В церковном календаре Вербное Воскресенье носит название Вход Господень в Иерусалим, а предшествует ему Лазарева суббота. Как известно, Иисус воскресил Лазаря через четыре дня после его смерти и, зная об этом событии, народ Иерусалима, когда Христос вошел в город, торжественно встретил его.
Под этот праздник православные, во время всенощного бдения, встречают незримого появления Господа, держа в руках веточки вербы и свечи. А на утрене, после молитвы, ветки вербы окропляют святой водой.
В народе принято по возвращению из церкви легонько бить друг друга этими веточками с пожеланиями здоровья. Это связано с верованиями в целебные свойства вербы. В первую очередь освященной вербой гладят маленьких детей, которые в церковь на службу не ходили, а также друг друга.
В церковном календаре Вербное Воскресенье носит название Вход Господень в Иерусалим, а предшествует ему Лазарева суббота. Как известно, Иисус воскресил Лазаря через четыре дня после его смерти и, зная об этом событии, народ Иерусалима, когда Христос вошел в город, торжественно встретил его.
Под этот праздник православные, во время всенощного бдения, встречают незримого появления Господа, держа в руках веточки вербы и свечи. А на утрене, после молитвы, ветки вербы окропляют святой водой.
В народе принято по возвращению из церкви легонько бить друг друга этими веточками с пожеланиями здоровья. Это связано с верованиями в целебные свойства вербы. В первую очередь освященной вербой гладят маленьких детей, которые в церковь на службу не ходили, а также друг друга.
Сейчас Вербному воскресенью не предают такого значения, как в былые времена…Как же было принято отмечать его раньше?
В допетровскую эпоху этот праздник отмечался с особой пышностью и крестным ходом во многих русских городах, в частности, в Москве, Ростове, Астрахани, Казани, Новгороде. В Москве в Китай-городе и по берегам реки Неглинки обильно росла верба, за которой в преддверии праздника приходил народ. И лишь в 1697 г. Петр Первый отменил своими царским указом пышные празднества в честь Вербного воскресенья. Но никакой указ не мог отменить идею милосердия и человеколюбия, которая осталась жить в сердцах людей.
Испокон века православные в ночь на Вербное воскресенье ходили в церковь, стояли службу, освящали ветки вербы. Вернувшись домой, они слегка хлестали ими детей, приговаривая при этом «Не я бью, верба бьет!». Считалось, что данный обряд обладает силой, очищающей от порчи, болезней, злых духов. Точно так же поступали и со взрослыми людьми, проспавшими заутреню. Да и в целом, побить друг друга вербой в этот день считалось полезным. Почки освященной вербы проглатывали, чтобы избавить себя от недугов.
Нередко благочестивые прихожане беспокоились о том, попали ли капли святой воды на принесенные ими веточки вербы и просили священника вновь окропить их. Но нужно понимать, что главный смысл каждения верб состоит в освещении их Благодатью Духа Святого, поэтому любые волнения являются беспочвенными.
Ветки, принесенные из церкви, хранили в переднем углу избы, за иконами. Когда весна целиком и полностью вступала в свои права, скот выгоняли со двора на пастбище именно вербой, ветки которой потом также использовали в различных обрядах.
Одной из традиций было проведение вербных базаров в честь этого праздника. На эти ярмарки люди прибывали, как правило, с детьми, поскольку ассортимент товаров был тоже праздничным, с преобладанием подарков, сувениров, детских игрушек, всевозможных сладостей. Повсеместно продавались готовые пучки вербы с привязанными к ним бумажными ангелочками, которые так и назывались – вербные херувимы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий