Слово Веда произошло из корня слова "вид", что означает "видеть", "ведать", т.е. знать. Знать Единого, у которого нет второго. В более широком смысле, Веды передают Божественное знание - знание о вечной и неизменной мудрости, которую Бог дал человечеству. Веды - это не просто набор поэтических стихов, это Божественные откровения, в которых заключена мудрость о природе Бога и человека. В них говорится о взаимоотношениях между Творением и Творцом, о связи между человеком и Богом. Веды возникли из самого Источника Знаний, из самого Всевышнего. Они существовали испокон веков, они продолжают жить и разъяснять Божественный план и принципы мироздания. Эти стихи вынесли натиск веков и эпох. Тысячи лет это учение предавалось в устной форме от учителя к ученику. Поскольку оно не было записано в письменной форме, многие строфы исчезли с прошествием времени, но традиция продолжает жить, обретая новый импульс и энергию в наше время.
Веды - это собирательное название большого объёма Божественных знаний. Веды учат Истине, которая неизменна во всех трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Веды - это само дыхание Истины, которая отразилась в просветлённом сознании мудрецов. В действительности, слово является самим дыханием Бога, Верховной Личности. Уникальность и важность Вед заключается именно в этом.
Невозможно определить точную историческую дату возникновения Вед. Они были подарены искренним искателям Истины много тысяч лет назад безымянными риши, мудрецами арийских племён. Сами же риши обрели ведическое знание напрямую из Божественного источника. Они слышали слова, звучавшие в чистоте их пробуждённого сознания. Эти звуки являются ни чем иным, как шёпотом самого Бога. Изучение и применение знаний Вед на практике предвосхищает самые ранние исторические описания древней Индии. Ни один патриарх не может заявить на них свои права. Уникальной особенностью ведической "религии" является то, что она остаётся единственной религией мира, не имеющей какого-то конкретного основателя. Даже в историях, сохранившихся со времён Аватара Рамы, который жил за 10 тысяч лет до Рождества Христова, есть упоминания о ведических ритуалах. Отец Рамы, Дашаратха, проводил ведический ритуал для того, чтобы у него родился сын. Бесполезно рассуждать о дате возникновения Вед, ибо они существовали со времён сотворения мира. Ведические стихи были услышаны древними риши, просветлёнными мудрецами в тишине пробуждённого сознания. Их чистое сознание, настроенное на высшие сферы, могло воспринимать звуки из высшего мира. Со временем, они передали эти стихи своим ученикам, соблюдая большую осторожность в их повторении и заучивании. Веды иногда называют Шрути - услышанное, потому что их изучали только устным способом, без использования письменности. Веды не были сочинены мудрецами. Они являются плодом прямого Божественного откровения.
Существует четыре Веды:
- Риг Веда
- Яджур Веда
- Сама Веда
- Атхарвана Веда
Поскольку Веды были обширными и бесконечными, простому человеку было очень трудно их изучить, для завершения обучения требовалось бесконечное количество времени. Учеников, желавших изучить Веды, охватывал страх. Очень мало людей могли серьёзно заниматься их изучением. Поэтому было необходимо что-то предпринять для того, чтобы сделать изучение Вед доступным для всех желающих. Рики, гимны восхваления, были собраны в отдельные книги, которые получили название Риг Самхита и Яджур Самхита. Поэтические строфы Сама, которые можно переложить на музыку, были собраны под названием Сама Самхита, а мантры Атхарвы были объединены в книгу под названием Атхарва Самхита.
Эту работу проделал великий мудрец Вьяса, который был частичным воплощением Нараяны, Господа Вишну. Он был сыном мудреца Парашары. Он полностью изучил священные писания и духовные трактаты. Он был умелым координатором. На благо всего человечества он разделил Веды на четыре части, чтобы у всех людей были знания о праведном образе жизни. Он записал четыре основные Веды и пять самхит.
Яджур Самхита (Яджур Веда) была разделена на две части: Кришна Яджур Веда Самхита иШукла Яджур Веда Самхита. В итоге появилось пять Вед. Но на этом процесс формирования Вед не завершился. В каждой из Вед появилось три отдельных вспомогательных компонента. Эти священные писания появились для того, чтобы донести истину до людей, находящихся на разных уровнях сознания. Их цель в том, чтобы каждый человек мог извлечь пользу из наставлений Вед и пересечь океан страданий. Поэтому между этими писаниями нет ни малейшего противоречия.
