среда, 2 октября 2013 г.

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ Том XXXII (часть 2)


SATHYA  SAI  SPEAKS
Volume  XXХII (part 2)
Discourses of
BHAGAVAN SRI SATHYA SAI BABA
Delivered from July 1999 to December 1999




САТЬЯ  САИ  ГОВОРИТ
Том  XXXII  (часть 2)
Беседы
Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
июль–декабрь 1999 года


В эту книгу включены беседы, произнесенные Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой в течение первой половины 1999 года. Саи Баба – известный во всем мире великий духовный учитель, Аватар нашей эпохи.
Его беседы – это вдохновенье, они актуальны для любого времени, и особенно сейчас. Учение Бхагавана касается всех сторон жизни, обращено ко всему человечеству, независимо от религии, национальности и расовой принадлежности. Цель Аватара – возрождение духовных и нравственных ценностей, обращение человека к его истинной, Божественной сущности, излечение любовью пороков современной жизни. Слово Божественного учителя – достояние всех людей, ратующих о благополучии мира и стремящихся к духовному совершенствованию.
После 20-летнего перерыва с этого 1999 года началась ежегоднная на праздник Шиваратри материализация Лингамов. В книге Саи Баба рассказал о глубиннаой сути этого вселенского феномена (стр  ). Он подчеркнул, что такое явление вы не сможете увидеть нигде более в мире. Это возможно только в Его Божественном присутствии. Он пояснил причину Сваего падения с большой высоты, ради спасения жизни студентов (стр).  Большое внимание уделено анализу современного образования,  Учебным заведениям Саи Бабы, университетам Древней Индии. 1    ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ
Садаям Хридаям Ясья Бхаситхам Сатъя Бхушитхам, Каях Парахитхе Ясья Калистхасья Каротхиким?
(Шлока на санскрите.)
Разве может пагубно повлиять Кали-юга на человека, чьё сердце наполнено состраданием, кто произносит только одну истину и чьё тело посвящено служению другим.
Воплощения Любви! Человек должен наполнить свое сердце состраданием, всегда говорить правду и посвятить своё тело служению на благо общества. Мысли, слова и дела человека должны быть всегда святы. Сердце, не оскверненное желанием и гневом, язык, не испорченный неправдой, и тело, незапятнанное насильственными действиями  это является настоящими общечеловеческими ценностями.
Из-за недостатка этих общечеловеческих ценностей страна сталкивается сегодня с тяжелыми испытаниями. Бхарата (Индия) с древних времён была сокровищницей духовности. Но сегодня она потеряла истину (сатья), а также праведность (дхарму) и погрузилась в неправедность, лживость и бесчестность.. Поэтому долгом студентов является посвятить себя задаче восстановления в первозданном великолепии славы Бхараты Как родители огорчаются при виде своих детей, отстающих в учебе, точно так же и Мать Индия печалится при виде своих граждан, лишенных моральных и этических ценностей. Вы должны помнить, что все те, кого мы почитаем сегодня как почетных граждан и благородных людей, были когда-то студентами. Никогда не забывайте, что сегодняшние студенты — это будущие граждане и лидеры нашей страны.
Поступайте праведно с юных лет
Ценность человека зависит от уровня его культурного развития. Истинный смысл слова «культура» заключается в отказе от плохих мыслей и действий, в развитии святых мыслей и совершении благородных поступков. Страна — это не просто кусок земли, это сообщество граждан. Чтобы страна прогрессировала, граждане должны развивать моральные, этические и духовные ценности. Невозможно для граждан и лидеров развивать в себе эти ценности, если они не практиковали их с самого детства. Жизнь становится бессмысленной, если человек не совершает праведных действий с юного возраста.
Нынешние студенты не могут сами облагородить свою жизнь. Поэтому родители и учителя должны играть активную роль в развитии их жизненного пути. Прежде всего, они должны разобраться в том, как студенты могут избавиться от своих дурных наклонностей. Так же как камень становится достоин поклонения и уважения, когда из него вырезана прекрасная статуя, точно так же студенты станут идеальными гражданами, если они будут воспитываться в подходящей среде. За хорошее и плохое в студентах ответственны учителя и родители. Но, к сожалению, они не понимают своей роли в формировании и развитии жизненного пути студентов.
Духовное образование дается на всю жизнь
Как известно, преподаватели учат студентов в классах и аудиториях. Но что такое видья (образование)? Слово «видья» происходит от корня «вид», означающего «знать, ведать». Видья переводится на английский язык словом «education». Термин «education» происходит от латинского слова «educare», что означает «выявлять». Образование (еducare) имеет два аспекта — мирской и духовный. Мирское образование дает знание, относящееся к физическому миру. Духовное образование необходимо, без него человеческая жизнь малоценна. Но духовность не находит себе места в современной образовательной системе. Преимущество отдается только мирскому образованию. Как два крыла нужны птице, чтобы взлететь высоко в небо, как нужны двуколке два колеса, чтобы двигаться, так и человеку нужны оба типа образования, чтобы достичь цели в жизни. Духовное образование — для жизни, тогда как мирское — для зарабатывания средств к существованию. Только когда человек имеет эти два аспекта образования, он сможет заслужить имя и уважение в обществе. Владение этими двумя аспектами образования принесет не только уважение и имя, но также самоудовлетворение.
Мирское образование, относящееся к уму, эфемерно. Умение читать, писать, получение средств существования, обретение имени и славы — все это происходит от мирского образования.
Мирское образование делает человека великим, значительным, в то время как духовное образование делает его праведным, добрым. Духовное образование относится к сердцу, откуда исходят святые качества, такие как сострадание, правдивость, терпимость и любовь.
Сегодня родители ожидают от своих детей, что они получат высшее образование, накопят денег и станут известными, но далеко не многие желают, чтобы их дети были праведными людьми. Добро вечно, тогда как величие и слава преходящи. Добро образует основу духовной жизни. Есть сотни тысяч людей, ставших влиятельными благодаря накопленному богатству, но какое благо они принесли обществу? Абсолютно никакого. Поэтому стремитесь быть праведными, а не великими.
Человек должен стать творцом, а не компьютером
Современные студенты ездят по всему миру в поисках материального образования, не ведая, что источник истинного образования, сердце, находится внутри человека. Истинное образование — это то, которое делает человека совершенным. Родители — это первые учителя. Они должны показывать своим детям путь к добру. Человек не может стать хорошим, просто будучи высокообразованным. Мирское образование приносит только богатство (артха) и эгоизм (свартха). Такого рода образование ответственно за падение человека. Мирское образование ориентировано на получение информации, в то время как духовное образование ориентировано на духовную трансформацию. Образование, ориентированное на получение информации, превращает человека в компьютер, в то время как образование, ориентированное на трансформацию, делает человека творцом. Человек должен быть творцом, а не компьютером. Кто создал компьютер? Творческий ум человека создал его. Поэтому человек должен понимать значение настоящего образования.
Сегодня моральные, этические и духовные ценности в упадке. Современные студенты не имеют в себе ни малейшего следа этих ценностей. Они не уважают ни родителей, ни общество. В таком случае, как они могут ожидать в будущем уважения от своих собственных детей? Наша древняя культура призывает: Матру Дево бхава, Питру Дево бхава, Ачарья Дево бхава. (Почитай мать, отца и учителя как Бога.) Уважай и будь уважаемым. Применяй учение на практике, прежде чем учить других. Только тогда ты сможешь стать творцом.
В Махабхарате описывается царь по имени Душьянтха. Будучи рожденным и воспитанным во дворце, он преследовал мирские, материальные цели. Сын же его Бхарата был рождён и вырос в Канваашраме (обители мудреца Канвы) и стал кладезем моральных, этических и духовных ценностей.
Ашрамное образование прививает человеку благородные качества. Бхарата стал образцом всех добродетелей, потому что получил идеальное образование с самого детства. Это позволило ему вести размеренную и счастливую жизнь. Вот почему говорится: начинай пораньше, двигайся не спеша, и доберешься целым и невредимым.
Душьянта обладал мирским и материальным богатством. Он был могущественным императором. В чём польза всего его богатства, если он не смог достичь духовного роста? Это ясно демонстрирует разницу между образованием в городе и образованием в ашраме.
Общечеловеческие ценности — наши жизненные принципы
Пять общечеловеческих ценностей: сатъя, дхарма, шанти, према и ахимса (истина, праведность, мир, любовь, ненасилие) можно сравнить с пятью жизненными принципами (витальными энергиями) человека, т.е. праной, апаной, вьяной, уданой и саманой. Настоящий человек — это тот, который придерживается на практике этих пяти общечеловеческих ценностей. Сегодня человек боится говорить правду, опасаясь, что это ему повредит, и не исполняет дхарму (праведность), не зная, что это на самом деле означает.
Ни при каких обстоятельствах не отказывайтесь от общечеловеческих ценностей. Утрата любой из пяти общечеловеческих ценностей подобна совершению самоубийства. Если вы не говорите правду, вы утрачиваете одну из ваших жизненных основ. Правда — это ваш Атман. Поэтому до самого своего последнего вздоха держитесь правды. Культура Бхараты учит: «Сатъям вада, дхармам чара» (Говори правду и придерживайся праведности). Эти ценности едины для всех и каждого. Люди по всему миру молятся о покое и мире. Как этого добиться? Только практикуя сатъю и дхарму (истина и праведнось). Сегодня люди ведут жизнь, лишенную сатъи и дхармы. Это выливается в отсутствие покоя (шанти), что, в свою очередь, ведет к отсутствию любви (премы). Как может существовать ненасилие (ахимса) в отсутствие остальных четырех ценностей? Насилие неистовствует везде: в доме, в магазине или на работе. Человек, лишенный этих пяти принципов, стал живым трупом. Нужно снова вернуть человека к жизни, для чего очень важна вера в Бога. Где вера, там любовь. Где любовь, там покой. Где покой, там истина. Где истина, там Бог. Где Бог, там блаженство. Человеческая жизнь должна начинаться с веры и закончиться блаженством.
Древние ачарьи и современные учителя
Сегодня даже у родителей и детей, мужа и жены нет достаточной веры друг в друга. Любовь, которую они выказывают, притворная. В таких обстоятельствах как может преобладать любовь? Человек должен иметь глубокую веру, чтобы испытать настоящую любовь. Что бы вы ни делали, делайте это от всего сердца. Наполните сердце состраданием. Когда сердце полно любви, все действия будут проникнуты любовью.
Джумсаи, выступавший до Меня, сказал, что обучение общечеловеческим ценностям основано на трех «Н». (Три «Н» игра англ. слов: «Неаrt» — сердце, «Неаd» — голова, «Наnd» — рука. EHV = 3HV). Гармония сердца, головы и рук символизирует истинно человеческую жизнь. «Манасьекам вачасьекам карманьекам махатманам» (Тот является благородной душой, в ком мысли, слова и дела находятся в совершенной гармонии). «Манасьяньятх вачасьяньятх карманьяньятх дуратманам» (Тот порочен, у кого расходятся мысли, слова и дела).
Само слово «хридая» (сердце) состоит из двух частей хри» «сердце» + «дая» «сострадание»).  Поэтому сердце должно быть наполнено состраданием. Когда есть любовь в сердце, все, что вы произносите, будет правдой. Любовь в речи — это истина. Любовь в действии — это дхарма. Любовь в мыслях — это покой. Любовь в понимании — это ахимса (ненасилие). Поэтому любовь — это принцип, лежащий в основе истины, праведности, покоя и ненасилия.
В древности учителей называли ачарьями, что означало: те, кто следует в жизни тому, что проповедуют. Сегодняшних учителей нельзя назвать ачарьями, потому что сами они не делают то, чему обучают. Современные учителя преуспели в работе на публику, в то время как ачарьи древних времен концентрировались на практике.
Образование должно быть бесплатным
Как студенты могут внимать советам учителей, если учителя сами не выполняют того, чему учат? Если корова щиплет траву в поле то, как можно ожидать, что теленок останется просто свидетелем? Теленок, естественно, пойдет за коровой. Взаимоотношения между учителем и учеником должны быть, как между коровой и теленком. Это значит, что учителя должны относиться к студентам, как к своим собственным детям. Но сегодня вы не найдёте подобных взаимоотношений между учителями и студентами. И учителя, и студенты думают только о деньгах. В результате студенты не уважают учителей и учителя не питают любви к студентам.
Во многие образовательные институты зачисляют тех, кто может заплатить крупную сумму денег. Эта система квот привела к повсеместной деградации. Поскольку правительство также поощряет эту тенденцию, система образования стала полностью лишённой  общечеловеческих ценностей. Чтобы остановить эту порочную практику, образование необходимо сделать бесплатным. Каждый имеет равное право на получение образования. Образование — это дар Божий. Никто не имеет права продавать его. Образование должно вести к возвышению, а не к волнению. Но сегодня беспокойство присутствует везде.
Настоящее «пожертвование»
Сегодня за деньги можно купить зачисление, посещение, оценки и даже диплом. Места в медицинских колледжах с готовностью предлагаются тем кандидатам, которые заплатят сумму от 20 до 30 лакхов рупий (от пятисот до шестисот тысяч долларов). Чтобы вернуть себе деньги, которые они заплатили за место в вузе, врачи берут чрезмерную плату со своих пациентов. То же самое и у инженеров. Даже за зачисление на первый курс некоторые институты берут от 20 до 25 тысяч рупий. Современное образование сделало человека нищим. Человек должен стать высшим, а не нищим (игра англ. слов «bigger» и «beggar»). Я говорю это не из чувства гордости, но Сатья Саи Институт единственный, где предлагается бесплатное образование. Джумсаи сказал, что нужно строить больше и больше институтов. Это как вам будет угодно, но нужно позаботиться о том, чтобы образование стало полностью бесплатным. Только тогда мы можем воспитать из наших студентов идеальных граждан. Учителя должны от всей души делиться своими знаниями со студентами, и прежде, чем учить, они должны применять их на практике. Именно этого Я ожидаю от учителей. Образование, полученное за счет выплаты крупных сумм в качестве пожертвований — это не образование вообще. К такому незаконному способу получения диплома прибегают только те люди, которые имеют «грязные» деньги.
Действовать во благо народа — вот реальное пожертвование, (игра англ. слов «donation» — «пожертвование», и «do (for the) nation», означающее «делать для нации». Используйте своё образование для повышения благосостояния общества и нации. Делитесь вашим знанием с другими. Для этого не обязательно становиться учителем. В вашем районе может быть несколько бедных учащихся. Проводите для них занятия по вечерам. Сегодня люди от зари до зари усердно зарабатывают деньги и собственность. Они прибегают к нечестным путям, чтобы заработать буквально каждую дополнительную рупию. Человек не должен жить только ради денег. Лучше умереть, чем жить только ради денег. Если у вас есть излишек денег, помогайте другим, организуйте бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание бедных.
Школа Сатья Саи в Замбии
В Замбии есть преданный по имени Виктор Кану. Он сейчас здесь. Он открыл в Замбии школу Сатья Саи. Там учится множество бедных детей. Оба — и он, и его жена — обучают школьников со всей заботой и любовью. (В этой связи Бхагаван спросил у сидящего поблизости г-на Кану о количестве детей, посещающих их школу. Г-н Кану ответил, что в школе учатся 520 детей). Всем им преподается учение Свами и общечеловеческие ценности. Скоро эта школа станет колледжем.
В мире много богатых людей. Но в них нет духа жертвенности, чтобы помогать подобным святым начинаниям. Некоторые из них жертвуют что-то, но делают это ради приобретения имени и известности. Они рассчитывают, что их имена будут написаны золотом. Институты Сатья Саи существуют не ради имени и известности. Я хотел бы в связи с этим рассказать небольшой случай. В одном месте, когда Я собирался провести беседу, некий гражданин выключил вентилятор. Я спросил его: «Почему вы выключили вентилятор? Нам он нужен. Здесь очень жарко». Этот человек ответил, что это он пожертвовал деньги на этот вентилятор, и его имя написано на лопастях этого вентилятора, и если вентилятор не выключить, то его имени не будет видно.
Образование ведёт к бессмертию
Культура Бхараты провозглашает: «На кармана на праджая дханена тьягенаикена Амрутаттваманасу» (Ни богатство, ни потомство, ни добрые дела не даруют бессмертия. Оно достигается только жертвенностью.) Вся деятельность и ритуалы, которые вы совершаете, должны быть ради блага общества. Вы должны вдохновлять детей работать ради прогресса страны. Только самопожертвование дарует бессмертие. Принимайте участие в любом добром деле в соответствии с вашими возможностями. Выберите несколько достойных учащихся и дайте им бесплатное образование.
Образование — не ради материального прогресса. Оно необходимо, чтобы установить идеалы, ощутить счастье и делиться им с другими. Все представители старшего поколения, педагоги, состоятельные граждане и учащаяся молодежь должны объединиться вместе и бороться за развитие образования. Так же как нить соединяет разные цветы в одну гирлянду, так и чувства любви и жертвенности должны соединить вас вместе. Цветов много, но связующая нить одна. Цветы могут увянуть, но связующая нить остается неизменной. Бутон изменяется, чтобы стать цветком. Точно так жес течением времени ребенок становится мужчиной, мужчина — отцом, а отец — дедушкой. Но чувство любви неизменно. Оно истинно и вечно.
Человек никогда не должен утрачивать ни одной из пяти общечеловеческих ценностей. Отказ от них равносилен самоубийству. Но человек сегодня не лучше животного. Дух жертвенности, который существует даже у животных, отсутствует у человека. Корова ест траву и дает молоко. А человек пьет священное молоко и занимается грешными делами.
Какая польза от образования, которое получает человек, если он не может избавиться от дурных качеств? Всё мирское образование ведет человека только к пустым спорам, но не к совершенной мудрости. Оно не поможет ему избежать тисков смерти. Поэтому добивайтесь такого знания, которое сделает вас бессмертными.  (Стихотворение на телугу.)
Образование должно позволить нам развивать священные качества. Мирское образование негативно, а духовное образование позитивно. Какая польза от лампочки, если нет электричества? Светское знание подобно лампочке, а духовное знание — электричеству. Оба необходимы для прогресса человека и мира в целом. Должным образом используйте знания, которые вы приобрели. Родители должны быть глубоко заинтересованы в образовании своих детей. Не желайте того, чтобы ваш сын стал великим человеком. Вместо этого молитесь, чтобы он стал правильным человеком, как Бхарата. Это истинно человеческая жизнь.
Хороший и великий
Если человек прочитает священные тексты Рамаяны, Бхагаваты и Махабхараты, он поймет дурное влияние желания (камы), гнева (кродхи) и жадности (лобхи). В Рамаяне Рама символизирует доброту, тогда как Равана — величие. Хотя Рама и Равана были равно сведущи во всех видах знания, Равана не сумел должным образом использовать свое знание, поскольку не имел контроля над своими чувствами. Рама же проявлял контроль над чувствами и жертвовал всем ради истины. Рамаяна известна как Рамачаритра (история Рамы), а история Раваны известна как Камачаритра (история желания). Бхагавата говорит о последствиях, с которыми придется столкнуться человеку, если он становится жертвой гнева.
Хираньякша и Хираньякашипу были всемогущими, но, в конечном счете, погибли из-за своего гнева на Бога. Хираньякашипу был великий ученый. Сегодня человек добрался только до Луны, тогда как Хираньякашипу смог даже достичь звезд. Но он погубил себя своим гневом.
В Махабхарате Дурьодхана и Душасана символизируют жадность, которая является негативной силой. А Пандавы олицетворяют позитивную силу. Они были привержены дхарме при любых обстоятельствах. Подобным же образом в Бхагавате Хираньякашипу символизирует негативную силу, а Прахлада — позитивную. Таким образом, куда бы вы ни взглянули, вы обнаружите сосуществующими негативную и позитивную силы, добро и зло. Примите добро, откажитесь от зла и заслужите доброе имя. Вы станете не только великими, но и правильными.
Метод и средства
Учителя! Вы участвовали в этой конференции последние три дня. Все вы несёте в себе благородные идеалы, но вы должны подумать, как их правильно претворять в жизнь. Придавайте большее значение общечеловеческим ценностям, чем деньгам, и наблюдайте за тем, чтобы студенты развивались всесторонне.
Студенты! Я хочу, чтобы вы стали идеальными лидерами. Используйте свое образование, чтобы служить бедным. Ведите бесплатные образовательные классы для бедных детей, делитесь с ними вашими учебниками. Только тогда начнет развиваться чувство братства людей и отцовства Бога. Как Я уже сказал вам ранее, образование "educare" имеет два аспекта: один — правритти (внешний) и второй, который исходит от сердца, — нивритти (внутренний). Бог — это Хридаяваси (обитающий в сердце). Так что всё, что исходит из сердца, по сути своей божественно. Поэтому пусть все ваши мысли, слова и дела идут от сердца. Делайте хорошее, будьте хорошим и смотрите на хорошее — это путь к Богу. Принимайте и радость, и боль как дар Божий.
Чтобы излечиться от малярии, нужно выпить горькую микстуру. Точно так же человек должен столкнуться с трудностями, чтобы достичь счастья. Вот почему говорят, что наслаждение — это интервал между двумя моментами страдания. Свет не имеет ценности, если нет темноты. Точно так же радость не ценится без страдания.
Расценивайте любую хорошую работу как работу Бога
Студенты! Служите обществу, насколько это возможно. Естественно, вам нужно найти работу, чтобы приобрести средства к существованию. Но не будьте алчными. Будьте удовлетворены тем, что вы имеете. Александр Македонский покорил множество стран, захватил громадные богатства. Но когда его конец приблизился, он понял, что не сможет забрать с собой ни гроша. Он велел проводить его в последний путь так, чтобы руки были видны над гробом и люди знали, что даже могущественный император Александр должен оставить этот мир с пустыми руками. Точно так же каждый должен оставить этот мир с пустыми руками. Даже миллионер должен есть пищу; он не может есть золото. Поэтому будьте удовлетворены необходимой пищей, одеждой и кровом. Должным образом исполняйте свою работу и совершайте служение в свободное время. Развивайте веру в Бога. Если у вас нет веры в Бога, вы перестанете бояться греха. Тогда вы станете демоном. Поэтому боязнь совершить грех и любовь к Богу — это очень важно. Если вы имеете и то и другое, то вам будет сопутствовать успех. Относитесь к каждому хорошему делу как к Божьему делу.
Работайте для Родины и помогайте бедным
Воплощения Любви! Перестаньте рваться за границу по окончании учебы. Служите своей Родине. Господь Рама сказал: «Джанани джанмабхумишча сваргадапи гарияси» (Мать и Родина превыше небес). Поэтому работайте ради своей родины и служите бедным. Лучший способ любить Бога — это любить всех и служить всем. Служите другим, когда это необходимо. Вы рождены, чтобы испытывать Любовь. Ваша жизнь полна любви. Но вы не способны понять этот принцип любви. Нет ничего выше любви в этом мире. Любовь — это Бог, Бог — это Любовь. Живите в любви.
Из беседы Бхагавана в Саи Кульвант Холле в Прашанти Нилаяме 26 июля 1999 года
по случаю окончания 1-го семинара Шри Сатья Саи по общечеловеческим ценностям и воспитанию.
Что бы вы не делали, делайте это как подношение Богу. .Не делате различия между «работой для себя» и «работой для Бога». Когда делается, такое деление, то сеется вражда из-за различий. Когда существует вражда, нет места божественности, чистоте и единству.
Саи Баба
2    СИЛА ЛЮБВИ
Глубокое исследование покажет, что в этом мире нет ничего, равного любви, будь то благотворительность, совершение священных ритуалов, епитимья, мудрость, чистота или приверженность истине и Сатана Дхарме (вечной религии) .
(Стихотворение на телугу.)
Воплощения любви! Главная цель человеческой жизни — это обретение знания о своем истинном «Я». Это есть настоящая Пурушартха (цель жизни). Если эта цель будет достигнута, то человеческая жизнь найдет свою завершенность, ее предназначение будет исполнено. Способность отличать вечное от преходящего, способность контролировать внутренние и внешние чувства, стремление к освобождению и движение по пути самоисследования — все эти четыре благие качества зависят от преданности. Слово «бхакти» (преданность), полученное от корневого слова «бхадж», означает чистую, безукоризненную и бескорыстную любовь к Богу.
В этом мире нет добродетели превыше любви. Любовь — это истина, любовь — это праведность, любовь — это богатство. Этот мир произошел из любви, поддерживается любовью и в конце концов растворится в любви. Каждый атом берет свое начало в любви. В этом мире существуют бесчисленные виды энергии, такие как атомная энергия, магнитная и т. п., но сила любви превосходит их все. Жизнь, лишенная веры и любви, бессмысленна и бесполезна. Для человека в этом мире любовь — это жизнь, и любовь — это все в мире. Именно из любви произошли пять элементов (панча бхутас). Именно любовь ярко сияет в каждом. Но человек, не способный постичь смысл любви, сводит ее к физическим взаимоотношениям. Любовь матери к ребенку — это ватсалья (нежность). Любовь, которая существует между мужем и женой, — это моха (влечение). Любовь между друзьями и родственниками — это анурага (привязанность). Любовь к материальным объектам — это ичча (желание). Любовь, целиком обращенная к Богу, есть бхакти (преданность).
Никогда не принижайте силу любви
Именно любовь охватывает и пронизывает весь мир. Никто не может существовать без любви хотя бы миг, будь то человек, животное, птица или насекомое. Именно любовь является непосредственной формой Бога. Но человек сегодня использует эту священную любовь не по назначению, обращая ее на этот эфемерный мир. Никогда не нужно недооценивать силу любви. Наши древние мудрецы (риши), проводяли уединенную жизнь в глухих лесах, могли жить в гармонии даже с дикими животными только благодаря силе своей любви.
Нет ничего недостижимого для любви в этом мире. Она может растопить даже самую твердую скалу. Когда принцип любви во всех людях объединяется, то она становится вселенской (космической) любовью — вишва премой. Если вы хотите утолить жажду любви, то просите милости Бога и поклоняйтесь Ему. Чтобы испытать блаженство, развивайте любовь всё больше и больше. Чем больше вы развиваете любовь, тем сильнее вы ощущаете блаженство. Блаженство (ананду) нельзя обрести без любви. Фактически именно любовь принимает форму блаженства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий