понедельник, 14 апреля 2014 г.

Только побывав в раю и в аду, можно петь блюз


Елена Волкова


Саи Рам 
На первой странице темы выложен концерт Даны Гиллеспи в Астане в 2012 году, а это интервью, которое она дала тогда же. 

"Только побывав в раю и в аду, можно петь блюз" 
(Автор: Наталья Гук)

Во Дворце согласия Астаны прошел единственный концерт выдающейся британской исполнительницы блюзов Даны Гиллеспи и группы «London Blues». Ее роскошный, теплый, с неповторимым тембром голос, раз услышав, забыть невозможно. Как в ней это совмещается: блюзы Чикаго 30—40-х годов и духовные песнопения, от которых тают сердца преданных Господу?
В блюз она влюблена с детства. Говорит, что была очень ужасной маленькой девочкой, своенравной и шумной, но уже тогда знала, что станет знаменитой певицей. И стала ею!

Сейчас Дану Гиллеспи называют королевой британского блюза. Она держит первые места в хит-парадах, объездила весь мир, собирала миллионные стадионы, снималась в кино, играла в театре. Имеет на счету 60 дисков, успешные шоу в лондонском Вестенде, на Эдинбургском фестивале и многих других фестивалях в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии. А блюзовый фестиваль на Карибском острове Мустик, основанный Даной Гиллеспи и Бэзилом Чарльзом, вот уже 15 лет является не только сильнейшим магнитом для любителей джаза, но и благодеянием для детей с соседнего острова Сент-Винсент. Все деньги от продажи диска с фестиваля на Мустике идут на их школьные стипендии. Благотворительность — это стиль жизни Даны Гиллеспи.
В Казахстане певица уже в третий раз. Первые два раза она приезжала по поручению своего духовного учителя и пела «под минус один». Со своими лондонскими музыкантами она в Астане впервые.
Накануне концерта «Люби любовь!» Дана Гиллеспи дала пресс-конференцию, на которой много о чем рассказала журналистам: о блюзе, о том, как стала певицей, как живет сейчас и даже о том, как хотела бы умереть.

Об Интернете

Первый вопрос, который задали Дане Гиллеспи на пресс-конференции, был, конечно же, о ее родстве с Диззи Гиллеспи — знаменитым американским трубачом и тромбонистом, королем эпатажа…
— Если бы мне давали по доллару каждый раз, когда задавали этот вопрос, — вздохнула певица, — я была бы уже миллионером. Он не мой отец, не мой муж и вообще не имеет ко мне никакого отношения, хотя в Википедии и написано, что он мой отец. Вот почему я не люблю Интернет: в нем очень много лжи. Там написано столько глупых вещей! Но исправить уже ничего нельзя. Диззи Гиллеспи был очень известным тромбонистом. Но он был черным, а я белая. И фамилия Гиллеспи на самом деле шотландская, причем не такая уж и редкая. Думаю, Диззи Гиллеспи был сыном какого-нибудь раба, который работал на плантации. А 100—200 лет назад рабы обычно брали фамилию своих владельцев.
Но мои предки — прапратетя и прапрадядя — были известны как раз тем, что боролись против рабства в Великобритании!

