воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Книга Анила Кумара Камараджу продолжение "Веда в вопросах и ответах"

Глава 2

ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В27) Свами! Человек ведет себя не так, как от него ожидается. Он теряет саму человеческую природу. В этой связи, как он должен трансформировать себя? Что будет с обществом, если он будет продолжать оставаться таким же?
Бхагаван: Вы не догадываетесь о том, что используете определенные слова, не зная их смысла. Если вы будете понимать слова, которые произносите, вы заметите, что они объясняют сами себя и передают свое значение в недвусмысленных терминах. Каков смысл слова манава (человек)? «Ма» значит майя, или иллюзия, «яд» значит дати (на телугу) и «ва» значит вартинчу (на телугу). Иными словами, манава означает тот, кто преодолел майю и ведет себя соответствующим образом, и, конечно, не того, кто порабощен майей. Слово манава также может быть интерпретировано другим способом. «Ма» значит - не,нава - новый. То есть манава значит «не новый». У человека было, много рождений в прошлом, и настоящая жизнь не новая.             
Человека также называют нарой (на санскрите). «Да» значит нет, «ра» значит смертный.-То есть пара значит «бессмертный». Вполне очевидно, что тот, кто бессмертен, тот вечен или, иными словами, называется Атмой, или истиной. Есть еще одно слово - ванара (на санскрите), которое значит обезьяна.
 «Ва» значит вала (хвост). Поэтому пару следует рассматривать как человека без валы (хвоста).
Человек - это сакшара: «са» значит божественный, и «акшара» значит неубывающий или постоянный. Таким образом, сакшара - это тот, кто не убывает, постоянен или вечен, т. е. Атма. Тот, кто имеет осознание Атмы, является сакша-рой. Но, к сожалению, человек сегодня ведет себя как ракшаса (демон). Человек должен обладать дамой (контролем над чувствами), но он полон мады (гордости и самомнения). Поэтому, когда мы поймем смысл этих слов, мы будем знать, что человек, или вьякти (индивидуум), должен демонстрировать и проявлять в себе качества Атмыу которой он является на самом деле.
Группа индивидуумов составляет общество. Одна врикша (дерево) не делает вакы (леса). Один дом (граха) не делает грамы (деревни). Какой смысл слова самаджа (общество)? Сама (равенство или беспристрастность) и джа («рожденный из»). Таким образом, самаджа - это то, что поддерживает равенство и беспристрастность. Что необходимо для идеального общества? Это самайкъята (единство), самаграта (взаимопомощь), самараса (интеграция), саубхратрата (братство) и саманата (равенство). Это характеристики идеального общества.
Мы слышим, как люди говорят, что общество должно измениться. Но, на Мой взгляд, это неверно. Если изменится индивидуум, то общество тоже автоматически изменится. Приведу маленький пример. Отец подарил своему маленькому сыну карту Индии. По ошибке мальчик порвал ее на кусочки, за что отец его поругал. Через некоторое время сын принес карту целой. На вопрос отца, как он это сделал, мальчик ответил, что на обратной стороне карты был нарисован человек. Он сказал, что все, что ему оставалось сделать, это правильно сложить кусочки карты в первоначальный образ человека. И первоначальная карта была автоматически восстановлена.
Таким образом, когда изменятся индивидуумы, общество тоже автоматически изменится. Каждый человек должен знать, что счастье индивидуума зависит от счастья общества. Благополучие, прогресс и процветание человека зависят от общества. Каждый человек должен в полной мере осознать эту истину, К примеру, когда в вашем районе возникает пожар, вы пытаетесь потушить его. Почему? Потому что если вы не будете этого делать, вашему дому будет угрожать опасность. Когда в пожаре сгорят все соседние дома, ваш дом тоже сгорит. Когда разражаются эпидемии, подобные холере, вы должны быть особенно осторожными, иначе вы тоже можете стать одной из ее жертв. Подобным же образом обстоят дела со взаимоотношениями индивидуума и общества, в котором он живет,
В28) Свами! Может быть, из-за влияния Кали-юги мы не находим взаимопонимания между членами семьи. Наоборот, во многих семьях мы видим разногласия и даже конфликты, сложности, соперничество, а иногда дело доходит даже до суда. Свами, пожалуйста, подскажи нам выход из этой печальной ситуации!
Бхагаван: В этом мире за видимым разнообразием скрывается неотъемлемое единство. Многообразие может быть проявленным, но за ним кроется основополагающее единство. Во всей природе проявляются оба эти аспекта.
Возьмем, к примеру, землю: она везде разная. На ней есть холмы, горы и долины. Но, тем не менее, на своем опыте мы четко осознаем единство.
Разве пять пальцев одной руки одинаковы? Нет. Подобным же образом, члены одной и той же семьи непохожи друг на друга и не одинаковы. Они не стереотипы. Но, тем не менее, не может быть весомых причин для отсутствия братства, единства и любви между членами семьи.
В этом контексте можно привести хороший пример из нашего эпоса. Проанализируем самват-сарам Шивы, «семью нашего Господа Шивы». Над головой Шивы фонтаном струится Ганга, вода, а во лбу между двумя глазами огонь. Поэтому Его называют Тринетрой (трехглазым Богом). По своей природе вода и огонь противоположны и не могут сосуществовать. Шиву называют Паннагадхара и Нагабхушана, потому что вокруг своей шеи Он носит ядовитых змей. Павлин является ездовым животным Его старшего сына Господа Субраманьи. Змеи и павлины враждуют между собой. Лев является ездовым животным Богини Парвати, супруги Шивы. Ее называют Симхавахини. У второго сына Шивы голова слона. По этой причине Ганешу называют Гаджананой. Слон не переносит самого вида льва даже во сне. Парвати носит на себе всевозможные украшения, но ее Господь Шива - дигамбара (обнаженный), бхасмабхушитанга вибхути, нанесенным на все тело), и Его окружают бхуты (злые духи). Несмотря на то, что семья Шивы полна противоположностей и противоречий, в ней царит взаимопомощь, гармония, интеграция и единство.
Таким же образом и в ваших семьях вы можете отличаться друг от друга, но, тем не менее, вы должны научиться жить в абсолютной гармонии, как семья Шивы. Господь Шива дает этот урок миру на протяжении веков.

В29) Свами! Сегодня весь мир стал ареной конфликтов. Мы слышим о расовой дискриминации, классовой борьбе, кровопролитиях, войнах и т. д. Не мог бы Свами дать какое-нибудь послание сегодняшнему миру.
Бхагаван: Сегодня существует много интеллектуалов, которые находят многообразие в единстве. И только немногие замечают единство в многообразии. Это является причиной проблем, беспорядков, конфликтов, войн и т. п. в сегодняшнем мире. Манава (человек) ведет себя как дакава (демон). Поэтому мы находим агрессивные, демонические, животные и нечеловечные тенденции среди людей. Как только человек осознает и испытает единство в многообразии, на земле воцарится мир, спокойствие, безопасность и счастье.
Состав человеческой крови одинаков по всему миру. Все дышат только кислородом. Все ходят по одной и той же земле. Одинаковый голод испытывает как богатый человек, который может обедать в пятизвездочном отеле, так и нищий, который утоляет свой голод куском хлеба. Жажда одна и та же, будь она у богатого человека, который может пить прохладительный напиток, или у бедного человека, который довольствуется водопроводной водой на улице. Оба испытывают счастье в моменты радости и горюют во времена трудностей и испытаний.
Человеческое тело состоит из пяти элементов: земли, воды, воздуха, огня и пространства. Тело инертно. Мы вдыхаем внего воздух. Внутри нас также имеется огонь, который сохраняет тепло тела и помогает нам переваривать пищу. Внутри нас также есть пространство, в котором размещаются все органы человеческого организма. В теле находится много воды. Таким образом, все пять элементов, которые находятся снаружи, есть и внутри вас. В каждом они находятся в одной и той же пропорции. Все то, что есть в вас, находится и в любом другом. Тогда зачем вы протягиваете свою руку за подаянием? Для чего? Чего нет у вас, что могло бы быть у другого человека? Ровным счетом ничего! Это философия единства в разнообразии. Это единство есть божественность.
Переживание такого рода духовного единства и есть освобождение, тогда как чувство множественности, плюрализма и разнообразия - это неволя, дуализм и привязанность.
Цветов много, но поклонение одно, Коров много, но молоко одно, Украшений много, но золото одно, Путей много, но цель одна, Звезд много, но небо одно, Существ много, но дыхание одно, Имен и форм много, но Бог один.
В этом заключается единство. Пряжи много, но когда она соткана, она становится одним куском материи. Вот таким образом вы должны обнаруживать и переживать единство для того, чтобы осознать божественность. Люди сражаются во имя религии. Какой позор! Ни одна религия не учит вас говорить неправду, вредить, или убивать других, или совершать другие подобные поступки. Все религии подчеркивают важность любви, братства, самопожертвования, мира, истины и т. д. Поэтому безрассудно сражаться во имя религии. На самом деле, матулу манчивайна матамеди чеддади (на телугу): если ваш ум хороший, как какая-нибудь религия может быть плохой?

Есть только одна религия, религия любви. Нехорошо подразделять людей по языкам или расам. Это признак узости мышления. Есть только один язык, язык сердца. Совершенно безнравственно различать людей по кастам. Вы не рождаетесь с табличкой с названием вашей касты. Какой касте принадлежит воздух? К какой касте относится вода? Какова каста огня или земли? Поэтому есть только одна каста, каста человечества. Целые войны развязываются во имя Бога. Разве вы не знаете, что не существует множества Богов? Бог один и нет второго. Вы можете называть Его любым именем. Есть только один Бог, и Он вездесущ.
Экам cam випра бахудха ваданти (истина одна, но ученые толкуют ее по-разному). В Боге нет различий. С читтасуддхи (чистотой сердца) вы можете осознать и пережить принцип единства, который является путем к божественности. В первую очередь развивайте чистоту. Это поможет вам осознать единство и достичь божественности.
ВЗО) Свами! В действительности, вся человеческая раса едина, поскольку божественность является самой ее сутью. Тогда почему различаются наши реакции? Почему мы думаем и поступаем по-разному?
Бхагаван: Человечество одно, но люди постук пают по-разному. Нет двух одинаковых людей. Таков закон природы. Мысли, слова и дела зависят от времени и обстоятельств. Приведу пример. Зеленый плод на вкус кислый, неспелый плод вяжущий, тогда как спелый плод сладкий. Все три являются стадиями одного и того же плода, не так ли! Сначала он кислый, потом вяжущий и, в конце концов, сладкий. Как это происходит и почему? Изменение вкуса связано с прошествием времени.
Никто ведь не наполняет спелый плод сахаром. Поэтому Я говорю: «етти матие, атти гати, етти стхитие, атти сампаттиь (стихотворение на телугу) - каков мати (ум), такова и гатти (судьба); каково положение, таково и сампатти (влияние).
Человеческая жизнь состоит из трех важных аспектов: совершения действий - тело, процесс мышления - ум, бытие - Атма, Тело желает, ум думает, и Атма наслаждается. Вы должны иметь широту мышления. Вы никогда не должны допускать узости мышления. Когда публикуются результаты экзаменов, почему вы не чувствуете себя счастливыми, что многие успешно сдали экзамены? Тот, кто обладает широтой души, непременно посмотрит не только на свои оценки, но и на оценки других кандидатов. Показателем узости мышления будет то, что вы начнете искать только свои собственные оценки, не заботясь о других.
Например, вы испытываете радость, что на общей фотографии все вышли хорошо. И если только после этого вы найдете себя самого, вас будут считать человеком с широкой душой.
Человеческая жизнь является комбинацией трех качеств, или трех гун. Эти три гуны работают в абсолютном унисоне, подобно трем лопастям вентилятора. Как чатни (острую приправу) приготавливают из хорошо перемолотого тамаринда, соли и острого перца, так же и человеческая жизнь состоит из хорошо перемешанных трех гун. Вы также, наверное, знаете пан, который жуют индусы. В его состав входят три ингредиента: лист бетеля, орех бетеля и лаймовый сок соответственно зеленого, коричневого и белого цвета. Если пережевать эти ингредиенты трех различных цветов, появляется красный цвет.
Подобным же образом в человеческой жизни все три гуны переплетены. Но духовно, фундаментально и изначально по своей сути человеческое существо - это cam (бытие), чит (сознание) и ананда (блаженство). В комбинации cam и чит дают ананду.
Приведу пример. Представим, что перед нами два разных продукта: вода и сахар. Когда вы их перемешаете, то получится уже не сахар и не вода, а сироп. Таким образом, вода - это cam, сахар - это чит, комбинация которых создает сироп ананды. Триединство трех гун и изначальная природа cam, чит и ананды в комбинации с дехой (телом), напас ом (умом) и буддхи (интеллектом) во взаимодействии с праврити (внешним миром) ведут к анекатве (разнообразию, многообразию, или множественности).
В31) Свами! Мы слышим такие слова, как раджа-нити и раджа-кийям. Является ли значение этих слов одинаковым? Как нам назвать то, что мы видим вокруг нас?
Бхагаван: Значение слов раджа-нити и раджа-кийям никогда.не может быть одинаковым. Возьмем, к примеру, раджа йогу. Среди всех йог та, которая, наиболее почитаема и которая выделяется, подобно царю, получает это название. Подобным же образом, величайший среди моральных кодексов, равный по статусу царю среди людей, называется раджа-нити. Вы знаете, что лев - это царь зверей. Раджа-нити повенчана с сатьей, связана дхармой и дарует всем благополучие. То, что мы имеем сегодня, это вовсе не раджа-нити и не раджа-киям (политические стратегии), а раджа-кай-ям (царские баталии), порожденные злобой, завистью и ненавистью. Все это можно назвать кайям (горькими сражениями). Поэтому их можно назвать раджа-кайям.
В32) Свами! У всех людей разный темперамент, разные взгляды, идеи, перспективы, амбиции и интересы. Конфликт становится неизбежным явлением. Каждый человек хочет, чтобы события происходили по его сценарию. Что нам тогда делать в такой обстановке?
Бхагаван: Мупде мунде матирбхинна (головы различаются). Не существует двух похожих или одинаково мыслящих людей. Это вполне нормальное явление, что идеи различаются. Каждый чувствует, что он прав. Но вы должны сохранять дух единства, равенства и невозмутимости.
Приведу маленькую иллюстрацию Однажды пять пальцев одной руки начали заявлять о своем превосходстве друг над другом. Сначала мизинец сказал остальным пальцам: «Видите, когда вы делаете намаскар (приветствие), я появляюсь первым. Поэтому я самый важный». Безымянный палец тогда сказал: «Что?! Разве вы не знаете моей ценности? На меня надевают дорогие золотые кольца с бриллиантами!» Тогда заговорил средний палец: «Очень смешно! О чем вы говорите? Я тоже готов носить дорогие кольца. А почему бы нет? Некоторые так тоже делают. И к тому же, разве вы не видите, что я выше вас всех? Разве этого не достаточно для того, чтобысказать, что я самый главный из всех вас? » Тогда начал говорить указательный палец: «Если вы хотите указывать кому-либо, я иду первым. Люди используют меня, чтобы указывать другим людям. К тому же чтобы предупредить или предостеречь людей, я также иду первым. Разве вы не видите этого?» И последним с улыбкой заговорил большой палец. «Все это время я внимательно слушал все что вы здесь говорили. Пока я не присоединюсь, даже если вы все четверо объединитесь, вы не сможет функционировать. Разве вы можете обойтись без меня во время еды? Да что говорить? Когда вы пускаете стрелу, я должен с силой оттягивать тетиву назад. Иначе стрела далеко не полетит. Поэтому мое положение среди вас самое высокое».
Точно также мы обнаруживаем, как люди заявляют о своем превосходстве друг над другом. Вы всегда должны быть готовы учиться хорошему у других. Вы должны работать друг с другом в духе сотрудничества и гармонии. Никто не должен чувствовать своего превосходства над другими. В противном случае из-за доминирования одного над другим возникают группы, фракции, соперничество, споры и конфликты. И в результате из жизни полностью исчезает дух любви. Нужно понимать, что пока все пять пальцев не объединятся, вы не можете ничего сделать. Общество никогда не сможет развиваться, если между ее членами не будет сотрудничества, интеграции и единства.
ВЗЗ) Свами! Если мы говорим, что «мужчины и женщины равны», тогда почему мы находим различия и дискриминацию между двумя полами?
Бхагаван: В физическом отношении мужчины и женщины отличаются друг от друга. Но в духовном плане, а именно с абсолютной или атмической точки зрения, оба пола равны. На самом деле Бог является единственным мужчиной, а все остальные - женщины. Дехам (тело) также называют курам (местом обитания). Именно принцип Атмы работает с головы до ног. Вы знаете, что колледжи для женщин проводят юбилейные празднования, на которых они выступают с культурной программой, например ставят пьесы, в которой девушки сами играют все необходимые роли, такие как роль солдата, министра, царя и т. п. Таким же образом, все, кроме Бога, являются женщинами в этом мире. Подобное событие произошло и в жизни Миры, великой преданной Господа Кришны. Ее остановили у главного входав мандир (храм) Кришны в Бриндаване и сказали, что женщинам вход в храм Бога запрещен. Тогда Мира ответила: «О, неужели! Где здесь мужчины? Я вижу только женщин. Бог - это единственный мужчина».
Тем не менее, с мирской точки зрения, для удобства разделения работы мужчины и женщины различаются друг от друга. Всё и все божественны. Несмотря на то, что это ваше тело, вы не надеваете обувь себе на голову или руки. Функционально все части тела отличаются друг от друга, хотя они и принадлежат одному и тому же человеку. Таким же образом физически и функционально мужчины и женщины являются отдельными существами, хотя в духовном плане они одно целое.
В34) Свами! В сегодняшнем обществе мы слышим много смешных заявлений. Люди говорят о женском освободительном движении. Некоторые говорят, что еще с незапамятных времен женщинам не отводилось положенное им место. Они жалуются на то, что всегда существовала дискриминация по половому признаку и женщина никогда не находилась в равных условиях с мужчиной. Женщины сейчас добиваются равноправия с мужчинами. Мы молим Свами описать нам роль женщины в нашем обществе.
Бхагаван: С духовной точки зрения, это неправильно. Это физические различия, но вАтмеу или духе, все едино. Тем не менее каждый человек должен исполнять возложенный на него долг. В общественной структуре мужчина и женщина подобны двум рукам, двум глазам и двум стопам. Мужчина является представителем позитивного полюса, а женщина - представительницей негативного полюса, между которыми должен течь и функционировать ток. Для объяснения этого единства Господа Шиву называют Ардханаришварой (двуполым Богом, вторая часть его тела является женской). Мужчина и женщина подобны материи и энергии. Женщину описывают как адишакти (высшую силу) и парашакти (бесконечную силу).
В истории Бхараты вы заметите, какое место отводилось женщинам. По сей день многие из них известны свою мудростью, жертвенностью, преданностью, и многие из них могли давать хорошие и здравые советы своим мужьям. Такие персонажи эпоса, как Савитри, Мандодари, Сита, Анасуя, Тара, Дамаянти, Мадаласа и Драупади очень хорошо известны. Драупади всегда верно служила своим пятерым мужьям, никогда не говорила «нет», какую бы работу ей ни поручали, и всегда довольствовалась тем, что давала ей жизнь. Именно жена Манданамишры Убхая Бхарати, которая выступала в роли судьи на дебатах между Ади Шанкарой и Манданамишрой, объявила Ади Шан-кару победителем состязания. В древние времена Гарги и Майтрейи славились своей выдающейся ученостью и духовным совершенством. В недавние времена разве вы не слышали о той роли, которую сыграли мать императора Шиваджи и мать Ганди, отца нации, в плане формирования их характера и личности? Они получали уроки жизни на коленях своих матерей! Именно благодаря вдохновению и любви Каушальи и Ситы к своим сыновьям, Господу Раме и близнецам Лаве и Куше, последние смогли заслужить неувядающую репутацию и по сегодняшний день являются идеалами для всего мира.

В своих ежедневных молитвах мы произносим: матру дева бхава (чти мать, как Бога). Разве вы не видите, что имена женщин в таких составных словах, как Сита-Рама, Гаури-Шанкар, Лак-шми-Нараяна и др. стоят впереди мужских имен? В прошлом никогда не было случаев, чтобы женщин унижали, чтобы ими пренебрегали или относились к ним с неуважением. Разве вы не слышите такие словосочетания, превозносящие женщину, как «родина-мать» или «материнский язык»?
Бхагавад Гита называет семь типов сил, которыми наделены женщины как своим неотъемлемым правом. У женщины есть большое количество почетных имен, которые подчеркивают ее вклад и специальную роль в семье. Домохозяйку называют иллалу, или та, которая заботится о доме, или иллу. Ее описывают как саха дхарму карани, т. е. направляющую своего мужа по пути дхармы. Ее восхваляют как грихалакшми, или само воплощение богатства, покоя и процветания в семье. Ее называют ардханги, представляющую собой половину мужчины, его лучшую половину.
Женщина символизирует собой терпение, самопожертвование, терпимость, уважение, смирение и послушание, - те качества, которых недостает в мужчинах. Женщина готова отдать свою жизнь за своего ребенка или мужа. Она неутомимо работает для прогресса и благополучия семьи. Она является опорой страны. Она несет в семью свет и радость.
В35) Свами! Нам очень нужны изменения во всех областях вашей деятельности. Сегодня практически все направления общественной жизни загрязнены, отвратительны и удручающи. Каким образом могут быть привнесены изменения?

Бхагаван: Честно говоря, простые, безграмотные и невинные деревенские люди живут более спокойно и дружно, в более тесных взаимоотношениях и взаимной любви, чем так называемые городские, искушенные, образованные и внешне выглядящие культурными люди. Последние полны эгоизма и зависти. Им надо как следует потрудиться, чтобы изменить самих себя. Они должны приложить достаточно серьезные усилия для преодоления таких негативных качеств, как эгоизм, гордость, зависть и ненависть. Несомненно, масло очень мягкое. Но чтобы получить из него топленое масло, нужно его хорошенько разогревать. Подобным же образом для любого изменения вам надо хорошенько потрудиться. В первую очередь, вы должны научиться слушать добрые советы хороших людей. Этот процесс слушания, или шраванау является первым шагом. Но просто слушать не достаточно. Вы должны понимать, размышлять и осмысливать хорошие слова, которые вы услышали. Это называется макана. Третьим шагом является применение на практике того, что вы услышали и узнали. Это называется нидхидхьяса. Возьмем маленький пример. В начале пищу следует приготовить на кухне. Затем отнести в столовую и накрыть на стол. Только тогда вы можете сесть и поесть. Далее, съеденная вами пища должна быть переварена, усвоена, и питательные вещества должны быть доставлены в различные части вашего организма. Не так ли? Таким же образом, шравана (слушание) подобна приготовлению пищи, манану (размышление) можно сравнить с тем, как пища находится на столе, тогда как нидхидхьясу (применение услышанного на практике) можно сравнить с процессом потребления и переваривания пищи.

