А кто-нибудь слушал аудиокнигу "Бхагавата Пурана, рассказанная Сатья Саи Бабой"?
http://goloka.org.ua...opic.php?t=5325
Более точное название книги в переводе С.М. Неаполитанского - "Мистерии Бхагавата-Пураны". Прочитать ее можно здесь:
http://scriptures.ru...vata_purana.htm
Ом Саи Рам СЕРИЯ “ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ИНДИИ”
http://scriptures.ru/krishna/m_bhagavata_purana.htm
http://goloka.org.ua...opic.php?t=5325
Более точное название книги в переводе С.М. Неаполитанского - "Мистерии Бхагавата-Пураны". Прочитать ее можно здесь:
http://scriptures.ru...vata_purana.htm
Ом Саи Рам СЕРИЯ “ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ИНДИИ”
Мистерии
Бхагавата-пураны
Песни 1-12
песни:
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
(опубликовано с любезного разрешения и при содействии С.М.Неаполитанского,
специально для сайта http://scriptures.ru )
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
(опубликовано с любезного разрешения и при содействии С.М.Неаполитанского,
специально для сайта http://scriptures.ru )
“Бхагавата Пурана — зрелый плод древа ведической литературы...” (1.1.3.)
“ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ”
Санкт-Петербург
2001
Сурендра Мохан дас (Неаполитанский С. М.)
Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). — СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. — 432 с.
В книге дается подробное изложение одного из самых известных и авторитетных ведических писаний — Бхагаваты Пураны (Шримад Бхагаватам). В ней всесторонне представлены священное учение и мистериальные надвременные события, героями которых являются великие мудрецы, подвижники, воины света, планетарные иерархи и Боговоплощения. Бхагавата Пурана содержит обширные сведения по философии, лингвистике, теургии, метафизике, космологии, астрологии и посвященческим наукам. Она открывает грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, хранит информацию о будущем человечества, благовествует о путях божественной любви, самопознания и освобождения, и в ней запечатлены важнейшие манифестации Высшего Духа, сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов и отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах.
Содержание
Введение.......................................................................... iii
Песнь Первая............................................................................................... 1
1.1. Жертвоприношение мудрецов................................... 1
1.2. Заслуги преданности Господу................................... 1
1.3. Описание воплощений Кришны.................................. 3
1.4. Появление Нарады..................................................... 5
1.5. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 6
1.6. Беседа Вьясы и Нарады............................................. 7
1.7. Наказание Ашваттхамы........................................... 8
1.8. Молитвы Кунти....................................................... 10
1.9. Уход Бхишмы........................................................... 11
1.10.Отъезд Кришны в Двараку..................................... 11
1.11. Кришна возвращается в Двараку.......................... 12
1.12. Рождение Парикшита............................................. 13
1.13. Отречение Дхритараштры................................... 14
1.14. Предчувствие Юдхиштхиры................................. 15
1.15. Восхождение Пандавов на Небеса.......................... 16
1.16. Беседа Земли и Дхармы......................................... 18
1.17. Наказание Кали...................................................... 19
1.18. Сын брахмана проклинает Парикшита.................. 20
1.19. Появление Шукадевы ............................................ 20
Песнь Вторая............................................................................................ 23
2.1. Вселенская форма Бога........................................... 23
2.2. Путь освобождения................................................. 26
2.3. Преданность Богу — единственный путь освобождения 31
2.4. Сотворение вселенной............................................ 31
2.5. Сотворение вселенной (беседа Нарады и Брахмы). 32
2.6. Пуруша-сукта.......................................................... 34
2.7. Воплощения Господа и их деяния............................. 36
2.8. Вопросы царя Парикшита........................................ 39
2.9. Четыре изначальные шлоки Бхагаватам................ 39
2.10. Десять разделов Бхагаваты Пураны.................... 43
Песнь Третья............................................................................................. 47
3.1. Встреча Видуры с Уддхавой.................................... 47
3.2. Беседа Уддхавы с Видурой ..................................... 48
3.3. Игры Господа вне Вриндавана................................. 49
3.4. Видура встречает Майтрею.................................. 50
3.5. Беседа между Видурой и Майтреей......................... 51
3.6. Космология............................................................... 53
3.7. Вопросы Видуры...................................................... 55
3.8. Появление Брахмы .................................................. 56
3.9. Молитвы Брахмы..................................................... 58
3.10. Деления творения.................................................. 59
3.11. Таинство времени.................................................. 62
3.12. Сотворение Рудры, Кумаров и Ману..................... 65
3.13. Появление Аватара Варахи................................... 68
3.14. Беременность Дити.............................................. 69
3.15. Описание царства Бога......................................... 71
3.16. Мудрецы проклинают Джая и Виджая.................... 73
3.17. Победа Хираньякши над всей вселенной................ 74
3.18. Битва Господа Варахи с демоном Хираньякшей.... 75
3.19. Убиение демона Хираньякши.................................. 75
3.20. Различные творения Брахмы................................. 76
3.21. Беседа между Ману и Кардамой Муни.................... 78
3.22. Брак Кардамы Муни и Девахути............................ 79
3.23. Плач Девахути...................................................... 79
3.24. Отречение Кардамы Муни..................................... 81
3.25. Важность преданного служения............................ 82
3.26. Основные элементы космоса................................ 84
3.27. Философия санкхья: материя и дух....................... 88
3.28. Восьмиступенчатая йога...................................... 89
3.29. Пути преданности................................................. 90
3.30. Самсара и адские миры.......................................... 92
3.31. Страдания воплощенных существ....................... 94
3.32. Пути освобождения............................................... 95
3.33. Просветление Девахути....................................... 96
Песнь Четвертая..................................................................................... 98
4.1. Потомки дочерей Ману............................................ 98
4.2. Дакша проклинает Шиву......................................... 99
4.3. Беседа между Шивой и Сати................................. 101
4.4. Сати оставляет тело.......................................... 102
4.5. Разрушение жертвоприношения Дакши................. 104
4.6. Брахма успокаивает Шиву..................................... 105
4.7. Жертвоприношение Дакши ................................... 107
4.8. История Дхрувы.................................................... 108
4.9. Дар Господа Вишну................................................ 111
4.10. Сражение Дхрувы с якшасами.............................. 111
4.11. Ману советует Дхруве прекратить сражение... 112
4.12. Дхрува достигает обители Вишну..................... 113
4.13. Потомки Дхрувы.................................................. 114
4.14. Рассказ о царе Вене............................................. 115
4.15. Рождение царя Притху и его коронация.............. 117
4.16. Восхваление царя Притху................................... 117
4.17. Притху гневается на Землю............................... 118
4.18. Притху доит Землю............................................. 119
4.19. Притху совершает сотое жертвоприношение коня 121
4.20. Появление Вишну на жертвоприношении Притху 121
4.21. Поучения царя Притху......................................... 122
4.22. Притху встречается с Кумарами....................... 123
4.23. Подвижничество Притху..................................... 124
4.24. Песнь Шивы.......................................................... 125
4.25. История царя Пуранджаны.................................. 126
4.26. Охота Пуранджаны.............................................. 127
4.27. Нападение Чандавеги........................................... 128
4.28. Пуранджана перевоплощается женщиной............ 128
4.29. Объяснение аллегории о Пуранджане................... 130
4.30. Деяния Прачетов................................................. 134
4.31. Отречение и освобождение Прачетов................. 135
Песнь Пятая............................................................................................ 137
5.1. Деяния царя Приявраты........................................ 137
5.2. Деяния царя Агнидхры........................................... 139
5.3. Появление Ришабхи................................................ 140
5.4. История Ришабхи.................................................. 140
5.5. Ришабха говорит о пути освобождения................ 141
5.6. Ришабха покидает тело........................................ 144
5.7. Деяния Бхараты.................................................... 145
5.8. Перевоплощение Бхараты оленем......................... 145
5.9. Бхарата перерождается брахманом..................... 146
5.10. Беседа между Джада Бхаратой и Рахуганой..... 148
5.11. Бхарата передает духовное знание.................... 149
5.12. Беседа Джады Бхараты с Рахуганой................... 150
5.13. Аллегория жизни................................................... 151
5.14. Лес наслаждений — аллегория самсары............... 152
5.15. Династия Бхараты.............................................. 154
5.16. Описание Джамбудвипы....................................... 154
5.17. Сошествие Ганги................................................. 157
5.18. Молитвы жителей Джамбудвипы к Господу........ 159
5.19. Описание Кимпуруши-варши и Бхарата-варши.... 160
5.20. Строение вселенной............................................ 161
5.21. Солнечный путь................................................... 164
5.22. Описание планет................................................. 165
5.23. Планетарная система Шишумара....................... 167
5.24. Подземные райские планеты............................... 168
5.25. Описание Санкаршаны......................................... 170
5.26. Описание адских планет...................................... 171
Песнь Шестая......................................................................................... 175
6.1. История Аджамилы................................................ 175
6.2. Посланники Вишну освобождают Аджамилу.......... 177
6.3. Ямарадж поучает своих слуг................................. 178
6.4. Хамса-гухья — молитва Дакши............................. 179
6.5. Дакша проклинает Нараду Муни............................ 180
6.6. Потомство дочерей Дакши................................... 181
6.7. Индра оскорбляет Брихаспати............................. 184
6.8. Нараяна-кавача...................................................... 185
6.9. Появление демона Вритрасуры............................. 187
6.10. Битва между полубогами и Вритрасурой............ 189
6.11. Божественные качества Вритрасуры................ 189
6.12. Славная смерть Вритрасуры.............................. 190
6.13. Индра огорчен последствиями убийства Вритрасуры 190
6.14. Скорбь Читракету............................................... 191
6.15. Нарада и Ангира поучают Читракету................. 193
6.16. Читракету встречает Господа.......................... 194
6.17. Парвати проклинает Читракету........................ 196
6.18. Дити дает обет убить Индру............................. 197
6.19. Выполнение обряда Пунсавана............................. 199
Песнь Седьмая........................................................................................ 202
7.1. Беспристрастие Господа .................................... 202
7.2. Хираньякашипу — царь демонов............................ 204
7.3. Намерение Хираньякашипу стать бессмертным. 205
7.4. Хираньякашипу тиранит вселенную..................... 206
7.5. Прахлада, сын Хираньякашипу............................... 206
7.6. Прахлада поучает своих друзей............................ 208
7.7. Нарада учит Прахладу........................................... 209
7.8. Господь Нрисимха убивает царя демонов............. 211
7.9. Прахлада молитвами успокаивает Господа.......... 211
7.10. Прахлада — лучший среди преданных.................. 212
7.11. Совершенное общество: четыре варны.............. 213
7.12. Совершенное общество: четыре ашрама........... 215
7.13. Поведение совершенного существа.................... 216
7.14. Идеальная семейная жизнь................................... 218
7.15. Поучения Нарады................................................. 219
Песнь Восьмая........................................................................................ 222
8.1. Описание Ману, правителей вселенной................. 222
8.2. Битва Гаджендры с крокодилом............................. 222
8.3. Молитва Гаджендры.............................................. 223
8.4. Гаджендра возвращается в духовный мир............. 223
8.5. Полубоги обращаются к Господу за защитой....... 225
8.6. Полубоги и демоны объявляют перемирие............ 225
8.7. Шива спасает вселенную от яда.......................... 226
8.8. Пахтанье молочного океана.................................. 227
8.9. Господь воплощается в образе Мохини-мурти..... 228
8.10. Битва между полубогами и демонами.................. 228
8.11. Индра уничтожает асуров................................... 229
8.12. Шива очарован Мохини-мурти............................. 229
8.13. Описание Ману..................................................... 230
8.14. Правление вселенной........................................... 231
8.15. Бали Махараджа завоевывает райские планеты 231
8.16. Поклонение Пайо-врата....................................... 232
8.17. Господь соглашается стать сыном Адити........ 234
8.18. Воплощение Господа Ваманадевы........................ 234
8.19. Вамана просит милостыню у Бали...................... 235
8.20. Бали отдает вселенную...................................... 236
8.21. Господь пленяет Бали Махараджу....................... 237
8.22. Бали Махарадж отдает свою жизнь.................... 238
8.23. Полубоги возвращаются на райские планеты.... 239
8.24. Воплощение Господа в образе Матсьи................ 239
Песнь Девятая....................................................................................... 241
9.1. Царь Судьюмна становится женщиной................. 241
9.2. Династия сыновей Ману....................................... 242
9.3. Брак Суканьи и Чьяваны Муни............................... 243
9.4. Дурваса Муни оскорбляет Амбаришу ................... 243
9.5. Спасение Дурвасы Муни........................................ 244
9.6. Падение Саубхари Муни......................................... 245
9.7. Потомки царя Мандхаты...................................... 246
9.8. Сыновья Сагара встречают Господа Капиладеву. 246
9.9. Династия Аншумана.............................................. 247
9.10. Игры Господа Рамачандры................................... 248
9.11. Господь Рамачандра правит миром..................... 249
9.12. Династия Куши, сына Господа Рамачандры........ 249
9.13. Династия Махараджи Ними.................................. 250
9.14. Урваши очаровывает царя Пурураву................... 250
9.15. Парашурама — воплощение-воин......................... 252
9.16. Господь Парашурама уничтожает род кшатриев 252
9.17. Династии сыновей Пуруравы............................... 253
9.18. Царь Яяти возвращает себе молодость............ 254
9.19. Царь Яяти получает освобождение..................... 254
9.20. Династия Пуру..................................................... 255
9.21. Династия Бхараты.............................................. 255
9.22. Потомки Аджамидхи............................................. 256
9.23. Династии сыновей Яяти...................................... 257
9.24. Всевышний Господь Кришна................................. 257
Песнь Десятая....................................................................................... 260
10.1. Канса убивает сыновей Деваки........................... 260
10.2. Господь нисходит в лоно Деваки......................... 262
10.3. Описание рождения Шри Кришны......................... 265
10.4. Канса повелевает убить всех младенцев........... 266
10.5. Встреча Нанды и Васудевы................................. 268
10.6. Путана................................................................. 268
10.7. Убиение Тринаварты............................................ 269
10.8. Забавы Кришны.................................................... 270
10.9. Яшода привязывает Кришну................................ 272
10.10. Деревья Арджуны............................................... 272
10.11. Исход из Гокулы................................................. 273
10.12. Убиение демона Агха.......................................... 274
10.13. Посрамление Брахмы.......................................... 275
10.14. Брахма восславляет Кришну............................. 276
10.15. Убиение демона Дхенуки.................................... 277
10.16. Змей Калия.......................................................... 278
10.17. Избавление от огня............................................ 279
10.18. Убиение демона Праламбы................................. 279
10.19. Поглощение лесного пожара............................... 279
10.20. Период дождей и осень....................................... 280
10.21. Кришна и гопи..................................................... 281
10.22. Кража одежды..................................................... 282
10.23. Кришна и ведические жертвоприношения.......... 282
10.24-27. Поднятие холма Говардхана......................... 284
10.28. Кришна и Варуна................................................. 285
10.29-32. Сладчайшие отношения с Богом................... 286
10.33. Танец Раса.......................................................... 291
10.34. Сударшана.......................................................... 292
10.35. Песнь разлуки..................................................... 293
10.36. Аришта............................................................... 293
10.37. Демон Кеши........................................................ 294
10.38-39. Акрура............................................................ 295
10.40-42. Матхура........................................................ 296
10.43. Поединок............................................................ 297
10.44. Смерть Кансы.................................................... 298
10.45. Церемония повязывания шнура и ученичество.. 298
10.46-47. Уддхава во Врадже......................................... 299
10.48. Горбатая девушка и посещение Акруры............ 301
10.49. Акрура в Хастинапуре........................................ 301
10.50. Джарасандха и возведение Двараки................... 302
10.51. Мучукунда........................................................... 303
10.52-54. Рукмини.......................................................... 304
10.55 Прадьюмна........................................................... 305
10.56. Драгоценный камень Сьямантаки...................... 306
10.57. Смерть Сатраджита......................................... 307
10.58-59. Жены Шри Кришны........................................ 308
10.60. Беседа Кришны и Рукмини.................................. 310
10.61. Сыновья Кришны................................................ 311
10.62-63. Демон Бана.................................................... 313
10.64. Победа над Баной............................................... 313
10.64. История Нриги................................................... 314
10.65. Баларама и поток Ямуны................................... 315
10.66. Паундрака и царь Каши....................................... 315
10.67.Баларама убивает Двивида................................. 316
10.68. Женитьба Самбы............................................... 316
10.69. Нарада посещает дворцы Кришны..................... 317
10.70-73. Раджасуя и освобождение Джарасандхи........ 317
10.74. Освобождение Шишупалы................................... 320
10.75. Унижение Дурйодханы........................................ 322
10.76-77. Шалва............................................................. 322
10.78. Дантавакра и Видуратха................................... 323
10.78-79. Смерть Ромахаршаны.................................. 324
10.80-81. Брахман Шридама.......................................... 325
10.82-84. Встреча на Курукшетре............................... 326
10.85. Воскрешение сыновей Деваки............................ 328
10.86. Арджуна и Субхадра........................................... 329
10.87. Молитва воплощений Вед.................................. 329
10.88. Спасение Шивы................................................... 332
10.89. Возвращение к жизни мальчика-брахмана.......... 333
Песнь Одиннадцатая.............................................................................. 335
11.1. Проклятие ядавов................................................ 335
11.2. Беседы мудрецов с Ними...................................... 336
11.3. Освобождение от иллюзорной энергии................ 338
11.4. Друмила описывает Воплощения Бога................ 342
11.5. Нарада наставляет Васудеву............................. 343
11.6. Династия Яду удаляется в Прабхасу.................. 345
11.7. Кришна дает наставления Уддхаве..................... 346
11.8. История Пингалы................................................. 348
11.9. Отречение от мирского...................................... 349
11.10. Природа кармы .................................................. 351
11.11. Признаки освобожденных существ.................... 352
11.12. Выше отречения и знания.................................. 354
11.13. Божественный лебедь........................................ 355
11.14. Кришна объясняет йогу..................................... 356
11.15. Богатство Господа............................................ 357
11.16. Богатство Господа............................................ 359
11.17. Система варнашрама......................................... 360
11.18. Описание Варнашрама-дхармы........................... 362
11.19. Совершенство духовного знания....................... 363
11.20. Добро и зло......................................................... 364
11.21. Объяснение ведического пути........................... 366
11.22. Элементы материального творения................. 367
11.23. Песня отреченного............................................ 369
11.24. Философия санкхйи............................................ 371
11.25. Три гуны природы............................................... 372
11.26. Аила-гита........................................................... 373
11.27. Поклонение святому Образу.............................. 374
11.28. Джнана-йога........................................................ 375
11.29. Бхакти-йога....................................................... 376
11.30. Исчезновение династии Яду.............................. 377
11.31. Исчезновение Господа Кришны........................... 378
Песнь Двенадцатая................................................................................ 380
12.1. Деградирующие династии Кали-юги.................... 380
12.2. Признаки Кали-юги............................................... 381
12.3. Песнь Земли......................................................... 384
12.4. Четыре типа уничтожения вселенной................ 388
12.5. Заключительные наставления Шукадевы........... 390
12.6. Уход Парикшита.................................................. 391
12.7. Пуранические Писания......................................... 394
12.8. Молитвы Маркандейи.......................................... 395
12.9. Господь проявляет Свою иллюзию....................... 397
12.10. Шива прославляет Маркандейу Риши................ 399
12.11. Краткое описание Махапуруши.......................... 401
12.12. Обобщение тем Бхагаваты Пураны.................. 404
12.13. Величие Шримад-Бхагаватам............................ 407
Введение
Термин «Пурана» обычно переводится как «древнее предание». В Вайю Пуране (1.123) этот термин истолковывается как «то, что существует с древних времен», а в Матсье Пуране (53.63) — «как записи древних событий». Известнейший санскритский ученый Рангачарья объясняет слово Пурана как «Pura nava» (Pura — древнейший; nava — новый), что относится к вещи, которая также хороша как новая, хотя существует с древних времен.
Часто термин «Пурана» упоминается в тесной связи с Итихасами (сказаниями), такими как Махабхарата и Хариванша. Как разновидность духовной литературы Пураны существовали в ведические времена, и о них упоминается в Атхарва Веде (11.7.24), в Брахманах (Гопатха 1.2.10.; Шатапатха 14.6.10.6.) и в Тайтирия Араньяке (2.10) В Чхандогья Упанишад Пуранам и Итихасам придается статус «Пятой Веды», а значит, они признаются авторитетным священным писанием.
Пураны являются подлинными энциклопедиями, содержащими обширные сведения по философии, медицине, лингвистике, музыке, драматургии, метафизике, космологии, астрологии и т.д. В них подробно описаны теургические ритуалы (шраддхи и яджны), святые места (тиртхи), социальные и религиозные обязанности. Пураны открывают грандиозную панораму метаисторического развития вселенной, и в них запечатлены основные космические события, отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах и сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов.
Пураническая литература состоит из 18 великих Пуран (Махапуран) и множества вспомогательных Пуран (упапуран). В Шримад Бхагаватам (12.13.4-8) дается следующий список Махапуран и количество содержащихся в них шлок:
Брахма Пурана — 10000
Падма Пурана — 55000
Вишну Пурана — 23000
Вайю Пурана — 24000
Бхагавата Пурана — 18000
Нарада Пурана — 25000
Маркандея Пурана — 9000
Агни Пурана -10500
Бхавишья Пурана — 14500
Брахмавайварта Пурана — 18000
Линга Пурана — 11000
Вараха Пурана — 24000
Сканда Пурана — 81000
Вамана Пурана — 10000
Курма Пурана — 17000
Матсья Пурана — 19000
Гаруда Пурана — 19000
Брахманда Пурана — 12000
Падма Пурана (Уттара-кханда, 263.81-4) разделяет все Махапураны на саттвика, раджаса и тамаса. Саттвика — Бхагавата, Вишну, Падма, Нарада, Гаруда, Вараха. Раджаса — Брахманда, Брахмавайварта, Брахма, Вамана, Бхавишья. Тамаса — Матсья, Курма, Линга, Шива, Агни и Сканда.
Древние и современные метафизики считают Бхагавату Пурану самым важным писанием из всех Пуран. В Падма Пуране утверждается, что Бхагаватам является синтезом мудрости, отречения и преданности. Слушая ее и медитируя над ее посланием, человек обретает освобождение и божественную любовь. Согласно Вопадеве, Веды, Пураны и священные поэмы (кавьи) дают нам наставления соответственно как учитель, друг и возлюбленный. Но Бхагавата вобрала функции всех трех и руководит нами. (Харилиламрита 1.9). Можно привести множество свидетельств, подтверждающих славу Бхагаватам. Для подтверждения ее исключительного значения важно отметить, что все основатели главных школ Веданты обращались к Бхагаватам и, комментируя ее, стремились утвердить свою метафизическую доктрину. Сударшана Сури и Вира-рагхава (вишишта-адвайта), Виджаядхваджа (двайта), Валлабха Гиридхара (пурнадвайта), Шукадева (бхеда-абхеда), Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти (бенгальская школа вайшнавизма), Шридхара (адвайта), Ганга Сахая (адвайта) и многие духовные учителя написали превосходные комментарии на Бхагавату Пурану.
В Бхагаватам перечисляются десять основных тем, которые всесторонне раскрываются в этом священном писании: тонкое творение (сарга), грубое творение (висарга), закон и порядок, установленный Богом (стхана), защита и поддержка мира (пошана), кармические тенденции (ути), периоды правления Ману (манвантара), описание деяний Господа (ишанукатха), уничтожение мира (ниродха), освобождение (мукти), высшее прибежище или высшая реальность (ашрая).
Метафизические прозрения древних пророков и послания Высшего Сознания, охватывающие все области человеческого и сверхчеловеческого знания, запечатлены в Ведах. Согласно мнению самой традиции, Веды первоначально передавались изустно, но пять тысяч лет они были записаны легендарным Вьясадевой, который считается «литературным воплощением Бога». Составив основной корпус ведической литературы, Вьясадева изложил сущность Вед в афоризмах, называемых «Брахма-сутры», или «Веданта-сутра». Чтобы разъяснить сущность афоризмов, посвященных познанию Абсолютной Истины, мудрец Вьясадева составил под руководством божественного мудреца Нарады, комментарии к ним — Бхагавату Пурану. Бхагаватам, называемая «зрелым плодом древа ведической мудрости», является авторитетным изложением сокровенного трансцендетального знания. Составив Бхагаватам, Вьяса передал ее сущность своему сыну, просветленному мудрецу Шуке. Шукадева в свою очередь поведал Бхагавату Пурану царю Парикшиту среди святых мудрецов и подвижников, собравшихся на берегу Ганги. Парикшит, получив предупреждение о скорой смерти, оставил свое царство и решил обрести освобождение, предавшись посту и духовному созерцанию. Бхагавата Пурана начинается с обращения императора Парикшита к просветленному Шукадеве: «О святой, о великий мистик, ты — духовный учитель великих святых и преданных. Я прошу указать путь совершенства для всех личностей, а особенно для тех, кто близок к смерти. Даруй мне знание о том, что человек должен слушать, воспевать, о чем помнить, чему поклоняться, и что он не должен делать. Милостиво объясни мне все это».
В течение семи дней, вплоть до смерти, царь и собравшиеся там мудрецы внимали поучениям Шукадевы, в которых раскрывалось посвященческое знание о природе Бога, вселенной и человека. Мудрец Сута, присутствующий на той мистерии, где Шукадева впервые изложил послание Шримад Бхагаватам, впоследствии повторил ее перед мудрецами, собравшимися в лесу Наймиша и проводящими великое таинство для нейтрализации разрушительных влияний начавшейся Кали-юги.
Композиционно Бхагавата Пурана строится на вопросах Парикшита и ответах Шукадевы, которые пересказывает Сута. Кроме того, сам Сута иногда отвечает на вопросы Шаунаки, возглавляющего собрание мудрецов в лесу Наймиша. Также Шукадева часто пересказывает содержание философских бесед великих мудрецов и Боговоплощений. Таким образом, учение Бхагаватам транслируется через четыре линии учителей:
1). Вишну — Нарада — Вьяса — Шука (Бх. П. 2.4.25; 2.9.5-7;3.4.13).
2). Нараяна — Нарада — Вьяса — Шука (10.87.8, 47-48).
3). Нараяна — Нарада — Прахлада (7.6.27-28).
4). Санкаршана — Санаткумара — Санкхьяна — Видура (3. 8. 2-9.).
В книге «Мистерии Бхагаваты Пураны» дается краткое и доступное для широкого круга читателей изложение учения и мистериальных событий, описанных в Бхагаватам. Практически, эту книгу можно назвать сокращенным переводом Шримад Бхагаватам. Многие тексты и отдельные главы переведены почти полностью. При изучении книги надо учитывать, что в строках, напечатанных мелким курсивом, даются фрагменты из комментариев известнейших комментаторов Бхагаваты Пураны: Шридхары Свами, Бхактисиддханты Сарасвати, Шрилы Прабхупады и других учителей, распространяющих провозвестие божественной любви.
Глоссарий
== А ==
· Аватара — «тот, кто нисходит», Боговоплощение, нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.
· Авьякта — непроявленное состояние творения.
· Агни — божество огня; элемент огня.
· Аджнана — незнание, невежество.
· Ади-дева — Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов.
· Ади-Пуруша — Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.
· Адхарма — неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.
· Амрита — «нектар бессмертия», полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.
· Амша — часть.
· Амша-аватара — частичное, неполное воплощение.
· Ананда — блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа.
· Ананта — безграничный, бесконечный; экспансия Господа Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры.
· Апара — не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.
· Арджуна — третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, которому на поле Курукшетра Кришна поведал “Бхагавад-гиту”.
· Артха — «выгода», «польза», «богатство»; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы).
· Арча-виграха — форма Господа, Которой поклоняются в храме.
· Арья — «благородный»; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.
· Асур — демон, атеист, противник богов.
· Атма — божественная сущность человека, высшее «я».
· Атма-майа — внутренняя энергия Господа.
· Атма-таттва — наука о природе души.
· Аханкара — «то, что создает «я»»; «ложное эго», тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым телом.
· Ахимса — непричинение вреда живому.
· Ашрам — каждая из четырех ступеней, или укладов жизни в системе варнашрама (см. также брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника.
· Ашрая — прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.
· Ашта-сиддхи — восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.
== Б ==
· Баладева — первое полное проявление Господа.
· Биджа — «семя»; «корень»; «основа»; особый слог, представляющий собой важнейшую часть мантры.
· Брахма — первое сотворенное существо во вселенной; один из гуна-аватар, управляющий гуной страсти; создающий все разнообразие материального мира.
· Брахмаджьоти — духовное сияние.
· Брахман — Абсолют; Высшее Сознание; Бог; безличное, лишенное качеств, всепроникающее проявление Бхагавана.
· Брахмананда — блаженство единения с Брахманом.
· Брахманда — сферообразная вселенная, созданная Брахмой.