О карьере

— Когда мне было 11 лет, я сказала, что хочу быть музыкантом и уйду из школы, как только это станет возможно. И родители не стали возражать! Так что, когда в 15 лет я записала свою первую композицию, сразу и ушла из школы. Это было в 1964 году. Если у вас хорошо с математикой, можете посчитать, сколько мне лет. Я-то никогда не была сильна в математике, поэтому как-то забываю свой возраст.
У всех нас есть ангел-хранитель, который за нами приглядывает. А мой ангел уж очень старался. Я всегда чувствовала, что есть нечто надо мной или во мне, что ведет меня по жизни. Ведь мне повезло вырасти в хорошей семье, в большом доме. Я так шумела: у меня были и ударные, и фортепиано, но родители не сердились, не запрещали мне это. Они никогда не говорили мне, чего не надо делать, позволяли мне жить своей жизнью, учиться на своих ошибках, но при этом всегда готовы были поддержать меня. Я не покидала свой дом, пока мне не исполнилось 30 лет! Потому что мне очень нравилось жить со своими родителями.
Отец был доктором-радиологом. От меня ждали, что я выйду замуж тоже за кого-нибудь хорошего, с большим количеством денег. Но я всегда говорила матери, что я замужем за музыкой.
В 60-х годах в Лондоне мы всегда имели возможность повеселиться. Я росла, общаясь с «Роллинг Стоунс», «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», ну и «Биттлз», конечно. И мне очень сильно помог певец Дэвид Боуи, потом Боб Дилан.
Я была очень молода и, конечно же, понятия не имела, что делаю. В 60-х годах для актрисы самое главное было — хорошо выглядеть и иметь платье с большим вырезом. Это я и делала: выглядела хорошо, и у меня было такое платье. Еще я снималась в ужасных фильмах: бегала за динозаврами через всякие сказочные миры, выглядела как пещерная девушка: с большим количеством волос и в очень коротком платье. Конечно, сейчас, когда есть компьютерные технологии, эти фильмы выглядят устаревшими, и мне за них почти стыдно. Но это часть моей истории, и я не могу ее отрицать. За каждый свой плохой фильм, за каждую свою ошибку я благодарю Бога. Ведь только через свои ошибки мы учимся жить.
Зато я научилась слушать свой внутренний голос. Это вроде как настроить радио на любимый канал. Можно, конечно, слушать по радио все, что угодно, но, чтобы найти свою любимую музыку, надо потрудиться.
Я снималась не только в плохих фильмах, но и в хороших тоже. Я играла Марию Магдалину в рок-опере «Иисус-Христос — суперзвезда» в 1973 году. Потом еще на протяжении 12 лет мне пришлось смотреть, как Иисуса Христа распинают на кресте каждую неделю! Но даже и тогда я понятия не имела, куда меня приведет жизнь.

О блюзе

— Наверное, это очень странно, когда англичанка поет блюз. Ведь обычно он исполняется черными людьми. Лет сто назад очень сложно было быть черным. Если бы вы были рабом где-нибудь на плантациях, то единственной радостью была бы музыка. Я была очень молода, когда услышала эту музыку, не очень понимала, о чем она, но она сильно затронула меня. Думаю, если реинкарнация существует, я точно была блюзовым певцом в прошлой жизни. Эта музыка идет от сердца, имеет тело скорби, но она несет любовь, и под нее можно танцевать!
Как ни странно, блюз очень силен и в Англии. По-моему, это очень духовная музыка. О чем она? На наши плечи давит множество проблем, как тонны камней… А ведь мы должны летать как ангелы. Это наша обязанность в жизни — научиться летать и делиться любовью со всеми.
Вот я исполняю старинный блюз «Большой папочка». Многие из вас подумают, что я пою о мужчине. Но некоторые подумают, что о Боге. Вам выбирать, о чем я пою!
Меня просили как-то поучить петь блюз, дать что-то вроде курса студентам. И я поняла, что учитель из меня не получится. Даже если я их научу чему-то, они будут петь как я, а не то, что у них внутри. И я сказала им: «Идите на улицу, живите там, делайте ошибки, а потом спойте все это, как чувствует ваша душа. Если вы упадете лицом в асфальт и у вас достанет силы встать и идти дальше, тогда вам есть о чем петь. Надо много раз побывать и в раю, и в аду, чтобы передать ту музыку, которую несет блюз. Есть очень важные слова: «Любите всех, служите всем».

О санскрите

— Когда я приезжала в Казахстан в прошлые два раза, я пела немножко другую музыку, которую научилась исполнять в Индии. Эти песнопения на санскрите (баджаны) делают нас чище, поднимают выше. Примерно то же самое делает, так же вдохновляет сердце и блюзовая музыка. Просто музыкальные инструменты разные. У меня всегда была мечта совместить эти два стиля музыки вместе — блюз и баджаны. И вот моя мечта сбывается!
Я записала 12 дисков на санскрите. Мне очень повезло в жизни, потому что я нашла духовного учителя. Это было 30 лет назад. Каждый год я ездила в Индию, изучала эти мелодии. Когда я записала свой первый СД на санскрите, пообещала себе, что постараюсь донести эту музыку до как можно большего количества людей. Многие люди не знают о том, что санскрит очищает даже воздух вокруг нас. Потому что каждое слово там свято. Когда вы делаете хлеб, вы кладете в тесто дрожжи, и тогда оно поднимается. Так вот, музыка на санскрите делает то же самое. Но то же самое делает и блюз!

Музыка — очень полезная в жизни вещь, потому что она делает людей счастливее. Я не говорю про поп-музыку, я говорю про настоящую. Одни делают музыку, которая делает деньги, другие делают музыку, которую любят. А люди — как зеркала по отношению друг к другу. Чем больше мы любим, тем больше любви возвращается к нам. И тем больше любви в мире. Я думаю, это очень хороший путь, чтобы следовать ему.

О Боге

— В церкви я была последний раз в 13 лет. Мне никогда не нравились изображения Христа, истекающего — кровью. Не нравилось, когда священник говорил мне, что путь к Богу — только через Иисуса Христа. Я спрашивала его: «А что же буддисты, кришнаиты, мусульмане — они все попадут в ад, потому что не христиане?»
Мне кажется, не нужно, чтобы кто-то стоял между человеком и Богом. Но если вам повезет в жизни, вы найдете своего учителя, который покажет, как найти Бога, который внутри вас. Мне-то повезло, я много лет была рядом с Саи Бабой. Обычно я не рассказываю об этом, это личное очень. Но самое лучшее для меня в учении Саи Бабы — это то, что все религии должны затрагивать сердце. У меня были там, в ашраме, и моменты счастья, и моменты, когда я очень сильно плакала. Но больше было счастья.
Знаете, в Британиии очень красивые церкви, особенно те, что были построены в 15—16 веках. Но вы должны знать, что мы сами по себе являемся церквями. У каждого внутри, в сердце, храм.
К сожалению, для большинства молодых людей сейчас Богом является Интернет.

О Казахстане

— Я путешествую с тех пор, как мне исполнилось 15 лет. У меня в доме всегда стоит упакованный чемодан, готовый путешествовать со мной. Я была в самых разных странах. И вот что я вам скажу: во всех постсоветских странах у людей очень большое сердце. Вот почему я люблю возвращаться сюда! Потому что я чувствую большое сердце в каждом из вас. Я и Лондон, конечно, люблю. Но вы не получите такого сердечного чувства от лондонцев. Надеюсь, я еще приеду в Узбекистан, Кыргызстан. Там, как и в Казахстане, делают очень хороший хлеб. А страна, которая делает хороший хлеб, имеет большое, большое сердце. Мне, конечно, нравится Америка, но хлеб у них ужасный, «пластиковый»!

О нарядах

— Я не особо люблю наряжаться, а когда путешествую, должна минимизировать свой гардероб. Вещи должны быть практичны, удобны. В моде не вижу особого смысла.
Когда вы молоды, в магазине обращаете внимание на красивые туфли. Когда же вы переходите в средний возраст, вы выбираете удобные туфли. Сейчас у меня такой промежуток жизни, когда я думаю, что туфли должны быть удобны. Вчера, когда мы прилетели, наш багаж потерялся. Я уж думала, что буду петь в старой паре джинсов. Но сегодня он, к счастью, нашелся, а значит, я буду петь в новой паре джинсов. Только и всего!

О вечности

— Знаете, мне уже поздновато учить новые языки. Мы в Англии говорим: «Нельзя старую собаку научить новым трюкам». Мне не нужно учиться новому. Но, когда у меня есть свободное время, я делаю вещи, которые люблю делать: мастерю подушки, читаю, думаю, сижу в тишине. Никогда не думала, что когда-нибудь буду слышать музыку… в тишине.
Я не мечтаю о машинах. Я мечтаю о том, чтобы донести эту музыку до всех людей на свете. И еще мечтаю, чтобы Бог позволил мне покинуть этот мир с честью. Вот стою я у ворот вечности, и Бог бы мне сказал: «Ты сделала все, что могла». И это было бы достаточно для меня.

(Источник: http://www.info-tses...?article=145221)

P.S. Вчера слушала новый альбом Даны, записанный в очень необычной манере и с непривычной аранжировкой. Если удастся найти в инете, то непременно поделюсь. 
Ом Саи Рам Альбом называется "Мата Мата"
Послушать через iTunes, видимо, можно и с ее сайта http://www.dana-gill...com/cds_tm.html
Весь альбом Даны Гиллеспи и the Shanthi Orchestra "Мата Мата" со словами бхаджанов выложен здесь:

видео на бхаджан Мата Мата Саи Мата

Mata Mata Sai Mata ~ Dana Gillespie 

http://www.sathyasai.ru/forum/topic/10588/page-2#entry130372

   Purusha

Комментариев нет:

Отправить комментарий