В36) Свами! Мы всегда спешим. Нам надо успеть попасть в большое количество различных мест, чтобы справиться со своей работой. Можно ли быть духовным в такой спешке? Можем ли мы одновременно поспевать в жизни и на духовном пути?
Бхагаваи: Сегодня многие болезни вызваны тремя факторами, очень распространенными среди вас. Это спешка, переживания и острая или жирная пища. Спешка ведет к потерям, потери ведут к переживаниям. Поэтому не надо спешить. Очень важно иметь терпение. В Своей предыдущей форме в Ширди Я делал основной упор на шраддху (искренность) и сабари (терпение).
Обычное дело - видеть людей, спешащих сесть на поезд или автобус, чтобы успеть в офис и т. д. Вы можете простоять бесконечное количество времени в очередях в кинотеатр. Но здесь вы начинаете смотреть на свои часы, удивляясь, почему Свами до сих пор не вышел на даршані Для того чтобы испытать настоящее блаженство, вы должны быть достаточно терпеливыми. Всему, что происходит, есть свое время, которое предопределено, предрешено и задумано Богом. Вы знаете, что Арджуне пришлось ждать, пока ему не исполнилось семде-сят четыре года, чтобы услышать от Кришны Бха-гавад-Гиту (Божественную песнь), хотя оба они были очень близкими друзьями на протяжении многих лет. Так же и вы должны ждать. Вы не должны переживать: «Что такое! Почему Свами не разговаривает со мной? » В нужное время Я сделаю все необходимое для вас Когда плод полностью созревает, он отрывается от дерева и падает вниз. Вы должны ждать, пока созреет ваше время. Вы не можете и не должны спешить на духовном пути.

В37) Свами! Сегодня растет тенденция зарабатывать все больше и больше денег. Эгоизм и гордость полностью выходят из-под контроля. Не мог бы Свами дать нам ключ к решенин> этой проблемы?
Бхагаван: Земля вращается вокруг солнца. Также и человек сегодня вращается вокруг денег. Но, фактически, деньги обеспечивают только комфорт и удобства. Существует много вещей, которые не купишь за деньги.
За деньги вы можете заказать изысканные блюда В пятизвездочном отеле, но как насчет вашего аппетита?
Вы можете купить красивую кровать, но можете ли вы купить сон?
Вы можете приобрести новейшие дорогие лекарства, но можете ли вы за свои деньги продлить жизнь умирающего человека?
Вы думаете, что деньги могут многое сделать, но это не так. Они приводят вас к порокам. У людей есть два важных источника - это голова и сердце. Голова несет в себе ответственность. В ней находится все знание о правритти (внешнем мире), но сердце означает нивритти (истинное внутреннее пробуждение). Такие ценности, как самопожертвование, истина, благотворительность, любовь, сострадание исходят из сердца. Все, что вы можете найти вовне - это искусственное (art), а сердце (heart) внутри. Не увлекайтесь искусственным «внешним».
Поток воздуха, который вы можете получить от любого количества электрических вентиляторов, ничто по сравнению с естественным ветерком. Вода из водоема, реки или озера никогда не сможет сравниться с дождевой водой. Бог бесконечен. Кто такой человек по сравнению с Ним? Почему тогда вы полны эгоизма и гордости? Зачем это? Горы могут быть очень высокими, но вода с вершины горы течет только вниз. Так же и вы можете быть великим ученым и занимать хорошее положение, но, если вы полны эгоизма и гордости, ваш провал не за горами. Пламя огня поднимается вверх. Так же и огонь знания поднимает вас на высоты. На самом деле современный человек хуже кошек и собак. Когда они болеют, они ничего не едят, а постятся или голодают. Но человек продолжает много есть даже во времена болезни. Он никогда не постится. Ему нравится только пировать. Поэтому он часто болеет.
Цикл творения состоит из трех атрибутов, или гун: там аса (инерции), раджаса (страсти) и сат-твы (благости), которые представлены триединством Брахмы (творца), Вишну (хранителя) и Шивы (разрушителя). Из восьми миллионов четырехсот тысяч видов существ человек - существо особенное. Он благословлен Богом, своим творцом, умом и духовным разумом. Но человек стал таким эгоистичным и гордым, что даже сомневается, ставит под вопрос и отказывается от Бога, своего творца. В этом заключается смысл эпизода с Мохини и Бхасмасурой в нашем эпосе.
Однажды жил один царь-демон по имени Бхас-масура. Он совершал аскезу и снискал милость Господа Шивы. Он молил Шиву даровать ему силу превращать любого в пепел, как только он положит свою руку ему на голову. Шива исполнил его просьбу. И тогда, опьяненный своей вновь обретенной силой, Бхасмасура начал без разбора класть свою руку на головы всех людей, которые оказывались рядом с ним. Естественно, в соответствии с даром, который он получил от Бога, они погибали и превращались в пепел. Тогда Господь Вишну принял форму красивой танцовщицы Мохини и начал танцевать перед Бхасмасурой, который, придя в восторг от ее чарующей красоты, тоже начал танцевать вместе с ней. В ходе различных жестов и поз танца Мохини неожиданно положила свою руку себе на голову, и Бхасмасура повторил ее жест. Как только он положил руку себе на голову, он превратился в пепел. Так же и человек губит себя, отрицая Бога.
Современный человек подобен Бхасмасуре. Он вредит даже человеку, который помогает ему. Все, о чем он думает, что говорит или делает, наполнено эгоизмом. Он утратил ценность фундаментального различения, которое присуще всем и полезно каждому. Ему недостает таких божественных качеств, как истина, покой и любовь. В этом его недостаток. В нем недостает божественных качеств, но присутствуют такие демонические качества, как зависть, гордость и ненависть. Он убивает (kill) знание, но ему надо совершенствовать свое знание на практике (skill) для того, чтобы сохранять равновесие. В этом кроется причина его проблем. Он убирает букву «S» из слова «skill», которая означает «Sai», и теряет равновесие. Эгоизм, жадность, зависть и подобные плохие качества возникают в нас из-за нашей ахары (пищи), вихары (компании) и сампарки (связей). Когда вы сможете контролировать и дисциплинировать себя, вы найдете ключ к решению этой проблемы.
В38) Свами! В организации, где нам приходится общаться с людьми, мы часто встречаемся с критикой и взаимными обвинениями. Это очень огорчает и разделяет людей на группы. Искренние люди огорчаются из-за необоснованной критики. Им кажется, что, когда они подвергаются грубой клевете, их забрасывают грязью. Как нам противостоять этому распространенному везде злу?
Бхагаван: Критиковать других людей - это грех. Это показатель слабости и комплекса неполноценности. Вы не должны критиковать или ненавидеть кого-либо. На самом деле ни у кого нет права критиковать других. Чтобы справиться с этим, вы должны в первую очередь задать себе вопрос: «Кого критикуют? » Тогда вы не будете больше чувствовать огорчения. Почему? Если критикуют ваше тело, вы не должны обижаться, потому что тело временно и эфемерно. Вы должны быть безразличны к своему телу, которое доставляет вам много трудностей и проблем. Другой человек оказывает вам услугу, критикуя ваше тело. Вы должны быть благодарны ему зато, что он делает это за вас. Разве критика относится к духу, или АтжеЧ Это невозможно, потому что тот же самый дух, или Атма, находится также и в самом критикующем. Атма - это высшее Я, которое одно и то же во всех. Тогда кто критикующий, а кто критикуемый? Это все равносильно критике самого себя. Эгоизм и зависть являются коренными причинами, побуждающими человека критиковать других.
Вы должны задать себе другой вопрос, если хотите знать, как реагировать на критику, направленную в ваш адрес. Приведу маленькую иллюстрацию. Предположим, вам доставили заказное письмо. Если вы не хотите принять его, вы можете отказаться от получения. Тогда заказное письмо будет возвращено самому отправителю. Разве не так? Подобно этому, критику против вас можно сравнить с заказным письмом. Не признавайте и не принимайте ее. Отказывайтесь от нее, и пусть это же самое заказное, письмо критики вернется к своему отправителю, самому критикующему. Бели кто-то громко и воинственно говорит против вас на публике, все это пропадает в воздухе или поблизости от вас. Если кто-то обвиняет вас тайком, это возвращается к самому обвиняющему.
Я считаю, что человека следует судить по его достоинствам, а не по его недостаткам. Я снова и снова прошу вас искать свои собственные недостатки и достоинства других людей. Если заглянуть поглубже, то можно обнаружить, что личная критика - это не что иное, как «отражение внутренней сущности». Вы замечаете плохое во внешнем мире из-за плохого в вас самих. Нет ничего, что бы вы могли найти вне самого себя. Однажды Дурьодхану (старшего из Кауравов) попросили отправиться на поиски хорошего человека. Вернувшись, он сказал, что никого не нашел, и если и есть хоть один хороший человек в этом мире, то это он сам. Когда попросили Дхармараджу (старшего из Пандавов) найти и привести плохого человека, он вернулся и сказал, что нет никого хуже, чем он сам. Такова разница отношений двух людей с различными взглядами на жизнь. Какое видение, таким же предстает и творение. Какого цвета очки вы носите, в таком же цвете вы будете видеть и мир. Если вы осознаете эту истину, вы никогда и никого не будете критиковать.
Capea дева намаскара кешавам прати гачча-та (кого бы вы ни уважали и ни почитали, это равносильно почтению самого Бога). Бог в каждом, и, если вы уважаете кого-либо, это значит, вы уважаете Бога. И точно так же, capea джива тираскара кешавам прати гаччати (ненависть к кому-либо равносильна ненависти к самому Богу). Если вы посмотрите глубоко в глаза-человеку, стоящему перед вами, вы увидите свое отражение. Поэтому он не отдельная личность, а ваше личное отражение.
Существует только один, и нет второго, т. е. Бог присутствует во всех. Когда вы указываете пальцем на ошибки другого человека, три других ваших пальца направлены на вас, напоминая о ваших собственных ошибках. Если вы понимаете это, вы не будете никого критиковать или осуждать. Бог дает и прощает. Я часто говорю вам, что прошлое прошло, и его не изменишь. Поэтому будьте осторожны в будущем.
В39) Свами! Когда мы думаем, куда направляется наша жизнь, наступает замешательство и опускаются руки. Мы начинаем сомневаться, правильным ли путем мы идем или нет. Только в Тебе наше спасение. Пожалуйста, направляй нас!
Бхагаван: Вы знаете южноиндийский музыкальный инструмент мридангам, по которому стучат с обеих сторон, как по барабану. Ваша жизнь напоминает крысу, которая попала в этот мридангам. Когда по мридангаму ударяют с одной стороны, крыса бежит в другую сторону, затем наоборот, и у нее нет выхода. Так же и вы, пресытившись этим миром, вы думаете о Боге. Когда Бог испытывает вас, вы сползаете в мир. Ваши колебания между миром и Богом подобны поведению этой крысы. Это неправильно.
Приведу маленький пример. Два студента затеяли поединок, кто быстрее съест бананы. Один студент хотел сначала съесть кожуру каждого банана, чтобы потом съесть мякоть плодов. Другой студент решил сначала съесть мякоть, а потом кожуру. Таким образом они начали есть свои бананы. Первый студент, съев сначала кожуру всех бананов, переполнил свой живот и уже не мог полакомиться сладкой мякотью. Он проиграл и страдал от боли в животе и несварения желудка. Второй студент набил себе полный желудок мякотью бананов и уже не мог съесть кожуру плодов. Поэтому он тоже проиграл в поединке. Но, тем не менее, он остался здоровым.
Подобным же образом обстоят дела у тех людей, которые находятся в погоне за исполнением мирских желаний и чувственных наслаждений. Им придется завершать свои жизни в страданиях, не находя лекарства от бхавароги (болезни мирской привязанности). Это подобно состоянию первого студента, который съел сначала только кожуру бананов. Но тех, кто думает о Боге, можно сравнить со вторым студентом, который ел мякоть бананов. Они набирают силу в божественной жизни.
.


Жизнь должна начинаться с этапа дасохам (я - Твой слуга). Середина жизни должна быть наполнена беспрестанным исследованием, или ко-хам (кто я)? И завершить жизнь следует в полном осознании тождественности индивидуальной души с Богом, сохам (я - Бог). Это правильный путь в жизни. Человек должен понять, что счастье и покой, в которых он действительно нуждается, отсутствуют в мирской жизни. Простой пример. Человек пришел в отель. Официант спросил его: «Что будете заказывать на завтрак? » Человек говорит: «Я хочу идли и самбар». Тогда официант сказал с огромным удивлением: «Что вы, сэр! Разве вы не видели вывеску на входе? Это военный невегетарианский отель, сэр!» Точно так же, как можно ожидать такие блюда, как палав, бирияни или жареного цыпленка в вегетарианском отеле Удипи Брамин?

Точно так же при входе в этот мир висит вывеска: анитъям асукхам локам (это временный мир» наполненный страданиями). Как можно ожидать покоя и счастья в этом мире? Поэтому в Бхагавад Гите Кришна говорит: «Мам бхаджасва, что значит «думай обо Мне, или поклоняйся Мне, будь всегда сосредоточен на Мне, или предайся Мне». Вы  должны жить в полном осознании этих фактов.
В40) Свами! Как мы должны вести себя в обществе? Каковы социальные нормы?
Бхагаван: Вы должны забыть две вещи: помощь, которую вы оказали другим, и вред, который другие нанесли вам. Более того, две вещи вы должны помнить: помощь, оказанную вам другими, и вред, который вы причинили другим. Тогда в вас не будет эгоизма, гордости, зависти, ревности, ненависти и других негативных тенденций.
Вы также должны помнить одну важную мысль. Какими бы маленькими ни были недостаток или ошибка в вас самих, считайте их очень большими. В то же время, когда вы замечаете большую ошибку в других, вы должны считать ее очень маленькой. Считайте свою добродетель незначительной, а добродетель других могущественной. Это отношение поможет вам исправить и улучшить себя и даст вам возможность простить и забыть ошибки других.
Но сегодня происходит совершенно противоположное. Каждый преувеличивает свою добродетель и приуменьшает достоинства других, каждый видит свои собственные ошибки величиной с Гималайские горы муравьиным холмиком, в то время как малейшие ошибки других преувеличивает до гималайских размеров. Это является причиной конфликтов и распрей.

Существует еще две категории людей, впадающих в крайности. Некоторые из них выдают свои недостатки за достоинства, выставляют свои ошибки за правильные поступки и пытаются концентрироваться на своих добродетелях, которых в них на самом деле не существует. И еще есть последняя категория людей, которые даже хуже демонов. Эти люди приписывают другим недостатки, дефекты и ошибки, которых не существует, и полностью игнорируют их достоинства. Сначала исправьте свои собственные ошибки. Судите о других людях по их достоинствам, а не по недостаткам. Ищите свои собственные недостатки и достоинства в других.
841)    Свами! Многие люди чувствуют себя слишком занятыми, даже чтобы отдохнуть. Как тогда человек должен отдыхать?
Бхагаван: Смена деятельности - это отдых. Вы никогда не должны бездельничать. Вы не должны быть ленивыми. Лень - это пыль и ржавчина, которая в конечном итоге терпит крах. Но работа - это лучший отдых. Если вы устали от какого-либо вида деятельности, переключитесь на другой. Смена деятельности - это отдых.
842)    Свами! Мы много переживаем. Иногда из-за переживаний мы начинаем болеть. Что такое переживание? Пожалуйста, расскажи нам как не переживать?
Бхагаван: С Моей точки зрения, такого понятия, как переживание не существует. Если вы поглубже проанализируете, то вы поймете, что в этом мире не существует переживаний. Это только психологическая реакция. Переживание - это ментально созданный страх. Вот и все! И больше ничего! Это все плод вашего воображения.

Иногда вы испытываете чувство вины. И вы начинаете переживать, вспоминая свое прошлое, которое уже не изменишь. Никакими усилиями вы не сможете изменить его. Прошлое - это прошлое. Тогда зачем переживать из-за прошлого? Есть ли в этом какой-нибудь смысл? Вы также склонны переживать, думая о будущем. На Мой взгляд, это тоже бесполезно. Почему? Потому что будущее неопределенно, и может произойти все что угодно. Кто может знать? Будущее неизвестно. Тогда зачем вам переживать о будущем? Что это вам даст?
Четко уясните себе, что все находится в настоящем. Это не простое настоящее, оно вездесуще. Каким образом? В настоящем заключены результаты прошлого. Настоящее также является основой будущего. Сегодняшнее семя появилось из дерева, которое вы вырастили вчера, и оно прорастет и завтра превратится в дерево. Так что переживание бессмысленно. Поэтому никогда ни о чем не переживайте.
В43) Свами! В наши дни многие образованные люди растрачивают впустую свое время, деньги и энергию в городской жизни. Бхагаван, мы с нетерпением хотели бы узнать Твое мнение по этому вопросу.
Бхагаван: «Время - это Бог». В своих молитвах вы произносите: калая намаха, калакалая на-маха, калатитая намаха (мы поклоняемся Богу как времени) и так далее. Время божественно. Вы не должны растрачивать время. Это грех - тратить зря или неправильно использовать время. Все должны следовать распорядку времени. Бог является мастером времени. Время потеряно - жизнь потеряна. Спешка приводит к потерям, потери приводят к переживаниям, поэтому не надо спешить.
Мы должны совершать хорошие дела, проводя свое время священным образом. Молодость и река никогда не потекут вспять. Когда вы выйдете из молодого возраста, он никогда не вернется назад. Вода в реке, которая течет вперед, никогда не потечет назад. Поэтому вы должны считать время своим самым драгоценным имуществом.
Вы также заметили, что многие образованные люди растрачивают деньги. Это очень плохо. Трата денег - это зло. Вы не должны злоупотреблять деньгами. Всегда помните, что много денег порождает еще больше неправильных дел. Большое количество денег приводит вас к плохим привычкам. Вы должны тратить деньги на благотворительные программы. Вы должны выражать свою благодарность обществу, которое способствовало вашему настоящему положению, путем внесения денег на благотворительную деятельность. Вы должны жертвовать на бедных и нуждающихся. На кармана на праджайя дханена, тьягенайке амритатва мана-су (вы можете обрести мокшу, освобождение, только через самопожертвование). Ни действия, ни потомство, ни владения или имущество не могут сравниться с самопожертвованием.
В человеческом организме кровь всегда должна циркулировать. Таким же образом и деньги тоже должны обращаться в обществе. Они не должны застаиваться в руках нескольких людей. Если кровь не циркулирует, на теле образуется фурункул или раковая опухоль. Если у вас деньги на исходе, то трудно справляться с повседневными делами. В то же время, слишком много денег портит вас. Они должны быть как ваша обувь, которая точно подобрана по размеру ноги. Если обувь слишком большая, вы не сможете ходить, а если слишком тесная, вам будет тяжело ходить свободно. Ваша обувь всегда должна быть точно подобрана по размеру вашей ноги. Так же и денег должно быть для вас не слишком мало и не слишком много. Всегда помните то, что Я вам постоянно повторяю и от чего вас предостерегаю. Деньги приходят и уходят, но нравственность приходит и растет.
Нравственность заключается в правильномчис-пользовании энергии и других ресурсов. Вы не должны растрачивать энергию ни в какой форме. Вы не должны растрачивать воду. Не растрачивайте пищу, аннам брахма (пища - это Бог). Вы можете есть до полного утоления своего голода. В этом нет ничего плохого. Есть много людей, которые голодают. Есть много людей, которые недоедают. Какую молитву вы произносите перед приемом пищи?
Брахмарпанам брахма хавир брахмагнау брахмана хутам, брахмайва тэна гантавьям, брахмакарма самадхина. Ахам вайшванаро бхутва пранинам дехамашритаха, прана апана самаюктаха пачамьяннам чатурвидхам.
О Господь! Ты присутствуешь в форме вайш-ванары (огня пищеварения). Ты действительно перевариваешь и усваиваешь пищу, которую я ем. Я предлагаю пищу, которую ем. Я предлагаю пищу Тебе. Только Ты доставляешь ее суть всем частям моего организма». Таков смысл молитвы, которую вы произносите перед едой. Поэтому вы не должны растрачивать пищу. Это грех.
Я хочу, чтобы вы поставили потолок своим желаниям. Это станет возможным, только если вы решите и дадите клятву не растрачивать время, деньги, пищу и энергию. Все пять элементов природы: земля, вода, огонь, воздух и пространство - божественны. Вы должны относиться с огромным  почтением и благодарностью к этим пяти элементам. Всегда считайте их божественными.
В44) Свами! Бели вас не устраивают то образование и деньги, которые мы получаем, правильно ли считать их бесполезными? Нужно ли нам отказаться от этих двух вещей? Какой выход из этой ситуации?
Бхагаван: Это неправильное отношение. В этом мире нет ничего бесполезного. Все зависит от вашего ума. Ваши мысли «за и против» несут ответственность за все, что вы чувствуете, говорите и делаете. Бог создал этот мир во благо и для совершенствования человечества. Правильное или неправильное использование, злоупотребление, зависит от вашего ума. Поэтому вы проходите через определенный опыт и соответственные результаты. На самом деле, в образовании нет ничего плохого, ибо знание - это Бог (праджняна брахма). Поэтому образование не может иметь в себе дефекта. Когда ваш ум чист, ваше образование принесет вам мудрость и духовное пробуждение. Но загрязненный ум заставляет вас использовать образование в своих корыстных целях. Поэтому образование, оставаясь неизменным, в своем использовании зависит от природы ума. Это применимо также и к деньгам.
Священный ум побуждает вас жертвовать на благотворительность. Но загрязненный ум заставляет вас растрачивать деньги в пороках. Он делает вас рабом всякого рода плохих привычек. И в конечном итоге вы теряете свою репутацию. В этом случае деньги тоже остаются неизменными, но их использование зависит от ума. Поэтому необходимо хранить свой ум чистым, священным, направленным на Бога и полным бескорыстной божественной любви. Этот процесс называется садханой (духовной практикой). Привязанность к телу, сомнения, зависть, ненависть, эгоизм и корысть загрязняют ум и ведут к абсолютному краху в жизни. Поэтому надо немедленно избавляться от этих злых тенденций, и наполнять свой ум любовью. Тогда ваше образование и деньги будут правильно использованы. Они будут побуждать вас заниматься служением обществу, что в конечном итоге позволит вам осознать свою внутреннюю божественность.
В45) Свами! В политическом отношении наша страна, Бхарата, славится своей светской конституцией. Но политические партии интерпретируют «секуляризм» по-разному. Некоторые дают искаженные комментарии. Я молю, чтобы Свами прояснил нам этот вопрос.
Бхагаван: «Секуляризм» не значит атеизм. Светская нация - это не страна Хираньякашипу, а, скорее, такое государство, где каждый гражданин следует своей дхарме, свободно провозглашает и распространяет ее, при этом не критикуя вероисповедания и дхармы других людей ни при каких обстоятельствах. В Санатане Дхарме есть ссылка на понятие «секуляризм». Шри Кришна говорит:
Свадхарме нидханам шрейя парадхармо бхайяваха
Другими словами, вы должны следовать свадхарме, а не пара-дхарме. Но в этом есть тонкий смысл. Сва-дхарма не означает те дхармы, которые имеют отношение к касте, периоду жизни или профессии, как вы это себе представляете. Сва-дхарма - это атма-дхарма, т. е. дхарма, основанная на атмическом (духовном^ сознании, тогда как пара-дхарма - это анатма дхарма, которая основывается на не-атме, т. е. телесное сознание, лишенное духа.
846)    Свами! Сегодня большое количество международных организаций стремятся к установлению мира на земле. Но, кажется, руководствующие принципы этих организаций неверно направлены. Как тогда достичь мира на земле?
Бхагаван: В их подходе есть изъян. Где мир и покой? Мир и покой находится внутри вас. Вы само воплощение покоя. Покой нельзя найти во внешнем мире. То, что находится вовне — это не покой, а фрагменты. В первую очередь обретите покой внутри себя, затем распространите его на свою семью. Постепенно покой воцарится в обществе, а затем во всей нации. Многие страны накапливают атомные бомбы и другое оружие массового уничтожения и беспрестанно повторяют афоризмы о мире. Разве это мир?
847)    Свами! В современном веке многие из нас считают наши древние религиозные жертвенные ритуалы, такие как яджна и ягья, бессмысленными, смешными и устаревшими. Почему это произошло?
Бхагаван: Невежество является основной причиной, абсолютное невежество бездумных речей. Приведу маленький пример. Однажды районный сборщик налогов отправился в деревню по работе. Там на поле он увидел фермера, который просто разбрасывал зерно риса на своем земельном участке. Этот служащий подумал, что в этом и заключается причина такой бедности Индии. «Что за глупый человек этот деревенский парень. Он разбрасывается зерном риса в то время, когда люди голодают», - подумал он. В конце концов, он решился спросить фермера, почему он это делает. Фермер ответил ему: «Сэр, я не растрачиваю впустую эти зерна риса. Сегодня это выглядит, как будто мешок зерна выброшен на ветер, но позже мы получим пятьдесят мешков риса из этого одного мешка». Тогда этот сборщик налогов понял, что он ошибался..
Таким же образом, наблюдая за такими священными ритуалами, как яджна и ягъя, человеку может показаться, что топленое масло (гхи) и множество других продуктов попусту растрачиваются, когда, их сжигают на жертвенном огне. Но это не так. Когда эти продукты кладут в огонь, то исходящий из него дым и одновременное чтение ведических мантр очищают загрязненный воздух. Очищается вся атмосфера. Поэтому глупо считать эти ритуалы устаревшими, нелепыми и бессмысленными. Они обеспечивают своевременное выпадение дождей и хорошие урожаи. На самом деле, все эти ритуалы, предписанные в ведических текстах, предназначены для благополучия человечества и даруют покой и блаженство.
В48) Свами! Пожалуйста, научи нас, в чем заключаются основные принципы, способствующие прогрессу в областях науки, политики, этики, религии и духовности?
Бхагаван: Бели вы будете руководствоваться следующими тремя основными принципами, то вам будет обеспечен всесторонний прогресс. Вы, несомненно, будете успешно двигаться вперед во всех областях деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.
Первый принцип - это дайва прити (любовь к Богу). Второй - это папа-бхити (стразе перед совершением греха). И третий - это сангха-нити {нравственность в обществе). Пока у вас не будет сильной любви к Богу, у вас не будет страха перед совершением греха. При наличии страха перед совершением греха нравственность автоматически установится в обществе. Таким образом, эти три принципа взаимозависимы и взаимосвязаны.
Я часто говорю своим студентам: «Перед тем как что-то делать, задайте себе вопрос, одобрит ли Свами это действие? Понравиться ли оно Свами?» Ваша сильная любовь к Свами не позволит вам совершить какое-либо неправильное действие. Очевидно, что любовь к Богу ведет к страху перед совершением греха. Все мы видели, как бурные и яростные морские волны бьются о скалистые утесы, которые стоят твердо и непоколебимо. Точно так же и ваша вера должна быть стабильной, сильной и непоколебимой, невзирая на потери, поражения, неудачи, неприятности, трудности и проблемы. К примеру, если кто-нибудь скажет вам: «Бога нет», какой ответ вы должны дать? Вы должны ответить таким образом: «Ну хорошо, может быть у тебя и нет своего Бога, но какое ты имеешь право отрицать моего Бога?»
Никопда не забывайте Бога и всегда помните панчакшари, пятисложную мантру  девудуннаду: де-ву-ду-нна-ду (фраза на телугу, состоящая из пяти слогов, которая значит «Бог существует»). Для того чтобы не сомневаться в этом, повторяйте ашта-кшари, восьмисложную мантру на санскрите, самсайатма винасъяти: сам-са-йа-тма~ ви-на-съя-ти, что означает «сомнение - это смерть». Никогда не сомневайтесь в Боге. Предложение «God is nowhere» (Бога нет нигде), отражает вашу жалкую участь, в которой вам отказано в Его присутствии. Теперь возьмем букву «w» из начала четвертого слова «where» и приставим его к концу третьего слова «по». Тогда получится предложение, «God is now here" (Бог сейчас здесь).
К большому своему несчастью, человек совершает грехи, но не готов принимать их последствия. Он ожидает пунъю (заслуги), которая является результатом хороших действий, но не воздерживается от совершения паапы (греха). Более того, он не хочет совершать достойные дела, чтобы получить хорошие результаты. Есть ли в этом какая-нибудь логика или основание для того, чтобы он получил хорошие результаты? Насколько глупы такие ожидания! Как можно ожидать определенных результатов от совершенно противоположных действий? Всегда помните о том, что все возвращается к вам в форме реакции, отражения и отзвука. Вы не можете избежать этого. Когда вы осознаете это, вы не будете больше грешить и не станете вовлекаться во вредные действия. Поэтому вы должны любить Бога и бояться совершить грех. С этими двумя чувствами в наших сердцах в обществе воцарится нравственность.
В49) Свами! Многие говорят о культуре. В чем заключается ценность культуры?
Бхагаван: Культура очень важна, потому что ваша жизнь и ее ценность зависят от нее. Культура - это образ жизни. Культура дает вам возможность испытать божественность в своей жизни, Культура помогает человеку осознать единство в многообразии. Без культуры человек становится демоном. Он теряет свой человеческий статус и в конечном итоге губит самого себя.
Вы знаете, что морская вода соленая на вкус. Человеческая жизнь похожа на обширное море. Милость Бога подобна солнечным лучам, падающим на это море. Из-за солнечного тепла морская вода испаряется. Это испарение есть блаженство, принимающее форму облаков на небе, которые выпадают на землю в виде дождя. Это дождь любви. Морская вода соленая, а дождевая вода сладкая. Почему? В чем заключается разница? Морская вода очищается солнечным светом. Так же и наша жизнь должна быть пропитана культурой и очищена. Ценность жизни тогда поднимется. Из куска железа стоимостью меньше одной рупии путем очистки и переработки можно изготовить красивые дорогие часы. Это происходит благодаря культурной обработке, через которую оно проходит. Пока валун остается самим собой, им непременно будут пренебрегать. Но когда он попадает в руки скульптора и проходит процесс обработки зубилом и молотком, он превращается в красивую статую Кришны и становится объектом восхищения и поклонения. Почему? Вся разница заключается в культуре. Валун, который все попирали ногами, сейчас в форме изваяния занимает место на алтаре в храме, которому каждый день поклоняются. Это - та ценность, которую дарует культура.
Без культуры человек развивает глупый взгляд на жизнь, он видит разнообразие в единстве. Возьмем, к примеру, иголку. С ее помощью нее отрезы материи сшиваются в одежду. Игла символизирует собой культуру. Но ножницы разрезают материю на части. Это - положение вещей при отсутствии культуры.
В50) Свами! В нашем современном мире стали ли люди ближе к Богу?
Бхагаван: Современный мир совершенно искусственный и поверхностный. По привычке все говорят друг другу «привет», «привет». Все говорят «спасибо» за каждую маленькую услугу. Это все рутинная, механическая вежливость, и эти слова ничего не значат. Везде мы сталкиваемся с абсолютным эгоизмом.
Современная наука позволила человеку побывать, на Луне. Но человек забывает заходить в гости к соседу. Да, он смог добраться до чандры (луны), но не может увидеть Рамачандру в своем сердце. Современный человек может плавать в воде, как рыба, и летать, как птица, но своими собственными ногами не может пройти по земле даже и мили. Своим физическим глазом, размером не больше двух дюймов, он может видеть галактику, находящуюся от него на расстоянии нескольких тысяч миль, но он не способен видеть самого себя. Глаз и ухо находятся так близко, но глаз не видит ухо, не так ли? Бог покоится на кшира-сагаре (океане молока), который находится в вашем сердце, но сегодня мы видим, что сердце стало кшара-са-гарой (океаном яда). Как можно ожидать, что человек осознает свою божественность? Даже став очень богатой страной, Франция проиграла великую войну. Почему? Это произошло из-за необузданности ее молодежи и пороков, царивших в те дни. Сегодня эта тенденция растет среди людей. Человек живет и работает ради исполнения своих ашалу (низших желаний), но он должен жить ради ашайялу (идеалов). Только люди с высокими идеалами могут стать ближе друг к другу духовно.
В51) Свами! Как мы можем преуспеть в жизни?
Бхагаван: Ради этого надо трудиться. Это может быть трудным делом, но достижение этого очень желательно. На самом деле каждый должен стремиться преуспеть в жизни. Поэтому говорится: «Целься высоко. Низкая цель - это преступление. Человек должен идти в правильном направлении и достичь цели. Человеческое рождение для этого и предназначено. Человек должен осознать, |что он по своей сути божественен. Человек должен обрести божественность. Но это не так легко и продето, как кажется. В конце концов, упасть можно легко н быстро.
 Возьмем такой пример. По дороге в Кодайканал на подъеме в горы автобус издает много шума. Грузовики тоже хорошенько напрягаются и издают громкие звуки, поднимаясь в эти горы, чтобы добраться до Кодайканала. Но тому же самому автобусу или грузовику легко ехать по дороге вниз с горы. То же самое применимо также и к человеческой жизни. Вам надо тяжело трудиться и много работать, чтобы преуспеть в жизни. Но упасть с высоты и погубить себя легко, просто и быстро.
Приведу другой пример. Когда вы пускаете стрелу, то чем больше вы оттягиваете тетиву назад, тем дальше полетит стрела. Таким же образом, если вы будете больше работать, то и ваш успех будет в равной степени большим. При запуске ракеты реактивная сила вырывается назад и затем ракета выпускается в пространство, где она с горящими языками пламени взмывает ввысь. Таким образом, количество прикладываемых вами усилий определяет скорость вашего успеха,
В52) Свами! Пожалуйста, расскажи нам, как стать великими людьми в жизни?
Бхагаван: Никогда не позволяйте подобного рода идее появляться в вашей голове. Вы ошибаетесь, если думаете, что достигнете чего-то особенного и уникального, став великим. Никоем образом нет. Стать великим не должно быть вашей целью в жизни. В обществе есть много великих людей. Я не думаю, что это важно или имеет большое значение. Доброта выше величия. Вместо того чтобы стремиться стать великим, пытайтесь быть хорошим. Намного важней быть хорошим человеком, чем великим человеком.
В чем заключается разница между этими двумя типами людей? Великий человек видит человека в Боге, тогда как хороший человек видит Бога в человеке. Равана, как он изображен в Рамаяне, был, несомненно, великим человеком. Он считал Господа Раму простым человеком. Но Рама был идеально хорошим человеком. Рама видел божественность в такой птице как Джатайю, в белках и даже в ракшасах (демонах), подобных Вибхишане. Женщины, подобные Сабари, такие безграмотные люди, как Гуха, а также и святые виделись Раме как Свои собственные отражения. Поэтому Рама был хорошим. И вы тоже должны стремиться заслужить репутацию хорошего человека, а не великого человека.
В53) Свами! Каким должно быть идеальное правительство?
Бхагаван: При идеальном правительстве каждый гражданин охотно соблюдает правила и законы государства. Каждый гражданин исполняет свои обязанности. Божественный уклад жизни выше правительства. Но сегодня мы видим, что люди борются за свои права, забывая свои обязанности. Вы не должны давать повода лени. Все сотрудники должны работать очень добросовестно, чтобы оправдать свою зарплату, которую они получают каждый месяц. Иначе это равносильно обману или предательству своих сограждан или правительства. Люди должны развивать между собой са-марасьям (интеграцию), самаграту (сотрудничество), самайкьям (единство) и саубхратрату (братство).
Посмотрите на этот платок. Он очень крепкий, потому что в нем нити тесно переплетены. Но если вы разъедините нити, то их можно будет легко порвать пальцами. Каждый должен знать, что сила заключается в единстве. Индия смогла обрести независимость, но не единство. Вы вольны ходить, размахивая своей тростью до тех пор, пока она не ударит по носу другого прохожего и пока ваша свобода не нарушает независимость других.
Необходимо следовать основным правилам, применимым ко всем. Индивидуум менее важен, чем коллектив или общество. Лучше всего, если вы сможете заняться изучением тех вещей, в которых нуждается общество. Ваше образование должно помогать вам содействовать улучшению общества.
В54) Свами! Вот этот джентльмен — знаменитый журналист. Многие говорят, что он пишет хорошие репортажи в газетах.
Бхагаван: Неужели! Это хорошо! Кто такой журналист? Тот, кто пишет общую сводку событий в газетах, считается журналистом. Что такое новости (news)? Информация с севера (North), востока (East), запада (West) и юга (South) составляет новости (news)1. Хорошо знать новости, приходящие из внешнего мира. Но как насчет вздора, который исходит изнутри вас? Знайте это и исправляйтесь.