Веды называют Апурушея, т.е. не человеческого происхождения, и Анаади, т.е. не имеющие начала во времени. Некоторые могут спросить, как это возможно? Ведь даже у Вселенной есть начало, и риши, мудрецы, которые дали нам Веды, также появились после сотворения Вселенной. Как тогда можно считать, что у Вед нет начала? Ответ на этот вопрос можно найти в самих Ведах, в Брихадараньяка Упанишаде. В ней есть заявление о том, что Веды являются самим дыханием Всевышнего Господа Шивы. Можем ли мы существовать без дыхания? Таким же образом, Веды являются жизненным дыханием Параматмы или Всевышнего Господа. Поскольку уПараматмы нет начала, и она существует вечно, то и Веды, как её дыхание, не имеют начала.
Мантра это описание поставленной цели. Иными словами, это то, что пробуждает и поддерживает манану, т.е. исследование с помощью ума. Слог "ман" означает процесс исследования, и слог "тра" означает "способность переправить, освободить, спасти". В общем,мантра – это то, что спасает, когда ум сосредотачивается на ней. Когда проводятся обряды и ритуалы жертвоприношения, человек должен постоянно напоминать себе об их смысле и значении. Для достижения этой цели нужно повторять мантры. Но сегодня люди, которые проводят эти ритуалы, читают мантры механически, не осознавая их смысла. Когда мантрыпроизносятся таким образом, они не приносят плодов! Человек может извлечь полную пользу от повторения мантр, только при ясном понимании их смыла и значения. Каждая Веда состоит из множества шакх (частей), и ведический учёный должен понимать направление и цель каждойшакхи.
Шакха значит "ответвление", т.е. текст, который произошёл от основной Веды. У дерева есть ветви. Каждая ветвь состоит из множества побегов и листьев. В сумме всё это составляет дерево. Каждая Веда состоит из большого количества основных и вспомогательных ветвей. Не все из них известны. Только некоторые были опознаны и изучены. Количество забытых и вышедших из практики шакх составляет десятки и даже сотни тысяч. Даже их названия исчезли, и никто не может вспомнить их. Именно поэтому священные писания заявляют: "Веды бесконечны (Ананто Вай Ведаха)". В результате этого, каждый великий святой и мудрец изучал и практиковал только несколько шакхов из одной или другой Веды.
На самом деле, Веды имеют девять имён. Шрути – это только одно из них. Шрути означает: "то, что было услышано". Гуру читает вслух ведические гимны, а ученики слушают его с огромным вниманием и воспроизводят их с такой же интонацией. Этот процесс повторяется до тех пор, пока ученики не выучат наизусть каждый гимн. Поэтому название Шрути очень уместно для описания Вед.
Шрути
Анушрава
Трайи
Амная
Намамная
Чхандас
Свадхьяя
Агама
Нигамагама
Все эти названия имеют свой внутренний смысл. Шрути означает: "то, что было услышано". Слово Анушвара означает то же самое, т.е. то, что было многократно услышано. Слово Трайи означает "три". Вначале было только три собрания ведических гимнов: Риг Веда, Яджур Веда и Сама Веда. Только эти три Веды считались важными, поэтому вначале использовалось это слово, и его использование сохранилось до сих пор. Слово Амная является производным от корня "мна", что значит "изучать". Поскольку Веды следует изучать постоянно и с большим усердием, они получили общее название Амная, а также Намамная. Чхандас означает поэтический размер, который может быть положен на музыку, как в Сама Веде. Таким образом, все Веды получили обобщённое название Чхандас. Название Свадхьяя использовалось для описания Вед, поскольку они передавались от отца к сыну, от поколения к поколению в процессе обучения. Агама значит "то, что пришло или произошло". Нигамагама является усложнённой производной того же самого слова Агама.
Веды являются самим дыханием Бога. Каждый их слог является священным. Каждое слово – этомантра.
Суть всех Вед можно сформулировать так:
Человек должен считать себя тем самым Высшим "Я", которое пребывает во всех людях и существах этого мира.
Помогай всегда, не вреди никогда. Люби всех, служи всем.
Веды следует произносить громко и чётко, чтобы их звуки были хорошо различимы. Ведическиемантры производят благотворные вибрации не только на пульс читающего их человека, такие же вибрации возникают и у тех, кто слушает их. Поскольку эти вибрации распространяются в атмосфере, они несут благополучие и в этом мире, и в последующем. Уникальной чертой Вед является тот факт, что сам звук Вед имеет смысл, не говоря уже о самих словах, которые несут глубокий смысл и значение.
Божественность Вед всепроникающая и имеет восемь сияющих аспектов: шабда Брахмамайи(Брахмана в виде звука), чарачара майи (движимое и недвижимое), джьотирмайи (сияние),вангмайи (речь и литература), нитьяананда майи (вечное блаженство), паратпара майи(трансцендентальность), майя майи (иллюзия) и шри майи (процветание). Это и есть Праджнанам Брахма (постоянное целостное осознание).
