воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Шаш или Чач, древние города

ПО ДРЕВНЕМУ ЧАЧУ


В столице Узбекистана Ташкенте, как и во многих местах страны, до наших дней сохранились следы древних поселений. Практически в самом центре Ташкента, располагаются остатки городища Минг – Урюк. Когда-то это было огромный город, с шестого века до нашей эры – он был столицей государства Чач. Арабские географы древности именовали ее Мадинат-аш-Шаш. Название Чач передано как Шаш, из-за отсутствия буквы «ч» в арабском алфавите.
Наиболее древним из поселений человека на территории современного Ташкента является городище Шаштепа. Когда-то на этом месте стоял могильник еще более древних кочевых племен, относящихся к Бургулюкской культуре. Со второго века до нашей эры здесь, на слоях покинутого бургулюкцами поселения, было выстроено сооружение, ставшее основанием первого города на территории Ташкента.
На северо-западе столицы находится летняя резиденция правителя Чача. Окруженная рвом и оборонительной стеной, внутри размещались хранилища, приемный зал, храм огня и наус – мавзолей, связанный с погребальным зороастрийским обрядом. На массиве Чиланзар расположен храм огня, и в свое время мало, чем отличался от замка или крепости, так как был хорошо укреплен.
А в восьмидесяти километрах от Ташкента, рядом с современным городом Аккурган стояла когда-то городище Канка - культовый центр Чача.
Большая экспозиция в Ташкентском Государственном музее истории, собрание старины в Академии Наук Узбекистана дополнят знания об античном периоде. А находки из всемирно известного «Амударьинского клада» несомненно, поразят своеобразием и неповторимостью.
Шумит Ташкент - огромный город, столица современного Узбекистана. Но мало кто знает, что еще три тысячи лет тому назад, здесь уже существовал другой древний город цивилизации высочайшей культуры зороастрийская столица Чач. Здесь жили древние, верующие в солнце, огонь, землю и воду.
Из глубокой старины дошло до нас городище Минг-урюк. Свидетель минувших времен, когда на этой земле жили огнепоклонники, почитавшие Небесное светило и Огонь, как начало начал... Они жили за высокими укрепленными стенами. У них были свои традиции, свой житейский опыт, свои понятия о жизни.
С VI века до нашей эры Минг - урюк был столичным центром государства Чач. Его площадь составляла более 45 гектаров. Ныне сохранился лишь небольшой участок городской крепости. Городская застройка Чача исчезла под современными зданиями Ташкента. Увы, такова логика жизни, такова ее динамика...
Многолетние археологические поиски позволяют воссоздать план города, состоявшего из цитадели, собственно городского центра, пригорода и обширной округи. Арабские географы именовали его Мадинат - аш - Шаш. В доарабское время здесь шло бурное градостроительство, что давало право именовать область Чача - как "страну тысячи городов". В VII- начале VIII вв. Маданиат-аш - Шаш достиг максимального расцвета. Благодаря археологическим раскопкам установлено, что город значительно разросся и был обнесен крепостной стеной. Дворец правителей Чача был пышно украшен. Так о нем сказал автор "Шахнаме" Фирдоуси:
"Высокий дворец в этом граде возник
Сад полный прохлады и пестрый в цветении
И роспись везде на стенах галерей:
Сраженья, охоты, забавы царей...".
Дворец, являющийся официальной резиденцией правителя, включал в себя святилище со священным огнем. Это был огонь, называвшийся Бахрам. Он должен был гореть вечно.
И он горел здесь несколько столетий, пока арабские завоеватели не сожгли сам дворец. Арабский историк X века ат-Тараби лаконично констатирует: "Все селения Шаша были сожжены"... Огонь царя Чача погиб, смешавшись с огнем пожара дворца. Некогда на этой земле поклонялись иным богам...
Еще более древним является Городище Шаштепа - место появления первых оседлых жителей Ташкента. Здесь найдены огромные прокаленные керамические жаровни со специальными подставками, которым придавались зооморфные черты.
Это были алтари огня, которые возжигались при отправлении культа неизвестных нам божеств и при поклонении солнцу.
В обрядах можно усматривается поклонение Светилу, которое почиталось в образе божества Митры. Солнечный бог Митра был главным объектом поклонения у присырдарьинских племен.
На берегу канала Джун во втором в до н.э. было возведено сооружение, план которого основан на сочетании круга и сложного креста - фигур, которые у многих народов служат символами Солнца и Огня.
Солярная планировка Шаштепа принесена из Приаралья. В таких постройках с девятого века до нашей эры хоронили вождей степных племен. Здание было выстроено из сырцового кирпича и пахсы, главного строительного материала Чача и всех зороастрийцев.
Когда-то первые поселенцы Шаштепа сжигали умерших. Теперь на смену трупосожжению приходил новый погребальный обряд. Это говорит о постепенном вступлении в силу зороастризма.
Здесь, на слоях – отложениях золы, от вечногорящего священного огня, погребен череп, чтобы не осквернять землю. Рядом находились заупокойная пища и сосуд, перевернутый вверх дном. Захоронение находилось в центральном помещении здания. В другом - проводились культовые возлияния. В третьем - с окрашенными красной охрой стенами, было святилище со священным алтарем огня. Новый тип погребального обряда идет параллельно со сложением представлений о четырех священных стихиях - Огне, воде, земле и воздухе - догмата, который является краеугольным камнем зороастризма. Понятие о грехе осквернения этих стихий при погребении умершего, представлены на территории погребального сооружения Шаштепа.
Во время археологических работ было найдено немало артефактов, подтверждающих большую культурную роль городища.
Не случайна связь присырдарьинской зоны с рядом названий упомянутых в Авесте, таких как озеро Чайчаста или государство священная Кангха. Некоторые исследователи связывают топоним Чач с названием упомянутого в Авесте озера Чайчаста, которое отождествляется с Аральским морем. Низовья Сырдарьи в древности были полны болот и озер, среди которых, возможно и было то, что получило такое название.
Прочтение китайского термина для обозначения Чача звучит как Читчия, что напоминает авестийское Чайчаста.
И все же древние руины Шаштепа и множество уникальных находок, до конца не раскрывают тайну ушедшей цивилизации.
Святилища огня разных видов найдены при раскопках других памятников в Ташкенте и Ташкентской области. Одно из таких сооружений - районный храм огня, раскопанный на Актепе Чиланзарское, примерно в семи километрах от древней столицы.
Некогда это был храм с хорошо укрепленными башнями с бойницами и неприступными стенами. В центре храма находилась большая камера с алтарем огня, окруженная глухими коридорами, с выходами на внутрибашенные помещения.
В одном из коридоров складировалась священная зола алтаря, в башне - пшеница. При храме был колодец, который играл важную роль в зороастрийской литургии, связанной с поклонением воде и хаоме – священному, опьяняющему напитку. Обычно жрец приносил жертву напитку. С пением Авесты смесь из хаомы, молока и гранатового сока выливалась в ритуальный колодец.
Археологические раскопки и большое число находок показывают налаженную жизнь жрецов - зороастрийцев, в их хорошо укрепленном святилище. Китайские источники упоминают в Чаче храм поклонения предкам правителя, где на постаменте выставлялась урна или оссуарий с прахом. Храм был крестовидный с четырех сторон защищенный башнями по углам.
Верхний храм Святилища Актепа Чиланзар, имел специальный подиум.
Даже после проникновения ислама в Чач более ста лет здесь продолжали жить зороастрийские культовые обряды. И когда храм уже был заброшен, еще в девятом веке в его стенах вырубались ниши для погребения очищенных костей по зороастрийскому обряду.
От Актепе Чиланзарского, если отправиться на северо-запад Ташкента, мы попадем на Актепа Юнусабад.
Актепа Юнусабад - летняя резиденция правителя Чача. Это был ансамбль, состоявший из замка с четырьмя башнями по углам и здания дворцового типа, у его южной стороны. Высота дворцового здания составляла почти 40 метров - как современный 9-ти этажный дом. А толщина стен значительно превосходила все современные постройки. Весь комплекс был обведен оборонительной стеной. Его площадь вместе с жилыми кварталами занимала почти 100 гектар, окруженных рвом с водой. Городище, вокруг замка правителя, населяли ремесленники, жрецы, воины, простолюдины. Замок был неприступен, окружен непроходимым рвом. Единственная перемычка- мост с западной стороны давала доступ к замку.
В замке использованы фортификационные приемы обороны. Во двор можно было войти только через лабиринтные ворота, а подойти к ним по террасе вдоль рва.
Как и другие памятники зороастризма, Актепа Юнусабад постепенно поглощалось застройками современного Ташкента. Большая его часть была снесена и безвозвратно утеряна для историков и современников.
Однако даже те находки археологических экспедиций, которые были обнаружены при раскопках, рассказывают об истории и облике величественного сооружения, существовавшем с античных времен.
Стены замка были украшены декоративным орнаментам, с зороастрийской символикой. Элементы этих украшений сохранились до нашего времени. Их можно увидеть в Государственном музее истории и в музее Академии Наук Узбекистана. А найденная при раскопках монета с изображением правителя Ручака, была несомненным успехом историков.
Все сооружения были выполнены из сырцового кирпича и пахсы. Под защитой стен замка располагалось его ядро - культовый центр. Весь этот комплекс просуществовал до первой трети VIII в н.э. когда и погиб в огне пожара. Храм огня - непременное архитектурное сооружение античности, назначение которого связано с погребальным зороастрийским обрядом. Храм огня - двухкамерный. Главная камера - аудриан - святилище с алтарем вечного огня.
Второе квадратное помещение, смежное со святилищем - это даримехр - зал, в котором проходили церемонии, видимо, празднование Навруза или поминовение предков - фравартикан. Под купольной крышей храмовых помещений возвышался мавзолей - наус, в котором на суфах выставлялись оссуарии с очищенными останками предков правителя.
Оссуарии были своего рода предметами искусства с изображениями орнаментов. Крышки оссуариев часто увенчивались фигурками птиц, или человеческими ликами, передающие этнический тип населения Чача. Зороастрийцы отдавали дань Душам предков - фраваршам, во времена проведения поминального праздника в день осеннего солнцестояния. Видевдат (раздел "Авесты") предписывает поминовение предков и тогда в наусы для них ставили еду и питье.
Не чужды были зороастрийцам и простые радости. Для правителя и свиты была специальная винодавильня. Недалеко от нее в хозяйственном дворике и специальных помещениях зороастрийцы хранили свои продукты. В громадных хумах – кувшинах, содержались вино, зерно или фрукты.
В Актепе Юнусабад, как и повсюду, поклонялись огню, верили в благого Бога Ахура Мазду и победу добра в его извечной борьбе со злом.
Если ехать из Ташкента на юго-запад, то можно попасть в город Аккурган. Там, поблизости находилась древняя и величественная Канка первая столица Чача. Кангха, известная со II в до н.э. упомянута в китайских источниках как Кангюй - громадное государство, в состав которого входила почти вся территория Среднеазиатского Междуречья. Чач был столицей этого государства. А Канка - крупнейшим культовым центром Чача.
Учение Заратуштры, в частности Гаты - песни, приписываемые самому реформатору проторелигии, а также Яшты (Ясны) - гимны посвященные авестийским божествам, проникают и получают распространение в Чаче с IV - III вв. до н.э. Об этом свидетельствует тот факт, что правители Чача выпускали монету с надписью "язатир" - взятого из обозначения низшего разряда авестийских божеств.
Особенность Канки - наличие трех шахристанов. В центре арк - замок правителя, шахристан - собственно город вокруг цитадели и рабат - ремесленно-торговый пригород. Почти 200 га занимало это громадное городище.
В шахристане около четверти века назад археологами был обнаружен городской храм огня. Внутри горел священный огонь Бахрам. Жители Канки приходили сюда воздавать славу Ахура Мазде и Заратуштре.
В цитадели – арке жил сам правитель и верховные жрецы. Сегодня это только руины, поднимающиеся на сорокаметровую высоту над окружающими полями. Сам арк был окружен неприступными высокими стенами, защищавшими грозную цитадель. Во дворце - крепости, как и в шахристане, располагался храм огня, в котором служили Верховные жрецы. Стены его был покрыты лепниной и росписями. При помощи специальных курильниц люди брали частицы священного огня для своих домашних алтарей. Жрецы воздавали хвалу великому Заратуштре.
С вершины цитадели хорошо просматривается огромное пространство, которое занимал рабат - пригород, который населяли простолюдины. Но даже он был когда-то защищен могучими стенами. Бесценные находки помогают, хотя бы приблизительно воссоздать образы античных людей, населявших великое государство Чач и его величественный город Канку. Здесь обнаружены культовые и бытовые терракотовые статуэтки. Настенные росписи сохранили изображения воинов, охранявших Канку. Они будто и сейчас бессменно берегут цитадель властелина от набегов врагов. Охраняют давно канувших в лету гончаров и ремесленников, охраняют величественные руины бывшие когда -то процветающим государством. Найденные буллы - небольшие оттиски печатей купцов, жрецов или военачальников, а так же монеты подтверждают Канка - величайшее наследие мировой культуры. Город просуществовал даже и в последующие века, когда в Чаче распространился ислам. В арабских источниках сохранилось его позднее название - Харашкент.
Автор: И. Блидарев
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».

Комментариев нет:

Отправить комментарий