ещё один рассказ из книги "Предельная высота, или освобождение от зависимости. Подлинные истории освобождения от зависимости под влиянием Шри Сатья Саи Бабы. Дженнифер Гейз", М., Амрита-Русь, 2006 http://www.sathyasai.ru/forum/topic/4535/page__st__20#entry113689
Глава 7
ИСТОРИЯ РАДЖЕША
Там, где есть воля, есть путь, - и это абсолютно верно. Вначале это твоя собственная воля. Она усиливается волей Бога, до тех лор пока не превратится во всесильную волю Бога. Вы, похоже, играете в особую игру, которую, по правде говоря, не хотите прекращать. Но и ее можно изменить,
если захотеть. Вы не слабые и не беспомощные. Вся сила и энергия находятся внутри вас самих.
Саи Баба
Раджеш прожил большую часть из своих тридцати
четырех лет в Америке. С октября 2000 года он живет в Индии. Встретив Раджеша,
трудно поверить, что он был зависимым от «крэка» (разновидности кокаина). Он
выглядит таким чистым, молодым, и похож на ангела. Брызжущий энергией, он
полон здоровья и жизненных сил, красивый мужчина с большими влажными глазами,
которые начинают светиться, когда речь заходит о Боге. Мы прозвали его «бурундук» из-за его щек и сверкающей
улыбки. Он немногословен, когда речь заходит о его прошлом, но согласился
поделиться своей историей в надежде помочь другим, борющимся с зависимостью.
Я родился в индийской семье на юго-востоке
Америки в 1968 голу. Эта часть света довольно
консервативна и полна предрассудков, направленных против цветных, так
что с самого начала мне было непросто. В 60-е годы мои родители
уехали прочь от традиционной индийской культуры
в Америку, оглядываясь назад, я вижу, что здесь я никогда не чувствовал
себя своим. Это проявлялось в разных формах, включая
раздражительность и неудовлетворенность ребенка, остро чувствовавшего чужаком в
чужой для себя стране.
В двенадцать лет я попробовал алкоголь и
марихуану. Первый раз количество выпитого ограничилось двумя банками пива, а
второй раз я принял уже пять порций тройного виски и сильно окосел.
Я был счастлив оттого, что хоть что-то для себя на-шёл, это помогало мне
чувствовать себя особенным, открылся новый путь в жизни и культура, которую я
мог понять. За последующие четыре года из старательного школьника я превратился
в повесу, увлекающегося наркотиками и шумными
компаниями. Мои оценки стремительно ухудшались, и однажды я даже был пойман в школе за
распитием спирного. Я связался с группой хулиганов в нашем районе, которая
занималась кражами, вредительством, игнорировала школу и баловалась травкой.
Мои родители старались не замечать происходящего со мной, а я старался все
скрывать, но к шестнадцати годам, когда я окончил среднюю школу, они уже обо
всем догадывались.
За первый год колледжа я
превратился в законченного наркомана. Это не было осознанным выбором. В
семнадцать лет ежедневное использование наркотиков стало для меня обычным
делом, я начал употреблять кокаин и ЛСД. Я также много пил и
курил марихуану, а в девятнадцать лет познакомился с крэком. Я
пристрастился к нему, так как он был
относительно дешев и нравился мне. Так началось мое катастрофическое
падение. Крэк способен вызывать чрезвычайно сильную зависимость, и на последующие
шесть лет он полностью завладел мною.
Мне удавалось устраиваться на работу, но я
регулярно ее терял и стал красть. Сначала я начал обирать своих родителей, и
тогда им стало уже окончательно ясно, что со мной творится неладное. Я брал у
них деньги взаймы с их молчаливого согласия и понимания, что они никогда не
получат их обратно. Я думаю, что в индийской семье большое значение придается
тому, чтобы нарочито не замечать происходящего и делать вид, что все в порядке.
Я чувствовал, что их больше волновало то, что скажут другие, а не сама
реальность. Они сердились, но их упорное игнорирование моего образа жизни
давало мне свободу действий. С другой стороны, они вытерпели от меня больше,
чем большинство отцов и матерей, и я им очень за это благодарен. Если бы они
снова и снова не оказывали мне поддержки, я бы, возможно, не выбрался из всего
этого живым.
Наконец, когда
мне исполнился двадцать один год, они не выдержали и попросили меня уйти из
дома. Им было страшно оставлять меня дома одного. Я был полностью зависимым от
крэка, а это означало, что мне нельзя доверять. Жажда наркотика была очень
сильной, а мое сознание было затуманенным и разрушаюсь изо дня в день. В моих
мыслях не было логики, и я утратил все представления о морали. Глубоко внутри
во мне таилось понимание того, что мои поступки ужасны, но я не позволял себе
взглянуть на это честно. Мне только нужно было иметь то, что я хотел. Так что
я совершал дикие поступки. Я воровал деньги и дорогие вещи из дома, и мои
родители не знали, чего недосчитаются в следующий раз. Они прогнали меня,
просто не зная, что еще можно было сделать. Моей матери было плохо от мысли,
что со мной может что-то случиться, они все еще заботились обо мне и были всегда
готовы помочь мне, но теперь уже только на расстоянии.
Мой товарищ в Мемфисе, штат Теннеси, имел
свой бизнес по чистке ковров, и я присоединился к нему. Это означало, что я мог
не зависеть от родителей. Я выдержал четыре месяца. Я тратил деньги сразу же,
как только получал их, а мое здоровье становилось все хуже. Я похудел до 110
фунтов (50 кг) и выглядел изнуренным и выпотрошенным, у меня постоянно
возникали сложности с оплатой счетов, все шло вкривь и вкось. Однажды я попал в
серьезную аварию на новенькой грузовой «Мазде». которую уговорил отца мне
купить. Мои родители всё еще пытались меня поддерживать, но после всего, что
произошло, они велели мне убираться, и я понял, что пришло время удариться в
бега. Мои родители были порядочными людьми и уже достаточно от меня
натерпелись.
В 1991 году в возрасте двадцати трех лет я
пересёк страну и перебрался в Портленд, штат Орегона. Впервые
я был предоставлен самому себе, и мне нечего было терять. Целый
год у меня не было своего угла, и я проводил ночи в приютах или на улице.Я
обитал в неблагополучных районах, и моя жизнь несколько раз
висела на волоске. Однажды бандиты приставили к
моему виску пистолет, избили меня и отобрали все деньги. В другой раз мне угрожали
ножом из-за порции наркотиков. Я никогда не попрошайничал, но воровал, а также
пытался зарабатывать сам. В то время я работал официантом, и часто моими
клиентами были люди, снабжавшие меня наркотиками. Всю ночь я
находился под кайфом, а просыпался только во второй половине дня к следующему выходу на работу. Я ел только один раз, а большую часть
времени «отрывался» в ванной комнате. Мое здоровье в это время резко
ухудшилось. Когда принимаешь крэк, невозможно нормально есть, так что питался я
от случая к случаю.
Я не мог позволить запасам наркотиков истощаться,
поскольку без них душевная боль становилась невыносимой. Я не мог с ней
справиться и находил действенный способ избегать этого, принимая крэк. Это
повторялось изо дня в день. Во время, свободное от его приема, я либо добывал
его, либо думал о том, как его достать. Это занимало мои мысли все двадцать
четыре часа в сутки, кроме времени сна. Думаю, я видел его и во сне. Я работал
только для того, чтобы покайфовать.
Каждый
вечер перед сном в глубине моего подсознания появлялось ощущение того, что
происходит что-то нехорошее, и это необходимо изменить. Но зависимость — штука
коварная, и вы не можете реально оценивать ситуацию. Кажется, что совершаешь
нормальные поступки, хотя на каком-то уровне сознания и понимаешь, что это не
так. Мне обычно казалось, что проблема всегда была в чем-то другом, но только
не в наркотиках. То есть я был, например, уверен, что дела пойдут отлично, если
изменится кто-то, с кем мне приходится иметь дело, или если я найду лучшую
работу. Я не связывал все это с фактом, что у меня серьезные проблемы с наркотиками.
Но когда я отправлялся спать, я все-таки вспоминал об этом и обещал себе, что
«никогда не буду делать этого впредь». Это повторялось каждый день, сотни раз,
прежде чем на меня снизошло милосердие и я смог это преодолеть. Чем больше я
принимал наркотиков и чем больше совершал действий, которые считал недостойными
себя, тем хуже я относился к себе как к человеку, Поэтому я продолжал одурманивать
себя, чтоб боль не вылезала наружу. У меня было понимание того, что жизнь моя
скатывается в пропасть, и я тащу за собой других. Силы у моих родителей,
пытавшихся мне помочь, были истощены. Я звонил им изредка, Каждый раз, отвечая
на звонок, они боялись услышать известие о моей смерти.
На улицах Портленда я провел год. Я терял
работу одну за другой и утратил всякую видимость нормальной жизни. Меня
выгоняли отовсюду, и в ресторанах у меня уже сложилась определенная репутация.