Веды состоят из трёх "канд": а именно, Карма Канды, имеющей отношение к ритуалам, Упасана Канды, описывающей методы развития преданности, и Джнана Канды, описывающей способы развития мудрости. Эти три раздела представляют собой три последовательных этапа духовной эволюции человека. Человек начинает с действий, осознавая, что человеческое тело предназначено для достижения праведности или дхармы путём совершения действий или кармы. В процессе совершения хороших действий в человеке развивается способность осознать путьупасаны, т.е. преданности. Когда человек в течение какого-то времени поклоняется Богу с любовью и в духе преданности, он достигает последней ступени духовного развития - джнаны, т.е. мудрости. В целом, карму, упасану и джнану можно рассматривать, как три последовательных стадии одного процесса, который можно сравнить с цветком, незрелым плодом и спелым плодом соответственно. Поскольку простым необразованным людям сложно понять и практиковать учения Вед, была разработана вспомогательная литература в форме Пуран (мифических историй) и Итихасов (эпических историй), с тем, чтобы даже простые люди могли практиковать карму,упасану и джнану.
"Упа-ни-шад" означает "сидеть рядом". Упанишады – это то, чему учил учитель ученика, который сидел рядом с ним. Смысл этого слова можно также расшифровать так, "то, что позволяет человеку приблизиться к Брахману". Упанишады находятся в конце Вед, поэтому их также собирательно называют Ведантой. Упанишады называют эти три пути кармы, упасаны иджнаны тремя йогами. Суть карма йоги заключается в том, чтобы посвящать все свои действия Богу, или совершать все свои поступки в качестве подношения Господу, чтобы угодить Ему.Упасана йога учит, как любить Бога всем сердцем, сохраняя чистоту и гармонию мысли, слова и дела. Если человек любит Бога ради исполнения своих мирских желаний, это нельзя назвать настоящей упасаной. Это должна быть любовь ради самой любви. Последователи джнана йогирассматривают всю вселенную как проявление самого Бога. Убеждённость в том, что Бог пребывает во всех существах в форме Атмы, называется джнаной. Если сравнивать Самхиты с деревом, то Брахманы являются его цветами, – это незрелые плоды, а Упанишады – это спелые фрукты.
Араньяка является производным от слова "аранья", что означает "лес". Тем не менее, ниСамхиты, ни Брахманы не призывают духовного искателя уходить из города или деревни в лес, в поисках уединения. Проведение яджн и других ритуалов предписывается только для домохозяев. Как известно, проведение ведических ритуалов дарует не только материальные блага, но и чистоту помыслов, благодаря постоянной дисциплине. После обретения умственной чистоты (читта шуддхи) человек должен искать уединения для дальнейшего развития концентрации и медитации. Чтение Вед, совершение яджн и соблюдение правил дисциплины являются лишь предпосылками для последующей медитации на истинную природу Высшего "Я" и реальности. Раздел Араньяк предназначен для разъяснения внутреннего значения, постулатов и философии, заключённой в Самхитах в форме мантр, и Брахманах в виде ритуалов. Араньяки проливают свет на глубокую и сложную философию, заключённую в Ведах. Согласно Араньякам, важно не просто механическое проведение яджн, но и понимание их причин и целей. Современные исследователи пришли к выводу, что Араньяки возникли в результате благочестивых размышлений мудрецов, которые уединялись в лесах.
Каждое из живущих в мире существ стремиться обладать желаемым и избежать нежелательного. Веды дают указания, как достичь успеха в обоих направлениях. То есть, они содержат предписания относительно праведных и неправедных действий. Если человек будет следовать этим предписаниям, избегая запретных действий, он обретёт благо и избежит зла. Веды рассматривают как материальные вопросы, так и духовные, как этот мир, так и потусторонний. По правде говоря, вся жизнь проникнута Ведами. Мы не можем не следовать этим предписаниям. Слово "Веда" происходит от глагола "вид", что означает "знать". Поэтому Веды содержат всё знание, всю мудрость. Человек отличается от животных тем, что наделён знанием. Без этого знания он будет лишь животным.
|
Саи Рам🙏
ОтветитьУдалитьСпасибо за размещение этого чудесного текста.
Только вот по ссылкам в конце - перейти не получается. Перехожу на главную страничку сайта Саи Организации. Тоже хорошо, но не по теме.
Спасибо.
Никита
n.bersenevсобачка
mail.ru
Никита, спасибо за уточнение, вот нашла прямую ссылку https://saiorg.ru/saiorg/index55a0.html?id=3343 https://saiorg.ru/saiorg/index8f8e.html?id=3368
ОтветитьУдалить