· Брахманы (в ед.ч. брахман) — сословие ученых людей и священнослужителей; высшее из четырех сословий в системе варнашрамы.
· Брахманы (в ед.ч. брахмана) — класс священных текстов, входящих в состав четырех изначальных Вед.
· Брахмастра — разрушительное оружие, аналогичное нейтронному, которое приводится в действие произнесением специальных мантр.
· Брахмачари — ученик, живущий в ашраме Гуру и соблюдающий обет целомудрия.
· Брахмачарья — первый из четырех укладов жизни в системе варнашрамы; вообще обет безбрачия и добровольной бедности.
· Бхагаван — Бесконечный, Изначальный, Нерожденный. Высший, личностный аспект Бога, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте.
· Бхагавата — все, что связано с Бхагаваном, Верховным Господом.
· Бхагавата-дхарма — вечная религия преданного служения Всевышнему.
· Бхакта — преданный.
· Бхакти — преданность; любовное преданное служение Всевышнему Господу.
· Бхакти-йога — связь со Всевышним Господом посредством преданности Ему; метод, с помощью которого можно развить чистую любовь к Богу.
· Бхарата, или Бхарата-варша — древнее название Индии.
· Бхима — второй из братьев Пандавов, великий воин и преданный Шри Кришны.
== В ==
· Вайкунтха — буквально, “место, где нет тревог”; царство Бога.
· Вайшнав — тот, кто понимает положение Бхагавана и занят в любовном преданном служении Ему. Преданный Господа Вишну илиКришны.
· Вайшнавизм (вайшнава-дхарма) — вечная религия и культура служения Господу Вишну или Кришне, т.е. преданное любовное служение Господу.
· Вайшьи — сословие земледельцев и торговцев; третий уклад ведического общества. См. варнашрама.
· Ванапрастха — удаление от дел — третий из четырех укладов жизни варнашрамы; человек в вышеуказанном ашраме.
· Вараха — воплощение Господа Вишну в образе вепря.
· Варна — сословие в ведической системе деления общества. Принадлежность человека к нему определяется родом его деятельности и влиянием на него гун природы. См. также брахман, кшатрий, вайшья, шудра.
· Варнашрама-дхарма — ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия (варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четыре стадии духовного развития (ашрамы: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси).
· Варуна — божество, управляющее водной стихией.
· Васудева — Господь Кришна как сын Васудевы, Шри Кришна в Матхуре и Двараке; первый образ Бхагавана в чатур-вьюхе.
· Васудева — отец Шри Кришны.
· Вайю — ветер; божество, управляющее стихией воздуха.
· Веда — буквально, «знание»; священное писание, гнозис.
· Веданта (“Веданта-сутра”) — “венец Вед”; совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах, и в последовательной и сжатой форме изложенные великим мудрецом Вьясадевой в «Веданта-сутре».
· Ведантисты — изучающие веданту, или ее знатоки.
· Веды — четыре изначальных богооткровенных Писания: «Риг»-, «Яджур»-, «Сама»- и «Атхарва-веда»; в более широком смысле все священные писания ведической традиции.
· Ведическое общество — общество, живущее по законам Вед.
· Виджнана — осознанное знание; непосредственное восприятие Истины, пришедшее к человеку благодаря духовной практике или божественной милости.
· Видура — великий преданный Господа Кришны, сын Вьясадевы и дядя Пандавов.
· Видья — знание.
· Викарма — запрещенные богооткровенными писаниями действия; греховная деятельность.
· Вират-рупа, или вират-пуруша — концепция, согласно которой вся материальная вселенная представляет собой тело Господа; вселенская форма Бога.
· Вишва-рупа — вселенская форма Господа.
· Вишну — «Всепроникающий»; Верховный Господь.
· Вишнулока — духовное царство Господа Вишну; то же, что и Вайкунтха.
· Вишну-мурти — двадцать четыре основные экспансии Господа Нараяны.
· Вриндавана — буквально, «лес (вана) из деревьев Туласи (Вринда)» — место, где проходили духовные игры Кришны 5000 лет назад.
· Вьясадева — литературное воплощение Господа, великий мудрец, в нaчале Кали-юги записавший Веды и составивший большинствоПуран, “Веданта-сутру” и “Махабхарату”.
== Г ==
· Гандхарвы — боги, певцы и музыканты на райских планетах.
· Ганеша — сын Шивы.
· Гаруда — гигантский орел, один из сыновей Кашьяпы Муни. На его плечах путешествует Господь Вишну.
· Гиридхари — Имя Кришны, означающее «поднявший холм Говардхану».
· Говинда — одно из имен Верховного Господа Кришны, «Тот, кто приносит наслаждение земле, коровам и чувствам».
· Гопи — девушки-пастушки, подруги Кришны во Вриндаване и Его самые близкие и преданные слуги.
· Госвами — тот, кто владеет своим умом и чувствами: титул санньяси.
· Грихастха — семейная жизнь, которая строится в соответствии с правилами и предписаниями Вед.
· Гуна-аватары — три аватары Бога, ведающие тремя гунами, качествам материальной природы; гуной благости ведает Вишну; гуной страсти — Брахма; гуной невежества — Шива.
· Гуна — в буквальном переводе с санскрита означает “веревка”. Саттва-гуна (качество благости), раджа-гуна (качество страсти) и тама-гуна (качество невежества). Термин философии санкхйи, под которым понимают различные виды влияния, оказываемого иллюзорной материальной энергией на существа.
· Гуру — духовный учитель.
== Д ==
· Двапара-юга — третья юга в цикле из четырех юг, длящаяся в течение 2 400 лет богов, или 864 000 солнечных лет.
· Дварака — столица Господа Кришны на западном побережье Индии.
· Двиджа-брахман — дважды рожденный брахман, получивший первое рождение от мирских отца и матери, а второе — от гуру — духовного отца, и Вед — духовной матери.
· Деваки — мать Господа Кришны в Матхуре.
· Деваки-нандана — имя Шри Кришны, означающее «сын Деваки».
· Деваты – боги, жители райских планет, сияющие сверхчеловеческие существа, управляющие вселенной.
· Джапа — мантра-медитация, повторение Святых Имен.
· Джива — индивидуальная душа, воплощенное существо.
· Джйоти — сияние.
· Джнана (гьяна) – мудрость, самопознание, знание; осознание Брахмана.
· Джнана-йога — попытка обрести связь с Абсолютной Истиной с помощью размышлений, самопознания или изучения философии.
· Джнани — человек, идущий путем джнана-йоги.
· Джнана-канда — часть Вед, излагающая науку о Брахмане, духе.
· Дурваса-муни — йог-мистик. Частичное воплощение Шивы.
· Дурьйодхана — старший сын Дхритараштры, главный соперник Пандавов.
· Дхама — святая обитель Верховного Господа.
· Дхарана — глубокое сосредоточение, достигаемое практикой смараны. Полное отвлечение ума от внешнего мира и погружение его влилы Господа.
· Дхарма — внутренняя присущая существу природа, божественный закон. Религия, свод религиозных законов, определяющих обязанности человека в соответствии с его положением в обществе.
· Дханур-веда — одна из вспомогательных Вед, в которой излагаются принципы воинского искусства.
· Дхьяна-йога — медитационная йога.
· Дэва — бог, или полубог.
== И ==
· Индра — главный из управляющих вселенной полубогов, царь райских планет.
· Йог — человек, практикующий йогу.
· Йога — 1. связь, воссоединение; 2. путь, способ, метод; 3. путь восстановления связи с Богом.
· Йога-майа — внутренняя энергия Господа, царящая в духовном мире.
· Йога-нидра — мистический сон Господа Вишну.
== К ==
· Кала — вечное время, одна из энергий Господа.
· Кали-юга — век ссор, вражды и лицемерия, последний в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится 1200 лет богов, или 432000 солнечных лет, и началась она около пяти тысяч лет назад.
· Калпа — день Брахмы, составляющий 4320000000 лет, или тысячу циклов из четырех юг.
· Кама — первая, и самая низшая, из четырех целей человеческой жизни, урегулированное социальными законами Вед услаждение чувств. Стремление к материальному наслаждению. Половое желание, вожделение.
· Капила — аватар Кришны, явившийся как сын Девахути. Поведал философию санкхью.
· Карана-джала — Причинный океан, разделяющий духовный и материальный миры.
· Карма — материальная деятельность ради наслаждения ее плодами, а так же последствия этой деятельности. Закон материальных причин и следствий.
· Карма-йога — деятельность, совершаемая в соответствии с правилами и предписаниями Вед.
· Карма-канда – первый из трех разделов Вед, описывающий внешние церемонии и жертвоприношения.
· Кришна (Всепривлекающий) — Верховный Господь, Бхагаван, Причина всех причин.
· Кувера — бог богатства; управляющее божество севера.
· Кумары — четыре сына Брахмы в образе пятилетних мальчиков. Олицетворение знания о Господе.
· Курукшетра — название долины, где произошло знаменитое сражение между Кауравами и Пандавами. На поле этой битвы Кришнойбыла поведана «Бхагавад-гита».
· Кшатрии — сословие воинов и правителей ведического общества.
== Л ==
· Лакшми — богиня процветания, вечная супруга Господа в образе Нараяны.
· Лакх — сто тысяч.
· Лайя — сон.
· Лилы — божественные игры Верховного Господа или Его чистых преданных.
· Лила-аватары — бесчисленные воплощения Верховного Господа, в Которых Он приходит в материальный мир, чтобы явить Свои духовные игры.
· Лила-смарана — памятование об играх Кришны.
== М ==
· Майя — иллюзия.
· Майя-шакти — материальная природа, внешнее отражение пара-шакти -— внутренней духовной энергии Господа.
· Манвантара — период правления одного Ману, длится около семидесяти двух циклов из четырех юг.
· Ману — прародитель человечества, сын Брахмы. За один день Брахмы сменяется четырнадцать Ману.
· Мантра — трансцендентная звуковая вибрация, сокровенная молитва.
· Матхура — обитель Господа Кришны, окружающая Вриндаван. В Матхуре Он родился и вернулся туда, закончив Свои детские игры воВриндаване.
· Маха — большой, великий.
· Маха-бхута — пять основных физических элементов, из которых состоит материальный мир: земля, вода, огонь, воздух и эфир.
· Маха-майя — иллюзорная, внешняя энергия Господа, действующая в материальном мире.
· Махапуруша — «великая личность»; святой, Всевышний Господь.
· Махариши — великий мудрец.
· Махатма — “великая душа”, возвышенный преданный Господа.
· Махат-таттва — изначальное, недифференцированное состояние материальной энергии, из которой проявляется материальный мир.
· Махешвара — Верховный Владыка; иногда так называют Шиву, иногда — Бхагавана Шри Кришну.
· Млеччха — изгой, не знающий ведических правил поведения и чистоты.
· Мокша — освобождение от материального рабства.
· Моха — иллюзия; игра воображения.
· Мукта — обретший мукти, освобождение.
· Мукти — освобождение из круговорота рождений и смерти.
· Мукунда — Верховный Господь, дарующий мукти — освобождение.
· Муни — мудрец.
== Н ==
· Наймишаранья — священный лес в Центральной Индии.
· Нама – Святое Имя Господа.
· Нара-лила — божественные игры Шри Кришны в человекоподобном облике. Высшие из всех Его лил.
· Нарада Муни — великий преданный, один из первых сыновей Брахмы.
· Нарасимха — воплощение Всевышнего Господа Вишну в образе получеловека-полульва.
· Нараяна — Кришна в Своей четырех рукой форме на планетах Вайкунтхах, экспансия Господа Кришны, Господь Вайкунтхи.
· Нивритти-марг — путь к освобождению из материального рабства или отказ от чувственных наслаждений.
