1928 ГОД
Шрила Бхактивинода Тхакур,
статья из журнала «Саджджана-тошани
Шрила Бхактивинода Тхакур,
статья из журнала «Саджджана-тошани
Смарта- и парамартха-шастры
Ведические писания ариев делятся на две части: смарта и парамартха. Тех, кто по своему адхикару (квалификации) достойны следовать писаниям смарт, естественно привлекает именно этот раздел Вед. Образ мышления, убеждения, деятельность и представления о цели жизни даются человеку в соответствии с его естественными наклонностями (ручи). Смарты питают большую веру в те писания, которые отвечают их наклонностям. Из-за того, что адхикара к парамартха-шастре у них нет, вера в эти писания у них отсутствует. Такое деление создано Богом, а это значит, что можно не сомневаться — за ним стоит глубокий и мудрый смысл. Смысл, насколько мы только можем понять, заключается в том, что джива, неуклонно держась своего адхикара, сможет постепенно подняться выше. Отступление от своего адхикара влечет за собой падение. В результате своей деятельности человек приобретает адхикар двух видов: кармадхикар и бхактйадхикар. Путь смарт является для человека благом до тех пор, пока его адхикар указывает на карму. Когда, перешагнув через кармадхикар, человек вступает в бхактйадхикар, у него рождается естественное влечение к пути высшего обретения (парамартхик патх). С этой целью Господь сотворил две шастры: смарта и парамартха.
В своем стремлении укрепить веру людей в карму смарта-шастра дает множество правил и предписаний. Более того, с тем, чтобы пробудить твердую веру в эти правила и предписания, во многих местах смарта-шастра игнорирует парамартха-шастру. В действительности, шастра едина, но для людей она являет себя двояко. Дживе не достичь блага, если она не будет убежденно держаться своего адхикара. Поэтому можно видеть, что Писание делится на смарта— и парамартха-шастры.
Адхимас
Разбив год на двенадцать частей, смарта-шастра распределила все виды благочестивой кармы между двенадцатью месяцами года. Из-за того, что вся карма, предписанная варнам и ашрамам, оказалась расписанной по двенадцати месяцам, «адхимас» — дополнительный месяц — остался без кармы. Никакой праведной кармы в адхимас нет. Для того, чтобы сохранить совпадение между лунными и солнечными месяцами, через каждые 32 месяца необходимо включать дополнительный месяц. Смарты чураются адхимаса, называя его «мала-масом» — скверным месяцем. С презрением они награждают адхимас такими именами, как «малимлуча», «малинмас» и т.п.
Но преосвященная парамартха-шастра ставит адхимас превыше всех остальных в отношении вечной духовной деятельности. Жизнь скоротечна. Ни одно мгновение жизни не должно быть потрачено впустую. Дело дживы — жить непрерывным служением Хари. Пусть и тот добавочный месяц, который появляется каждые три года, будет еще одной возможностью отдаться хари-бхаджане — таково внутреннее намерение парамартха-шастры. А поскольку карми посчитали этот месяц лишенным всякой праведной кармы, парамартха-шастра объявила это время особенно благоприятным для хари-бхаджаны. Парамартха-шастра гласит: «Джива! Почему тебе неохота совершать хари-бхаджану в адхимас? Этот месяц поставлен Господом Голоки превыше всех остальных. Он лучше даже таких благодатных месяцев, как карттика, магха и вайшакха. В этот месяц воздавай поклонение Шри Шри Радхе-Кришне по особым правилам. Ты обретешь все».
