была тщательно закрыта и закопана, чтобы даже собаки не добрались до нее. Приготовление новой порции угощения не заняло много времени, и праздничный пир удался на славу.
Злодеи добрались до Пенугонды. Там они рассорились между собой и разодрались. Их тела горели и чесались. Один из них не выдержал всего этого и пришел в полицию. Он сам сознался и рассказал о том, что они отравили пищу. Их схватили, провели дознание и привезли в Путтапарти. Они корчились от невыносимой жгучей боли и повалились в Ноги Свами. Он смотрел на них с состраданием и сказал полиции, что они невинны – все дело в упавшей в пищу ящерице. Этим Он спас их от заключения и велел им исправиться. С одной стороны, Он спас жизни преданных, с другой – преподал урок, усвоенный большой группой людей. Он никогда никого не наказывал за проступок. Все дело было в Его необъятной любви к каждому и самой цели Его воплощения.

Гурупурнима

Наступил праздник Гурупурнима, и мы попросили Свами рассказать о нем. В то время в Мандире находились несколько прибывших на праздник лидеров религиозных групп. Свами начал так:
«Гурур Брахма Гурур Вишну
(Гуру – это Брахма, Гуру – это Вишну)
Гурурдево Махешвара
(Гуру – это Всемогущий Высший Бог Шива)
Гурусакшат Парабрахма
(Гуру – это воистину Сам Высший Брахма)
Тасмай Шри Гуруве Намаха
(Поклоны Гуру, несущему благоприятствие).
Если Божественная Триада управляет Небом, то здесь, в этом мире, Гуру — это тот Единый, кто наделен всеми тремя силами. К Гуру, обладающему такой силой, нам следует относиться, как ко Всемогущему. Среди простых смертных нелегко найти высшего Гуру, Властителя йогов. Ученики, полностью верящие своему Гуру, должны следовать высоким нравственным принципам. Гуру может их испытывать, но будет ли правильным, если ученики решат устроить испытание Гуру? Если вы выбрали Гуру и поверили в него, то любые сомнения, поселившиеся в уме, будут разрушительны. Самое худшее, что может произойти с вами — это уход от Гуру. Это ведет к «Гурудрохам», обману Гуру. Последствия такого поступка могут быть очень серьезными. Произойдет то же, что случилось с Карной, обладавшим огромной силой, но погибшим в сражении Махабхараты». Во время речи все взоры были прикованы к Свами, стояла неописуемая тишина. Только благодаря заслугам прошлых жизней мы обрели Гуру в лице нашего Всемогущего Саи Прабху. Религиозные лидеры внимали каждому Его слову и глубоко впитывали сказанное. Один из них поднялся, чтобы задать Свами вопрос. Свами сказал: «Дитя мое! Ты не в школе, чтобы вставать; мы не на собрании гуру и учеников. Здесь одна большая семья без оглядки на чины. У кого чистое сердце, тот и самый великий. Садись!». Было принято, что главы религиозных сообществ требовали к себе уважения и ожидали, что ученики станут кланяться им на каждом шагу. Здесь же отношения строились совсем по-другому, и от таких слов Свами на глаза этих людей навернулись слезы.
Этот лидер всегда считал себя руководителем общины, сейчас он ясно понял, кем является на самом деле. Он сожалел, что всегда придавал большое значение своему высокому положению и так и не решился постичь сути Атмических ценностей. Он был так счастлив от глубины своего осознавания, что у него возникло естественное желание почтенно склониться перед Свами. Он уверял, что станет следовать Дхарме с чувством искреннего смирения и настоящей, сердечной жертвенности.
Как только он замолчал, Свами рассмеялся, и никто не понял причины смеха. Священник переменился в лице, решив, что совершил какую-то ошибку. Он не знал, что Свами никогда не приходил в восторг от восхвалений и ответных слов благодарности. Свами неограниченно изливает Свою Любовь, она достается всем прибывшим: великим и незначительным, богатым и бедным, высокопоставленным особам и простолюдинам. Его цель – повернуть их на правильный путь, Его цель — процветание всего человечества. Он ничего не станет делать ради похвалы. Свами благословил этого человека, и он уехал состоявшимся религиозным лидером.
У меня есть небольшая просьба к читателям этой книги: читая эти страницы, попробуйте поставить себя на мое место, и вы получите ту же Ананду, что испытал я. Вы можете подумать, что вы наслышаны о многих Его проказах, что это вам уже знакомо. Однако задумайтесь о том, что Божественные лилы Бала Саи, очистившие и изменившие так много великих людей, несомненно, приближают человека к лучшему пониманию себя, самореализации. Мы молим Его об одном, Он же готов дать нам в десять раз больше. Лилы юного Саи были редкостны и необычайны, и вы бы никогда не устали снова и снова наблюдать за ними. Время этих лил уже больше не повторится, ибо молодость прошла.

Месяц картика

В Старом Мандире мы праздновали и Шиваратри, и Шанкаранти, и Дипавали, и другие праздники. Может быть потому, что Свами родился в месяц картика, время это почитается преданными, как самый священный месяц в индуистском календаре. Именно в этом месяце пастушки Гопи проводили особенный ритуал поклонения, чтобы не потерять Кришну навсегда.
В этом месяце посетил Старый Мандир один известный саньяси. Этот человек обладал очень высоким ростом и был истинным преданным Богини Шакти. В тот вечер Свами велел нам подготовить Арати ста восьми огней, используя камфару. Все шло как обычно: у нас не получалось синхронного возжигания огня. И вот взлетает воздетая в Абхайе Хасте ладонь, и все фитили вспыхивают в мгновение ока. Во время возжигания Арати Свами явил саньяси видение Его Самого в форме Божественного света. Дарованное ему видение Божественности настолько захватило саньяси, что он в полном предании припал к Божественным Стопам. Нам не дано узнать, когда и где Он явит нам чудо и что будет тому причиной. Таким образом Он доказывает, что является воплощением всех форм.
На следующий день саньяси собрался уехать, но этот день был еще более священным, и Свами попросил его остаться. Вечером Свами велел нам собраться у подножия холма, обильно заросшего деревьями туласи. Во время праздников мы часто срывали ветки этих деревьев и использовали их для проведения обрядов. Жители деревни тоже собирали здесь туласи и поставляли их в разные храмы. Свами предупредил нас, чтобы мы смотрели очень внимательно, и вдруг в мгновение ока оказался на вершине холма.

Даршан солнца

Солнце уже закатилось, но Свами заявил, что покажет его нам. Из-за холма начали пробиваться белые лучи, и они становились все более и более красными, на глазах меняя цвет. Все происходило очень быстро, и вскоре мы были объяты палящим жаром и закричали, взывая к Свами о помощи. Несколько мгновений, и все остыло, успокоилось, и снова вернулась вечерняя прохлада.

Даршан луны

Свами не остановился на этом. Он объявил, что покажет нам Луну. Из-за холма появились серебристые лучи, сила их свечения увеличивалась, и скоро вся округа заполыхала белым светом, становившимся все более и более ярким и белоснежным. Стало так холодно, что мы окоченели. Мы не выдержали и снова стали призывать Свами, и это прекратилось.

Тринетра даршан (Даршан третьего глаза) 

На этот раз Свами провозгласил, что теперь явит нам третий глаз Господа Шивы. И снова все началось со свечения, а затем лик Свами стал непомерно увеличиваться. Его лицо вспыхивало ослепительными звездами, а изо лба несколько раз вылетали снопы фантастических искр. Затем все остыло и утихло, и вся местность погрузилась в кромешную тьму. Мы не заметили, как Свами присоединился к нам. Все испытали большое облегчение от того, что Он снова рядом в своей обычной форме. Мы были счастливы тем, что с Ним все хорошо. Все произошло очень быстро, в считанные минуты. Мы шли обратно в Мандир, пошатываясь, потом попытались петь, но все, на что нас хватило, было какое-то невнятное бормотание. Мы не понимали, что с нами происходит.
На следующий день Свами что-то прошептал саньяси на ухо. Мы решили, что Он дал ему мантру. Свами посоветовал ему уединиться и медитировать, чтобы достичь освобождения. Мы предчувствовали, что Свами покажет множество других чудес во благо мира.
Один знаменитый гуру по имени Картика Свами приехал повидать Бала Саи и привез с собой группу учеников. Они почтительно поклонились Свами, а Картика Свами рассказал свою историю. Он родился в бедной семье и решил стать садху. В месяц картика он погрузился в молчание и не произносил более ни слова. Он совершил многие другие виды поклонения, именно поэтому его ученики нарекли его Картика Свами. Шли дни и месяцы, и постепенно он основал свой Ашрам и стал жить на подаяние приходивших к нему людей. Эта группа много слышала о Бала Саи, и вот они приехали Его посетить. Наш Повелитель знает, что у каждого из нас на уме. Если необходимо, Он прописывает лечение. Прошло три дня, и мы собрались на молитву. В этот момент Картике Свами было дано видение Бала Саи в форме Джьоти. Он сложил ладони, да так и замер, подобно статуе, и, похоже, пребывал в блаженстве. Немного погодя, он приник к Стопам Свами и восторженно заговорил о свете, исходившем из Формы Свами. Он воспринял это свечение в виде нежных солнечных лучей. Бала Саи лишь улыбнулся, как будто бы Он был совершенно ни при чем. Перед отъездом Свами обсудил с ним некоторые вопросы управления Ашрамом и необходимости внутренних преобразований.
Свами было до тонкостей известно, как лучше обращаться с каждым из нас. Те, кто всецело вверялся Ему, сделали лучший выбор и обретали благо. Страдающие гордыней вынуждены были долго ждать, пока их эго не перегорит, и только потом получали то, что им суждено было получить. Он казался таким юным, но не было на свете вещи, которой бы Он не знал. Приезжим было трудно осознать, что Он – всемогущий Господь, Творец Вселенной. Увидев все собственными глазами, многие, тем не менее, продолжали пребывать в невежестве из-за скрывающего все покрова Майи, иллюзии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий