Вчера день был ознаменован памятью св. Апостола Андрея Первозванного и св. Люции...
Сегодня день памяти христианского мистика св. Хуана де ла Круса (или Иоанна Креста), жившего в шестнадцатом веке и оставившего удивительное поэтическое наследие своих духовных опытов...
"Пять условий одинокой птицы:
Первое: до высшей точки она долетает;
Второе: по компании она не страдает
даже таких птиц, как она;
Третье: клюв её направлен в небо;
Четвёртое: нет у неё окраски определённой;
Пятое: и поёт она очень тихо".
Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы. Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию.
В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получал богословское образование в Саламанке. Затем он стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве он принял имя Иоанн Креста.
В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена, инициированными св. Терезой Авильской. Иоанн стал сторонником реформ, имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов — строгости и аскетичности.
Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты — «Восхождение на гору Кармель» (http://samlib.ru/n/n...ndelacrus.shtml), «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви».
Скончался св. Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. он был канонизирован папой Бенедиктом XIII. В 1926 г. папа Пий XI объявил его Учителем Церкви.
Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек — ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.
Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты, в частности, Д. С. Мережковский, написавший книгу о нём.
Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали нарисовал в 1950—1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста». Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Св. Иоанном Креста, изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы.
Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:
" … в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне
предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это
ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную
составляющую Вселенной — Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца
Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста,
я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко
изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот
треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди,
терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах,
с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое
решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая
гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину
без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои
эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем
изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили
экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача
заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет."
Из стихов св. Иоанна Креста:
Я очутился в том краю,
вкусив неведенья такого,
что выше знания любого.
Не знаю сам, какой тропою
вошел я в край сей заповедный,
не знаю, где я, но не скрою,
что в этот миг мой разум бедный,
покинув мир немой и бледный,
вкусил неведенья такого,
что выше знания любого.
Объяло истинное знанье
весь мир, Всевышним сотворенный.
Так, в одиночестве, в молчанье,
его узрел я и, плененный,
стал как младенец несмышленый,
коснувшись таинства такого,
что выше знания любого.
Был поглощен я столь всецело,
что на вершине отчужденья
любое чувство онемело,
ушло любое ощущенье,
когда достиг я постиженья
непостижимого – такого,
что выше знания любого.
Сей пилигрим, по Божьей воле,
сам от себя освободится
и все, что он узнал дотоле,
во прах и пепел обратится.
столь возрастет, что умалится
вдруг до неведенья такого,
что выше знания любого.
Чем больше познает, немея,
ум, тем он меньше постигает
сей пламень, ведший Моисея,
свет, что в полуночи сияет,
но тот, кто все ж его познает,
вкусит неведенья такого,
что выше знания любого.
Сие незнающее знанье –
такую власть оно имеет,
что мудрецы в своем старанье
его постичь – не преуспеют,
ибо их знанье не сумеет
достичь неведенья такого,
что выше знания любого.
Его вершина недоступна,
и нет науки, овладевшей
тем высшим знаньем целокупно
иль превзойти его сумевшей.
Но сам себя преодолевший,
вкусит неведенья такого,
превыше став всего земного.
И, коль желаешь ты ответа –
– что тайна высшая скрывает?
– скажу: благое знанье это
суть Божества собой являет.
Нам Божья милость позволяет
вкусить неведенья такого.
что выше знания любого.
***
И без опоры, и с опорой
во тьме, без света обитаю;
во всем предел свой обретаю.
О всех созданиях из плоти
душа навеки позабыла,
и над собою воспарила,
и Бог был с нею в том полете,
опорой, что ее хранила.
И посему сказать я вправе,
что вещь, прекрасней нет которой,
моя душа узрела въяве –
и без опоры, и с опорой!
Пусть жизнь моя объята тьмою –
то участь всех в земной юдоли,
я не скорблю об этой доле!
Моя любовь творит со мною
досель невиданное чудо:
порою слепну я, но знаю –
душа любви полна, покуда
во тьме, без света обитаю.
Меня ведет любви той сила:
она, живя во мне незримо,
добро ли, зло, что мне чинимо –
единым яством обратила
и жизнь в себя преобразила.
И в этом сладостном томленье
я словно в пламени сгораю,
и, раненый без исцеленья,
во всем предел свой обретаю.
(перевод Ларисы Винаровой http://www.vekperevo...50/vinarova.htm )
Ом Шри Саи Рам!
Сегодня день памяти христианского мистика св. Хуана де ла Круса (или Иоанна Креста), жившего в шестнадцатом веке и оставившего удивительное поэтическое наследие своих духовных опытов...
"Пять условий одинокой птицы:
Первое: до высшей точки она долетает;
Второе: по компании она не страдает
даже таких птиц, как она;
Третье: клюв её направлен в небо;
Четвёртое: нет у неё окраски определённой;
Пятое: и поёт она очень тихо".
Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы. Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию.
В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получал богословское образование в Саламанке. Затем он стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве он принял имя Иоанн Креста.
В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена, инициированными св. Терезой Авильской. Иоанн стал сторонником реформ, имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов — строгости и аскетичности.
Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты — «Восхождение на гору Кармель» (http://samlib.ru/n/n...ndelacrus.shtml), «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви».
Скончался св. Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. он был канонизирован папой Бенедиктом XIII. В 1926 г. папа Пий XI объявил его Учителем Церкви.
Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек — ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.
Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты, в частности, Д. С. Мережковский, написавший книгу о нём.
Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали нарисовал в 1950—1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста». Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Св. Иоанном Креста, изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы.
Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:
" … в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне
предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это
ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную
составляющую Вселенной — Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца
Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста,
я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко
изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот
треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди,
терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах,
с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое
решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая
гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину
без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои
эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем
изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили
экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача
заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет."
Из стихов св. Иоанна Креста:
Я очутился в том краю,
вкусив неведенья такого,
что выше знания любого.
Не знаю сам, какой тропою
вошел я в край сей заповедный,
не знаю, где я, но не скрою,
что в этот миг мой разум бедный,
покинув мир немой и бледный,
вкусил неведенья такого,
что выше знания любого.
Объяло истинное знанье
весь мир, Всевышним сотворенный.
Так, в одиночестве, в молчанье,
его узрел я и, плененный,
стал как младенец несмышленый,
коснувшись таинства такого,
что выше знания любого.
Был поглощен я столь всецело,
что на вершине отчужденья
любое чувство онемело,
ушло любое ощущенье,
когда достиг я постиженья
непостижимого – такого,
что выше знания любого.
Сей пилигрим, по Божьей воле,
сам от себя освободится
и все, что он узнал дотоле,
во прах и пепел обратится.
столь возрастет, что умалится
вдруг до неведенья такого,
что выше знания любого.
Чем больше познает, немея,
ум, тем он меньше постигает
сей пламень, ведший Моисея,
свет, что в полуночи сияет,
но тот, кто все ж его познает,
вкусит неведенья такого,
что выше знания любого.
Сие незнающее знанье –
такую власть оно имеет,
что мудрецы в своем старанье
его постичь – не преуспеют,
ибо их знанье не сумеет
достичь неведенья такого,
что выше знания любого.
Его вершина недоступна,
и нет науки, овладевшей
тем высшим знаньем целокупно
иль превзойти его сумевшей.
Но сам себя преодолевший,
вкусит неведенья такого,
превыше став всего земного.
И, коль желаешь ты ответа –
– что тайна высшая скрывает?
– скажу: благое знанье это
суть Божества собой являет.
Нам Божья милость позволяет
вкусить неведенья такого.
что выше знания любого.
***
И без опоры, и с опорой
во тьме, без света обитаю;
во всем предел свой обретаю.
О всех созданиях из плоти
душа навеки позабыла,
и над собою воспарила,
и Бог был с нею в том полете,
опорой, что ее хранила.
И посему сказать я вправе,
что вещь, прекрасней нет которой,
моя душа узрела въяве –
и без опоры, и с опорой!
Пусть жизнь моя объята тьмою –
то участь всех в земной юдоли,
я не скорблю об этой доле!
Моя любовь творит со мною
досель невиданное чудо:
порою слепну я, но знаю –
душа любви полна, покуда
во тьме, без света обитаю.
Меня ведет любви той сила:
она, живя во мне незримо,
добро ли, зло, что мне чинимо –
единым яством обратила
и жизнь в себя преобразила.
И в этом сладостном томленье
я словно в пламени сгораю,
и, раненый без исцеленья,
во всем предел свой обретаю.
(перевод Ларисы Винаровой http://www.vekperevo...50/vinarova.htm )
Ом Шри Саи Рам!

Комментариев нет:
Отправить комментарий