В «Брихан-нарадия-пуране» слава адхимаса описывается в тридцать первой главе. Видя верховенство 12 месяцев и собственное унизительное существование, адхимас с великим трудом добрался до Вайкунтхи и поведал свое горе Шри Нарайане. Почувствовав сострадание к адхимасу, Господь Вайкунтхи взял его на Голоку и представил Шри Кришне. Шри Кришна смилостивился, выслушав о несчастьях адхимаса, и сказал: «О Рамапати, о супруг богини Лакшми! Как Я славлюсь в мирах под именем Пурушоттам, так и адхимас будет знаменит под именем «Пурушоттам». Я наделил этот месяц всеми достоинствами, которыми обладаю Сам. Подобно Мне, адхимас стал Верховным Господом над всеми месяцами. Весь мир будет поклоняться ему и возносить ему молитвы. Все другие месяцы са-кама — с ними связаны надежды на личное удовлетворение, но этот месяц — нишкама, месяц бескорыстной севы. Любой, кто, не имея никакой корысти или желая иметь все, поклоняется этому месяцу, сжигает всю карму дотла и достигает Меня. Иногда Мои преданные совершают апарадхи, но преданные месяца Пурушоттам будут вечно свободны от апарадх. Все те безнадежные глупцы, что проведут этот месяц, не совершая ни джапы, ни дана (пожертвований), ни праведной деятельности, ни омовений, все те, кто будут питать в этот месяц враждебные чувства к деватам, тиртхам и дваждырожденным, — злосчастные, порочные существа, они станут сырьем для счастья других, а своего счастья не видать им даже во сне. Тот, кто в Пурушоттама-мас с преданностью служит мне арчаной, будет счастливым обладателем богатства и сыновей, а в итоге — жителем Голоки».
В Пуранах слава месяца Пурушоттама описывается во многих местах. В своем предыдущем рождении Драупади была дочерью Медхави-риши. Выслушав от Дурвасы славу Пурушоттамы, она, тем не менее, не придала значения этому месяцу, за что в следующем рождении была «наказана» бременем покорности пяти мужьям. После того, как Пандавы и Драупади исполнили Пурушоттама-врату по наставлению Шри Кришны, они избавились от невзгод лесной жизни в изгнании.
Ведические писания ариев делятся на две части: смарта и парамартха. Тех, кто по своему адхикару (квалификации) достойны следовать писаниям смарт, естественно привлекает именно этот раздел Вед. Образ мышления, убеждения, деятельность и представления о цели жизни даются человеку в соответствии с его естественными наклонностями (ручи). Смарты питают большую веру в те писания, которые отвечают их наклонностям. Из-за того, что адхикара к парамартха-шастре у них нет, вера в эти писания у них отсутствует. Такое деление создано Богом, а это значит, что можно не сомневаться — за ним стоит глубокий и мудрый смысл. Смысл, насколько мы только можем понять, заключается в том, что джива, неуклонно держась своего адхикара, сможет постепенно подняться выше. Отступление от своего адхикара влечет за собой падение. В результате своей деятельности человек приобретает адхикар двух видов: кармадхикар и бхактйадхикар. Путь смарт является для человека благом до тех пор, пока его адхикар указывает на карму. Когда, перешагнув через кармадхикар, человек вступает в бхактйадхикар, у него рождается естественное влечение к пути высшего обретения (парамартхик патх). С этой целью Господь сотворил две шастры: смарта и парамартха.
В своем стремлении укрепить веру людей в карму смарта-шастра дает множество правил и предписаний. Более того, с тем, чтобы пробудить твердую веру в эти правила и предписания, во многих местах смарта-шастра игнорирует парамартха-шастру. В действительности, шастра едина, но для людей она являет себя двояко. Дживе не достичь блага, если она не будет убежденно держаться своего адхикара. Поэтому можно видеть, что Писание делится на смарта— и парамартха-шастры.
Адхимас
Разбив год на двенадцать частей, смарта-шастра распределила все виды благочестивой кармы между двенадцатью месяцами года. Из-за того, что вся карма, предписанная варнам и ашрамам, оказалась расписанной по двенадцати месяцам, «адхимас» — дополнительный месяц — остался без кармы. Никакой праведной кармы в адхимас нет. Для того, чтобы сохранить совпадение между лунными и солнечными месяцами, через каждые 32 месяца необходимо включать дополнительный месяц. Смарты чураются адхимаса, называя его «мала-масом» — скверным месяцем. С презрением они награждают адхимас такими именами, как «малимлуча», «малинмас» и т.п.
Но преосвященная парамартха-шастра ставит адхимас превыше всех остальных в отношении вечной духовной деятельности. Жизнь скоротечна. Ни одно мгновение жизни не должно быть потрачено впустую. Дело дживы — жить непрерывным служением Хари. Пусть и тот добавочный месяц, который появляется каждые три года, будет еще одной возможностью отдаться хари-бхаджане — таково внутреннее намерение парамартха-шастры. А поскольку карми посчитали этот месяц лишенным всякой праведной кармы, парамартха-шастра объявила это время особенно благоприятным для хари-бхаджаны. Парамартха-шастра гласит: «Джива! Почему тебе неохота совершать хари-бхаджану в адхимас? Этот месяц поставлен Господом Голоки превыше всех остальных. Он лучше даже таких благодатных месяцев, как карттика, магха и вайшакха. В этот месяц воздавай поклонение Шри Шри Радхе-Кришне по особым правилам. Ты обретешь все».
