четверг, 4 июня 2015 г.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ КУЛИНАРИЯ. Васант Лад, Уша Лад

На сегодня в продаже в книжных магазинах сущест-вует много книг по кулинарии, представляющих массу

различных видов и концепций питания, некоторые из

которых очень традиционны, другие очень современны

или являются причудами-однодневками. Люди, забо-тящиеся о своем здоровье, заинтересованы в том, что-бы их питание укрепляло их здоровье. Истинно гово-рят, что мы есть то, что мы едим.

Аюрведа, древняя система медицины Индии, активно

использует в исцелении тела, ума и духа правильно

подобранные питание, образ жизни и средства омоло-жения. Эти методики сопровождаются очистительными

программами и лечебными травами. Искусство цело-стного, комплексного лечения учит, что пища и диета

могут внести жизненно важный вклад в постоянство

хорошего здоровья. Аюрведа содержит глубокое пони-мание того, какие пищевые продукты подходят и уста-навливают равновесие в организме каждого конкретно-го человека, как правильно готовить эти продукты, и

как избежать такой их комбинации, которая приведет к

образованию токсинов в организме.

Главной целью этой книги является стремление по-мочь вам выбрать подходящий характер питания, ос-нованный на принципах Аюрведы и приносящий рав-новесие, гармонию и здоровье в вашу жизнь. В ней

также представлены рецепты простых, вкусных блюд,

которые могут стать частью вашего регулярного пита-ния, а также рецепты, которые могут помочь при тех

или иных расстройствах здоровья. Но вначале необхо-димо какое-то понимание Аюрведы, чтобы стало ясно,

как изменение привычного характера питания может

иметь такой глубокий эффект на здоровье и бла-гополучие.

Аюрведическая наука о пище и питании обшир-на и исчерпывающа. Являясь наукой о жизни,

она оказывает влияние на все ее аспекты. Тра-диция Аюрведы простирается на пять тысяч лет

назад в прошлое, на протяжении которых ее

практиковали не прекращая, вплоть до сего-дняшнего дня. Несмотря на то что- Индия пови-дала немало разных правителей и агрессоров,

древняя, непрерывная традиция Аюрведы сви-детельствует о том, что она никогда не теряла

своей целостности и сущности.

В900 году до нашей эры трое величайших уче-ных— Чарак, Сушрута и Вагбхата придали уст-ной традиции новую, чудесную форму, начав за-писывать принципы Аюрведы. Сегодня их учеб-никами продолжают пользоваться студенты,

практикующие врачи и все Аюрведические меди-цинские институты и колледжи по всей Индии.

Много разных направлений лечебной терапии,

популярных сегодня, таких как массаж, физиоте-рапия, диетология, травяные средства, пласти-ческая хирургия, психиатрия, полярная терапия и

кинезиология, шиатцу терапия, мантра, медита-ция, цветотерапия и лечение драгоценными кам-нями крепко коренятся в философии Аюрведы.

Аюрведа— мать многих современных направле-ний медицины.

Чтобы понять, как выбирать пищу, удовлетво-ряющую именно ваши потребности и подходя-щую именно вашему типу конституции, и нау-читься способам ее приготовления, рекомендуе-мым в Аюрведе, необходимо постичь главные

действующие принципы Аюрведы.

ГЛАВА 1 ВАША КОНСТИТУЦИЯ

Сутью и каркасом учения Аюрведы является

концепция конституции тела(на санскрите—

пракрити). Существует три основных типа кон-ституции человека, учит Аюрведа, или три ос-новных доши, называемых вата, питта и капха,

различная комбинация которых в человеке опре-деляет его индивидуальные особенности. Знание

своей пракрити — это ключ или путеводитель к

тому образу жизни и пище, которая позволит вам

обрести равновесие. Без знания концепции о

трех дошах, или тридоши, невозможно в со-вершенстве познать скрытые секреты аюрведи-ческой кухни.

ЭЛЕМЕНТЫ

Три доши— это динамические источники, кото-рые управляют телом, умом и сознанием. Они

связаны с генетической структурой индивидуума

и определяют его эмоциональный и психический

тип. Давайте попробуем начать постижение

принципа трех дош с кратких знаний о пяти ос-новных элементах нашей планеты.

Человеческое тело, как и, несомненно, весь

мир, состоит из одних и тех же основных элемен-тов: Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли. Все

органические и неорганические вещества состо-ят из комбинаций этих составляющих. Большая

5

часть физической вселенной есть взаимодействие этих

пяти элементов.

Все заполняющий собой эфир служит как бы общим

фактором или«домом» для всех объектов во Вселен-ной. Воздух активен, подвижен, сух и является жизнен-ной силой, или праной, насущно необходимой всему

живому. Без воздуха жизнь невозможна ни на этой, ни

на какой другой планете. Огонь управляет переварива-нием пищи, всасыванием и усвоением питательных

веществ живыми организмами, а также цветением, со-зреванием и разложением растений. Солнце— око

рая, дневной«светильник» — главный источник тепло-вой энергии. Поддерживающий жизнь, жидкий, про-хладный элемент— это Вода. Она поддерживает элек-тролитный баланс, питает растения и животных и со-храняет окружающую среду. Земля— твердый, плот-ный, жесткий элемент— создающий твердую почву

жизни на планете. Она взращивает в своей колыбели и

дает опору всем живым существам, снабжая их пищей

и кровом.

В норме эти пять элементов поддерживают жизнь и

гармонию в мире, но когда они разбалансированы, то

возникают дискомфорт, вплоть до угрозы жизни. На

самом деле соотношение элементов постоянно меня-ется, что ведет к изменению температуры, влажности,

времени и смене времен года. Людям приходится под-страиваться к этим изменениям ради выживания. Об-ладая интеллектом, люди используют один элемент

против другого, чтобы создать оптимальные условия

существования: например, сооружая дома из кирпича

(элемента Земли), они защищают себя от изменений

воздуха, тепла и воды.

В каждом индивидууме присутствуют все элементы,

но в разных пропорциях и комбинациях. Наличие иде-ального здоровья зависит от сохранения количествен-ного и качественного равновесия пяти основных эле-ментов в каждом конкретном случае. Если вам удается

поддерживать присущую вам уникальную комбинацию

пяти элементов, то ваше здоровье безупречно. Резуль-татом же расстройства этой комбинации может стать

болезнь. К примеру, увеличение элемента Земли мо-жет привести к ожирению, Воды— к отекам, Огня— к

лихорадке, язвам или состояниям, вызывающим ощу-щения жжения, таким как изжога, конъюнктивит, жже-ние при мочеиспускании.

При нарушении равновесия могут возникнут тонкие

изменения и на психическом уровне. Так, при усилении

Воздуха возникают страх и тревога, усиление Огня

приводит к гневу и ненависти, а элемента Земли— к

депрессии и унынию.

ТРИ ДОШИ — ВАТА, ПИТТА И КАПХА

Древняя Аюрведа рассматривала людей с точки зре-ния классификации их на пять телесных типов в зави-симости от доминирующего в их конституции элемента.

Но так как Эфир по сути инертен, а Земля— твердое

основание для всего сущего, эти два элемента счита-ются большей частью пассивными. Активными, под-вижными, изменяющимися элементами являются Воз-дух, Огонь и Вода.

В Аюрведе эти три активных элемента объединяются

в принцип трех дош.

Вата представляет Воздух и Эфир; Питта — Огонь

и Воду; Капха — Воду и Землю.

Вата, Питта и Капха — это фундаментальные по-нятия Аюрведы. Концепцию человеческой при-роды в зависимости от преобладания желчи,

крови или слизи, которую мы находим в европей-ской медицине прошлого, можно рассматривать

скорее всего как один из многих плодов Аюрве-ды.

В момент зачатия комбинация и пропорции ва-ты, питты и капхи определяются генетикой,

характером питания, образом жизни и эмоцио-нальным состоянием родителей. Лишь немногие

счастливцы рождаются со сбалансированной

конституцией, где все три доши равны по количе-ству и качеству. Эти люди одарены хорошим

здоровьем и отличным пищеварением. Однако у

большинства людей преобладают одна или две

доши и, чтобы достичь оптимального здоровья,

им нужно вести подходящий образ жизни и соот-ветственно питаться.

Все люди обладают пракрити одной из семи

комбинаций ваты, питты и капхи(В, П, К, ВП, ВК,

ПК, ВПК). Например, человек может быть по

большей части капха с более слабыми проявле-ниями питты и с малым количеством ваты, что в

Аюр-веде будет записываться как В1П2КЗ. Другой

может иметь одинаковые количества проявлений

питты и ваты и малое количество капхи, что бу-дет записано как В3П3К1. Цифры указывают на

относительные пропорции каждой доши.

ПРАКРИТИ И ВИКРИТИ

Уникальная, присущая только вам комбинация

трех дош, установившаяся в момент зачатия, на-зывается пракрити. Пракрити не меняется в те-чение жизни, за исключением очень редких слу-чаев, когда происходят изменения в генах. Но

существует еще, так сказать, «конституция дан-ного момента», которая отражает состояние здо-ровья в текущий момент и называется викрити.

У человека с безупречным здоровьем викрити

совпадает с пракрити. Но скорее всего в связи с

тем, что викрити отражает все аспекты питания,

образа жизни, эмоции, возраст, влияние окру-жающей среды и т. д. (то есть те аспекты, кото-рые скорее всего не находятся в гармонии с ва-шей пракрити), разница будет налицо. Наличие

такой разницы может быть установлено врачом,

практикующим Аюрведу, после внимательного

осмотра пациента и изучения пульса. Именно

знание разницы между пракрити и викрити дает

врачу точную информацию, на основе которой он

составляет программу восстановления здоровья.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШЕГО ТИПА КОНСТИТУ-ЦИИ

Разобравшись, к какому типу конституции вы

относитесь, вы можете предпринять определен-ные шаги в восстановлении или улучшении здо-ровья. Конечно, лучшим способом выяснить все

о своей пракрити и викрити будет обращение к

врачу, практикующему Аюрведу. Если же это не-возможно, то вы можете получить представление

о своей конституции, заполнив таблицу«Опре-деление конституции» в приложении в конце кни-ги.

Прежде чем вы обратитесь к таблице, полезно

6

будет ознакомиться со свойствами, присущими каждой

доше. Соблюдая соответствующую диету, овладев оп-ределенными способами приготовления пищи, ведя

такой образ жизни, какой подходит конкретно вам, вы

можете достичь прекрасного здоровья, каким бы ни

оказался тип вашей конституции.

Описание вата-конституции

Санскритский термин«вата» происходит от глагола

«ва», что означает«нести» или«двигаться». Таким

образом, «вата» — это движущее начало, которое ре-гулирует всю деятельность в организме, начиная с ко-личества мыслей, возникающих в голове человека за

одну минуту, и кончая эффективностью продвижения

пищи по вашему кишечнику. Свойства ваты обуслав-ливают радость, счастье, творчество, речь, чихание,

процессы выделения из организма и т. д. Именно в ве-дении ваты находится эссенция жизни— кислород,

или прана. Таким образом, когда вата покидает тело,

жизнь останавливается.

Вате присущ вяжущий вкус, по свойствам она сухая,

легкая, холодная, грубая, подвижная и ясная. Как эти

свойства отражаются в строении людей вата-типа, по-казано в нижеприведенной таблице.

Эти сочетания качеств отвечают за физические ха-рактеристики и за поведенческие особенности людей

вата-конституции. У них легкое, гибкое тело, крупные,

выдающиеся вперед зубы и вполне вероятно, что в

детстве была привычка сосать пальцы, особенно

большой. У них маленькие, глубоко посаженные, сухие

глаза и частые проблемы с пищеварением, недоста-точной всасывающей способностью тонкого кишечника

на фоне изменчивого аппетита и потребности в воде.

Из-за хрупкого здоровья у них мало или совсем нет де-тей.

Люди с вата-конституцией в своем поведении легко-возбудимы. Они часто настороже, всегда готовы к дей-ствию и действуют, долго не раздумывая. Поэтому их

решения часто неверны, хотя и выносятся с большой

уверенностью. Они наделены сильным воображением

и часто заняты фантазиями и грезами. Будучи очень

любящими, преданными людьми, они могут любить из

страха или от одиночества. Среди их страхов нередки

боязнь темноты, высоты и закрытых пространств. Их

вера податлива и готова к переменам, но если они ме-няют свои убеждения, то скорее всего ненадолго. Из

любви к переменам люди вата-типа любят менять ме-бель, место жительства или город, чтобы не скучать.

Они не любят праздного времяпрепровождения, им

нравится постоянное действие. Безделье они воспри-нимают как наказание. Благодаря своей деятельности

они хорошо зарабатывают, но не умеют хранить деньги

и растрачиваются на мелочи.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАТА-КОНСТИТУЦИИ

КАЧЕСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ

Сухая сухие кожа, волосы, губы, язык; сухой

толстый кишечник с тенденцией к запо-

рам; хриплый голос

Легкая легкие мышцы, кости, тонкое телосло-

жение; непродолжительный, поверхно-

стный сон; худоба

Холодная холодные руки, стопы, плохая циркуля-

ция крови; не выносит холода и любит

тепло; регидность мышц

Шершавая, грубая, потрескавшаяся кожа, не-

неровная ровные ногти, волосы, зубы; хруст

в суставах

Тонкая страх, тревога, неуверенность;

«гусиная кожа», эпизодические

подергивания мышц, легкий тре-мор; хрупкое телосложение

Подвижная быстро ходит и говорит, любит

делать несколько вещей одно-временно, беспокойные глаза,

брови, руки и ноги, неустойчивые

суставы, видит много снов, любит

путешествовать, но не остается

подолгу на одном месте; измен-чивое настроение, шаткие рели-гиозные убеждения

Ясная способности к ясновидению;

мгновенно понимает и тут же за-бывает; ясный открытый ум, часто

испытывает чувства пустоты и

одиночества

Вяжущая ощущение сухости и першения в

горле; часто возникает икота, от-рыжка; любит маслянистые, гус-тые супы; жаждет сладких, кис-лых, соленых вкусовых ощущений

Описание питта-конституции

Слово питта происходит от санскритского слова

«тапа», что означает«греть, нагревать». Питта

представляет в теле огненное начало. Буквально

все, что поступает в тело, должно быть перева-рено или«приготовлено», начиная от вида мо-лодого месяца и кончая попавшей в рот ягодкой

земляники. Есть немало пищи, например рис,

которую сначала нужно приготовить вовне, пре-жде чем телесный огонь сможет начать ее пере-варивание. Как и пищеварительный огонь, питта

— это ферменты и аминокислоты, играющие

главную роль в обмене веществ.

Вот лишь несколько функций питты: регулирует

температуру тела путем химических преобразо-ваний пищи, вызывает аппетит, жизнеспособ-ность, управляет способностью познавать и вос-принимать. Вышедшая из равновесия питта про-является в виде гнева, ненависти и осуждения

всего окружающего.

Питта горячая, острая, легкая, маслянистая, те-кучая, стремящаяся распространиться. Она об-ладает кислым, горьким, едким вкусом и резким

неприятным запахом. Питта ассоциируется с

красным и желтым цветом. Такими свойствами

наделены люди питта-конституции, как это видно

из таблицы.

Люди питта-типа имеют среднее телосложение

и вес, который редко сильно колеблется. У них

острые, желтоватые зубы с мягкими, временами

кровоточащими деснами, проницательные глаза,

часто очень чувствительные к свету. Люди питта-типа имеют хороший аппетит, много пьют, любят

острую пищу со специями.

Люди с питта-конституцией имеют прекрасные

способности к обучению, восприятию и сосредо-точению. Они дисциплинированы, с хорошими

7

организаторскими и лидерскими задатками. Они наде-лены мудростью, которая«доводит» их до сияющей

лысины, буквально«сжигая» волосы. Люди питта-типа

никогда не отступают от своих принципов, которые

временами доходят до фанатизма. Будучи часто кри-тически настроены, осуждая окружающих в своем мак-симализме, они быстро поддаются гневу. Им нравятся

благородные профессии, и часто, зарабатывая боль-шие деньги, они тратят их на предметы роскоши. Они

любят духи и драгоценности. У них нет сильных сексу-альных стремлений. Итак, люди с питта-конституцией

наделены умеренной силой, средними духовными и

материальными знаниями, благосостоянием и продол-жительностью жизни.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИТТА-КОНСТИТУЦИИ

КАЧЕЧСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ

Горячая сильный пищеварительный огонь; хо-

роший аппетит; температура тела не-сколько выше нормы; не выносит жару;

седые волосы с высоко расположенной

границей волосяной части головы или

лысиной; мягкие коричневые волосы на

теле и лице

Острая острые зубы, проницательные глаза,

заостренный нос и подбородок, сердце-видная форма лица; хорошие процессы

всасывания и пищеварения; цепкая па-мять, сообразительность; непереноси-мость тяжелой работы; раздражитель-ность

Легкая легкое/среднее телосложение; непере-

носимость яркого света; светлая краси-вая кожа, блестящие глаза

Маслянистая мягкие жирные кожа, волосы, кал; не

любят жирной жареной пищи(которая

может вызвать головную боль)

Текучая жидкий, неоформленный стул; мягкие

изящные мышцы; повышенное выделе-ние мочи, пота и количество потреб-ляемой воды

Распростра- возбужденная питта проявляется в виде

яющаяся сыпи, акнэ, воспаления по всему телу

или в пределах пораженных участков;

люди питта-типа стремятся к тому, что-бы их известность распространилась на

всю страну

Кислая повышенная кислотность желудочного

сока, кислотная РН; чувствительные зу-бы, повышенное слюноотделение

Горькая горький вкус во рту, тошнота, рвота;

отвращение к горькому вкусу; цинизм

Едкая изжога, характерные ощущения жжения

в общем; сильные чувства ненависти и

гнева

Пахучая неприятный запах из-под мышек, изо

рта, от подошв ног, вонючие носки

Красная краснеющие при волнении кожа, щеки,

глаза, нос; красный цвет возбуждает

питту

Желтая желтоватые белки глаз, кожа, моча и

кал; предрасположенность к желтухе;

избыточное образование желчи, желтый

цвет увеличивает питту

Описание капха-конституции

Слово«капха» складывается из двух санскрит-ских корней«ка», что означает«вода», и«пха»,

что значит«пышно расти», «цвести», «процве-тать». Природа капхи обусловлена также Зем-лей, таким образом, Земля и Вода определяют

ее свойства. Капха заключает в себе все наши

клетки, ткани и органы. Молекулы капхи стремят-ся соединиться, чтобы сформировать компактное

целое и придать телу округлые формы. Смазы-вание суставов и омывание органов, сильные

мышцы и кости, клеточная секреция и сохране-ние памяти— все это части, за которые отвечает

капха.

Вода и Земля придают капхе тяжелые, медлен-ные, прохладные, жирные, влажные, гладкие,

плотные, мягкие, вязкие и мутные свойства. Она

белая по цвету и сладкая и соленая на вкус. От-ражение этих свойств в людях капха-типа пред-ставлены в нижеприведенной таблице.

Вышеописанные свойства дают людям с капха-конституцией сильное и здоровое тело, большие,

красивые глаза, здоровые зубы и густые, волни-стые волосы. У них толстая, гладкая, жирная,

волосатая кожа. Люди капха-типа имеют устой-чивый аппетит и потребности в воде, но медлен-ное пищеварение и обмен веществ, что часто

приводит к лишнему весу, который им очень

трудно сбросить. Временами страстная тяга к

сладкому и соленому приводит к задержке воды

в организме. Они любят поесть, праздно поси-деть и много спать.

Люди капха-типа одарены глубокой, постоянной

верой, полны любви и сострадания, обладают

спокойным, последовательным умом. У них хо-рошая память, глубокий, мелодичный тембр го-лоса и монотонная манера разговора. Человек

капха-типа умеет зарабатывать и беречь деньги.

Их расточительность выражается в тратах на

небольшие количества сыра, леденцов и тортов.

Люди с выведенной из равновесия капхой стра-дают жадностью, собственнической привязанно-стью, невежеством и ленью. Подытоживая, мож-но сказать, что благодаря своей сильной консти-туции люди капха-типа одарены большой силой,

знанием, умиротворенностью, любовью и про-должительной жизнью.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАПХА-КОНСТИТУЦИИ

КАЧЕСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ

Тяжелая тяжелые кости, мышцы, крупное

телосложение; тенденция к лиш-нему весу; приземленность; глу-бокий низкий тембр голоса

Медленная медленная походка и манера раз-

говора; медленные процессы пи-щеварения и обмен веществ; за-медленность движений и жести-куляции

Прохладная холодная липкая кожа; стабиль-

ный аппетит и потребность в воде

при замедленных процессах об-

8

мена веществ и пищеварения; частые

повторные простудные заболевания,

заложенность дыхательных путей и ка-шель; тяга к сладостям

Жирная жирная кожа, волосы и кал; хорошо

«смазанные», подвижные суставы и

другие органы

Водянистая явления застоя, заложенности в груд-

ной клетке, синусах, горле и голове

Гладкая гладкая кожа; ровный спокойный харак-

тер; гладкие очертания тела

Твердая плотные прослойки жира; толстая кожа,

волосы, ногти, плотный кал; полные, ок-руглые части тела

Мягкая мягкая привлекательная внешность;

любовь, заботливость, сострадание и

доброта

Статичная любят посидеть, ничего не делая, по-

спать

Вязкая вязкие, клейкие, связывающие свойства

делают органы и суставы крепкими,

компактными; любят объятия; крепко

привязываются в любовных и других от-ношениях

Мутная в ранние утренние часы неясность и за-

туманенность ума; часто нуждаются в

кофе как стимуляторе, чтобы начать

день

Сладкая анаболическое действие сладкого вкуса

стимулирует образование спермы и ко-личество сперматозоидов, сильное сек-суальное влечение и желание иметь де-тей; при расстройствах капхи может

иметь место патологическая тяга к

сладкому

Соленая хорошие усвоение, рост, энергия; под-

держивает осмос; при неправильном

функционировании может возникнуть

патологическая тяга к соленому, за-держке воды в организме

ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Аюрведа, как система врачевания и образ жизни, все-гда рассматривала человека в целом. Согласно Аюр-веде, все аспекты жизни человека воздействуют на его

здоровье. Плохое здоровье редко бывает следствием

какой-то простой или единственной причины. В этой

главе рассматриваются лишь некоторые вещи, кото-рые могут воздействовать на благополучное существо-вание. Какие-то факторы поддаются изменениям, как,

например, характер питания, изменить же другие, на-пример погоду, не в наших силах. Но, говоря о послед-них, мы можем предпринять какие-то меры и умень-шить или устранить их вредное влияние. Конечно, не-возможно и неразумно стараться изменить все сразу. В

Аюрведе утверждается, что принцип«медленно, но

верно» — лучший путь к успешным переменам. Боль-шинство людей находят, что начинать вести образ

жизни согласно принципам Аюрведы лучше всего с пи-тания.

Доши

Ощущение собственного благополучия является от-ражением внутреннего состояния здоровья. Хо-рошее здоровье является результатом сохране-ния уникальной для каждого индивидуума комби-нации дош(пракрити), сбалансированности агни,

семи основных тканей организма, трех выдели-тельных систем(мочеотделения, потоотделения

и каловыведения), а также уравновешенности

ума, чувств и сознания. В равной степени для

благополучия каждого важно любить, быть сча-стливым и иметь в повседневной жизни ясность.

Отсутствие равновесия между дошами влияет

на внутренние биохимические изменения и в ито-ге приводит либо к повышенному, либо понижен-ному обмену веществ.

Питта доша управляет всеми физическими и

биохимическими изменениями, которые происхо-дят в теле. В результате этого процесса пища

превращается в энергию, тепло и жизненную си-лу. Эти процессы питта обеспечивает на протя-жении всей жизни, однако наиболее значительна

ее роль в годы зрелости человека. Вся деятель-ность питты проявляется в«пищеварительном

огне», или агни. Слабый агни означает слабое

здоровье. К изменению правильного функциони-рования питты может привести неправильное

питание, например, употребление острой пищи с

большим количеством специй, или неправиль-ный образ жизни, например, в жарком климате

или в состоянии эмоциональной подавленности.

Анаболизм— это процесс построения тела. Это

восстановление, рост и создание новых клеток.

Эти процессы управляются капхой и наиболее

активно протекают в младенческом, детском и

отроческом возрасте. Возбудить капха дошу

можно при неумеренном употреблении молочных

продуктов, холодной и жирной пищи.

Катаболизм— это разрушительная, но необхо-димая стадия обмена веществ. Большие молеку-лы распадаются до меньших. Этой«смертью»

молекул управляет вата доша, особенно актив-ная в старости. Частое употребление пищи, воз-буждающей вату, такой как салаты из сырых

овощей или воздушная кукуруза, а также неуме-ренность физических тренировок могут сильно

повысить вату и расстроить здоровье.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ В ПИТАНИИ

1. Переедание.

2. Новый прием пищи вскоре после обильной

еды.

3. Употребление слишком большого количества

воды во время еды или, наоборот, не употребле-ние совсем.

4. Употребление очень холодной, ледяной воды

вообще и особенно во время еды.

5. Употребление пищи при запоре.

6. Прием пищи в слишком раннее или слишком

позднее время суток.

7. Употребление тяжелой пищи в больших коли-чествах или прием легкой пищи в слишком ма-лых количествах вместо полноценного приема

пищи.

8. Запивание еды фруктовыми соками или упот-ребление фруктов вместе с основной едой.

9. Употребление пищи без ощущения голода.

9

10. Употребление пищи как средства улучшения эмо-ционального состояния.

11. Употребление продуктов, несовместимых друг с

другом.

12. «Перекусывание» в промежутках между трапезами.

ВРЕМЯ СУТОК И ВРЕМЯ ГОДА

Биологические часы организма регулируются доша-ми. Приблизительно с6 часов и до10 часов утра и в

тот же период вечером наблюдается наибольшая ак-тивность капхи. В период с10 часов утра до2 часов

дня и с10 часов вечера до2 часов ночи, т. е. в полу-денное и полуночное время активизируется питта, то-гда как время ваты на рассвете, с2 часов до6 часов

утра и с наступлением сумерек в тот же период вече-ром. Таким образом, заболевания питта-типа, такие как

язва, могут обостриться поздно ночью в период повы-шения активности питты. Иногда это бывает первым

признаком проявления язвы или Других заболеваний

питта-типа.

После проглатывания пища проходит различные ста-дии пищеварительного процесса, в каждую из которых

вовлечена определенная доша. Переваривание одной

полноценной трапезы занимает от6 до8 часов. При-мерно через2,5 часа после еды доминирующей дошей

будет капха, которая связана с желудком. Примерно

еще через2,5 часа, грубо говоря, доминирующей ста-новится питта доша. Этот период пищеварения и соот-ветствующая доша приходится на тонкий кишечник, где

работают пищеварительные ферменты тонкой кишки и

желчь. На последней стадии пищеварения, в толстой

кишке, месте господства ваты, происходит всасывание

и выведение. В это время доминирует вата. Если пища

не переварилась положенным ей образом, то образу-ются газы(свойство ваты).

Времена года обладают свойствами и качествами,

схожими со свойствами трех дош, что может также

приводить к ухудшению и нарушению равновесия. На-пример, лето жаркое, острое, яркое, что возбуждает

питту. Поэтому летом могут возникать заболевания

питта-типа, такие как солнечные ожоги, приливы, пере-утомления, акнэ и диарея. В эмоциональном плане

люди могут реагировать на пустяки с гневом и ненави-стью.

Осень сухая, холодная, легкая и ветреная, т. е. обла-дает всеми возбуждающими вата дошу качествами, что

приводит к появлению болей в суставах и мышцах,

страхам, тревогам и чувству одиночества.

Тяжесть, холод и сырость зимы может возбудить кап-ху, что приведет к появлению кашля, простудам и за-ложенности пазух носа. В эмоционально-психическом

плане при возбуждении капхи может усилиться чувство

собственнической привязанности, жадности.

Водянистость весны также увеличивает капху и у не-которых людей весной часто бывают простуды, аллер-гии, респираторные заболевания, так характерные для

этого времени.

Смена времен года может вызвать потребность в из-менении питания на какой-то период времени, чтобы

восстановить равновесие.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Физические упражнения также должны гармониро-вать с типом конституции. Люди с капха-конституцией

могут делать упражнения, требующие максимального

физического напряжения, люди питта-типа—

средней сложности, вата-типа же— упражнения,

требующие незначительного напряжения. Аэро-бика, плавание, быстрая ходьба, езда на велоси-педе— все это хорошо для питты и капхи, но не

для людей вата-типа. Они любят прыжки и бег

трусцой, но лучший выбор для них— упражне-ния типа йоги, упражнения на растяжение и Тай

Чи. Людям, страдающим серьезными заболева-ниями вата- или питта-типа, а также тем, кому за

80 или меньше10 лет, рекомендуются очень лег-кие упражнения. Пожалуй, лучшим видом упраж-нений для людей всех видов конституции явля-ется ходьба.

Даже здоровым людям в Аюрведе рекоменду-ется тренироваться с нагрузкой лишь вполовину

их возможностей, до момента появления пота на

лбу, под мышками и вдоль позвоночника. Такая

нагрузка стимулирует пищеварительный огонь,

улучшает переваривание пищи, устраняет запо-ры, а также способствует расслаблению и креп-кому сну. Потоотделение помогает удалить ток-сины, уменьшить жировые отложения и улучшает

самочувствие. Чрезмерные тренировки приводят

к обезвоживанию, одышке, вплоть до боли в

грудной клетке, мышечным болям, провоцируя

артриты, воспаление седалищного нерва и пато-логические сердечные состояния.

Ритм жизни

В жизни каждого человека ритм жизни имеет

свой особый, определенный ритм. Его может на-рушить слишком раннее или слишком позднее

пробуждение, беспорядочное питание, долгие

бодрствования, стрессовые ситуации на работе,

нерегулярная работа кишечника или подавление

естественно возникающих побуждений облег-читься. Регулярность сна и пробуждения, приема

пищи и выведения отработанных продуктов дис-циплинирует, поддерживает целостность дош и

крепкое здоровье.

Аюрведа дает определенные рекомендации,

касающиеся роли секса в жизни человека. Сле-дует избегать занятий сексом после плотных

трапез, во время голодания или в состоянии гне-ва, что может нанести ущерб здоровью. Когда и

сколько заниматься сексом— это важный во-прос. Люди вата-типа не должны заниматься лю-бовью чаще одного, или, в крайнем случае, двух

раз в месяц, питта— раз в две недели, а капха

— 2— 3 раза в неделю. Лучшее время для заня-тий любовью— между10 и11 часами ночи.

Слишком частые занятия сексом ослабляют од-жас, или жизненную энергию, и делают человека

слабым и беззащитным перед болезнями. Необ-ходимо восстанавливать оджас после занятий

сексом массажем и тонизирующими питающими

напитками типа миндального молока(см. ре-цепт).

ОТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИИ

Повседневная жизнь состоит из отношений лю-дей друг с другом и человека с самим собой. В

идеале эти отношения должны характеризовать-ся ясностью, состраданием и любовью. Чаще

10

легче любить и уважать других, чем себя. Отношения

можно рассматривать как зеркало для узнавания, ис-следования, познания себя. Именно через такое по-знание себя возможна радикальная трансформация

своей жизни. Неясность взаимоотношений приводит к

конфликту и замешательству, что нарушит благополу-чие нашей жизни.

Такие эмоции, как, например, гнев, страх и тревога,

возникают как реакции на наши повседневные отноше-ния. Эти типы реакции появляются в результате наше-го невнимания к моменту. Каждый должен сосредото-чивать свое внимание на своих мыслях, чувствах и

эмоциях. Если этого не делать, то эти эмоции остаются

«непереваренными», неусвоенными и способны также

отравлять организм, как употребление некачественной

пищи или несовместимых пищевых сочетаний. Каж-дая эмоция— это ответ посредством биохимической

реакции на воздействие извне и, следовательно, может

возбуждать доши. Страх и тревога будут стимулиро-вать вату, гнев и ненависть расстроят питту, а собст-веннические привязанности и жадность возбудят капху.

МЕДИТАЦИЯ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

Медитация играет наиболее важную роль в повсе-дневной жизни и является мощным инструментом, по-могающим поддерживать здоровье. Словарь объясня-ет значение термина«медитация» с помощью глаголов

«думать», «обдумывать», «продумывать» и«исследо-вать», но эти определения не передают глубокий

смысл этого слова. Медитация— это действие, произ-водимое для усиления ясности восприятия, это наблю-дение с полным осознаванием, но без стремления де-лать заключения, критиковать или формировать суж-дения. Медитация требует вашего полного слияния с

моментом. Это единение несет в себе радикальные

изменения в ментальности человека. В этом осознава-нии одного момента за другим происходит очищение

тела, ума и сознания. Такое очищение приводит чело-века в состояние умиротворенности, которая есть ра-дость, блаженство и просветление. С этого момента

жизнь становится непринужденным движением в меди-тации.

ГЛАВА 3 ВКУС И ПИЩЕВАРЕНИЕ

В Аюрведе к пище уникальный комплексный подход.

Понимание некоторых из принципов такого подхода

поможет вам определить те продукты, которые будут

способствовать восстановлению и удержанию равно-весия между дошами.

СВОЙСТВА ПИЩИ

В предыдущих главах были показаны свойства или

качества каждой доши. Далее приведена таблица с

перечислением основных свойств, присущих всем до-шам, а также пищевым продуктам.

20 ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ИЛИ СВОЙСТВ

Тяжелое Легкое

Влажное Сухое

Устойчивое Подвижное

Скользкое Шероховатое

Грубое Тонкое

Холодное Горячее

Плавное Резкое

Мягкое Жесткое

Твердое Текучее

Мутное Ясное

Так же как и доши, каждый вид пищи содержит

в себе определенные свойства, качества; напри-мер, воздушная кукуруза легкая и сухая, сыр тя-желый и плавный.

Эти свойства воспринимаются организмом и

оказывают прямой эффект на переваривание

каждого определенного вида пищи. Даже эмо-циональное настроение может находиться под

прямым влиянием съеденной пищи, как, напри-мер, обострение умственного восприятия и бо-лезненная чувствительность после употребления

в пищу острого чили.

Обобщая, можно сказать, что когда свойства

пищи подобны свойствам доши, то она действует

возбуждающе, раздражая дошу. Например, если

человек вата-типа(которому присуща сухость)

съест воздушную кукурузу(имеющую сухие каче-ства), то это вызовет расстройства вата доши.

Противоположные же свойства пищи и доши

действуют успокаивающе, пример: человек пит-та-конституции(огонь) пьет мятный чай(охлаж-дающее действие). Это фундаментальное поло-жение поможет вам выбрать подходящую имен-но для вас пищу.

ПРИМЕРЫ СВОЙСТВ НЕКОТОРЫХ ПРОДУКТОВ

Тяжелое сыр, мясо, бобы

Легкое рис, воздушная кукуруза, спраут-сы, кофеин

Холодное мороженое, охлажденное молоко,

мята

Горячее чили, алкоголь, табак

Маслянистое, сыр, авокадо, оливковое масло,

влажное кокосовый орех

Сухое просо, рожь, злаковые хлопья

Плавное мясо, йогурт

Резкое лук, чеснок

Устойчивое гхи

Подвижное алкоголь, спраутсы, воздушная

кукуруза






КОНЦЕПЦИИ РАСЫ, ВИРЬИ, ВИПАКА И

ПРАБХАВЫ

Согласно философии Аюрведы, Луна— это бо-гиня воды. Вода в атмосфере в своем чистом

виде холодная, легкая, прозрачная и абсолютно

безвкусная. Вода попадает в почву, взаимодей-ствует с другими элементами и переходит в рас-тения. Вода— лунный нектар— приносит и соз-дает различные вкусы в каждом растении. Таким

образом, вода является матерью всех вкусов.

Вкусы воспринимаются языком, нашим органом

чувств, определяющим элемент Воды.

Каждое вещество, являющееся пищей, каждая

лечебная трава имеют свой особенный вкус. В

мгновение, когда вещество попадает на язык, мы

ощущаем вкус. Вкус— важнейшее свойство,

11

имеющее прямое воздействие на доши в нашем теле.

Аюрведа выделяет шесть основных вкусов— сладкий,

кислый, соленый, острый, горький и вяжущий.

Все эти виды вкусов присутствуют в плазме. Каждый

вид пищи сотворен из комбинации основных пяти эле-ментов, из чего следует, что эти элементы присутству-ют в шести вкусах. Определенные соединения элемен-тов и создают вкус разной пищи. Связь элементов и

вкусов приводится в следующей таблице.

Связь между пятью элементами и вкусами

Вкусы Элементы

Сладкий Земля+ Вода

Кислый Земля+ Огонь

Соленый Вода+ Огонь

Острый Огонь+ Воздух

Горький Воздух+ Эфир

Вяжущий Воздух+ Земля

Огонь и Воздух— легкие элементы и стремятся к

движению вверх, таким образом, и вкусы, содержащие

эти элементы, тоже движутся вверх, согревая верхние

части тела, создавая

легкость. Обратно им, Земля и Вода— тяжелые эле-менты и движутся вниз, таким образом, сладкий вкус

охлаждает нижнюю часть тела, мочевыводящие пути и

может создавать тяжесть в теле.

ПРИСУТСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ В НЕКОТОРЫХ ПРОДУКТАХ

Земля

Пшеница, рис. Мясо. Грибы, корнеплоды, бобовые.

Сухофрукты. Кунжут, тыквенное семя и семена под-солнечника. Миндаль, кешью и грецкие орехи. Соли и

минералы.

Вода

Молоко и молочные продукты. Сочные фрукты, такие

как сливы, арбузы, виноград, апельсины, папайя, пер-сики. Кокосовая вода. Сочные овощи, такие как огурцы,

цуккини и помидоры. Соли.

Огонь

Такие специи, как острый перец, черный перец, зеле-ный чили, корица, гвоздика, кардамон, куркума, им-бирь, асафетида(хингу), чеснок, лук. Кислые фрукты,

такие как ананасы, лимоны, ягоды, например клюква.

Алкоголь. Табак.

Воздух

Вещества, вызывающие газообразование, например

сухофрукты, сырые овощи. Грубые овощи наподобие

брокколи, белокочанной капусты, спраутсов. Паслено-вые(картофель, помидоры, баклажаны), некоторые

бобовые, например черные бобы, бобы пинто, нут.

Эфир

Вещества, вызывающие интоксикацию, гипнотическое

состояние, наркотическое опьянение, такие как алко-голь, марихуана, ЛСД, кокаин, табак.

ВКУС (РАСА)

Уникальная комбинация элементов в продукте будет

определять его вкус и то действие, которое он оказы-вает на организм. Концепция вкуса(раса), его воздей-ствия(вирья) и эффекта после переваривания(випак)

продвинут ваше понимание основных принципов

исцеления с помощью ежедневного питания.

Сладкий

Сладкий вкус присутствует в таких продуктах,

как сахар, молоко, рис, пшеница, финики, клено-вый сироп, солодковый корень. Сладкий вкус

возникает от соединения элементов Земли и Во-ды. Обычно ему присущи увлажняющие, охлаж-дающие и тяжелые свойства. Сладкий вкус по-вышает жизненную энергию. Если употреблять

продукты со сладким вкусом умеренно, то дейст-вие его на организм будет благотворным, анабо-лическим, способствующим росту плазмы, крови,

мышц, жировой ткани, костей, костного мозга и

репродуктивных жидкостей. Правильное упот-ребление сладкого вкуса приносит пользу и уве-личивает продолжительность жизни, обостряет

чувства и улучшает цвет лица, оздоравливающе

действует на кожу, волосы и голос. Он приносит

стабильность и излечивает истощение.

Но несмотря на все эти прекрасные свойства,

неумеренное употребление сладкого может при-вести к расстройствам всех дош. Сладкая пища

особенно ухудшает капху и вызывает простуду,

кашель, застойные явления, тяжесть, потерю ап-петита, леность, ожирение, а также ненормаль-ное разрастание мышечной ткани, застой в лим-фатической системе, опухоли, отеки и диабет.

Кислый

Кислый вкус характерен для таких продуктов,

как цитрусовые, сметана, йогурт, уксус, сыр, ли-мон, незрелые манго, зеленый виноград, и для

пищи, приготовленной с помощью бродильных

процессов. Кислые продукты текучие, легкие, с

согревающим эффектом, влажные по своей при-роде и анаболические по своему действию. При

умеренном употреблении эти продукты действу-ют освежающе, они вкусны, возбуждают аппетит,

улучшают пищеварение, заряжают тело энерги-ей, питают сердце, просветляют ум и способст-вуют слюноотделению.

При неумеренном употреблении продуктов с

кислым вкусом зубы становятся хрупкими, появ-ляется повышенная жажда, быстрое, рефлексив-ное мигание, повышается кислотность желудоч-ного сока, появляется изжога, кислотное несва-рение, язвы и перфорации. Так как кислый вкус

вызывает бродильные процессы, он токсичен

для крови и может стать причиной таких заболе-ваний кожи, как дерматит, акнэ, экзема, отеки,

фурункулез и псориаз. Его горячие свойства при-водят к сдвигу кислотно-щелочного равновесия в

сторону закисления, ацидозу, что выражается в

ощущении жжения в горле, грудной клетке, в об-ласти сердца, мочевом пузыре и мочеиспуска-тельном канале.

Соленый

Морская соль, каменная соль, фукус— при-вычные примеры веществ с соленым вкусом, до-минирующими элементами которого являются

Вода и Огонь. Соленый вкус обладает согре-вающим действием, он тяжелый, влажный и гид-рофильный по своей природе. При умеренном

употреблении он уменьшает вату и стимулирует

капху и питту. Благодаря элементу Воды он ока-

12

зывает слабительное действие, а элемент Огня умень-шает спазм и боли в толстом кишечнике. Так же как и

сладкий и соленый вкусы, он оказывает анаболическое

действие. В умеренных количествах он способствует

сохранению водно-электролитного баланса. Соленый

вкус настолько сильный, что«затмевает» все другие

вкусы. Он стимулирует слюноотделение, улучшает

вкус пищи, помогает пищеварению, всасыванию и вы-делению отходов.

Однако слишком большое количество соли в питании

ведет к возбуждению питты и капхи. Она делает кровь

густой и вязкой, вызывает повышение кровяного дав-ления и ухудшает состояние кожи. При неумеренном

употреблении соли могут возникнуть ощущения жара,

обмороки, преждевременное появление морщин и об-лысение. Благодаря своим гидрофильным свойствам

она может вызвать отеки и задержку в организме воды.

Островковое выпадение волос, язвы, кровоточивость,

трещины на коже, повышенная кислотность и повы-шенное артериальное давление могут быть результа-том избыточного употребления соли.

Острый

Острый вкус присутствует в таких продуктах, как лук,

редис, кайенский перец, черный перец, перец чили,

чеснок, горчица, имбирь, асафетида. Главными эле-ментами, составляющими острый вкус, являются Огонь

и Воздух. По своей природе он легкий и сухой, оказы-вающий согревающее действие. Он действует успо-каивающе на капху, но возбуждает питту и вату. При

умеренном использовании он стимулирует пищеваре-ние, всасывание и очищает рот, а также освобождает

синусы, стимулируя секрецию в носу и слезотечение.

Острый вкус помогает циркуляции, разрушает тромбы,

помогает выделению отработанных продуктов и убива-ет паразитов и микробов. Он устраняет помехи и при-носит ясность восприятия.

Однако, кроме положительного эффекта, острый вкус

при его неумеренном употреблении в повседневном

питании может приводить к негативным реакциям. Он

может губительно действовать на сперматозоиды и

яйцеклетки, приводя к половой слабости как мужчин,

так и женщин, вызывать жжение, удушье, обмороки,

утомление с жаром и жаждой. Если при этом происхо-дит возбуждение питты, могут появиться диарея, тош-нота и изжога. При возбуждении ваты от злоупотреб-ления острой пищей возможны головокружения, тре-мор, бессонница и боли в мышцах ног. Пептические

язвы, колиты, поражения кожи также могут стать ре-зультатом избытка острого в питании.

Горький

Примеры горького вкуса мы найдем в горькой дыне,

куркуме и одуванчике, алоэ, желтом щавеле, пажитни-ке, сандаловом дереве, ревене и кофе. Меньше всего

горький вкус встречается в североамериканской кухне.

Он состоит из элементов Воздуха

и Эфира и по своей природе обладает охлаждающи-ми, легкими и сухими свойствами. Он увеличивает вату

и уменьшает питту и капху. Будучи невкусным в своем

чистом виде, горький вкус усиливает, подчеркивает

другие вкусы. Он оказывает противо-токсическое дей-ствие, убивает микробов, успокаивает жжение и зуд,

помогает при обмороках и трудно поддающихся лече-нию кожных заболеваниях. Горький вкус снижает тем-пературу при лихорадке, укрепляет кожу и мышцы. В

малых дозах он действует как ветрогонное и тонизи-рующее средство для пищеварения. В силу сво-их сушащих свойств он уменьшает количество

жира, костного мозга, количества мочи и кала.

Излишнее потребление горького вкуса может

истощать плазму, кровь, жировую ткань, костный

мозг, сперму, что ведет к половому бессилию.

Крайняя сухость и грубость, истощение и утом-ление могут быть результатами злоупотребления

горьким, временами могут наблюдаться голово-кружения и потеря сознания.

Вяжущий

Неспелые бананы, гранаты, турецкий горошек,

зеленая фасоль, желтый дробленый горох, окра,

«золотая печать», куркума, семена лотоса, рост-ки(спраутсы) люцерны, семена манго, арджуна и

квасцы— это все примеры продуктов с вяжущим

вкусом. Вяжущий вкус вызывает характерное да-вящее ощущение сухости в горле. Он происходит

от соединения элементов Огня и Земли и по сво-ей природе обладает охлаждающими, сухими и

тяжелыми свойствами. В небольших количествах

вяжущий вкус успокаивает питту и капху, но воз-буждает вату. Он всасывает воду и вызывает

сухость во рту, затруднения речи и запор. Также

он помогает в заживлении язв и, стимулируя

свертывание крови, останавливает кровотече-ния.

Избыточное употребление пищи с вяжущим

вкусом может стать причиной удушья, не под-дающихся лечению запоров, слабости кишечни-ка, ослабления голоса, сердечных спазмов, за-стоя циркуляции. Он может истощать способ-ность к образо-

ванию спермы и уменьшать половое влечение,

обострять такие нервно-мышечные расстройства

вата-типа, как судороги, паралич Белла, нервно-мышечное истощение, паралич, вызванный ин-сультом, и др.

ВЛИЯНИЕ ВКУСОВ НА ДОШИ

Вкус Вата Питта Капха

Сладкий— — +

Кислый— + +

Соленый— + +

Острый+ + —

Горький+ — —

Вяжущий+ — —

+ усиливает и может привести к возбуждению

— уменьшает и успокаивает

Согласно Аюрведе, правильно используемый

вкус или сочетание вкусов приводит к равнове-сию всех систем организма, хорошему здоровью

и ощущению счастья у всех живых существ. Од-нако при их неправильном употреблении может

быть нанесен большой вред. Поэтому так важно

знать положительный и отрицательный эффекты

этих шести вкусов для их правильного употреб-ления в питании.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВКУСА (ВИРЬЯ)

Когда пищевой продукт или лечебная трава по-падают в рот, то первое, что мы ощущаем, — это

вкус. Затем, а в некоторых случаях и сразу, мы

чувствуем его согревающее или охлаждающее

13

действие во рту или в желудке, что обусловлено со-держащейся в нем энергией, называемой вирья.

Каждый из нас, опираясь на собственный опыт, может

сформировать общие правила, как он«ощущает» вкус

в организме. Например, сладкий вкус производит ох-лаждающее действие благодаря своей тяжести. Этот

эффект действует возбуждающее на капху и благо-творно на питту и вату. Встречаются и редкие исклю-чения. Мед и черная патока, например, имеют сладкий

вкус, но оказывают согревающее действие. Этот не-ожиданный, выходящий за рамки общих правил эф-фект называется прабхава. Еще одним примером яв-ляются лаймы, которые, обладая кислым вкусом, ока-зывают охлаждающее действие вместо согревающего,

характерного для кислого вкуса.

ВИПАК (ЭФФЕКТ ПОСЛЕ ПЕРЕВАРИВАНИЯ)

Заключительное действие, которое вкус оказывает на

тело, ум и сознание, называется эффектом после пе-реваривания, или випаком. Сладкий и соленый вкусы

имеют сладкий випак, кислый вкус— кислый випак, а

випак острого, горького и вяжущего вкусов все острые.

Если известен вкус, тепловое воздействие и эффект

после переваривания той или иной пищи или лечебной

травы, то легко понять ее действие на системы орга-низма. Это знание составляет суть целительства и

приготовления пищи.

Просуммируем все вышесказанное: первое субъек-тивное ощущение продукта на языке— это вкус(раса);

немного погодя появляется ощущение тепла или про-хлады(вирья); и, наконец, влияние продукта на мочу,

кал и пот(випак). Например, при употреблении в пищу

острого чили вы моментально ощутите его острый вкус,

согревающий эффект, а на следующий день и жжение

при дефекации и мочеиспускании.

Прабхава(особый эффект, не поддающийся объ-яснению)

Когда два продукта, имеющие схожие вкус, тепловое

действие и эффект после переваривания, производят

абсолютно разное воздействие, это явление называет-ся прабхавой. Объяснения этому феномену не сущест-вует. Он не поддается логическим обоснованиям из-вестных нам теорий. Гхи(топленое сливочное масло) в

количестве двух чайных ложек со стаканом молока

действует как слабительное средство, однако в мень-шей дозе, например1/2 чайной ложки, имеет закреп-ляющий эффект. Почему? Ответ следует искать в

прабхаве. Все драгоценные камни, минералы и мантры

помогают исцелению благодаря прабхаве. Прабхава—

это особое активное скрытое действие осознавания,

присутствующего в веществе.

Агни, пищеварительный огонь

Аюрведическая медицина основывается на удиви-тельной концепции пищеварения, которая начинается с

внешней обработки и приготовления пищи. Основными

требованиями для этого являются наличие места го-товки, топлива, воздуха, огня, посуды, воды, пищевых

продуктов и организатора процесса. Те же условия не-обходимы и для внутреннего«приготовления» — пере-варивания пищи. Местом«готовки» становится кишеч-ник, а огнем— агни. Роль топлива играет переварен-ная вчера пища, которая разжигает агни; посуда для

приготовления— желудок, где слизистая секреция иг-рает роль воды, тогда как зерно символизирует

съеденную сегодня пищу. Поваром или органи-затором процесса является прана. Вентилирую-щий, раздувающий огонь воздух называется са-мана (подтип ваты). В желудке(в нашей анало-гии— кастрюле) пища находится на огне. Вода в

кастрюле(капха) обеспечивает«доступ» огня к

каждому зерну. Большой огонь в очаге— это

центральный огонь, огонь пищеварения. Перева-ренная вчера пища дает энергию кишечной стен-ке для выработки пищеварительных ферментов.

Эти ферменты становятся топливом для агни. Но

никакие процессы не происходят без организато-ра(праны). Следующий далее рисунок иллюст-рирует вышеописанное.

Наша пища несет солнечную энергию, которая

может усваиваться только в процессе пищеваре-ния. Приходящая извне пища должна быть пре-вращена в вещества, которые всасываются и

питают ткани организма. За процессы такого

превращения отвечает множество разных фер-ментов. Термин«агни» используется в Аюрведе

для описания этих ферментов и их участия в ме-таболических процессах. Без агни невозможно

усвоение ни пищи, ни впечатлений.

В нормальном сбалансированном состоянии

агни поддерживает жизнеспособность, хорошее

здоровье и высокую продолжительность жизни.

Он обеспечивает жизненной эссенцией(оджас),

оберегает дыхание жизни(прану) и поддержива-ет тело в отличном состоянии. Если же агни не

функционирует должным образом, человек начи-нает чувствовать себя неважно. Если же этот

огонь жизни гаснет, вскоре приходит смерть.

Центральный агни находится в желудке. Общее

число агни, управляющих всем процессом пище-варения и обмена веществ, равно тринадцати.

Из них пять агни находятся в печени и по одному

агни приходится на каждую из семи основных

тканей организма.

Множество факторов, таких, как наносящий

ущерб здоровью образ жизни и характер пита-ния, употребление плохо сочетаемых пищевых

продуктов, подавление эмоций, могут вызвать

ухудшение состояния дош в теле, что вскоре

приводит к расстройству агни и невозможности

полноценного переваривания употребляемой

пищи. Непереваренная пища превращается в

болезнетворную, токсичную, липкую субстанцию,

называемую амой.

Ама— это коренная причина множества болез-ней. Присутствие амы в различных системах ор-ганизма приводит к ощущению усталости и тяже-сти. Она может вызвать расстройство пищеваре-ния, запоры, образование газов в кишечнике,

диарею. Временами она становится причиной

неприятного запаха изо рта, извращения вкуса и

вызывает чувство растерянности и замешатель-ства. На языке появляется толстый налет(взгля-ните на язык в зеркало!), характерная генерали-зованная боль в теле и отсутствие гибкости.

Сильная тяга к какой-нибудь конкретной пище

также может отражать состояние агни.

Приготовление пищи по рецептам Аюрведы

требует детального знания концепции агни. В

14

зависимости от природы агни данного человека можно

с помощью употребления определенных специй, трав,

добавок, пикулей помочь«зажечь» агни и тем самым

улучшить пищеварение. В зависимости от того, возбу-ждение какой из дош имеет место быть, агни бывает

сбалансированным, беспорядочным, слишком высоким

или слишком низким.

Виды Агни

Сама агни сбалансированный

Вишама агни беспорядочный; обычно ассоциируется

с ватой

Тикшна агни повышенный; обычно ассоциируется с

питтой

Манда агни пониженный; обычно ассоциируется с

капхой

Сама агни(сбалансированный обмен веществ)

Когда все доши сбалансированы соответственно

данной конституции, агни находится в состоянии рав-новесия и обеспечивает уравновешенный метаболизм.

У такого человека переваривание полноценной в каче-ственном и количественном отношении пищи проходит

без каких-либо неблагоприятных явлений или симпто-мов. То есть наблюдается отличное состояние здоро-вья. Люди, одаренные сама агни, не страдают ни по

причине еды, ни из-за погодных условий, ни из-за дей-ствия какой-либо вредной привычки. Они наделены

хорошим здоровьем и долгой жизнью. Они обладают

спокойным, доброжелательным характером, ясностью

сознания и ощущением счастья. Стабильное здоровье,

большое количество оджаса, теджаса и праны, а также

сильная иммунная защита присущи этому состоянию

агни.

Вишама агни(беспорядочный обмен веществ)

Агни может сильно измениться в результате усиления

ваты. Он становится неустойчивым, делая процесс

пищеварения беспорядочным, вызывая дистонию ки-шечника, запоры и кишечные колики, иногда диареи,

чувство тяжести после еды и урчание в кишках. Может

появиться сухость кожи, хруст в суставах, боли по типу

ишиаса и в пояснице, бессонница, чувство сильного

страха и тревоги. Иногда возникает сильная тяга к жа-реной пище. Холодные свойства ваты замедляют агни,

а подвижные качества ваты приводят к его колебанию,

что делает обмен веществ беспорядочным. В итоге

образуется ама, которую можно обнаружить по появ-лению коричневатого налета на языке. При вишама

агни могут возникнуть различные симптомы рас-стройства ваты, такие как сухость во рту, рых-лость десен, мышечные спазмы и так далее.

Тикшна агни(повышенный метаболизм)

Агни может усилиться, когда возбуждается пит-та доша, обладающая горячими, острыми и про-никающими свойствами. Усиление агни приводит

к повышению интенсивности обмена веществ. В

таком состоянии человек испытывает желание

часто и много есть. После переваривания появ-ляется сухость в горле, сухость губ, неба, изжога,

а также внезапные ощущения жара и симптомы

гипогликемии. Текучие, кислые и горячие свойст-ва питты могут приводить к повышению кислот-ности желудочного сока, гастриту, колиту и ди-зентерии. Могут возникнуть симптомы воспале-ния, такие как тошнота, рвота, боли в области

печени и подобные им. Некоторых людей тикшна

агни приводит в состояние гнева, ненависти и

зависти. Человек начинает критиковать и осуж-дать«всех и вся». Этому состоянию может со-путствовать сильная тяга к сладкому— леден-цам, печенью, шоколаду. Согласно Аюрведе,

многие заболевания, связанные с расстройством

питты, имеют в своей основе тикшна агни.

Манда агни(пониженный метаболизм)

Элементы Земли и Воды, составляющие капха

дошу, тяжелые, медлительные и холодные, по-давляют легкие, острые и горячие свойства агни,

отчего агни становится слабым и медленным,

что замедляет и обмен веществ. У человека с

таким типом агни не может полноценно перева-риться и обычная пища. Даже без употребления

пищи присутствует чувство тяжести в желудке,

симптомы простуды, заложенность и кашель.

Наблюдаются слюнотечение, потеря аппетита,

тошнота и даже рвота слизью. В некоторых слу-чаях появляются отечность, ожирение, подъем

артериального давления и диабет. Характерны

летаргия, сонливость, кожа становится холодной

и липкой, возникает слабость во всем теле. В

психоэмоциональном плане усиливаются чувства

собственнической привязанности и жадности.

Этому состоянию может сопутствовать сильная

тяга к горячей, острой, сухой пище со специями.

Почти все заболевания капха-типа имеют причи-ной манда агни.

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ

Полезно постараться понять, как происходит

процесс пищеварения, начинающийся с жевания

пищи во рту. Разжевывание пищи делает ее мяг-кой, разжиженной, теплой, легко проглатывае-мой. В этом процессе важная роль принадлежит

слюне(бодхака капхе). Затем пища попадает в

желудок. В следующие приблизительно90 минут

слизистый секрет из кледака капхи еще больше

разжижает пищу и разделяет ее на маленькие

кусочки. На этой стадии пища становится слад-кой. Человек чувствует удовлетворение и насы-щение. Эта стадия пищеварительного процесса

идет с помощью кледака капхи, когда сладкий

вкус проникает в плазму, в результате чего по-вышается уровень сахара в крови.

В течение следующих90 минут переваривания

15

в желудке пища становится кислой из-за выделения

соляной кислоты, па-чака питты. Слизистый секрет, о

котором упоминалось выше, защищает стенки желудка

от обжигающей питты. Кислый вкус состоит из элемен-тов Огня и Земли. Элемент Огонь помогает питте в

процессе переваривания пищи. Он делает желудок не-сколько«легче». Пища становится мягче и еще больше

разжижается, что делает возможным всасывание через

стенку желудка легких молекул пищевых веществ. На

этом этапе в плазму проникает кислый вкус.

В конце третьего часа с помощью саманы(подтипа

ваты) открывается пилорический клапан, и содержимое

желудка начинает опорожняться в двенадцатиперст-ную кишку, дуоденум, первый отдел тонкого кишечника.

Здесь происходит смешивание с желчью, вырабаты-вающейся в печени и поступающей из желчного пузы-ря. Благодаря солям желчных кислот пища становится

соленой на вкус в результате реакций между кислотой

желудочного сока и щелочными свойствами желчи.

Здесь переваренная пища становится водянистой и

соленой. Элементы Вода и Огонь способствуют ее

всасыванию, и теперь соленый вкус проникает в плаз-му. Соленый вкус сохраняется до поступления пищи в

тощую кишку, средний отдел тонкого кишечника. Пища

находится в тонком кишечнике примерно два с полови-ной часа. На этом этапе острый вкус проникает в плаз-му, вызывая выделение тепла.

После окончания процесса пищеварения в тонком

кишечнике пищевой материал поступает в слепую киш-ку— начало толстого кишечника, где приобретает

горькие свойства. Воздух и Эфир, элементы, состав-ляющие горький вкус, помогают дальнейшему измель-чению пищевой массы. Всасывание минералов также

управляется этими элементами. В итоге пища поступа-ет в восходящий отдел толстого кишечника. На этом

этапе превалирующим становится вяжущий вкус и его

свойства делают пищевую массу плотной благодаря

элементам Земли и Воздуха. Проникая в плазму, вя-жущий вкус приносит ощущение легкости. Комбинация

ваты и питты выделяет необходимые и менее ценные

питательные вещества. Горький и вяжущий вкусы спо-собствуют всасыванию и стимулируют моторику тол-стой кишки, действуя через апану, подтип ваты. При

поступлении оформленных переработанных продуктов

в прямую кишку вата вызывает мышечные сокращения

кишки, что приводит к опорожнению.

Полностью процесс пищеварения занимает от шести

до восьми часов, в течение которых пища проходит

через различные стадии в соответствии с изменением

вкуса. Однако пищеварительный процесс не заканчи-вается всасыванием питательных веществ и воды в

толстой кишке. Теперь возникают тончайшие процес-сы, обеспечивающие доставку питательных веществ и

их использование клетками крови, костной, жировой,

мышечной, нервной и репродуктивной тканей и плаз-мой. С помощью еще одного агни переваренная пища

претерпевает дальнейшие изменения на клеточном

уровне, превращаясь в чистую энергию сознания, пи-тающую ум.

из книги АЮРВЕДИЧЕСКАЯ КУЛИНАРИЯ. Васант Лад, Уша Лад

Комментариев нет:

Отправить комментарий