В55) Свами! Что наиболее важно для нас сейчас?
Бхагаван: Если у вас есть любовь, этого достаточно. Все остальное к вам приложится. Служение, самопожертвование, смирение, преданность, дисциплина и т. п, заключены внутри любви. Именно любовь пробуждает и развивает все добродетели. Там, где есть любовь, там не будет места эгоизму, ненависти, зависти и другим подобным низким и подлым животным качествам.
В Париже жила одна женщина. Она обходилась небольшим количеством денег, которые у нее были. Однажды она увидела нескольких нищих, живших на улице, которые дрожали от холода. Это зрелище произвело на нее глубокое впечатление. Каждый день она брала с собой несколько одеял и раздавала их этим бедным, униженным и обездоленным людям. Это дошло до сведения стариков, а потом и до правительства. Они решили оказать ей свое почтение. Несколько молодых людей подошли к ней и поздравили ее. Она сказала, что она несчастлива, потому что она не могла помочь всем, тогда как Всемогущий Господь всегда помогает всем. Потом она добавила, что ей стыдно и горько из-за того, что ее помощь не может распространиться на всех.
Расскажу вам еще одну историю. Однажды в армии служил один солдат, который потерял обе ноги во время войны и ходил на костылях. Поскольку он прослужил относительно недолго, то по закону он не мог претендовать на получение пенсионных компенсаций. Майор его подразделения дал ему немного денег и попросил его возвращаться домой. По дороге домой ему пришлось остановиться в одной деревне, чтобы укрыться от сильного
дождя под навесом. Полученные им деньги законно ь. На следующее утро по этой улице проходила одна школьница, которая, увидев солдата, bac спросила его. Ее глубоко тронуло его бедственное положение. С тех пор каждый день она начала выходить в школу на час раньше, по пути собирала фрукты, продавала их, и покупала несколько чапати (лепешек) для солдата.
Несколько недель спустя майор, проезжая по йгой же дороге, заметил этого солдата. Майор был фчень удивлен, увидев солдата, который за такое ^долгое время так и не смог добраться домой из-за отсутствия денег. Майор выяснил, каким образом солдат мог прожить все эти дни. Тем временем пришла девочка и принесла солдату чапати. Майор пошел за ней и зашел к ней домой. Увидев его, родители подумали, что их дочь что-то натворила, поэтому он пришел для выяснения обстоятельств. Когда они уже собирались ее наказать, майор вступился за нее и сказал: «Вам на самом деле очень повезло с дочерью! У многих ли из нас есть такие великодушные любящие дети, которые заботятся о нуждающихся и имеют в сердце дух служения? » Он хотел дать ее родителям несколько золотых монет, но они сказали: «Сэр! Мы ничего этого не хотим. Мы можем прожить на свои деньги, заработанные тяжелым трудом. Кто будет сторожить эти золотые монеты дома? Пожалуйста, сэр, оставьте нас в покое!» Майор остался очень довольным и поехал в свой родной город, где он нашел подходящего жениха для этой девочки и сыграл им свадьбу. Это настоящее богатство любви. «Расширение любви - это жизнь. Сжатие любви - это смерть. »

Комментариев нет:

Отправить комментарий