вторник, 29 октября 2013 г.


Бхагаван Шри Сатья Саи Баба


Летние розы на голубых горах


Лекции
Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
проведенные в течение Летнего Курса 1976 г.
для студентов университета в Утакамунде
Летние розы на голубых горах. 1976 г.

Фотография статуи Кришны в Путтапарти рядом с ашрамом Сатьи Саи Бабы, отсканированная и опубликованная в интернете 21.08.1998 автором сайта sss.vn.ua / scriptures.ru

Summer Roses on the Blue Mountains
1976
Discourses of
BHAGAVAN SRI SATHYA SAI BABA
during the Summer Course held for College Students at Ootacamund
on
Indian Culture and Spirituality

Перевод с английского Кирпичниковой О.В.

Санкт-Петербург, 2000 г.

Перед вами одна из книг серии "Летние ливни в Бриндаване". Она состоит из лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, прочитанных летом 1976 года для студентов университета в Утакамунде.


Гл. ред.: Филиппов А.Е.,
перевод, ред.: Кирпичникова О.В.,
ред., корр.: Эсмонтова Т.Л.,
Дизайн, верстка: Викторов А.Е
ISBN 5-93346-014-1

© Sri Sathya Sai Books and Publications Trust, Prasanthi Nilayam P.O., 515134, Anantapur Dist., (A. P.), India
© Издательство "СаиВеда", 2000

Кришна
         Содержание
Глава 1   Вступительное слово
Глава 2   Братство людей и отцовство Бога
Глава 3   Дхарма не разрушается, разрушается лишь практика дхармы
Глава 4   Кришне-аватару присущи два великих человеческих качества – смирение и покорность
Глава 5   Кришна всегда выступал защитником мира и никогда не разжигал войны
Глава 6   Махабхарата содержит много ценных уроков
Глава 7   Все святые люди молят о спокойной и благостной смерти
Глава 8   Человек должен развивать внутреннее видение
Глава 9   Делай добро, будь добрым, смотри на мир по-доброму – это путь к Богу
Глава 10   Человек никогда не должен вести себя подобно животному
Глава 11   Человеческое тело подобно пузырю на поверхности воды
Глава 12   Эгоизм делает человека слепым
Глава 13   Ум человека похож на бешеную обезьяну
Глава 14   Путь любви – самый быстрый путь к Богу
Глава 15   Ваша совесть – ваш господин и вожатый

Глава 1
Вступительное слово

Не преодолев живущего в вас темного начала – тамогуны – и гнева, как постигнете вы духовные сущности? Не избавившись от раджогуны, или вспыльчивости, как сможете вы проявить интерес к духовным ценностям? Без сомнения, лучшей из трех гун, или свойств, является саттва, рождающая бхакти, или преданность. То, о чем я говорю вам, – простые элементарные истины.
Воплощения Божественного Атмана – Дивьятмасварупас! Юноши и девушки, будущие граждане нашей страны!
Первые, кого узнаёт человек сразу после своего рождения, – это мать и отец. После того, как человек узнал своих родителей, он, став членом общества, в котором мы живем, должен постараться узнать свою родину и свою родную культуру, понять их суть и значение. История нашей страны, история наших традиций и культуры – это наши подлинные родители. Хотя прошло уже более 25 лет с тех пор, как мы добились независимости, мы, к большому огорчению, за этот период не создали ни одного литературного произведения или священного текста, отражающего великие традиции нашей культуры. Хотя мы и прислушиваемся к реальной истории нашей страны, мы не способны по-настоящему понять сущность нашей цивилизации – ту вечную истину, которая не изменяется с течением времени и на которую не влияют революции, единственную истину, составляющую существо и подлинную форму нашей культуры. Внутреннее содержание этой истины и представляет собой историю нашей страны. Забывая свою священную историю, мы считаем высшей ценностью то, что временно, преходяще и искусственно.
К сожалению, сегодня каждый студент тратит силы в основном на то, чтобы сдать экзамены и не прилагает никаких усилий, чтобы понять мудрость, которую таит в себе истинное образование. Нынешние студенты озабочены тем, как добыть примитивное учебное пособие или скопировать чужой конспект и тем или иным способом, всеми правдами и неправдами, списывая с этих книжек или даже нагоняя страх на преподавателей, добиться только одного – сдать экзамен. В такой рутине и проходят все их дни с раннего утра и до позднего вечера.
Сегодня образ жизни человека таков, что человек полностью зависит от других. Человек всегда пребывает в спешке, он проводит все свое время, бросаясь от одной вещи к другой. Он бежит, чтобы вскочить в автобус, он бежит, чтобы попасть в кино, он бежит, чтобы успеть в колледж – он спешит всю свою жизнь, чтобы чего-нибудь добиться, но, несмотря на эту вечную спешку, ему приходится долго ждать, чтобы удача улыбнулась ему.
Наша жизнь становится похожей на жизнь птицы или насекомого, зависящих от всего на свете. Мы проводим массу времени, читая бесполезные книги, но не находим времени прочесть полезные сочинения по истории или книгу, посвященную культуре. Мало того, человек стремится получить в короткий срок все, что ему хочется. Человек не желает прилагать никаких усилий, чтобы вырастить урожай. Он предпочитает пойти и украсть урожай, выращенный кем-то другим. Он не хочет ни о чем беспокоиться. Он готов заполучить деньги, залезая в чужой карман, и такие "укороченные" пути он выбирает во всем. Как может расшириться кругозор человека, ведущего такой образ жизни? Человек, чья душа не расцвела и чьи внутренние духовные силы не проявились, никогда не поймет цели своей жизни. В наши дни люди думают, что прочтение огромного количества книг и есть образование. Знакомство с книгами никак нельзя назвать образованием. Неизмеримая мощь, скрытая в сотворённой вселенной – это и есть истина, которую мы должны познать. Хотя рождение и смерть человека представляются нам вполне обычными явлениями, на самом деле понять тайну рождения и смерти очень трудно. Никто не пытается постигнуть смысл жизни человека, его появления на свет и ухода из мира.
Отчего на Земле сегодня так много анархии и смятения? Отчего на ней нет мира? От того ли, что не хватает образованных людей и учебных заведений? Нет, и те и другие существуют в изобилии, но студенты в ходе обучения не приобретают необходимой культуры и широты взглядов. Наша страна была известна как средоточие духовных сокровищ. Но сегодня мы забываем об этих духовных богатствах и о подлинной силе нашего отечества.
Молодые люди даже не понимают, что такое образование. Если к корню "вид" вы прибавите слог "я", то получите "видья", где "вид" означает "свет", а "я" – "тот". Следовательно, то, что дает свет, и есть видья. Только то, что рассеивает темноту и дает вам мудрость и высшее знание, может быть названо видьей, но то, что рождает невежество и темноту, не является видьей. С незапамятных времен наша страна считалась ведущей среди всех стран мира, и это духовное лидерство, заключавшее в себе священный смысл, доставляло ей радость. Сегодня пришли плохие времена, поскольку нет страны, которая была бы примером идеальной жизни и могла бы поделиться своими идеалами с другими странами. Главную причину надо искать в том, что в людях нет согласованности между словами, которые они произносят, и действиями, которые они совершают. Вы – будущие граждане Бхараты (Индии). Вы призваны нести благополучие своей стране. Ее преуспевание и процветание лежат на ваших плечах. Ваши жизни и ваши сердца чисты и священны. Они неколебимы. Я надеюсь, что вы не позволите смятению и анархии, царящим в стране, поколебать ваши чистые, стойкие и священные умы. Я надеюсь, что вы превратитесь в идеальных граждан этой страны.
Мы много говорим о дисциплине. Однако если без конца говорить о ней и не иметь при этом ни силы, ни веры, чтобы поддерживать ее, из этого ничего хорошего не выйдет. К дисциплине и долгу следует еще прибавить и доверие, или преданность. Только в том случае, когда эти три "Д" – дисциплина, долг и доверие – соединятся вместе и твердо укрепятся в вашем сердце, оно станет священным. К сожалению, в наши дни даже те люди, которые считают себя высокообразованными и кичатся этим, оказываются бесполезными в практической жизни. Они не понимают ценности истинного образования. Как сказал только что один студент, "образованный" человек в наши дни все равно что нищий с протянутой рукой.
Получив диплом, студенты должны взять на себя какие-то обязанности по отношению к обществу. Искать или вымаливать любую работу – это неверный путь. В колеснице вашего тела сместилась главная ось – Атман. Для исправления дефекта, то есть для восстановления баланса между телом и осью необходимо применить йогу. Занятие йогой совсем не значит, что человек должен оставить свой дом, свою семью и уйти в лес, отдаваясь там медитации. Человек стоит сегодня перед множеством социальных проблем. Смысл йоги в том, чтобы смело встретить эти трудные проблемы и разрешить их. Каждый человек мечтает о счастье и мирной жизни. Каждый хочет иметь хорошее здоровье и устойчивое положение в обществе. Одна из задач йоги – помочь человеку заслужить это счастье, это здоровье, эту мирную жизнь.
В Бхагавад гите йога, преподанная Арджуне, должна была дать ему силы повернуться лицом к стоящим перед ним трудностям. Полученный урок позволил Арджуне не только встать лицом к лицу с этими проблемами, но и найти их решение. Этот вид йоги, которому должны следовать студенты, поможет им осознать сложные проблемы страны и общества. Вы найдете решения этих проблем и с Божьей милостью осуществите их на практике. Человек обязан рассматривать задачи своей страны как свои собственные. Решая их, отбросьте себялюбие и эгоизм. Я надеюсь, что студенты усвоят заветы, данные им старшими на этом священном собрании, и организуют свою дальнейшую жизнь, стремясь стать гражданами, полезными своей стране. У вас есть для этого возможность.
Из всех живых существ, рождающихся в этом мире, труднее и радостнее всего быть человеком. Родившись человеком и приобретя этот особый дар разума, вы должны оправдать свое рождение и существование. Лучше один раз сделать доброе дело, чем десять раз подумать об этом. Будьте готовы к тому, чтобы вся ваша жизнь прошла в служении другим. Не думайте о лидерстве. Чтобы стать вождем, нужно прежде всего научится быть слугой. Сначала научитесь быть последователем – затем уже становитесь лидером. Из-за того, что люди в наши дни становятся лидерами, не познав, как стать добрыми последователями, мы и находим мир в плачевном состоянии. Поэтому вы должны готовиться провести жизнь в служении человечеству. Начните со служения своему дому, чтобы потом отдаться служению своей деревне или городу, затем – своему штату и наконец - своей стране. Как сможете вы служить отечеству и достичь результатов на этом поприще, не сумев принести мир в собственный дом и добиться здесь успеха?
Студенты! Прежде всего, вы должны принести удовлетворение своим родителям. Согласно нашим традициям, к матери и отцу, давшим нам это тело, мы должны относиться, как к богам. И если вы не выразите им своей благодарности, ваша жизнь потеряет всякий смысл. Многие великие святые жертвовали всем для того, чтобы отдать должное своим родителям. Святые Чайтанья и Пундарика жертвовали всем, чтобы услужить матери и отцу. Вы также, в первую очередь, должны выказать благодарность родителям и отдать им свой долг. Затем вы должны послужить своей стране. То, что вы будете делать, не должно вылиться в пустую трату времени. Время для нас – все, время – основа всего, что мы видим вокруг. Если мы будем зря тратить время, мы потратим впустую и нашу жизнь. Значение летних курсов в том, чтобы осознать свою духовную силу. Нужно предпринять такие шаги, чтобы высвободить эту духовную силу, дать ей расцвести, сделав ее полезной для других. В мире имеется много организаций, занимающихся служением обществу, но Организация Сатьи Саи представляет собой нечто особое. Она должна стать идеалом для других. Мы начинаем сегодня наши летние занятия. В них примут участие многие опытные и мудрые наставники, которые передадут вам свои напутствия и уроки. Я надеюсь, что вы запечатлеете эти уроки в своих сердцах и попытаетесь воплотить их в своей практической деятельности. Я благословляю вас и заканчиваю на этом свою лекцию.

Глава 2
Братство людей и отцовство Бога
Жизнь, не основанная на нравственности, и образование, не ставящее целью воспитание характера, бесполезны и бессмысленны. Зачем растить молодое поколение, лишенное лучших человеческих качеств – честности и доброты? Человек, в чьем уме царят смятение и беспокойство, так же безжизнен и бесполезен, как мир, небеса которого не озаряются лунным светом.
Воплощения чистейшего Атмана – Павитратма сварупас!
Каждая частица мироздания имеет свои особенности и уникальные черты. Если она утратит эти своеобразные свойства, то подвергнется саморазрушению и перестанет существовать. Вот примеры этого правила. Огонь обладает свойством горения, вода обладает текучестью. Человек наделен человеческими качествами, а зверь – звериными. Если огонь утратит способность гореть, он перестанет быть огнем. Если вода не сможет свободно струиться, она не будет больше называться водой. Когда исчезает основное человеческое качество – внутреннее видение, то человека уже нельзя назвать человеком. И наоборот, существо, преодолевшее границы грубого внешнего видения, уже нельзя назвать животным. Мы видим, что каждая частица в этом мире и каждое живое создание наделено своим неотъемлемым свойством, и это свойство составляет основу жизни данного существа. Обладание внутренним зрением – изначальная природная способность человека. Животное, по самому своему определению, наделено только внешним зрением. Если ваш взор обращен вовне и у вас не развито свойство смотреть внутрь себя, вас можно назвать человеком лишь по форме, но не по существу. По существу такой "человек" все равно что животное.
Поскольку уникальное свойство, присущее каждому объекту мироздания, неотъемлемо от его носителя и служит ему постоянным ориентиром в жизни, как служат нам часы на нашей руке, мы называем это свойство дхармой. У этой дхармы много форм и разновидностей. Когда какойлибо отдельный объект творения пытается преодолеть границы природной дхармы, или изначальных свойств, и стремится достичь более высокого уровня, такой процесс можно расценить как попытку возвысить и усовершенствовать дхарму. Так ученик, прилагая усилия, переходит из младших классов в старшие. Так любой человек, стремясь к возвышенным и благородным целям, расширяет и возвышает свою дхарму и достигает более высокого уровня бытия. Ржавый кусок железа может быть превращен в полезное орудие, если его накалить и перековать. Если этот железный брусок, который едва ли стоит несколько аннов, попадет в руки мастера, из него могут получиться часы стоимостью в 300 рупий. Мы видим в данном случае, что ценность и более высокое качество стали присущи предмету в результате процесса самскары, изменения, а не благодаря его изначальным свойствам.
Так же простой и не имеющий духовного опыта человек, стремясь примкнуть к обществу благородных и возвышенных людей, получает возможность подняться до уровня Парамахамсы. С помощью органов чувств ум человека может достичь просветления и озариться священной мудростью, однако, он не всегда способен отличить хорошее от дурного, и тогда на помощь приходит интеллект (intelligence) и, оставляя позади ум, берет на себя главенствующую роль в определении добра и зла. Но даже интеллект не способен решить самостоятельно, что хорошо, а что дурно. Однако интеллект, в отличие от ума, обладает свойствами суждения и заключения. Мы знаем, что в своих заключениях интеллект основывается на сопоставлении фактов. Только в том случае, если интеллект имеет в своем распоряжении ряд фактов, он может сделать вывод, что хорошо, а что дурно, проанализировав эти факты. Без фактов работа интеллекта приостанавливается. Наше поведение и практика дхармы – результаты деятельности ума, а выбор между добром и злом, произведенный на основе фактов, – функция интеллекта.
В сегодняшнем мире, однако, человеческий интеллект подразделяется на четыре категории или вида. Первый из них полностью эгоцентричен, второй - так называемый "корыстно-бескорыстный", третий – лишенный корысти и эгоизма, а четвертый основан на Атмане. Люди первого типа думают лишь о своей собственной выгоде и все свои заключения строят, исходя из корыстных интересов. Их интеллект подобен интеллекту вороны. К сожалению, такой тип интеллекта широко распространен сегодня, и людей такого типа становится все больше. Вторая категория людей – наполовину корыстных, наполовину бескорыстных - заботится как о своих интересах, так и об интересах окружающих. Этот способ мышления кажется нам естественным, и мы принимаем его за норму. Люди третьей категории, интеллект которых мы можем определить как бескорыстный, всегда думают о других и не мыслят своего счастья вне счастья и процветания других. Если сердце такого человека сжимает боль, она пройдет только тогда, когда он будет уверен, что и другие избавились от этой боли.
Собака остаётся подле хозяина, пока он кормит ее и заботится о ней. Слуга будет служить вам до тех пор, пока вы не перестанете платить ему жалование. Даже собака может укусить своего хозяина, если он жестоко обращается с ней, морит голодом и бьет палкой. Если вы прекратите платить слуге и грубо оттолкнете его, он не станет прислуживать вам. Из этого явно следует, что если вы желаете другим добра, то и в ответ получите только добро, а если желаете другим зла, получите взамен только зло. Люди, принадлежащие к третьему типу, понимают, что человеческое тело дано им только для того, чтобы приносить пользу другим, и поэтому всегда стараются творить добрые дела. Человек с подобным типом буддхи (интеллекта) в своих заключениях исходит из того, принесут ли его действия добро людям. Четвертая категория - это атмабуддхи. Этот тип духовного разума все свои заключения строит на дхарме и высшей своей целью ставит заботу о сохранении дхармы. Такой человек мыслит о себе лишь как о посланнике Бога, и ему совершенно не ведомы эгоистические побуждения. Он проникнут духом жертвенности и заботится о благе всего человечества. Для этого типа людей единственным критерием выбора между добром и злом является критерий истины. Ничто, кроме истины, не обладает правом суждения. По этому поводу и сказано в шрути: "Сатьям настхи паро дхармаха", что значит: "Нет дхармы выше истины".
Только благодаря торжеству истины светят на небе солнце и луна; только благодаря истине земля вращается вокруг своей оси; только благодаря истине мир таков, каков он есть. Но сегодня человек утратил веру в истину и желание обрести ее. Случилось так, что единственное, чего не любит человек в этом мире, – это правда. Он всегда норовит отступить в последний момент, даже когда речь идет о поиске и обретении истины, касающейся его собственной природы. Он просто-напросто боится узнать эту истину. Как же может такой человек, который боится истины, скрытой у него внутри, стать на праведный, истинный путь в жизни? С трибуны мы словно попугаи твердим заученные слова: правда, любовь, ненасилие и так далее. Но в повседневной жизни мы не имеем веры в истину, не соблюдаем ахимсу (ненасилие) и чрезвычайно далеки от пути премы (любви). Нашей молодежи, учащимся необходимо сделать шаг вперед и перейти от бессмысленного повторения слов к действию. Вся жизнь человека покоится на трех основах: мыслях, словах и делах. Какое бы у вас ни возникло желание, оно выражается посредством ума. Основа появления мысли – ум. Мысль, посетившая ум, станет известна миру как слово, вылетевшее изо рта. Если вы уже облекли в слова и произнесли вслух ту мысль, что проникла в ваш ум, следующий шаг – это действие, то есть воплощенное в жизнь слово. Только когда человек достигнет гармонии между мыслью, словом и действием, он будет способен осознать свою истинную природу.
Если нам удастся направить эту троицу: мысль, слово и дело – по верному руслу, мы заслужим пунью – добродетель. Если же они устремятся по неправильному пути, то мы умножим груз своих грехов. Мы ясно видим, что основа как добра, так и зла, которые ждут нас в будущем, – это мысль, слово и действие. Для того чтобы возвысить наши мысли, слова и поступки, необходим тот или иной вид садханы (духовной практики). Чтобы добиться их гармонии и единства, усилия должны быть направлены в нужную сторону. Поэтому и говорится, что основной предмет изучения человечества – сам человек. Необходимо выяснить, присутствуют ли в современном человеке истинные человеческие качества. Мы видим, как неуклонно растут цены на все предметы материального мира, ценность же самого человека продолжает снижаться. Поскольку человек не преуспел в осознании истинной ценности своей природы, он ведет себя таким образом, что изначальная ценность человеческого существа стремительно падает день ото дня.
В первую очередь, вы должны сделать попытку очистить и возвысить мысли, посещающие ваш ум. Когда волны мыслей набегают на берег вашего ума, остановитесь и успокойтесь хотя бы на несколько минут и постарайтесь проанализировать, хороши или дурны эти мысли, принесут ли они благо вашей стране, пойдут ли на пользу или, наоборот, навредят окружающим вас людям.
Студенты, ученики! Поймите, что ваш прямой долг – уделять хотя бы немного времени исследованию мыслей, атакующих ваш ум, чтобы определить, хороши они или плохи. Если окажется, что эти мысли дурны, немедленно отбросьте их прочь, если же это добрые мысли, постарайтесь удержать и взрастить их. Стоит нам заметить пробивающийся росток колючки и убедиться, что это вредный сорняк, – и мы тут же безжалостно выпалываем его . Но если мы замечаем молодой побег фруктового деревца, то стараемся уберечь его и обеспечить ему свободный и быстрый рост. То же самое происходит на поле вашего сердца: как только вы замечаете, что дурные идеи укоренились в нем и пустили ростки, немедленно вырвите их из сердца и отбросьте прочь. Как из семечка вырастает большое дерево, так и человек должен расти, чтобы превратиться наконец в истинного Мадхаву. Выберем мы верный или неверный путь, зависит лишь от наших собственных качеств. Идет ли речь о неживой материи или о живых существах, развитие полезных и добрых качеств зависит от того, каким образом вы будете эти добрые качества поддерживать и питать. Все, что появилось и родилось в этом мире, подвержено изменениям. Изменение – естественное свойство всех вещей. Может ли то, что меняется от мгновения к мгновению, стать источником постоянного счастья? Непреходящее счастье и вечное блаженство могут исходить лишь из того, что постоянно и вечно, но не из того, что исчезает со временем. Сегодняшний мир таков, что самая неотложная задача - это преобразовать мысли, будоражащие наш ум, превратив их в священные мысли. Головы современной молодежи наполнены незначительными и бесполезными мыслями. Священные мысли и идеи оказали бы таким людям неоценимую помощь. Человек сегодня не ведает ни покоя, ни отдыха. Человеку, снедаемому постоянной тревогой, священные идеи принесли бы огромное облегчение. Наши древние книги предписывают человеку вступить на путь действия – карма канду. Сам процесс деятельности способствует укреплению благих мыслей и священных идей. Тело дано не для того, чтобы наполнять его едой утром, днем и вечером. Тело должно быть освящено совершением благих дел в предназначенное для этого время. Уважение к времени, действию и долгу – вот главная ответственность, возложенная на человека.
Мудрые изречения в наших древних священных книгах существуют с незапамятных времен, и нам не следует забывать о них и пренебрегать вечными святынями. Нет лучшего пути к освобождению, чем гармония и единство благородных мыслей, слов и деяний. Сейчас любой студент, задав себе вопрос, для чего он получает образование, не сможет ответить ничего, кроме: "Для того, чтобы получить сначала один диплом, потом другой диплом, а потом найти такую-то работу, желательно престижную и авторитетную", – то есть учащийся думает только о том, какую выгоду извлечет он из своего образования и всех своих дипломов. Нельзя мириться с таким отношением. Образованный человек должен думать прежде всего о том, принесут ли его дипломы и степени пользу стране, в которой он вырос. Жизнь – это двухстороннее движение, это двуединый процесс обретения и отдачи, и не годится всю жизнь оставаться на стороне принимающих.
Все многочисленные отрасли образования отличаются сегодня, к сожалению, тем, что потеряли основу, суть, они превратились в некие "пособия для выживания" в этом мире. Хорошее образование должно рождать смирение, а смирение – это верный путь к обретению добродетели. Только человек, наделенный положительными качествами, имеет право стремиться к благосостоянию. Обретя благосостояние, он сможет следовать путем дхармы, а если вы вступили на путь дхармы, то будете счастливы как в этом мире, так и в мире духовном. Студенты, не поддавайтесь заблуждению, будто образование нужно только как средство к существованию. Помните, что с помощью образования вы должны обрести способность трудиться на благо общества и всего мира, порождением которого вы являетесь.
Когда на небе сгущаются тучи, мы ждем вспышки молнии. Так и мудрость вспыхивает, как молния, когда накапливаются знания. Но эта священная мудрость засияет в облаках вашего сердца лишь в том случае, если ваше образование помогает вам служить людям и совершать добрые дела.
В наши дни мы рассматриваем образование как нечто, чему нас учат в школе, колледже или университете. Но это неверно. Вся вселенная предоставляет нам знания. Будь то рабочий, крестьянин или бизнесмен – всем им есть что познать в этом мире. В каждую минуту своей жизни мы узнаем множество вещей, независимо от того, какова наша основная профессия. Этот вид образования, известный под названием общих знаний, очень важен. Вот небольшой пример. Возьмем случай со студентом, получившим диплом магистра и женившимся на девушке, имеющей диплом бакалавра. В положенное время у них рождается сын. Стоит малышу простудиться, они, не зная что делать, приходят в страшное волнение и в панике бросаются в больницу. Если у вас нет мужества и способностей держать ситуацию в руках, когда ваш ребенок заболевает обыкновенной простудой, какая польза от дипломов магистра и бакалавра? Если вы хотите смело встречать все трудности повседневной жизни, вам не нужны ученые степени, вам, помимо знания вашего специального предмета, нужны общие знания. Студент прежде всего должен понять, что именно необходимо ему в каждодневной жизни. Если вы хотите получить диплом бакалавра, вы покупаете учебники, читаете их дома, сдаете экзамены и поступаете в колледж. В колледже вы попадаете в студенческую среду, где сталкиваетесь с самыми разными людьми, имеющими разные жизненные позиции. Общаясь с ними, вы вырабатываете необходимые дисциплину и мировоззрение, и с их помощью разрешаете трудности, перед лицом которых оказываетесь. Когда вы получаете оценки по таким предметам, как физика, химия, зоология, существует нечто, что составляет основу этих предметов, и это нечто – правила поведения. Если вы не приобретете должной квалификации в этой широкой области, нет смысла получать оценки по специальным предметам. Студенты должны относиться к этому с большой серьезностью. Не так важно, какие вы получаете оценки, важно, чтобы вы придерживались необходимой дисциплины и не получали замечаний. Вам нужно уважать своих учителей и стараться, чтобы ваше поведение их удовлетворяло.
Прахлада сказал, что тот, кто учит самим основам знания, есть истинный учитель, а тот, кто говорит, что единственным вашим стремлением должно быть достижение божественного, есть ваш истинный отец. Именно такого учителя и такого отца нужно вам искать. Но, к сожалению, в наши дни они недоступны для вас. Учителя сегодня не идут по правильному пути и потому не могут научить этому студентов. И те, и другие обманывают общество, в котором живут. В вашем возрасте, когда вы еще молоды, священные мысли, которые рождаются в вашем сознании, и священные знания, которые вы приобретаете, определят ваше будущее.
Юный Мохандас Карамчанд, посмотрев однажды драму Харишчандры, узнал, насколько важна истина. Он вернулся к своей матери и сказал ей, что в дальнейшей своей жизни будет верен истине, и эта верность сделала из Мохандаса Карамчанда того, кто известен сейчас под именем Махатмы Ганди. Даже в те времена были учителя, желавшие направить Ганди по ложному пути. Когда они пытались это сделать, Ганди не повиновался им. Он держался истины и благодаря этому добился несомненного успеха, хотя это и было связано с неподчинением учителям. Если кто-либо из учителей попытается повести вас сегодня по неверному пути, а ваша совесть подскажет вам, что путь этот ложен, лучше не подчиняться учителям, а следовать истине.
Кинофильмы, которые вы сегодня смотрите, спектакли, которые вы посещаете, реклама, которая повсюду бросается в глаза – все это искажает ваше сознание, разрушает вашу человеческую природу и уничтожает доброту и нежность ваших сердец. Пагубность того, что вы видите, отражается на ваших мыслях. Атмосфера вокруг нас изменяет и отравляет чистые и невинные помыслы людей. Все эти соблазны ложны и недолговечны. Искусственные удовольствия приносят огромный вред и, в частности, из-за них происходят несчастные случаи. Сейчас многие ездят на мотоцикле по делам, в библиотеку, в колледж – и нередко их путь пролегает через базар, где находится множество людей. Мотоциклист несется с огромной скоростью, а внимание его поглощено пестрыми настенными плакатами. Водитель обязан сосредоточиться на том, чтобы доехать до места без происшествий, а вместо этого попадает в аварию, столкнувшись с легковой машиной или с другим мотоциклом.
В этой связи Я хочу рассказать вам об одном случае. В штате Керала очень часто происходили автобусные аварии. По настоянию жителей дорожная инспекция приняла ряд мер по упорядочению движения, однако число инцидентов не уменьшилось. Как-то раз Я приехал в Тривандрум и зашел в дом к должностному лицу. Он задал Мне вопрос, почему, несмотря на принятые меры, несчастные случаи не прекращаются. Я дал, казалось бы, нехитрый совет, но когда ему последовали, инциденты прекратились. Дело в том, что в штате Керала женщины обращались к властям с просьбой выделить для них дополнительные места на передних сиденьях автобусов, сразу за водителем, чтобы они, женщины, не испытывали неудобства из-за тряски на заднем сидении. Водитель же только и делал, что смотрел в зеркало на этих леди, из-за чего и происходило так много аварий. Вы видите, как такое нелепое отвлекающее обстоятельство может стать причиной беды.
Умы современных молодых людей заполнены подобными нелепыми мыслями. Вы, будущие граждане этой страны, тем самым становитесь предателями своей родины. Сегодня вы называете себя студентами, видья-артхи – искателями знаний, но ведь вы не ищете видью, вы ищете материальные блага. Студенты! Вы должны отказаться от подражания и искать в себе собственные внутренние силы. В вашем поведении, в вашей манере говорить все построено на подражании. А у вас есть собственная жизнь, свои желания, свой собственный ум. Подражая чужому уму, чужим действиям, вы попросту превращаетесь в рабов. Вы же - независимая личность, сватантра. Какова природа этого слова, сватантра, и каков его смысл? Вы обладаете свободой мысли, свеччей. Слово свечча - это сочетание "сва" и "ичча". Следуйте своим собственным внутренним импульсам, а не идите на поводу у чужих желаний. Внимательно проанализируйте свои желания и, почувствовав, что они добрые, следуйте им, поняв же, что они дурные, откажитесь от них. Однако в наши дни человек не предпринимает подобных шагов. Он не готов к этому, так как стремится лишь подражать другим.
То, что вы видите благодаря внешему зрению, не может являться окончательной истиной. Ваше зрение охватывает все творение. Если творение – это то, что вы видите, тогда вы – это тот, кто видит. Но если само зрение становится тем, что видимо, тогда уже ум – тот, кто видит. Вот вам пример: вы сидите на этом собрании, ваши уши здесь, ваши глаза здесь, но если в этот момент вы умом перенесетесь в вашу деревню, то уже не услышите то, о чем говорит Свами, хотя сами вы здесь вместе с вашими ушами и глазами. Несмотря на то, что ваши глаза здесь, вы не увидите ничего, что находится перед вами. Следовательно, когда ваш ум витает где-то далеко, ваши органы чувств не могут ни видеть, ни слышать. Но иногда даже ум становится видимым, а интеллект в таком случае – это тот, кто видит. В иных случаях и интеллект становится видимым, а тот, кто видит – Атман. Истинный свидетель всего – это Атман, и нет ничего выше Атмана. Интеллект, который несравненно выше органов чувств, может выступать в роли видящего только тогда, когда речь идет о сугубо мирских делах и объектах.
Вот маленький рассказ для иллюстрации. В одной деревне слепой и хромой стали друзьями. У слепого были ноги, у хромого – глаза. Хромой сел на плечи к слепому и указывал ему путь. Слепой же, используя ноги, двигался вперед. Так они шли от деревни к деревне и просили милостыню. По пути хромой увидел большую кучу огурцов. Он сказал: " Дорогой брат, свернем с дороги влево. Там много огурцов, наберем их и пойдем дальше". Слепой сказал: "Если там так много огурцов, трудно поверить, чтобы их не охраняли, погляди-ка повнимательней, прежде чем мы свернем к дереву". Хромой сказал, что он не видит ни ограды, ни сторожа. Слепой предположил, что сторож может сидеть на дереве, хромой же повторил, что не видит ни сторожа, ни забора, и он хочет пойти и набрать огурцов. Слепой же тогда сказал, что если огурцы хороши, то их не могли в таком большом количестве оставить без присмотра, а значит, они, скорее всего, горькие и не пригодны для еды. Вот тут-то и сработал интеллект без помощи органов чувств. Когда слепой и хромой попробовали огурцы, на самом деле оказалось, что они горькие. Из этого рассказа ясно, что интеллект выше ума и органов чувств, Атман же гораздо выше интеллекта. Сва ичча, то есть собственное желание или свободная воля – это следование импульсам, идущим непосредственно от Атмана. Мы заменили это слово "свободой", той свободой, которой радуются животные.
Студенты! Все мы имеем форму манавы – человеческого существа. Мы обладаем высоким интеллектом, но, используя его, все же пускаем нашу жизнь по низменному пути, что никак нельзя считать истинной природой человека. Постарайтесь, чтобы ваши желания и мысли стали святыми и добрыми. На мир вы должны смотреть, как на содружество братьев и сестер, и ощущать в человеческой семье братство людей и отцовство Бога. Таков должен быть духовный настрой человеческих существ. Только тогда, когда вы сумеете донести эти идеалы до мира, можно будет сказать, что вы вновь утвердили славу своей страны.
Наши Веды и шастры дали нам ответы на вопросы, как должен жить человек, как должен он себя вести, как должен умирать. Рождение не является для человека самым важным. Человек обязан поощрять и растить добрые мысли в течение всей своей жизни и быть им верным в час смерти. Для человека важнее, не каким он родился, а каким пришел к смерти. Ваше новое рождение зависит от того, какую смерть вы приняли. Если вы хотите, чтобы жизнь в вашем новом рождении была хорошей, вам следует желать хорошей смерти. Мы не можем, подобно собаке, не задумываться о своей смерти. Мы не должны подчинять свою жизнь бессмысленным чувственным желаниям. Наши органы чувств обязаны стать нашими рабами, а не наоборот. В тот самый день, когда мы превратимся в рабов своих чувств, мы станем рабами всего мира. Какую силу сможем мы тогда обрести? Слуги должны быть в подчинении у хозяина. Слуга не должен помыкать своим господином. Зададим себе вопрос: живем мы сейчас в собственном доме как хозяева или как слуги? Слуга может знать, где находится та или иная нужная в обиходе вещь, хозяин же знает, где хранятся драгоценности, и в его руках ключи от всех замков. Мы говорим сегодня о многих вещах, которые нас окружают, но мы не способны обнаружить духовных ценностей, скрытых в наших собственных сердцах, следовательно, мы, скорее, слуги дома - своего тела. Если же мы действительно хозяева дома, в котором живем, отчего же мы ничего не знаем о добрых идеях и помыслах, заключенных в нас? Бог – не вне вас, Он пребывает в вас. Так же и грех не является чем-то внешним по отношению к вам. Вы сами создаете грех своими поступками. Когда вы постигнете эти две истины, вы перестанете быть слугами своих чувств - они станут вашими слугами.
Студенты! То, что вы слышите здесь, вы должны донести до общества и осуществить на практике. Если вы хотите, чтобы лампа распространяла свет повсюду, нужно высоко поднять ее. Если же вы спрячете ее в глубокую яму, что же она будет освещать? Так и священные мысли, рождающиеся в вас, нужно нести высоко, так, чтобы их видели все, чтобы весь мир приобщился к ним. Нельзя прятать их в тайниках своего сердца и позволить им закостенеть.
Наше тело подобно машине. С помощью такой машины, как радио, мы слушаем разные программы. Откуда они к нам поступают? Возникают ли они в самом радио, или рождаются в другом месте? Радио лишь передает нам программы, которые создаются на радиостанциях. Есть источник, где эти звуки возникают, а радио – лишь инструмент, передающий звуковые волны. Само радио не производит звуковых волн. Подобно этому, прислушиваясь к словам человека, мы знаем, что они рождаются не на его языке. Губы и язык лишь озвучивают мысли, рождающиеся в сердце. Человеческое тело похоже на радио. Источником является Атман, в нём рождаются все идеи и мысли. Вы спросите, почему же существуют добрые идеи и злые идеи, если все они исходят из одного источника – Атмана. Нужно выяснить, на каком основании вы производите эту классификацию на хорошие и дурные мысли и на каком этапе совершаете ошибку. Когда вы пытаетесь настроить радиоприемник на нужную вам волну, вы часто ошибаетесь. Нередко случается так, что вы хотите слушать что-то одно, но "ловите" совершенно другое. Чтобы ваше изначальное желание осуществилось, сам процесс настройки и последующая работа приемника должны быть безупречны. Так и все ваши трудности возникают из-за того, что внутренний импульс, исходящий из сердца, не совпадает с последующими действиями. Все ваши дела должны быть "продолжением" достойных мыслей и побуждений. Идеи и мысли нельзя назвать хорошими, если они хороши только для вас. Их можно считать хорошими, если они несут добро всему миру.
Человеческие желания соответствуют четырем типам мироощущения. Первый: когда человек не делает различий между собственными недостатками и недостатками других и, сознавая их единую природу, открыто говорит о них. Второй: человек в равной мере говорит о своих добродетелях и добродетелях других. Третий: человек говорит о своих достоинствах и о чужих недостатках. Четвертый: человек заявляет о своих достоинствах, которыми на самом деле не обладает, и говорит о недостатках других людей, которые тем не присущи. Последний случай – наихудший, и мы должны сделать все усилия, чтобы избавиться от подобной привычки. Нам нужно внедрять в практику идеи, которые мы собираемся нести миру.
Воплощения Божественного Атмана – Дивьятма сварупас! Когда Шанкарачарья захотел распространить свою философию по всей стране, он выбрал для этого только четырех учеников. Если в каждом колледже найдется хотя бы десять студентов, готовых не только пропагандировать, но и воплощать на практике идеалы добра, этого будет довольно. Каждый студент должен быть готов принять это решение. Для организации этих летних занятий в Ути (Ooty) было достаточно причин. Когда наступают летние каникулы, у студентов обычно появляется множество различных планов. Им хочется за это время взять от жизни как можно больше удовольствий. Подчинить себя этим желаниям значит попросту потратить время. У студентов есть масса возможностей провести свои летние каникулы без всякой пользы для себя. Но растрачивать время – все равно, что растрачивать жизнь. Чтобы вы этого не делали, мы и предприняли усилия обратить ваши каникулы в святые дни (holidays – holy days) в этом святом месте. За это время вы приобщитесь к добрым и священным идеалам, которыми поделитесь с теми, с кем будете встречаться. С завтрашнего дня вы обратитесь к таким священным текстам, как Бхарата, Бхагавата и Рамаяна, и они помогут вам обрести священные мысли. Сегодня – ваш первый день здесь, и я надеюсь, что эта лекция заложила необходимую твердую основу для дальнейших занятий. Не тратя более времени, на этом Я заканчиваю сегодняшнюю беседу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий