воскресенье, 24 ноября 2019 г.

Суфий и воин духа

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
Завершив перевод первого тома Мурата Ягана «Амста Кябза: Наука Космического Восторга», я решил найти хорошую фотографию автора для обратной стороны обложки. На необъятных просторах интернета мое внимание привлекла фотография, которую раньше я никогда не встречал. Ее сопровождал текст следующего содержания:
«Слева направо Мурат Яган, Сулейман Деде и Решад Фейлд. Видимо, первый визит Сулеймана деде в Северную Америку был организован Решадом Фейлд в Ванкувере. Нам немного рассказал о тех днях Скотт – Сулейман - мевлеви из Сиэттла. Турецкое посольство им помогло с переводчиком. Им оказался замечательный и образованный человек, тоже суфий (Мурат Яган – З.Ж.). И вот – полный зал, появляется Сулейман деде. Очень элегантно одетый. Очень мягкий. Он подходит к переводчику, что-то говорит по-турецки. Тот отвечает. Они продолжают говорить друг с другом, и... уже через несколько минут – просто орут, ругаются, не обращая внимания на зал. И так минут 20. Организаторы – в панике. Наконец спор затихает, переводчик обращается к залу. «Я подтверждаю, что этот человек – большой учитель. Он очевидно послан Богом. Но он только что сказал мне сделать в моей жизни кое-что, чего я не хочу и не могу делать. И теперь я не знаю, как поступить. Но это моя история. Я советую вам не пропустить возможность и задавать настоящие вопросы, те, которые вам действительно важны».
Поскольку я помню этот эпизод из книги Мурата «Я пришел из-за гор Кавказа» (а кто еще не читал эту уникальную духовную автобиографию – очень советую прочитать. Она есть в интернете в свободном доступе. http://apsnyteka.org/92-yagan_ya_prishel_iz-za_gor_kavkaza.…).
Вот небольшой отрывок из нее:
«...я понял, что он истинный дервиш, сделавшийся шейхом благодаря своим реальным заслугам и не находится в рабстве у мусульманской ортодоксии...Сейчас, когда я думаю о Сулеймане-деде, мне хочется сказать о нем несколько слов. Сулеймана-деде великолепно владеет методом, который называется меслеки меламет. Этот метод нельзя описать словами, и если вы посмотрите в словаре, что такое меламет, вы увидите, что это означает «беспечность, легкомыслие». Но на самом деле метод меслеки меламет позволяет построить мост между отдельным человеком и Богом. Я не могу объяснить суть этого метода - не потому, что это секрет, а потому, что ее нельзя передать словами…
Все, кто хотя бы раз встречался с Сулейманом-деде, любят его, потому что этот человек полон любви. Это образец скромности, мягкости и чистоты. Он мал ростом и имеет хрупкое телосложение. Люди не понимают, почему он вызывает у них такую любовь, но это происходит из-за его мастерского владения методом меламет. Этим искусством должен стремиться овладеть каждый. В 1978 году Сулейман-деде приехал в Северную Америку. Шейх Решад Фейлд пригласил его посетить текке в Боулдере, а потом он был приглашен на Гавайи группой шейха Яксана. В июне я летал в Боулдер на свою первую встречу с Деде. Придя в текке, я увидел эффенди - маленького, хрупкого человека с очень мягким голосом. Он явно был воспитан в старых благородных традициях ордена мевлеви и говорил на чистейшем турецком языке времен Османской империи. Мы обнялись и, как принято у мевлеви, одновременно поцеловали друг другу руки. Тогда ему было 76 лет… Сам он - подлинный дервиш и подлинный мистик, а отнюдь не рядовой верующий с ортодоксальными взглядами. Иначе говоря, он - Личность в том смысле, в каком это понимается эзотериками. Когда мы беседовали, я сказал, что учение мевлеви следует восстановить в той форме, в какой оно существовало во времена Султана Веледа, сына Мевланы, чтобы очистить его от наслоений, сделанных ортодоксами. При этих словах Деде прямо-таки подскочил на месте и воскликнул: «Вы абсолютно правы. Абсолютно. Вы тот человек, который нужен мне и нашему ордену. Вы должны оставить все свои дела и целиком посвятить себя служению Господу!». Во время пребывания в моем доме он пригласил меня к себе и посвятил в шейхи ордена мевлеви как законный преемник и хранитель наследия Мевланы. «Да поможет вам Бог», - сказал он. Что этот человек увидел во мне? Не знаю, но у меня нет причин сомневаться в его мудрости, и прежде, чем улететь из Канады обратно в Конью, он возложил на меня огромную ответственность. Я сделался его представителем в Канаде».
В 1978 году Мурату было 53 года и уже тогда он вплотную подошел к пониманию своей главной жизненной миссии. Вместо того, чтобы очищать суфийское учение мевлеви от ортодоксальных наслоений, начиная с 1980 года он посвящает все силы своей души возрождению древнего и незамутненного источника духовности Кавказа – Учения Амста Кябза-Уорк Хабзэ.
Ришад Фейлд (1934-2016) в ранге шейха Мевлеви в Канаде стал учителем суфийских учений, делая их доступными для людей с любыми религиозными и духовными корнями. Опубликовал более десятка книг, некоторые из которых были переведены на русский язык, например, роман "Последний барьер". https://www.rulit.me/…/poslednij-barer-puteshestvie-sufiya-…
Заур Жанэ.
22.11.2019

На изображении может находиться: 3 человека, люди сидят, костюм и в помещении

Комментариев нет:

Отправить комментарий