В «Брихан-нарадия-пуране» слава адхимаса описывается в тридцать первой главе. Видя верховенство 12 месяцев и собственное унизительное существование, адхимас с великим трудом добрался до Вайкунтхи и поведал свое горе Шри Нарайане. Почувствовав сострадание к адхимасу, Господь Вайкунтхи взял его на Голоку и представил Шри Кришне. Шри Кришна смилостивился, выслушав о несчастьях адхимаса, и сказал: «О Рамапати, о супруг богини Лакшми! Как Я славлюсь в мирах под именем Пурушоттам, так и адхимас будет знаменит под именем «Пурушоттам». Я наделил этот месяц всеми достоинствами, которыми обладаю Сам. Подобно Мне, адхимас стал Верховным Господом над всеми месяцами. Весь мир будет поклоняться ему и возносить ему молитвы. Все другие месяцы са-кама — с ними связаны надежды на личное удовлетворение, но этот месяц — нишкама, месяц бескорыстной севы. Любой, кто, не имея никакой корысти или желая иметь все, поклоняется этому месяцу, сжигает всю карму дотла и достигает Меня. Иногда Мои преданные совершают апарадхи, но преданные месяца Пурушоттам будут вечно свободны от апарадх. Все те безнадежные глупцы, что проведут этот месяц, не совершая ни джапы, ни дана (пожертвований), ни праведной деятельности, ни омовений, все те, кто будут питать в этот месяц враждебные чувства к деватам, тиртхам и дваждырожденным, — злосчастные, порочные существа, они станут сырьем для счастья других, а своего счастья не видать им даже во сне. Тот, кто в Пурушоттама-мас с преданностью служит мне арчаной, будет счастливым обладателем богатства и сыновей, а в итоге — жителем Голоки».
В Пуранах слава месяца Пурушоттама описывается во многих местах. В своем предыдущем рождении Драупади была дочерью Медхави-риши. Выслушав от Дурвасы славу Пурушоттамы, она, тем не менее, не придала значения этому месяцу, за что в следующем рождении была «наказана» бременем покорности пяти мужьям. После того, как Пандавы и Драупади исполнили Пурушоттама-врату по наставлению Шри Кришны, они избавились от невзгод лесной жизни в изгнании.
Обеты месяца Пурушоттама
Особенно подробно слава месяца Пурушоттама описывается в связи с историей Дридхадханва Раджи и его предыдущей жизни. Отвечая на вопрос Дридхадханва Раджи, Валмики Муни описал ему, как исполнять обеты в Пурушоттаму. Нарада узнал об этой беседе в Бадарикашраме от Шри Нараяны Риши. Как в дхарма-шастре даются ежедневные предписания для брахманов, так и в сатвата-шастре даются каждодневные предписания для слуги Пурушоттамы, начиная с брахма-мухурты.
В Пурушоттама-мас следует совершать пуджу Шри Кришне: «Валмики сказал: «О Дридхадханва! Господствующим Божеством месяца Пурушоттам является Сам Пурушоттама Шри Кришна, Верховная Личность, Высший и Единственный Наслаждающийся. Поэтому каждый день этого месяца с преданностью и верой совершай пуджу Всевышнему Пуруше Кришне шестнадцатью подношениями».
Следует воздавать поклонение Божественной Чете — Шри Шри Радхе и Кришне.
Особенно подробно слава месяца Пурушоттама описывается в связи с историей Дридхадханва Раджи и его предыдущей жизни. Отвечая на вопрос Дридхадханва Раджи, Валмики Муни описал ему, как исполнять обеты в Пурушоттаму. Нарада узнал об этой беседе в Бадарикашраме от Шри Нараяны Риши. Как в дхарма-шастре даются ежедневные предписания для брахманов, так и в сатвата-шастре даются каждодневные предписания для слуги Пурушоттамы, начиная с брахма-мухурты.