Ситуация становилась угрожающей. Я, конечно, могу только предполагать, но если
бы я продолжил катиться по той же дорожке, думаю, что вскоре бы умер. Но вот, в
феврате 1993 года, что-то переменилось. Я не могу сказать, что именно
произошло, — оглядываясь назад, я думаю, что мною двигала глубокая, не
признаваемая мной самим вера в Бога. Но в то время мое сознание было настолько
замутнено, что я вообще ни с чем не мог это связать, что уж говорить о Боге.
Могу только сказать, что кто-то заботился обо мне без моего ведома. Реальные
очертания этой заботы проявились в виде программы «Двенадцать шагов». Я посещал
общество Анонимных Наркоманов (АН) несмотря на то, что продолжал употреблять
наркотики, но не относился к этим встречам серьезно. А ведь любой, кто
занимается по этой программе, скажет вам, что такого отношения недостаточно.
Годами я изредка приходил туда, а теперь решился попросить у них помощи. В это
же время я прослышал о бесплатной программе помощи наркоманам и направился в
департамент социального обеспечения разузнать о ней. Мне сказали там. что такая
программа существует, но предназначена она только для безработных.
Единственное, что мне пока еще было дано, — это способность к работе. Моя
нездоровая зависимость подвела меня к мысли, что гораздо важнее держаться за
работу, и я сказал «Нет, спасибо». Вскоре, двумя месяцами позже, что-то во мне
перевернулось, и я решил, что мне все-таки обязательно нужно это
сделать. «Мне все равно уже нечего терять. Я должен участвовать в этой программе,
и я должен измениться», — подумал я.
Я стал чаще посещать занятия в АН, и
говорил окружающим, что я чист. Конечно, твои друзья по несчастью знают, когда
ты лжешь, но они приободряли меня, соглашаясь: «Чудесно, мы рады, что ты смог
это сделать, приходи еще». Я понимал, что эти люди либо хорошо ко мне
относятся, либо просто глупы. И в том и в другом случае это было неплохо,
потому что там я чувствовал себя нормально, а таких мест становилось все
меньше. Каждый день я звонил, чтобы узнать, есть ли свободные места в лечебном
центре, и я начат молиться. Я просил Бога, если Он есть, помочь мне туда
устроиться. В течение недели для меня нашли свободное место, хотя обычно это
тянется около двух месяцев. В тот вечер я пошел на собрание «Двенадцати шагов»
и сказал всем, что собираюсь пройти программу помощи наркоманам. Я пробыл там
три недели, и когда вышел, то был чист. Теперь проблемой стало удержаться на
этом пути, поэтому я стал регулярно посещать «Двенадцать шагов», где у меня
сложились со всеми хорошие отношения. На этот раз мои намерения были
серьезными.
На встречах люди много
говорили о Боге. Вначале у меня были проблемы с самим этим словом. Я вырос в
«библейском поясе»*( * Территория на Юге и Среднем Западе США с
преобладанием приверженцев протестантского фундаментализма), где чуть что, и уже звучит слово «ад», поэтому во мне
выработалось определенное сопротивление всему нетрадиционному. Таков уж
индус-фундаменталист, воспитанный в духе консервативного христианства. Но для
меня начало проясняться, что существует некая Высшая Сила, и примерно в течение
года это было единственным понятием, с которым я мог ужиться. Теперь, когда я
стал серьезнее, эта Сила вошла в мою жизнь. Я был готов пробовать делать все,
что только имело шансы на успех. Мои родители и другие люди пытались помочь
мне, но им не удавалось сделать это. В АН же были люди, подобные мне, я мог
наблюдать, как они менялись, и это вдохновляло меня. Если им удалось сделать
это, я знал, что тоже смогу.
Годом позже я познакомился с замечательным верующим
человеком, который стал моим поручителем в АН и на самом деле вложил
в меня много труда, ведя меня к Богу. Именно с тех пор
начались мои взаимоотношения с Богом. Он сказал мне,
что если я хочу жить хорошо, мне нужно
выполнять работу и совершать действия, которые мне не
нравятся, например молиться. У меня было желание попробовать.
Двенадцать шагов, похоже, развивали связи с Высшей Силой,
стирая старые представления и развивая новые посредством подчинения Силе болышей,
чем твоя собственная. Я усердно трудился два с половиной года и
оставался «в завязке». Я думал о Боге, я писал Богу, я молился Богу, и начали сказываться
немедленные результаты. Я изменился внутренне, я становился
все лучше и лучше.
