СВЕТ И БЛАГОДАТЬ ДАСАРЫ
Часть 1
Каждый год Веда Пуруша Саптаха Гнана Ягнам начинается в Пурначандра аудитории тем, что священники трут друг о друга священные куски дерева, чтобы призвать Бога Огня и начать ежегодный Ведический жертвенный ритуал. И тогда вся атмосфера наполняется пением этих священных гимнов.
В центре сцены находится изысканная Дасаватара форма Господа – Космического Сознания с Его различными формами. Справа стоит величественное серебряное кресло, приглашающее это Космическое Сознание, заключённое в красивую, небольшую и восхитительную форму Шри Сатья Саи, председательствовать на праздновании.
Когда видишь великолепную Ягнам в Пурначандра Аудитории, невозможно не вспомнить заявление Бхагавана, сделанное Им в 1962 году. Точнее, в октябре 1962 Свами объявил, что Он собирается через месяц открыть в Прашанти Веда Патхашалу (школу изучения Вед), и когда в ноябре торжественное открытие действительно состоялось, Свами сказал:
“Моя Према (любовь) к Ведам равноценна только Моей Преме к человечеству. Моя миссия, помните, состоит из четырёх частей: Веда Пошана, Видватх Пошана, Дхарма Ракшана и Бхакта Ракшана (забота о Ведах, забота о ведических учёных, защита дхармы и защита преданных). Распределяя Свою милость и Свою энергию вдоль этих четырёх направлений, Я помещаю Себя в центре”.
Первое, Веда Пошана – это поощрение вневременных ценностей древней культуры, все из которых должным образом записаны и сохранены в Ведах.
Второе, Видватх Пошана, т.е. обеспечение содержанием тех, кто занят регулярным изучением и постоянным распространением этих действенных Ведических принципов и практик.
Третье – Дхарма Ракшана, это связано возрождением и оживлением принципов праведности, объединяющих общество, определяющих значение и предписания для жизни каждого существа на планете.
Четвёртое – Бхакта Ракшана, т.е. защита тех, кто посвящает Богу и пути к Богу, по крайней мере, хоть в какой-то степени, своё время и энергию, интересы и стремления, желания и беспокойства, цели и миссии, беспокойные умы и встревоженные сердца, молодость и силу, ресурсы и результаты. Бхагаван сказал, что гарантия безопасности, радость и счастье этих людей входят в число Его самых важных задач.
Всякий раз, когда в Пурначандра Аудитории пламя поднимается вверх, очищая атмосферу там и, в то же самое время, освящая наши мысли и внутренние чувства, ум всегда возвращается к этим заявлениям Бхагавана.
Когда мы слышим, читаем или наблюдаем, что человечество сейчас погрязло в постоянном хаосе, творящемся во многих сферах человеческой жизни, то всё больше и больше убеждаемся, что только эти бесценные добродетели, записанные в Ведах, могут спасти современного человека. И как только мы восстанавливаем связь с нашими корнями и узнаём, как усилить их, тогда мы узнаём, что о побегах, ветвях, цветах и плодах забота будет проявлена автоматически; они будут непрестанно, без лишних усилий и красиво расти, распускаться, цвести и созревать.
Дасара – это время размышлять об этих священных идеях и идеалах. Чтобы помочь нам глубоко разобраться в этих вопросах, несколько бывших студентов университета Бхагавана провели в октябре 2012 на Радио Саи дискуссию по этой теме. Это обсуждение было частью дискуссий в прямом эфире по четвергам, называвшихся «Вовне, Внутри, Глубоко Внутри», которые вёл журналист Радио Саи Бишу Прусти. Ниже мы поместили отредактированные выдержки из этих бесед, в которых принимали участие три человека:
1. Мистер К. Веданараян, преподаватель санскрита в средней школе Шри Сатья Саи, работающий там с начала 1980-х годов.
2. Мистер Н. Шива Кумар, преподаватель факультета менеджмента и коммерции в кампусе Бриндаван Шри Сатья Саи Института Высшего Образования.
3. Мистер Шашанак, который был в 2012 году научным сотрудником с докторской степенью на факультете изучения менеджмента Шри Сатья Саи Института Высшего Образования.
Бишу Прусти (БП): Праздник Дасары отмечается в Прашанти с сороковых-пятидесятых годов. И за эти годы красота и величественность этого празднования только усилилась. Теперь, в 2012, хоть прекрасная физическая форма Свами и не председательствует на празднестве, ритуалы и празднование проводятся в той же самой неподражаемой манере. Господин Веданараян, могу я спросить у вас, какие чувства вы испытывали, сидя этим утром в Пурначандра Аудитории?
Мистер Веда Нараян (ВН): Это вызвало во мне много смешанных чувств, потому что после поступления в колледж Свами это 36-я Дасара, в праздновании которой я принимаю участие. Я сравнивал один из тех дней с порядком проведения в это утро (октябрь 2012). Мы обычно вставали с большим энтузиазмом и собирались с огромным предвкушением, особенно в период Дасары, потому что это нечто особенное для ребят, поющих Веды. Дасара всецело посвящена изучению Вед.
В те дни я обычно вставал в 2 часа ночи с большими ожиданиями, и в это утро я сделал то же самое. Тем не менее, нам не хватает физического присутствия Бхагавана. Я помню, что входил в молитвенный зал и садился там, ожидая Господа. Пандиты, которые приходили к Свами в те дни, обычно всегда декламировали Веды в определённом стиле, называемом крама. Они обычно обходили вокруг всего мандира, а затем заходили внутрь и садились. Господь терпеливо ждал их, а когда они подходили к Нему, Он лично раздавал каждому из них оранжевые дхоти и белые Ангавастрам (накидки на плечи), называемые «дикша вастрам» (одеяния для проведения ритуалов).
Он ждал, когда они завершат свою санкальпу. Они уходили, переодевались и приходили, а затем начиналась процессия. Звучала музыка Надасварам, и любимица Свами слониха Саи Гита возглавляла процессию. Все студенты тоже были там. В Прашанти Нилаям не оставалось ни дюйма свободного места. Саи Кульвант холла в те дни не было, но каждый дюйм песка был занят людьми. Прашанти был переполнен.
Свами очень величественно шествовал в процессии, а затем поднимался на сцену. Он красиво двигался от одного конца сцены к другому. В те дни Свами жевал листья паан, и на Его красных губах играла великолепная улыбка. Он двигался плавно, словно скользил, и наши сердца трепетали каждую секунду, когда Он проходил перед нами. Я скучаю по тем дням.
БП: Итак, это было чувство счастья и в то же самое время чувство печали и ностальгии. Господин Шива Кумар, что чувствовали вы?
Др. Шива Кумар (СК): Как сказал господин Веда Нараян, мы действительно тосковали по физической форме Свами. Но одна вещь постоянно напоминала мне, что каждое подношение, сделанное в этом ягнам, в конечном итоге достигало Свами. На самом деле это была одна из очень красивых аналогий, которую Свами привёл во время Своего выступления на самом первом ягнам в 1961 году.
Свами сказал, что много критиков, не понимая значения ягнам, постоянно говорят, что люди зря расходуют топлёное масло и различные другие подношения, отправляя всё это в огонь. Но они не понимают внутреннего значения, что всё это делается с великой целью, и что всё это в конечном итоге достигает Ягна Пурушу (Главное Божество огненного ритуала).
Свами привёл красивую аналогию, обычный пример, который мы все понимаем – денежный перевод. Он сказал, что, если вы хотите послать деньги человеку в своей деревне, вы просто идёте на почту и отдаёте деньги вместе с адресом. Деньги приходят к человеку по месту его жительства, но вас не беспокоит то, как деньги достигают того человека. То же самое происходит и с каждой произнесённой мантрой. Каждая мантра подобна адресу определённого Божества или Ягна Пуруши. Когда вы произносите: «Сваха» и предлагаете подношение огню, оно обязательно достигнет определённого Божества и Ягна Пурушу. Вам не нужно знать, как оно достигнет, так же как вы не интересуетесь, каким образом деньги пришли к человеку.
БП: Да. Огонь – это курьер.
СК: Да. Несмотря на то, что Свами физически не присутствовал, все мы чувствовали, что каждое подношение в конечном итоге достигало Бхагавана, и на нас всех щедро изливались благословения.
БП: Это так прекрасно, потому что, когда проведение ягны начиналось в 60-х годах, Бхагаван очень понятно объяснил внутреннее значение этого праздника. Мы также знаем, когда подростки выражали недовольство, что предложение масла – это совершенно не нужное расточительство, Он говорил, что это подобно земледелию. Вы помните это, Шашанак?
Др. Шашанак Шах (ШШ): Да. Свами говорит, что критиковать то, что масло предлагается огню, всё равно, что критиковать фермера за то, что он зря расходует зерно, бросая его в удобренную почву. Если он посеет зерно в свою землю, то позднее получит урожай зерна, во много раз превышающий количество посеянного зерна. Точно так же, когда вы произносите эти мантры и делаете подношения в ягна кундам (приямок со священным огнём), вы, в действительности, получите многократную выгоду.
Но тогда Свами очень понятно разъяснил одну вещь. Он сказал, что ягнам в других местах проводятся с некоторой долей эгоизма, такого как молитва Природе о дожде или устранении засухи, вызывающей голод из-за недостатка пищи; или об устранении неблагоприятных влияний планет и т.д. Но в Прашанти Нилаям ягнам проводится с единственной целью – Лока Кальяна, т.е. ради благополучия всех. Поэтому, делая эти подношения в ягна кундам, вы молитесь о благополучии всего человечества. Как говорит Свами, это настоящее «Саашватха Саукхям», т.е. истинное счастье, ради которого проводится эта ягна.
Чтобы внести немного юмора в это, в том выступлении, о котором упомянул Шива Кумар, Бхагаван сказал, люди критикуют, что много масла расходуется зря во время ягнам, но они не задумываются, сколько масла они сами потребляют в своей жизни, и приносит ли это какую-нибудь пользу человечеству. Он добавил, что такие ягны принесут обществу в миллион раз большую пользу.
БП: Да. Только потому, что мы не можем видеть этого, мы не можем этого не учитывать. Мы просто не имеем этого знания, так же как дикарь, который не знает, как работает телевидение, думает, что телевизор – это чудо. Я полагаю, здесь то же самое. Мы не знаем этой науки, но Бхагаван говорит нам, что существует красивая наука об этом, и мы должны это принять.
СК: В одном из Своих выступлений Свами говорил, что, когда ягнам выполняется совершенно бескорыстно и с абсолютной чистотой, это обязательно отразится, и этому будет сопутствовать природный знак, каким является дождь.
БП: И мы видим, что во время каждой Дасары в Прашанти идёт дождь!
ШШ: Не только это. Я помню, что во время проведения Сахасра Пурна Чандра Даршана Ягнам (проводившегося во время празднования 83-й годовщины со Дня Рождения Свами) была трёхдневная программа. После первого дня на следующее утро 3-4 часа шёл сильный ливень. Проведение самой ягны было нарушено, потому что весь стадион Хилл Вью был залит водой.
ВН: Свами также упомянул ещё об одном внутреннем значении этих ягн. Наши мысли, в основном, зависят от той пищи, которую мы едим. Свами привёл красивую связь, сказав, что всякий раз, когда мы с мантрами делаем подношения священному огню, поднимающийся от этого дым формирует облака, которые в свою очередь приносят дождь. Эта вода такая священная, что растения, вбирая её, дают чистое зерно, и когда мы едим это чистое зерно, у нас появляются чистые мысли.
БП: Это космический цикл, таким образом, всё очищается. Сейчас благодаря современным технологиям и пестицидам всё полностью загрязнено.
СК: Верно. На самом деле весь процесс ягнам помимо того, что он чрезвычайно духовный, он также и высоконаучный, он обогащает весь космический цикл.
БП: Вот это да! Я думаю, нам нужно провести отдельную дискуссию только на эту тему, но теперь давайте перейдём к другому. Шашанк, вы читали много Саи литературы благодаря преимуществу работы в издательском отделе общежития. Из того, что вы прочитали, не можете ли вы рассказать нам, как Дасара обычно праздновалась в самые ранние годы, т.е. в сороковых и пятидесятых годах прошлого века?
ШШ: Конечно. Я расскажу о том, что прочитал в самых ранних рассказах о праздновании Навартри в период 1945-46 годов. Это было время, когда Паатха Мандир (старый мандир) был только что построен, и празднования Дасары начали проводиться установленным порядком, если я могу сказать так. Преданные приезжали из различных частей страны, в основном с юга Индии – Бангалора, Ченнаи и из близлежащих городов, таких как Куппам, Виджаявада и других районов. Большинство преданных приезжалосо своими семьями.
Программа, которую авторы рассказов описывают очень образно, была обычно примерно такой. Они имели счастливую возможность спать снаружи Паатха Мандира. Поэтому утром Свами вставал под их пение Супрабхатам. Затем Свами совершал утренние процедуры и возвращался, а они пели и приглашали Его в молитвенную комнату, где выполняли Кумкум Абхишекам (поклонение с вермильоном).
Вот как они делали это: все женщины сидели ровными рядами, и каждой из них давалась небольшая посудина и маленькая фотография Свами. Так же как у нас в общежитии бьют в колокол, там тоже били в колокол, и когда колокол звучал в третий раз, начинался Омкарам. После трёх Омкаров они выполняли Лалита Аштотра Намасмаранам, т.е. воспевали 108 имён Божественной Матери.
Так же как и мы сейчас, они предлагали Кумкум фотографии Свами, поставленной на небольшом подносе, и после того, как были пропеты 108 имён, Кумкум Арчанам завершалось. Всё это время Свами сидел в кресле прямо перед ними, наслаждаясь и принимая все их подношения в форме, соответствующей 108 именам Божественной Матери.
После этого обычно начинались бхаджаны, посвящённые Деви (Богине), а Свами вставал с кресла. Он подходил к каждой из женщин, выполнявших Кумкум Арчанам, и даровал им паданамаскар (позволял поклониться к Своим стопам). Пока продолжалось это благословение, все они группой пылко и радостно пели бхаджаны.
Затем они обедали вместе со Свами, и после этого наступало время общения, Свами говорил о писаниях, таких как Рамаяна, Махабхарата или Бхагаватам, и рассказывал простые истории о великих героях и героинях прошлого. Он выбирал забавные случаи из писаний, а затем очень подробно объяснял внутренний смысл этих историй из Пуран.
Продолжение следует. http://www.sathyasai.ru/forum/topic/11214/#entry134265
Комментариев нет:
Отправить комментарий