среда, 4 ноября 2015 г.

Баба о Сохам-пранаяме

Саи Рам
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба о Сохам-пранаяме:


"Для того чтобы осознать природу Божественности, нам необходимо занять ум созерцанием Трансцендентного Принципа (Парататвы). Откуда появляется ум? Он исходит из санкальпы (решения, намерения) и викальпы (отрицания или растворения). Они в свою очередь берут начало в природе шабды (звука). Звук есть истинная Брахма Татва (Принцип Брахмы). Принцип сохам в Брахмататве является по своей сути Атмататвой. Поэтому, для того чтобы понять Атмататву, необходимо осознать природу швасы (Божественного дыхания). Сохам также называют Хамса Гаятри. «Со» (сах) значит «то» и «хам» (ахам) означает Я. Таким образом, сохам означает «Я есть То». Что значит это «То»? Ум ли это? Если так, то ум становится препятствием к осознанию принципа сохам, так как он подобен бешеной обезьяне. Как можете вы двигаться вперед по духовному пути, опираясь на столь неустойчивый ум? Такой подход неверен. Манас (ум) воистину представляет собой воплощение Вишну, который вездесущ. Без такого ума не может быть швасы (дыхания). Ум функционирует только благодаря жизненному дыханию. Чтобы понять столь тонкие вещи, нужно практиковать метод самоисследования.
В процессе медитации на принцип сохам, вы заметите, что «со» входит, а «хам» выходит во время вдоха и выдоха. Требуется тщательное наблюдение за этим процессом. Здесь «со» относится к Божественному принципу, а «хам» к ахамкаре (эго). Таким образом, когда Божественность входит в наше тело, эго покидает его. И этот Божественный принцип, который вошел в наше тело, следует твердо удерживать внутри, практикуя кумбхаку (задержку дыхания). Те, кто занимается пранаяма садханой (дыхательной практикой) называют эти процессы пурака (вдох), кумбхака (задержка) и речака (выдох). Сохам, Хамса Гаятри, заключается во вдохе через одну ноздрю с повторением «со» и выдохе через другую ноздрю с произнесением «хам» и в промежутке - задержке дыхания на некоторое время. Наиболее эффективен метод строгого соблюдения определенного времени для всех трех процессов, составляющих сохам. Несоблюдение временного режима в процессе пранаямы может угрожать жизни. Время, отводимое всем трем процессам - пураке, кумбхаке и речаке - должно быть в точности одинаковым. Время - это основа этой пранаяма садханы, так как Бог является Каласварупой (воплощением времени). Наша санкальпа (решения) должна всегда носить саттвический характер. Для того, чтобы мы обладали саттвическими санкальпами, наша шваса (дыхание) должна быть чистой по своей природе."
(из речи Свами на Дасару 12-10-2002)
 
Полагаю, что прежде, чем практиковать пранаяму, желательно познакомиться со всеми рекомендациями Свами по этому поводу. И еще нужен хороший учитель рядом, чтобы от практики была реальная польза, прежде всего - по успокоению ума. Чуть позже помещу здесь и другие рекомендации Бхагавана. 
 
Ом Шри Саи Рам! "Как нам следует ее практиковать? Правило таково: вдох (пуракам) длится две секунды, выдох (речака) - четыре секунды, задержка дыхания (кумбхака) - восемь секунд. Пранаяма должна регулярно практиковаться в течение трех месяцев, после чего продолжительность пуракам, речакам и кумбхакам может быть удвоена. Если в подобной практике пройдут шесть месяцев, деятельность чувств утихнет. Если практиковать пранаяму с верой и с чувством, она утихомирит возбужденность ума; в противном случае она будет просто физическим упражнением, укрепляющим только физическое здоровье. Чистая пища, половое воздержание (брахмачарья), уединенность, умеренная речь - вот условия, которые в это время также должны строго соблюдаться."Саи Баба

По часам можно засечь,например в какой скорости мысленно произнести мантру ОМ САИ РАМ или ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ.
На удар секундной стрелки-ОМ,проиежуток-САИ,на второй удар РАМ.СЛедовательно выдох в легком варианте будет длиться -два раза мантру повторить/в усложненном-четыре раза/,задержка-четыре раза Саи Рам/в усложненном-восемь раз/.Так же можно и с ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ-рассчитать.Колличество мантр можно отсчитывать по фалангам пальцев-переходя большим пальцем по указательному и последующим/индийский метод\.Это если не подходит подсчет по звуку боя секундной стрелки часов.Да и может статься что в измененных условиях /природа и т/.часов под рукой не окажется-тогда отработанный ритм останется.Удачи.
 
"Помни, что радость - непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся. Знание растет не от твоих побед над другими, побед, тебя возвышающих. Но от мудрости, спокойствия и радостности, которые ты добыл в себе тогда, когда этого никто не видал. Побеждай любя - и ты победишь все. Ищи радостно - и все ответит тебе."(7 дней в Гималаях)
.

Свами поет Со Хам:

Комментариев нет:

Отправить комментарий