Как-то, года через полтора, один человек
из программы сказал мне: «Ты довольно умный парень. Ты заново обрел жизнь, ты
не живешь на улице и не накачиваешь себя отравой и наркотиками. Почему бы тебе
ни пойти учиться в колледж?». Это всегда было моей мечтой. Из-за наркотиков
меня уже исключали за неуспеваемость, и я чувствова себя неспособным к учебе.
Мне хотелось доказать себе, что я могу учиться, и я поступил в колледж. Это
были замечательные четыре года учебы. Было интересно, и мои страхи, что я не
смогу хорошо учиться, улетучились, как только я стал получать первые «пятерки».
У меня пробудился интерес к жизни, и мне хотелось попробовать себя во всем и
понять, что мне, наконец, нравится. Я мог сам планировать свою программу и
проявил интерес к культуре, которую раньше отвергал, в том числе и к индийским священным
писаниям. После первого года я получил
академическую стипендию за успехи в учебе.
Я все время занимался по программе «шагов»
и все пропускал через себя, повернувшись лицом к Богу и постоянно наблюдая, как
Он откликатся на мои молитвы. Я часто произносил молитву Спокойствия, которая
всегда была частью встреч в «Двенадцати шагах». Когда возникала боль, я молился
и полагался на поддержку людей из группы. У меня все еще сохранялось
глубокое чувство ненужности и непригодности к труду, но теперь у меня был Бог
и мои занятия, которые заменяли мне наркотики и помогали сохранять чувство собственного достоинства. У
меня появился стимул к жизни. Иногда я чувствовал умиротворение и
удовлетворение, и было ясно, что
моя работа над прохождением «шагов» и молитвы
имели позитивный результат. Я пришел к выводу, что Бога просто не может не
быть. К тому же, в моей жизни были люди, похожие на меня, и их жизнь также
менялась самым коренным образом, так что это были не просто мои собственные
фантазии.
После двух лет колледжа я
переехал из Портленда в маленький городок и заканчивал свою учебу уже там.
Это
было сопряжено с большими изменениями,
поскольку означало, что я покидаю программу АН. К тому времени это общество
заменило мне семью и было мне очень близко, так что мне было тяжело уходить. Я
чувствовал, что после всего, что эти люди для меня сделали, я остался в долгу
перед ними. Я не смог бы покончить
с крэком самостоятельно, и я был им благодарен, но в новом городе в АН у меня
возникли трения с некоторыми другими членами, и я понял, что я там лишний. Мне
следовало перестать все время полагаться на других, потому что, в конце
концов, мне нужно найти Бога в себе. Одна из ступеней говорит о
совершенствовании сознательного контакта с Богом через медитацию. Я понимал,
что у меня этого не было.
Меня всегда привлекала медитация, даже во
времена моего увлечения наркотиками. Тем, кто увлекается крэком, трудно
сосредоточиться, но временами я включал свой проигрыватель и медитировал под
музыку ситара. Нечто было во мне, возможно, из прошлой жизни, знающее, что
медитация может дать мне покой. Когда я уехал из Портленда, я нашел практику
буддийской медитации випассаны, и она мне понравилась. Во мне было
воспитано недоверие ко всевозможным гуру, так что я был доволен, что в
этой практике гуру не требовалось. В отличие от «Двенадцати шагов»,
целью которых было подчинить себя Богу, здесь вообще не упоминалось о Боге. В
результате я, похоже, ударился в умствования. Для меня в этом не было ничего
хорошего, поскольку каждый раз я просто погружался в ментальные завихрения, что
делало меня беспомощным. За год я «усох» и утратил связь со своими чувствами и
с Богом. Я этого сначала не понимал, затем увидел, что с практикой у меня
начались серьезные проблемы, а ведь это было единственным, что удерживало мою
жизнь от распада. Я прошел через множество внутренних потрясений. Я чувствую,
что для зависимых людей очень важно жить сердцем. Наши умы зависимы поэтому нам нужно иметь опору. Теперь я знаю,
что мой путь — это путь сердца, и випассана была важным этапом моей
духовной жизни.
На десятый день моего первого курса випассаны
я заговорил с одним из участников. Первые девять дней мы хранили молчание,
но в последний день общаться разрешалось. Он сказал: «Я знаю мы не должны наблюдать
друг за другом, но все-таки это неизбежно происходит, ведь мы питаемся и живем
вместе. Ты, кажется, серьезно относишься к тому, что делаешь, и я хочу тебе
сказать, что на земле прямо сейчас живут пара учителей, к которым я бы
советовал тебе съездить. Они самые
высокие учителя из всех, кого я знаю. Один из них - Саи Баба, другая — Аммаджи.
Оба они живут в Индии». Я вежливо откликнулся: «Да, это замечательно». Меня это
не интересовало, и я думал: «Нечего говорить мне, кто самый высокий».
Дэйв был писателем и
преданным Саи Бабы в течение двадцати лет, и после нашей встречи любезно
продолжал присылать мне по электронной почте письма о Саи Бабе. .. Он жил в Канаде... Письма пролежали в моем электронном почтовом
яшике почти год, пока я наконец их не открыл. Первое, о чем я прочел, было
высказывание Бабы о том, что Будда и Иисус не были аватарами. Я знал
концепцию аватара, схождение Бога на землю в облике человека, но я не
знал, нужно ли понимать это буквально или же это духовный символизм. Я был
задет и подумал «А кто, собственно, Он,
чтобы говорить, что Будда не аватар». В это время Будда был для меня наиболее
близок, а Саи Баба, напротив, ничем меня не привлекал. Прежде всего,
меня сбил с толку Его внешний вид. Он сильно отличался от всех,
кого я когда-либо видел, и я подумал, что Он
выглядит странно. Я думал, Он пытается доказать
что-то своим необычным нарядом, пышными волосами и материализациями. На мой
взгляд, все это отдавало самолюбованием, и я отверг Его для себя.
Однажды мой попечитель из «Двенадцати
ступеней» вызвал меня и сказал, что у него последняя стадия
рака поджелудочной железы, и он умрет в течение шести месяцев.
Передо мной был энергичный, потрясающий человек с неуемной энергией, умирающий
в свои пятьдесят четыре. Я не мог поверить в это. Он был моим духовным
наставником. В то же время я покинул колледж и разочаровался в випассане. Все, что имело значение в моей жизни, рушилось,
когда «новому мне», избавившемуся от наркотиков и алкоголя,
исполнилось только четыре года. Единственным, за что я мог уцепиться,
была шестимесячная поездка в Индию, в которую мы планировали
отправиться с матерью.
Моя семья родом из Андхра Прадеша, и я
впервые отправился повидать родственников. Мы прибыли в Индию в октябре 1998
года. Предполагалось провести здесь первые два месяца с моей матерью в её
семье. Это было потрясающе — вернуться, наконец, к своим корням. 15 декабря мы
приехали к дяде. Он сразу же предложил нам съездить к Саи Бабе на Рождество. Я
сказал им. что мне не хочется ехать. Но моя мать была уже пожилой, и мы не
знали, удастся ли ей когда-либо снова вернуться в Индию, так что я не смог
отказать. Впечатление от поездки
было ужасным. Поезд был грязным, пыльным и душным, и я к тому же не привык еще
к путешествиям по Индии. Мы прибыли в
Путтапарти в Рождественский Сочельник вечером. Там было жарко и многолюдно. Мы
с трудом нашли маленькую комнату в отеле, грязную и обшарпанную, и нам
предстояло ютиться в ней вчетвером. Я чувствовал себя просто ужасно.
В первый же вечер дядя потащил меня на даршан.
По случаю Рождества там собралось не менее 50 тысяч человек. Мы нашли место
и сели, скрестив ноги, втиснувшись в самую гущу. Мое первое впечатление от Саи
Бабы: огромная фигура в оранжевом, восседающая в кресле, тогда как все
вокруг сидели на полу. Все мои опасения на Его счет подтверждались. Мы должны
были сидеть там часами. Я не чувствовал ничего, кроме дискомфорта и внутреннего
сопротивления, и решил, что мне совершенно не нужен этот ашрам. Но мне
нужно было терпеть и оставаться здесь до 26-го числа, дня нашего отъезда.
После даршана я вышел в деревню и
увидел рекламу пиццы и овощного гамбургера. Мне хотелось западной еды, так что
я отправился в отель. Сидя там, я узнал
женщину, которая была мне знакома с курсов випассаны. Это была жена
Дэйва, того парня, что слал мне послания по электронной почте годом раньше.
Она вспомнила меня и сказала, что ее муж с минуты на минуту вернется из душа. Я
был потрясен перспективой увидеть Дэйва, и я не мог не признать, что это было
удивительным совпадением. Мы проговорили около двух часов об аватарах, Раме,
Кришне и Бабе, и он убедил меня снова пойти на даршан утром.
Тем вечером я отправился спать рано и,
помню, глядя на портрет Бабы, думал: «Если ты Бог, почему ты заставляешь нас
пребывать в таком унылом месте?» Меня разбудили в 3 часа ночи, и я отправился в
храм, размышляя о том, что идея Бога, воплощённого в человеческий облик и спустившегося на Землю, просто
притянута за уши. Я не верил Ему. Пока я сидя ожидал прихода Бабы, я.
помню, мысленно говорил: «Если Ты — Бог, я думаю, Ты позабыл обо мне. Мне нужна Твоя помощь,
потому что чувствуется, что в последние два года Ты отвернулся от меня. Почему
Тебя больше нет для меня?» Дэйв сидел за мной. Он сказал: «Я знаю, у тебя есть
сомнения и вопросы. Если тебе как-нибудь захочется пообщаться с Бабой, ты
можешь написать Ему письмо». Между тем, вышел Баба, и я подумал о том, что вообще-то Он «ничего» и выглядит вполне
симпатичным.
На следующий день мы отправились в
столовую выпить чаю перед поездом. Над стойкой, где готовят еду, висел огромный
портрет Бабы. Только я взглянул на Него, как Его глаза совершенно явственно
повернулись и уставились на меня. Я был поражен. Подобное никогда ранее со мной
не случалось. Мой духовный опыт был скорее чувственной природы, и у меня
никогда не было видений или озарений. За единственным исключением. Моя девушка
какое-то время бьла убежденной поклонницей Йогананды, и однажды я отправился с
ней на службу. Там я увидел портрет Кришны. Когда я скользнул взглядом по Его
лицу, Его глаза точно так же пришли в движение. Теперь, восемнадцать
месяцев спустя, то же самое повторилось — с этим существом, о ком люди говорят
как о перевоплощении Кришны. В этот день со мной произошло нечто, сильно
подорвавшее мой скептицизм. Совпадения продолжали случаться, и у меня появился
слабый проблеск надежды. В результате, я попросил дядюшку подождать и быстро
набросал письмо Бабе с просьбой помочь мне на пути к освобождению.
Не
знаю, откуда взялась эта идея. Но как же передать Ему мое письмо? До поезда
оставалось только полчаса. Я знал, что Баба жил в доме рядом с даршан-холлом, и там росло несколько
деревьев, так что я решил оставить письмо прямо на дереве, полагая, что если Он
Бог, то найдет его там. Как только я отошел оттуда, подошли люди из охраны и
забрали письмо, но мне было все равно. Все это произошло где-то очень глубоко,
за пределами моего осознанного понимания. Мы покинули ашрам и вернулись в родительский дом.
Моя мать вскоре уехала в Америку, а я
поехал в Бомбей встретиться со своей девушкой. Когда прибыл туда, то обнаружил,
что она послала мне письмо по электронной почте, в котором признавалась, что не
вернется и что между нами все кончено. Связь эта была единственной моей
зацепкой, и теперь мне стало не за что ухватиться. Мне не хотелось возвращаться
в штаты с опущенным хвостом, ничего не добившись, и что-то внутри подсказывало
мне остаться в Индии. Я отправился в Аюведическую клинику для алкоголиков и
наркоманов. Все время мой внутренний голос убеждал меня вернуться и встретиться
с Бабой. Закончив профилактический курс, я вернулся в ашрам, прибыв туда 1
февраля 1999 года, в шестую годовщину своего избавления от наркомании.
В первый же день на даршане у меня
было хорошее место прямо в первом ряду. Мне было интересно, что стало с моим
письмом, которое я оставил на дереве. «Продал ли я свою душу» Бабе? Я понимал,
что сделал, попросив об освобождении. Мною снова, по-видимому, что-то
руководило, потому что я попросил ручку и бумагу и написал следующее послание:
«Ладно, если Ты мой гуру, возьми, пожалуйста, письмо в подтверждение этого.
Если же нет, не бери его». Мне хотелось узнать Его реакцию, но в то же время у
меня не было острого желания передать письмо. У меня было самое удобное
расположение, место, мимо которого Он, скорее всего, пройдет. После долгого
ожидания Баба появился, и я прижал письмо к груди, не уверенный в том, хочу ли
я его отдавать. Хоть Он и подошел ближе, но был еще на другой стороне прохода,
недостаточно близко ко мне, чтобы дотянуться до Него со своей запиской. Но вот
Он вдруг повернулся, посмотрел прямо на меня и одарил широкой улыбкой. Он
пересек ковер, приблизился ко Мне и взял письмо у меня из рук. Я тут же
подумал: «Ну вот и все. Он — мой гуру».
Я полагал, что моя жизнь изменится на
следующий день. Я ожидал, что Он даст мне какую-нибудь духовную практику и
скажет, что мне делать дальше со своей жизнью. Ничего подобного не произошло.
Я провел пять недель в ашраме в Вайтфилде, это было интересно и
увлекательно, но я все еще не чувствовал связи с Бабой. Я старался изо всех
сил, поскольку Он не указал мне ясного пути. А мне-то казалось, что гуру как
раз должен сделать это. Я пытался делать намасмарану, повторяя имя
Господа, но это ничего не значило для меня. В итоге, я прошел еще один курс випассаны
и попытался в этом найти для себя ответ. Это также не возымело на меня
никакого действия. Так что после шести месяцев в Индии, чувствуя себя
потерянным, я решил вернуться в Америку.
Весь индийский опыт отступил, и произошедшее
уже казалось мне сном. У меня на зеркале была фотография Бабы, я иногда
обращался к ней, но в любом случае Его уже не было больше в моей жизни. Я
ощущал, что все больше замыкаюсь в себе и совершенно не соответствую
окружающему миру. Я был очень зол. И я
начал взывать с болью: «Бог, Баба, кто бы Ты ни был, неужели Ты уготовил мне эту участь?..».
...
И именно тогда все начало меняться. У меня
была индийская майка с надписью «Ом Саи Рам», которую я носил только дома,
чтобы не вызывать лишних вопросов. Как-то раз я не успел выстирать одежду и
надел ее, чтобы пойти в бакалейный магазин. Человек моего возраста, завидев
меня, обомлел и начат бормотать: «Путтапарти? Путтапарти?» Он только что
вернулся из поездки к Саи Бабе. Мы разговорились, и он рассказал мне о местном
центре Саи Бабы. В то время мне сильно не хватало друзей. К тому же я работал в
ресторане, где люди выпивали и баловались наркотиками. В моей жизни этого уже
больше не было, и я чувствовал там себя не в своей тарелке, так что я с
удовольствием отправился в центр.
Приехав туда, я с удивлением увидел
группу американцев, распевающих религиозные гимны о Кришне и Шиве. Это было мне
знакомо, но не трогало меня. После нескольких встреч они предложили мне вести
песнопение на следующей встрече. Я взял кассету домой и выучил несколько бхаджанов*(* Религиозные песни на
санскрите, хинди и других языках). Впервые я почувствовал,
что значит петь от всего сердца и восхвалять имя Бога. Я начал добросовестно
посещать собрания два раза в неделю. Было здорово снова почувствовать себя
причастным.
Вскоре, на выходных, я отправился на
ежегодный ритрит, проводимый центром Саи Бабы в горах недалеко от моего дома,
и там со мной произошла трансформация. Все пели и рассказывали истории своей
жизни. Пристально глядя на огромный портрет Бабы, я ощутил теплоту в сердце, и
впервые оно полностью раскрылось Ему навстречу.
Ощущение эйфории, испытанное мной, длилось
два дня подряд. Я по-настоящему воспарил, и все вокруг казалось нереальным. Это было то, что я искал,
потребляя наркотики. Разница была в том, что эти ощущения были
продолжительными. Это был неописуемо прекрасный опыт. Я звонил каждому из
членов семьи и всем им выразил свою любовь. У этого чувства не было
«отходняка», мне не надо было изводить на это все свои деньги и скрываться от
полиции. Теперь я снова ощутил свое
сердце и страстно стремился быть с Бабой. Его 75-летие приходилось на ноябрь
2000 года, и мне хотелось быть там, но в то же время мне казалось, что я этого
не заслужил. Я думал: «Кто я такой, чтобы присутствовать у Него на 75-летии?»
Ведь, как я слышал, нахождение на этом празднике бьшо чрезвычайно благоприятным
знаком.
В апреле 2000 я снял жилье и купил
машину. Жизнь моя налаживалась, и я подумал,
что в Индию поеду на следующий год. Я молился все время, чтобы мне
удалось увидеть Бабу. Как-то мой сосед по комнате сказал: «Слушай, продавай все
и езжай к Бабе, ты ведь только и делаешь, что твердишь о Его 75-летии». Я
ответил, что не очень понимаю, как это сделать, так как у меня нет денег, но
есть неоплаченные налоги, только что снятое на год жилье и купленная машина. Но
кое-что стало происходить сразу же. Из ниоткуда появилась фантастическая работа
и бесплатное жилье в прекрасном доме. Я сразу же перепродал аренду — и стал свободен
для поездки в Индию на ближайшие два месяца. В октябре 2000 года я уже был в
Путтапарти.
В 2001 году у меня было два интервью с
Бабой. Он вовсе не упоминал о наркотиках или о моем прошлом. Мы были у Него
маленькой группой, и Он сказал:
«Вы все очень хорошие парни».
Это мне кое о чем сказало, так как я верил, что Он
знает обо всем, что я когда-либо совершал. Сказанное Им подтвердило, что я уже
не тот, что был раньше, и смогу наладить свою жизнь. Уже много лет я ни разу не
вспоминал об употреблении наркотиков. У меня не осталось ни малейшей к ним
склонности, и это, безусловно, Его милость, если вспомнить, как сильно я
нуждался в них девять лет назад. Теперь я смотрю на это как на опыт, который я
приобрел для себя на духовном уровне, так что смог научиться любви и
состраданию. Раньше я всегда видел себя жертвой, и думал: «Бедняга, по-чему это
случилось с тобой?». Большинство
наркоманов так никогда от этого и не избавляются. Было время, когда я был
несчастлив оттого, что не вписывался в окружающий мир. Теперь же я очень этим
доволен. В ситуациях, которые раньше выводили меня из себя, я теперь чувствую
лишь любовь, идущую изнутри, потому что знаю, что божественное находится внутри
меня самого. Раньше я зависел от людей, внимания, пищи, телевидения - всего.
что поражало мое воображение. Теперь в этих внешних вещах нет необходимости.
Я в ашраме уже два года, и Он
отвечает на все мои молитвы, избавляя меня от темноты и наполняя мою жизнь
радостью. Я уже не тот, кем был раньше. Когда я говорю о своем прошлом, мне
кажется, что описываю кого-то другого. Наиболее сильные изменения произошли в
моей уверенности в себе. Раньше, оценивая все, что я натворил, я чувствовал
себя очень недостойным человеком, теперь
же я понимаю, что это делал не я, это Бог вел меня на протяжении всей моей
жизни, и это очень ценный опыт. Наркоманы имеют низкую самооценку потому что мы
оскорбляем себя и делаем все то, что по
нашему же мнению делать нельзя, обижаем себя и всех
вокруг, и в результате впадаем в самоуничижение. Но теперь я почти не ругаю
себя — я отпустил свое прошлое и вижу в нем опыт, который должен был получить.
Мне нет нужды больше держать это в себе, и теперь,
когда возникают страх и ощущение собственной ничтожности, я
преподношу их Богу, и вскоре они исчезают. За этим следуют длительные периоды
удовлетворения.
Я думаю, что большинство наркоманов находятся
в поиске Бога, но не понимают, что выбрали пагубный путь. Наркотики являются
подсознательной попыткой постичь Бога, но они не дают результата. Они всегда
возвращают нас обратно, и каждый раз мы опускаемся все ниже и ниже. С
наркотиками я пытался найти полную богатых ощущений жизнь, но в результате получал одни лишь неприятности,
неразбериху и хаос. Когда же я обратился к Богу, моя жизнь начала быстро
меняться, и я обрел путь, цель и способ ее достижения. Окидывая
взглядом последние десять лет после того, как я бросил наркотики, я отчетливо
вижу результаты того, как Бог вошел в мою жизнь. Прежде всего, Он показал мне,
что такое ответственность, дав мне «работу», а затем предоставил мне прекрасную
возможность изучать себя. Он показал мне, что я могу исполнить все свои самые
заветные мечты, если я всегда буду просить помощи и совета и буду иметь
мужество следовать Его указаниям, неизменно исходящим из моего собственного
сердца.
А когда я все еще пребывал на распутье,
Он привел меня к своим Лотосным стопам в образе Шри Сатья Саи Бабы. Теперь я
живу полной жизнью. У нас прекрасные отношения с женой, подлинная близость, о
возможности которой я никогда и не мечтал.
Моя жена любит Бога, как и я, и вместе мы постепенно продвигаемся по пути
любви. Поселившись рядом с Ним, я обрел чувство внутреннего удовлетворения и радости. Он открыл во мне
самое глубокое мое желание — познания истинного «Я», своей внутренней
Божественности. Я знаю, путь мне предстоит долгий, но также я знаю, что и
прошел уже немало, и дорога моя без сомнения ведет меня к дому. Наркотики в
конечном счете привели меня в тюрьму, выстроенную моими же руками. Бог отпер ее, и как мой друг сопровождает
меня на каждом шагу моего пути к тому, что я всегда так искал, — к свободе.
Свобода
- это независимость от внешнего мира. Тот, кто нуждается в помощи других людей, вещей или условий, является их рабом. Подлинная свобода не дается никому на земле, поскольку сама суть жизни смертных подразумевает взаимосвязь людей и их зависимость друг от друга. Чем меньше у нас
желаний, тем мы свободнее.
Саи Баба
Комментариев нет:
Отправить комментарий