· Ниракара — лишенный формы.
· Нирвишеша — лишенный разнообразия, индивидуальности.
· Ниргуна — выше гун, не имеющий материальных качеств; эпитет Господа.
== П ==
· Пандавы — Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева, — пять братьев, царей из династии Куру. Великие преданные и друзья Господа Кришны.
· Парабрахман — Абсолютная Истина, Шри Кришна.
· Парама-пуруша — Бхагаван Шри Кришна; Верховный Наслаждающийся.
· Парамартха — высшая цель.
· Параматма — Высшая Душа, иманентный аспект Верховного Господа Вишну, находящийся в сердце каждого существа.
· Парамахамса — подобный лебедю преданный Бхагавана, познавший свою природу; высшая ступень санньясы.
· Парамешвара — Верховный Повелитель, Господь Кришна.
· Парвати — супруга Шивы.
· Пари-враджака — странствующий проповедник.
· Правритти-марга — путь мирских наслаждений; выполнение предписанных Ведами обязанностей с целью достижения райских планет.
· Пракрити — материальная и духовная природа как объект наслаждения Пуруши.
· Према – любовь к Богу.
· Пуджа — церемония поклонения Божеству или гуру.
· Пурна — полный.
· Пуруша — наслаждающийся, или носитель мужского начала; живое существо или Верховный Господь. Проявления Бхагавана в материальном мире, выполняющие функции созидания, поддержания и разрушения материальных вселенных.
== Р ==
· Раджа-гуна — модус активности.
· Рама (Рамачандра) — воплощение Бога в образе идеального монарха и человека; имя Господа, означающее «источник наслаждения», имя Баларамы.
· Раса — изначальные взаимоотношения Господа и индивидуального существа.
· Ракшасы — демоны.
· Риши (рши) — мудрец-отшельник.
== С ==
· Сагуна — обладающий качествами.
· Сама-веда — одна из четырех изначальных Вед.
· Санатана — вечный.
· Санатана-дхарма — вечная религия; вечная деятельность, изначально присущая душе; преданное служение Господу.
· Санкхья — философская система, анализирующая материальные элементы, из которых состоит космос, и объясняющая разницу между материей и духом.
· Санньяса — отречение от мира; четвертая (высшая) ступень духовного совершенствования в ведическом обществе.
· Санкаршана — одно из воплощений Господа Кришны.
· Сарга — материальное творение.
· Саттва — материальная гуна благости.
· Саттвика — то, что находится под влиянием гуны благости.
· Сат — бытие; существующий вечно. Аспект вечности Верховного Господа.
· Сат-чид-ананда — три аспекта природы Абсолютной Истины. Естественное состояние души, соответственно: вечное бытие, полное знание и безграничное блаженство.
· Сатья-юга — первая юга в цикле из четырех юг, длится 4 800 лет богов, или 1 728 000 солнечных лет.
· Сварупа-шакти — внутренняя энергия Господа.
· Сиддхи — мистические способности; обитатели одной из высших планет вселенной, Сиддхалоки, которые от рождения наделены мистическими способностями.
· Сударшана-чакра — оружие Вишну, имеющее форму диска.
· Сурья — бог солнца.
== Т ==
· Тамас — третья из гун материальной природы, соответствующая невежеству, темноте, косности, инертности.
· Тапасья — аскеза, добровольное наложение на себя тех или иных ограничений ради достижения высшей цели жизни.
· Таттва — основа, суть, нечто присущее чему-либо, фундаментальный принцип.
· Таттва-дарши — тот, кто видит истину.
· Трета-юга — вторая юга в цикле из четырех юг, длится 3 600 лет богов, или 1 296 000 солнечных лет.
== Ш ==
· Шабда -брахман — трансцендентный звук, проявление Бога в звуке
· Шакти — энергия, сила.
· Шастры — священные писания, изошедшие от Господа; ведические писания, подобные Бхагавад-Гите, Шримад Бхагаватам.
· Шветадвипа — обитель Кширодакашайи Вишну посреди Молочного Океана.
· Шеша — воплощение Бхагавана в виде непостижимо огромного тысячеглавого змея, на котором возлежит Маха-Вишну.
· Шрути — знания, приобретаемые в процессе слушания; изначальные Ведические писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным Господом.
· Шудра — класс слуг (рабочих); четвертый общественный уклад ведического общества.
· Шука — попугай.
· Шьямасундар — Господь Кришна в Своем чарующем образе мальчика-пастушка с прекрасным цветом тела, напоминающим цвет темной грозовой тучи.
== Х ==
· Хамса — небесный лебедь, способный отделять молоко от воды, символизирующий способность к различению.
· Хари — Имя Господа, означающее «Уносящий все грехи».
== Ч ==
· Чатур-вьюха — первые четыре экспансии Господа, дающие начало последующим воплощениям (вишну-таттвы, шакти-таттвы).
· Чатур-варга — четыре главных цели существования в материальном мире: религия (дхарма), экономика (артха), удовлетворение материальных желаний (кама) и освобождение (мукти).
== У ==
· Уддхава — лучший друг Кришны в Двараке, ученик Брихаспати.
· Упанишады — раздел Вед , который дает знание о Высшем духе; Веданта. Причисляются к шрути. В канонический список входит 108Упанишад.
== Ю ==
· Юга-аватары — четыре воплощения Верховного Господа, приходящие в каждую из четырех юг, чтобы дать людям метод духовного осознания, соответствующий данной юге.
· Юга-дхарма — религия какой-либо эпохи.
· Юги — четыре циклически повторяющиеся эпохи, через которые проходит в своем развитии вселенная. Один цикл из четырех югназывают дивья-югой.
· Юдхиштхира — старший из братьев Пандавов, законный наследник престола Куру.
== Я ==
· Яду — царский род, в котором явился Кришна.
· Яджна — жертвоприношение, а так же Верховный Господь — “Тот, Кому адресованы все жертвы, и Кто наслаждается ими”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий