пятница, 19 сентября 2014 г.

Что такое карма

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ~ КАРМА И ЦИКЛ РОЖДЕНИЯ-СМЕРТИ

S. - Мы знаем что карма и рождение связаны напрямую и что данное рождение человека определяется его кармой. Но есть некоторые вопросы, которые я хотел бы задать Тебе, Баба, по этому поводу.

САИ: - Да, да. Но вначале ты должен ясно понимать одну вещь. Когда вы говорите о карме в контексте рождения и нового рождения, следует знать, что термин карма не означает только действие. Когда есть какое-либо действие, всегда существует противодействие. Поэтому карма в смысле рождения и нового рождения относится к цепи действий и противодействий. Это тебе ясно?

S. - Не совсем, Баба. Когда Ты говоришь "противодействие", имеешь ли Ты в виду результат действия?

САИ: - Нет, Я не это имею в виду. Естественно, каждое действие имеет результат, и каким он является зависит оттого, каким было действие. Что посеешь, то и пожнешь. Действие - результат, исполнение (чего-либо) - следствие (его); эти двое связаны и не могут быть разделены. Но когда Я говорю о "противодействии", Я не имею в виду результат действия. То, что Я имею в виду - это ваша реакция на результат; отклик или способ, которым вы принимаете плод действия. Вам важно понимать это, поскольку не действие или поступок само по себе вызывает новое рождение, но реакция на его плоды.

S. - Ты имеешь в виду наше отношение к плодам действий, Баба?

САИ: - Да. Я имею в виду ваше отношение и то, каким образом вы принимаете плоды или результаты вашего поступка. Вы счастливы и ликуете, когда результат хороший; вы несчастливы и подавлены, когда этот результат плох. Эти эмоциональные реакции запускают дальше страстные желания и побуждения, которые раздувают или, наоборот, уменьшают эго. Это в свою очередь ведет к еще большим действиям, а действия имеют результатом реакцию на них и таким образом получается бесконечная цепь действий-реакций-нового рождения. Все страсти и побуждения остаются с вами даже после смерти. Они так сильны, что вы рождаетесь в этот мир снова и снова для того, чтобы исполнять их. Пока желания остаются, рождение вновь неизбежно. Поэтому, если вы хотите избежать нового рождения, вам следует освободиться от мирских желаний. Они связывают вас. Они подобны магнитам, которые привлекают вас снова и снова в этот мир. Следовательно, если вы желаете избежать этого круга рождения, смерти и нового рождения, попытайтесь оставить желания. Так как желания вызываются вашими эмоциональными откликами, вам нужно попытаться изменить ваше отношение к результату или плодам действия.

S. - Как нам следует выполнять эту задачу, Баба?

САИ: - Мой дорогой, все ликование, воодушевление и подавленность, счастье и несчастье, привязанность к плодам действия существуют из-за того, что вы думаете, что это вы - "делающий" те или иные поступки и "наслаждающийся" их плодами. Пока существует эта идея, вы будете связаны циклом перерождений вновь и вновь. Но как только вы понимаете, что вы только свидетель и наблюдатель, вы освобождаетесь от этого цикла.

S. - Можно сказать, что ощущения счастья при успехе и несчастья при неудаче возникают из-за нашего отождествления с телом, а не с Атмой. Это так, Баба?

САИ: - Да. Вы думаете, что вы - тело, ум, интеллект и так далее. Вот почему вы реагируете эмоционально на последствия ваших действий. Вы считаете, что это тело "делает" и тело "наслаждается". Но кто вы в действительности? Вы - не тело. Вы - нечто отличное и отдельное от просто тела, ума, интеллекта и эго. Вы - Атма, не подверженный влиянию никакого действия или результата. Вы, ваша сущность, есть Атма. Вы только свидетель тому, что происходит вокруг вас, поскольку Атма не включается в действие. Что бы там ни было, это не влияет на реальное, истинное "Вы".

S. - Если я только свидетель, кто тогда настоящий "деятель" и "наслаждающийся"?

САИ: - Бог - единственный "Делатель" всех поступков и Он - единственный "Наслаждающийся" всеми плодами. Он есть единственный Карта и Бхокта. Все действия совершаются Им и все плоды получает Он. Он существует, присутствует везде и во всем как Атма. Атма - это единственный источник всех действий, так же как солнце - источник света. Вы только инструменты в руках Атмы или Бога. Здесь, когда Я говорю "вы", Я не имею в виду ваше настоящее "я", Атму, но ваше физическое тело. Ваше тело, ум, интеллект и эго подобны инструментам в Божественных Руках и посредством их Он действует. Для того чтобы писать, вы нуждаетесь в бумаге и ручке, не так ли? Подобно этому, Бог действует через вас. А поскольку Он совершает деяния, только Он имеет право наслаждаться всеми плодами этих деяний.

Я приведу вам один пример. Возьмите кукольный театр. У кукловода есть куклы, прикрепленные к веревочкам. Он дергает и тянет эти веревки и заставляет кукол двигаться и танцевать по его желанию. Марионетки не могут двигаться по собственному желанию и воле. Они всецело в руках кукловода. Если представление удалось, кукловод заслуживает похвалу, а если представление плохое, он зарабатывает порицание. Итак, вы видите, что успех или неудача принадлежат кукловоду. Он "деятель" и он - наслаждающийся".

Марионетки просто инструменты в его руках. То же самое и в случае с Богом. Он Божественный кукловод: Он - Делающий и Наслаждающийся. Вы же просто Его куклы и инструменты. В качестве другого примера возьмите игру в шахматы. Гроссмейстеры сидят над шахматной доской и передвигают шахматные фигурки по ней как считают нужным, победа или поражение в игре выпадает на долю игроков, а не фигурок. Победитель получает похвалу, проигравший - порицание. В любом случае не фигурки наслаждаются результатом.

Итак, вы видите, что Бог есть Конечный, Основной Деятель, Дающий и Получающий. Он - Карта, Дата и Бхокта. Все действия - Его, все плоды приходят от Него и возвращаются к Нему. Вы только инструменты в Его руках и только свидетели. Следовательно, поскольку вы не настоящий, реальный деятель, у вас нет и права на плоды.

S. - Подожди, Баба. Ты говоришь, что у нас нет права на плоды действия, так как Бог - настоящий Деятель. Это достаточно ясно. Но как относительно действия самого по себе? Разве мы не имеем право на поступок?

САИ: - Вы имеете право сделать выбор как действовать, так или иначе, должна быть принята определенная линия поведения. Вы имеете право выбора между взаимоисключающими направлениями вашего действия. Направления или пути, ведущие к действию, открыты для вас и выбираются вами по доброй воле. Действие само по себе предопределено и фиксировано, но способ, которым оно совершается, оставлен на ваш выбор или предпочтение. С помощью своего рассудка и проницательности, вы выбираете определенный порядок действий и исполняете его. И здесь ваши права кончаются. Как только действие совершено, результат или плод его ускользает из ваших рук.

Например, допустим, какой-то человек сидит в машине, которой управляет его шофер. Хозяин велит шоферу ехать к определенному месту назначения, но оставляет за ним выбор дороги. Водитель выбирает самый короткий и легкий путь к этому месту. Место назначения фиксировано и предопределено, существует только возможность выбора маршрута. Другими словами, само действие, поступок фиксировано и предопределено, но способ действия открыт для выбора. Выбрать данный способ действия среди альтернативных - ваше право, но как только вы выбрали определенный способ или путь, действие или дело сделано, результат ускользает от вас. Закон Кармы берет все в свои руки и определяет результат или плод поступка. В примере с машиной шофер выбирает определенную дорогу и везет своего хозяина к месту назначения, выбранному хозяином. На этом его деятельность завершена и его роль закончена. Что происходит после прибытия к месту назначения, что из этого выйдет, хорошее или плохое, успех или неудача, его не касается. Он не может заявить свое право на результат. Плод или результат идет хозяину. Хозяин - "наслаждающийся" (плодами), водитель - лишь инструмент, средство к достижению этой цели. Так же ваше физическое тело, ум и интеллект являются инструментами в Божьих Руках. Он использует их, чтобы действовать. Вы, как шофер, а Бог - хозяин, господин. Он является настоящим Исполнителем (Делающим), вы участвуете в качестве инструмента или наблюдателя, а плоды выпадают на Его долю. Таким образом, вы видите, что Бог "делает" и Бог "наслаждается".

S. - Если Ты говоришь, что Бог все делает, тогда как проявляется зло в мире, Баба? Несомненно, Бог не совершает зла?

САИ: - Нет, Бог не делает Сам зла. Он побуждает вас только к хорошему и велит делать только хорошее. Но что если вы не слушаетесь и не выполняете Его наставлений? Ум и эго представляют собой узел желаний, любви и отвращения (рага и двеша), и они стоят на пути правильного деяния. Как бывает: мама велит своему ребенку учиться, но дитя, склонное к шалостям, уходит играть. Ребенок не слушается мать. Неправильно поступает ребенок, но не мать. Подобно этому, Голос Бога в вас и вашем сознании может велеть вам сделать определенную вещь, но ум игнорирует приказание и заставляет вас делать то, что он хочет. Поэтому, это не Бог совершает зло, а ваш собственный ум и эго.

Человек благословлен способностью к рассуждению и различению правильного и неправильного. Это функция интеллекта - различать, рассуждать и анализировать. Интеллект велит вам делать правильные вещи. Интеллект всегда прав. К несчастью, человек слушает не свой интеллект, а только ум. Пока человек так делает, он будет совершать неправильные поступки.

S. - Тогда, если каждый научится следовать только интеллекту, никто не будет совершать никакого зла. Это так, Баба?

САИ: - Да, интеллект всегда прав, беспристрастен, непредубежден, уравновешен и рационален. Если вы следуете за ним, вы в безопасности. Вы не станете делать и говорить дурное или думать дурно. Все будет только хорошим.

S. - Как нам достичь такого уровня мышления?

САИ: - Постоянным исследованием (вичара) и различением (вивека). Это поможет вам понять, что именно Бог - Деятель и Наслаждающийся. Он совершает действие. Он потребляет его плоды. Все действия исходят от Него и все плоды идут к Нему. Когда вы начнете рассуждать таким образом вы автоматически будете делать только хорошее и правильное, поскольку в вашем рассуждении Бог не может делать плохое или неправильное. Вы будете следовать только своему интеллекту, а не своему уму.

S. - Тогда мы достигнем успеха в развитии беспристрастия, Баба?

САИ: - Как только вы осознаете, что вы не "делатель" и не "наслаждающийся", вы научитесь отрекаться от всех прав на плоды. Вы не станете предъявлять права на результаты действий. Вы все предложите Всевышнему. Вы отдадите действие и результат Богу, как принадлежащее только Ему. Вы перестаете заявлять о своем праве на действие и его плоды. Вы станете беспристрастными (вайрагин). Вы станете безразличными к последствиям вашего действия. Хороший ли результат, плохой ли, успех или неудача, вы останетесь спокойным и невзволнованным, беспристрастным и безучастным.

S. - Это и есть нишкама карма, Баба?

САИ: - Да. Это карма или действие без желания его плодов или вознаграждения. Вы будете совершать каждое действие только ради него самого, а не ради награды. Конечный результат не обеспокоит вас. Таким образом, на этом пути вы становитесь карма-пхала-тйяги, тем, кто отказывается от плодов действия.

S. - Освободит ли нас карма-пхала-тйяги от колеса рождения и смерти?

САИ: - Да. Вы станете дживан-мукта, тем, кто освобожден от уз рождения-смерти-нового рождения еще при жизни. Для вас больше не будет рождений. Вы достигнете состояния невозмутимости и спокойствия. Вы будете в постоянном состоянии покоя-мира, который не сотрясаем ни процветанием, ни бедствиями. Для достижения этого исполненного абсолютного блаженства состояния, необходимо приложить усилия.

~ ШУДДХА АДИТЬЯ, Потоки Нектара Сатья Саи, гл.6


Комментариев нет:

Отправить комментарий