В Пурушоттама-мас следует совершать пуджу Шри Кришне: «Валмики сказал: «О Дридхадханва! Господствующим Божеством месяца Пурушоттам является Сам Пурушоттама Шри Кришна, Верховная Личность, Высший и Единственный Наслаждающийся. Поэтому каждый день этого месяца с преданностью и верой совершай пуджу Всевышнему Пуруше Кришне шестнадцатью подношениями».
Следует воздавать поклонение Божественной Чете — Шри Шри Радхе и Кришне.
Все те правила, которые следует соблюдать в Пурушоттаму, Валмики описывает так: «В месяц Пурушоттама надо с преданностью внимать чтению «Шримад-Бхагаватам». Сам Всевышний Господь не способен описать то благо, которое приходит в слушании «Шримад-Бхагаватам». Бхакты должны поклоняться шри-шалаграма-шиле. Врата в этот месяц превосходит сто огненных жертвоприношений. Совершая огненные жертвоприношения, можно достичь Сварги, но тот, кто исполняет Пурушоттама-врату, достигает Голоки. В теле того, кто соблюдает Пурушоттама-врату, пребывают все святые реки, все дхамы и все деваты. Ради удовлетворения Пурушоттамы следует подносить лампаду. Если достаток человека позволяет, он должен подносить лампаду на гхи, в противном случае — на сезамовом масле. Ты живешь в лесу, и ни гхи, ни сезамовое масло тебе недоступны, поэтому подноси лампаду на масле ингуди. Ни аштанга-йога, ни брахма-гьяна, ни санкхья, ни все ритуалы тантры не идут в сравнение даже с одной шестнадцатой частью подношения лампады Господу в месяц Пурушоттама».
Все правила, которые даются в этом Писании в связи с Пурушоттама-вратой, должны исполняться каждым набожным человеком, приверженным обязанностям своей варны. В конце книги Шри Сута Госвами говорит, обращаясь к собранию риши в Наймиша-кшетре: «Те обожатели домашнего очага, низшие среди людей, кто, приняв рождение на земле Бхараты, не слушают катху Шри Пурушоттама-враты и не соблюдают этот обет, злосчастные, они будут только страдать: из-за повторяющихся рождений и смертей и из-за расставания с детьми, друзьями, родными и близкими. О лучшие из дваждырожденных! В этот Пурушоттама-мас не читайте бессмысленных лживых (асат) книг по эстетике, поэтике и пр. Не спите на чужих ложах и не обсуждайте преходящие темы. Не злословьте о других. Не ешьте за чужой счет и не беритесь за чужую работу. Оставив скупость, жертвуйте брахманам. Скупость при наличии денег — причина падения в ад Раурава. Каждый день кормите вайшнавов-брахманов первосортными блюдами. Сам же подвижник должен есть в восьмой части суток. Царь Индрадьюмна, царь Шатадьюмна, царь Яуванашва и царь Бхагиратха, поклоняясь Пурушоттаме, достигли близости к Верховному Господу. Служите Пурушоттаме всеми своими силами. Пурушоттама-сева выше любой из садхан и награждает высшим и самым полным из обретений. Прежде Каундилйа Муни непрерывно повторял джапу мантры говардхана-дхарам. С преданностью повторяя джапу этой мантры в месяц Пурушоттама, вы достигните Пурушоттамадевы. Месяц Пурушоттама следует проводить, сосредоточив свои память и мысли на Шри Кришне, чье сияющее тело цвета свежего облака облачено в солнечно-желтые ткани; Он держит в двух руках Своих флейту Мурали и Он вместе со Шри Радхой. Тот, кто совершает такое служение с преданностью, обретает все желаемое».
Самое главное предписание
Парамартхи — те, кто встали на путь высшего обретения, — трех видов: сваништха, париништхита и нирапекша. Перечисленная выше деятельность предписывается сваништха-садхакам. Париништхита-бхакта должен соблюдать Пурушоттама-врату по правилам, данным его ачарйей для карттика-враты и магха-враты. Нирапекша-бхакты проведут этот священный месяц, с безраздельным (айкантики) сознанием служа шри бхагават-прасаду и изо дня в день внимая Шри Харинаме и творя киртану Шри Харинамы в стремлении к высшей цели, как говорит об этом «Шри Хари-Бхакти-виласа» в своем высшем наставлении (стих из «Вишну-Рахасьи»): «Те, чье сознание, освященное присутствием бхакти, не привязано к удовлетворению чувств и потому естественно-чисто, стоят выше ложного самомнения (они — джитатмы); бхакти, идущим от сердца, они вечно служат наслаждению Шри Кришны. Посты и прочее не могут быть причиной их внутреннего очищения». Поэтому Шрила Санатана Госвами завершает свою книгу такими словами о безраздельных бхактах: «Шри кришна-смарана и шри кришна-киртана очень дороги безраздельным кришна-бхактам. А шри кришна-смарана не бывает без шри кришна-киртаны. Кроме двух этих видов преданного служения, безраздельные преданные не тяготеют ни к каким иным. Они настолько поглощены любовным служением смараной и киртаной, что все остальные виды преданной деятельности не способны привлечь их интереса. Ими владеет сильное желание с особым, самобытным чувством оказывать служение божественному телу Шри Кришны, поэтому для них предписано служить телу Кришны с определенной долей свободы и в духе, благоприятном их расе. Правила и предписания, данные ведическими риши, ни в коем случае не ограничивают свободы безраздельных бхакт. Дух служения движет ими естественно и спонтанно. Такова слава безраздельных преданных.
Вместо послесловия
В своей статье Шрила Бхактивинода Тхакур приводит перечень предписаний и ограничений я пурушоттама-враты, данный Валмики Муни. Среди них: вкушать дозволяется хавишью (простые кичри), пшеницу, различные виды риса и шака, йогурт, гхи, океанскую или морскую соль, различные фрукты, тростниковый сахар, вареные овощи без масла и т.д. Полный запрет на рыбу, мясо, мед, горчицу, все виды спиртного, чеснок, хрен, лук, морковь, грибы, листья джута, растительное масло, дважды вареный рис, амиш и пр. К амишу относятся, в частности, лимоны, любое молоко, кроме козьего, коровьего и буйволиного, соль, добытая из солончаков, молочные продукты из медных сосудов, вода из кожаных емкостей и пища, приготовленная для себя. Запрещается питаться за чужой счет, ненавидеть других, вступать в интимные отношения с чужой женой, путешествовать в далекие и чужие края иначе как с целью святого паломничества, оскорблять деват, Веды, гуру, коров, подвижников, женщин, царя и великих личностей. Поощряется целибат, сон на полу, вкушение с листьев и после полудня. Не следует вступать в разговор с женщиной во время месячных, с млеччхой, с падшим, с отступником, с врагом дваждырожденных и с тем, кто не имеет веры в слова Вед.
Бхактивинода Тхакур завершает свою замечательную статью благословением: «Господь этого месяца — Бхагаван Враджанатха Шри Кришна, а значит адхимас — любимый месяц для всех вайшнавов, ведь по счастливому стечению обстоятельств в этот месяц иго карма—канды не в силах чинить препятствия преданности».
Все правила, которые даются в этом Писании в связи с Пурушоттама-вратой, должны исполняться каждым набожным человеком, приверженным обязанностям своей варны. В конце книги Шри Сута Госвами говорит, обращаясь к собранию риши в Наймиша-кшетре: «Те обожатели домашнего очага, низшие среди людей, кто, приняв рождение на земле Бхараты, не слушают катху Шри Пурушоттама-враты и не соблюдают этот обет, злосчастные, они будут только страдать: из-за повторяющихся рождений и смертей и из-за расставания с детьми, друзьями, родными и близкими. О лучшие из дваждырожденных! В этот Пурушоттама-мас не читайте бессмысленных лживых (асат) книг по эстетике, поэтике и пр. Не спите на чужих ложах и не обсуждайте преходящие темы. Не злословьте о других. Не ешьте за чужой счет и не беритесь за чужую работу. Оставив скупость, жертвуйте брахманам. Скупость при наличии денег — причина падения в ад Раурава. Каждый день кормите вайшнавов-брахманов первосортными блюдами. Сам же подвижник должен есть в восьмой части суток. Царь Индрадьюмна, царь Шатадьюмна, царь Яуванашва и царь Бхагиратха, поклоняясь Пурушоттаме, достигли близости к Верховному Господу. Служите Пурушоттаме всеми своими силами. Пурушоттама-сева выше любой из садхан и награждает высшим и самым полным из обретений. Прежде Каундилйа Муни непрерывно повторял джапу мантры говардхана-дхарам. С преданностью повторяя джапу этой мантры в месяц Пурушоттама, вы достигните Пурушоттамадевы. Месяц Пурушоттама следует проводить, сосредоточив свои память и мысли на Шри Кришне, чье сияющее тело цвета свежего облака облачено в солнечно-желтые ткани; Он держит в двух руках Своих флейту Мурали и Он вместе со Шри Радхой. Тот, кто совершает такое служение с преданностью, обретает все желаемое».
Самое главное предписание
Парамартхи — те, кто встали на путь высшего обретения, — трех видов: сваништха, париништхита и нирапекша. Перечисленная выше деятельность предписывается сваништха-садхакам. Париништхита-бхакта должен соблюдать Пурушоттама-врату по правилам, данным его ачарйей для карттика-враты и магха-враты. Нирапекша-бхакты проведут этот священный месяц, с безраздельным (айкантики) сознанием служа шри бхагават-прасаду и изо дня в день внимая Шри Харинаме и творя киртану Шри Харинамы в стремлении к высшей цели, как говорит об этом «Шри Хари-Бхакти-виласа» в своем высшем наставлении (стих из «Вишну-Рахасьи»): «Те, чье сознание, освященное присутствием бхакти, не привязано к удовлетворению чувств и потому естественно-чисто, стоят выше ложного самомнения (они — джитатмы); бхакти, идущим от сердца, они вечно служат наслаждению Шри Кришны. Посты и прочее не могут быть причиной их внутреннего очищения». Поэтому Шрила Санатана Госвами завершает свою книгу такими словами о безраздельных бхактах: «Шри кришна-смарана и шри кришна-киртана очень дороги безраздельным кришна-бхактам. А шри кришна-смарана не бывает без шри кришна-киртаны. Кроме двух этих видов преданного служения, безраздельные преданные не тяготеют ни к каким иным. Они настолько поглощены любовным служением смараной и киртаной, что все остальные виды преданной деятельности не способны привлечь их интереса. Ими владеет сильное желание с особым, самобытным чувством оказывать служение божественному телу Шри Кришны, поэтому для них предписано служить телу Кришны с определенной долей свободы и в духе, благоприятном их расе. Правила и предписания, данные ведическими риши, ни в коем случае не ограничивают свободы безраздельных бхакт. Дух служения движет ими естественно и спонтанно. Такова слава безраздельных преданных.
Вместо послесловия
В своей статье Шрила Бхактивинода Тхакур приводит перечень предписаний и ограничений я пурушоттама-враты, данный Валмики Муни. Среди них: вкушать дозволяется хавишью (простые кичри), пшеницу, различные виды риса и шака, йогурт, гхи, океанскую или морскую соль, различные фрукты, тростниковый сахар, вареные овощи без масла и т.д. Полный запрет на рыбу, мясо, мед, горчицу, все виды спиртного, чеснок, хрен, лук, морковь, грибы, листья джута, растительное масло, дважды вареный рис, амиш и пр. К амишу относятся, в частности, лимоны, любое молоко, кроме козьего, коровьего и буйволиного, соль, добытая из солончаков, молочные продукты из медных сосудов, вода из кожаных емкостей и пища, приготовленная для себя. Запрещается питаться за чужой счет, ненавидеть других, вступать в интимные отношения с чужой женой, путешествовать в далекие и чужие края иначе как с целью святого паломничества, оскорблять деват, Веды, гуру, коров, подвижников, женщин, царя и великих личностей. Поощряется целибат, сон на полу, вкушение с листьев и после полудня. Не следует вступать в разговор с женщиной во время месячных, с млеччхой, с падшим, с отступником, с врагом дваждырожденных и с тем, кто не имеет веры в слова Вед.
Бхактивинода Тхакур завершает свою замечательную статью благословением: «Господь этого месяца — Бхагаван Враджанатха Шри Кришна, а значит адхимас — любимый месяц для всех вайшнавов, ведь по счастливому стечению обстоятельств в этот месяц иго карма—канды не в силах чинить препятствия преданности».
Комментариев нет:
Отправить комментарий