среда, 11 января 2017 г.

Сознание, что же это такое?





Осознавание, осознание, сознание - качество Атмана, наша настоящая природа(Бытие ,Сознание , Блаженство).
Когда утихает ум (мысли рассуждения , концепции) остается ТОТ кто осознает, Вечный свидетель, Я Есмь . Природа Атмана самоосознавание
Вот что расказывает Ратан Лал (преданный САИ ,который по поручению Свами 20 лет вел сатсанги по Адвайта -Веданте в Прашанти Нилаям)
Как то я ехал в машине с Бхагаваном, Он сказал мне: "Сутью твоего Бытия является сознание - Чит. Сознание принимая форму ума все время что-то осознает. И поэтому если ты концентрируешся на осознании, ум скачет туда _сюда.Не пытайся смотреть на Сознание как на ум. Вместо этого сосредоточся на неизменном аспекте -САТ -своем вечном Бытии". - прекрастный и ценный совет САИ , в котором есть и ответ на ваш вопрос. Сознание - Чит , суть нашего Бытия.

Представьте себе нечто, что не имеет ни пространственного, ни временного, ни какого бы то ни было иного ограничения. Вообще-то, интеллекту не под силу полноценно представить себе, что такое Сознание, ибо любая попытка сразу же наталкивается на то или иное ограничение. Тем не менее, вообразите, что существует что-то, не ограниченное ничем. Сознание всемогуще, всезнающе, всеобъемлюще. Оно – причина всех следствий. Оно творец всей материи, духа, всех процессов – жизненных, мыслительных и прочих. Оно творец жизни как таковой. Сознание есть в корне любого + бесконечность - бесконечность явления. Сознание это всё что вы можете и не можете себе представить.

Разные люди дают разные определения сознания - в зависимости от уровня их личной духовной зрелости. Поэтому, если мы говорим о сознании, то мы не можем обойти и тему его эволюции. Духовное созревание - это процесс эволюции от инертного состояния камня - к животному, и далее - к Богу. Основной характеристикой животного является ментальное отношение, направленное всегда на внешний мир. Поэтому Свами учит, что животное по-санскритски называется пашу, и что это слово обозначает того, чей взгляд направлен всегда вовне. Всегда думать о внешнем мире, людях и др. объектах, и, особенно - о физических наслаждениях - это есть ни что иное, как животное сознание. Поскольку такое отношение неизбежно, вновь и вновь, приводит существо к боли и разочарованию, то в процессе дальнейшей эволюции его ум постепенно выворачивается наизнанку. Говоря словами Свами: человек, созревающий в Бога, становится аманаской, т. е. тем, чей ум успокоился, угас, исчез. Зрелое, божественное, или же очищенное сознание - это ментальное отношение, направленное внутрь, на высший Субъект, т.е. на Бога. Или же мы видим "вовне" только Бога, что то же самое... Бого-сознание, это мудрость, спокойствие и блаженство. Я буду рад дать дополнительные пояснения, если Вам, или кому-то ещё это интересно. Конечно, я опираюсь на собственный опыт, который получил, в основном, благодаря Свами. Также, я благодарен моим родителям и многим другим учителям.

 Свами говорит по поводу сознания и осознания:
"Четыре Веды дали миру четыре божественные аксиомы: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман), Я – Брахман, То есть Это, Это высшее “Я” есть Брахман. Что такое Праджнана? Это знание, имеющееся в книгах? Это знание, которое было забыто с течением времени? Оно относится к опыту, получаемому телом? Нет, вовсе нет. Праджнана – это неизменяемый и вечный принцип, который находится в вас всё время и при всех обстоятельствах. Люди называют это высшим знанием, но точным переводом этого термина является Постоянное Интегрированное Осознание. Это Постоянное Интегрированное Осознание присутствует по всему телу. Постоянное Интегрированное Осознание является всепроникающим, так же как и воздух." (Лекция «Жизненные принципы человека», 09.10.2001)
"Атма не имеет специфической формы. Блаженство - это Атма, Сознание - это Атма. Сознающий относится к чувствам, совесть - это внутренний свидетель, а Сознание - всеохватывающая Атма. Вы должны понять единство этих трёх понятий. (Лекция 04.07.2001)"
"Твое сознание расширится до беспредельности, если ты сможешь осознать простую истину: во вселенной нет ничего, кроме Единой Высшей Реальности."
"Телесное сознание является причиной вашей иллюзии. Поэтому отбросьте телесное сознание и развивайте божественное сознание. <…>Развивайте любовь к Богу. Тогда постепенно вы сможете превзойти телесное сознание, и ваша преданность станет сильной и непоколебимой. . <…> развивайте твердую веру в то, что все божественны. Тогда вы потеряете свое индивидуальное сознание и станете едиными с Богом." (Лекция «Всегда следуйте истине», 11.04.2004)
"Отбросьте телесное сознание и живите в постоянном осознании того, что вы являетесь Богом"

  White Rose писал:
"Телесное сознание является причиной вашей иллюзии. Поэтому отбросьте телесное сознание и развивайте божественное сознание.
Как хорошо сказано! Попробую подобрать примеры, чтобы нам всем стало ещё яснее.
Пример 1: мы чего-то хотим. И строим планы получения желаемого. Если в плане не учитываются все возможные обстоятельства, то этот план, и сознание, его породившее - это всё ограниченное - человеческое сознание. Конкретизирую: мы захотели устроить спектакль. Постановка Рамаяны на открытой сцене! Прекрасный план. Но, вдруг, "ни с того ни с сего", как говорится, пошёл дождь.. И всё пришлось отменить. Или же, какая-то другая причина помешала. Обстоятельств может быть миллион. Все, как считается в среде обычных людей, учесть невозможно...
А вот другой пример: мы устраиваем Рамаяну под открытым небом. Мы заранее оценили всю ситуацию в целом. И всё так тщательно спланировали - до мелочей. А, также - в нужный момент - одним взглядом перенаправили набежавшие тучи... И, в результате, всё получается в точности, как мы и задумали! Все счастливы... Такое сознание ближе к Божественному. Чем меньше в наших действиях корысти, тем оно более Божественное.

Cаи Рам!
Есть такая притча. Мне видится, это как раз про сознание.
Однажды, первые существа Творения, желающие постичь Своего Творца, обратились к Нему, желая испытать Его, чтобы через испытание постичь Создателя. "Если Ты Всемогущ, то стань камнем, неподвижным и беспомощным, чтобы не мог бы себе помочь и себя спасти. Если не можешь это сделать, то Ты - не всемогущ. А если можешь ТАК сделать, то КАК не можешь себе помочь и спастись в состоянии камня. Значит - тем более - не Всемогущ"
Что ответил Творец - как Вы думаете? Я думаю ОН СОТВОРИЛ ВСЕ ЗАНОВО.
ОН стал Всемогущим вне поля познания. Он и камень и Сила одновременно. Это за пределами Сознания или Безсознательного.
Это просто БЫТЬ. "Не рождается форма закона Бытия"- из Алмазной Сутры Корана. Нет формы - нет сознания, но есть Бытие -
иной принцип миропознания.
Сознанию не надо решать эту задачу, у нее нет ответа изначально.
Саи Рам!

думаю, что без Сознания в этом мире ничего не существует
всё, что нас окружает, и мы сами, это есть Сознание - более высокого или низкого уровня
по-моему об этом ребята уже выше говорили
САТ-ЧИТ-АНАНДА это неразрывно
***
Атма - это Сатчитананда , или Сат-Чит-Ананда, рассматриваемая как одно неделимое целое. - САИ (Сатья Саи Вахини)
***
Снова и снова я смиренно восхваляю То великое Существо, Которое пронизывает всё творение, сияет повсюду как Сознание, извечно Свободное, Свидетель всех действий, истинное Знание и ничем не отличающееся от моей собственной высшей Сущности.
==============
  nath писал:
Сознанию не надо решать эту задачу, у нее нет ответа изначально.
наверное всё же существуют разные Его уровни, на которых можно найти ответы на любые вопросы, главное оказаться на нужном уровне
на Уровне Божественного Сознания существуют ответы на любые вопросы
приведу здесь тоже одну притчу, которую рассказывает Саи
:luck:
113. Замыслы Бога и Его чувство логики
Приучайте свой ум следовать божественному замыслу укрепления дхармы в мире. Разве вы можете что-либо сами планировать, обладая столь неразвитым интеллектом?
Один человек позволял себе насмешки по отношению к Богу: почему, мол, Он дал огромному баньяну крошечные, как ягоды, плоды, а большую тяжёлую тыкву повесил на хрупкую лиану! У Бога нет чувства пропорции, частенько говорил он.
Однажды днём, по пути в соседнюю деревню, он прилёг отдохнуть в тени баньяна, и вскоре его сморил сон. Когда через час он проснулся, то увидел, что всё его тело усыпано маленькими плодиками дерева. В тот же миг ему пришло в голову, что если бы у баньяна были плоды, пропорциональные его размерам, то даже один из них, упади он ему на голову с такой высоты, мог бы прибить его насмерть. Вместо этого баньян даёт прибежище и прохладу всем – и людям, и животным. “Так вот почему Бог в мудрости Своей дал баньяну такие маленькие плоды!” – подумал он и, возблагодарив Бога за Его совершенное чувство логики, продолжил свой путь.
притча очень простая, но очень наглядно показывает, что у всего в этом мире есть своя причина для существования, а это без все-пронизывающего Сознания невозможно

Саи Рам!
Сознание существует конечно же, "не рождается образ закона" Бытия. Т.е. сознание не может охватить без образа и без формы сущность Единого Существования. Шри Ауробиндо Гхош дает название этому - ГНОСИС (Синтез Бытия), и он практиковал именно этот
принцип познания. В "Синтезе Йоги" - он описывает свой практический опыт переживания этого принципа, который вмещает в себя
САТ-ЧИТ-АНАНДУ и превосходит ЕГО, как и любое бытийственное сознание-блаженство.
Как бы сознание справилось бы со следующей формулой:
"От Нереального веди меня к Реальному,
От Тьмы веди меня к Свету,
От Смерти веди меня к Бессмертию" - из наставлений древних реализованных мудрецов.
Шри Ауробиндо, как первопроходец, прошел через двойственность сознания, порождающую иллюзию мира. Майя преодолевается
только ГНОСИСОМ (чистым БЫТЬ). Сознание не удерживает СЕБЯ сразу в двух противоположных состояниях, оно вечно перетекает в свою противоположность. Разорвать этот замкнутый круг может только то, что превосходит САМО Сознание.
ЭТО - "Невидимый - Я вижу, Неслышимый - Я слышу, Несущестующий - Я ЕСМЬ БЫТЬ". Только Это -единство ВСЕГО.
Еще раз можно обратиться к мудрости Корана. В сутрах о Сотворении Мира Богом сказано:
"...
Всему, что ОН желает сотворить Он говорит - БЫТЬ,
и ТАК Бывает, ТАК становится,
Чему не говорит - ТОГО нет".
Этот принцип Быть СТАНОВИТСЯ сознанием, которое само из себя не происходит.
Саи РАМ!

nath, как интересно совпали наши пути 
тоже пол-дня соприкасалась сегодня с энергиями Шри Ауробиндо и Матери
nath, но, вообще, мне трудно войти в ваш высокий поток мыслей, для меня всё, что вы говорите, выглядит очень отвлечённо
извините, пожалуйста, что не воспринимаю
лучше приведу здесь то, что меня сегодня очень вдохновило
очень понятным и близким оказался рассказ самого Шри Ауробиндо о Космическом Сознании, как он впервые Его испытал
у него это переживание произошло впервые в тюрьме
:
Космическое Сознание
Реализовать и объединить себя с активным Брахманом, означает поменять индивидуальное сознание на космическое сознание. Обычное человеческое существование – это не только индивидуальное, но также и эгоистическое сознание; то есть, индивидуальная душа или Дживатман отождествляет себя со сложным сплетением ментальных, витальных и физических опытов универсальной Природы. ... Отделяя себя от всех отождествлений с разумом, жизнью и телом, он может возвратиться от эгоистического сознания к сознанию истинной Индивидуальности или Дживатману. ... Космическое Сознание или универсальный Пуруша, находится между универсальной Природой и Трансцендентным Cуществованием, и является источником движений Природы и космическим представителем трансцендентного. Вся Природа является динамичной сознательной Силой универсального Пуруши.»
«В 1908 и 1909 годах, во время нахождения в предварительном заключении в Алипорской тюрьме, Шри Ауробиндо имел постоянное видение Божественного во всём. Это была реализация Космического Сознания и видение Божественного во всех живых существах и во всём, которая произошла в Алипорской тюрьме. Вот, как он рассказывает об этом:
«Я совершал прогулку каждое утро и каждый вечер,…иногда я оставался на улице в течении двух часов, так как у меня не было никаких ограничений во времени. Я получал большое удовольствие от этих прогулок. Место, где я гулял, представляло из себя узкое пространство, ограниченное с одной стороны тюремными мастерскими, с другой стороны помещался коровник. Моё независимое владение простиралось между ними. От мастерских к коровнику и от коровника к мастерским я ходил и повторял глубокие, проникновенные и вечные мантры Упанишад. Наблюдая за передвижениями заключённых, я пытался постигнуть фундаментальные истины Божественного сознания, познать Бога в любой форме. В деревьях, домах, стенах, в людях, животных, птицах с помощью мантры: «Всё это Брахман» (сарвам калвидам Брахма), иногда я пробовал отождествить божественное сознание со всем, что окружало меня. В то время как я этим занимался, временами тюрьма совершенно теряла свой обычный облик. Высокая стена, железные решётки в окнах, дерево с зелёными листьями, блестящими на солнце, все эти обычные предметы преображались и теперь не были лишёнными сознания, но вибрировали живой вибрацией универсального бытия, они любили меня и хотели меня обнять, как казалось мне. Люди, коровы, муравьи, птицы двигались, летали, пели, говорили, но всё это было только лишь игрой Природы; за всем этим великий, чистый, отрешённый Дух пребывал в безмятежном счастье. Иногда казалось, будто сам Бог стоял под деревом и играл на своей счастливой флейте, и её чарующая музыка, казалось, звала к себе мою душу. И всё это время у меня было ощущение, будто кто-то обнимал меня, держал меня на руках. Все эти чувства с неотразимой силой завладели всем моим существом, повсюду царил безграничный и безупречный покой. Невозможно описать это состояние. Плотная кора моего существа открылась, и поток любви ко всему живому хлынул из меня и вместе с ним чувства благотворительности и самоотверженности охватили мою, в основном, ражастическую натуру с неудержимой силой. И чем больше я погружался в это состояние, тем сильнее было ощущение счастья и тем глубже был покой, разлитый повсюду. Беспокойство по поводу исхода дела исчезло, уступив место противоположным эмоциям: «Бог Все-Благой, он поместил меня в тюрьму для моей же собственной пользы, моё освобождение и признание меня невиновным были теперь несомненными». И я твёрдо в это верил. После этого в течении многих дней моя жизнь в тюрьме была безмятежной.

Саи Рам Марианна!
Труды Шри Ауробиндо и Матери по-моему мнению чрезвычайно трудны для понимания, потому, что как раз и направлены на транформацию принципов обычного (привычного нам мышления). Именно практическое исследование всех уровней сознания (от низших до Абсолютных) привело к появлению феноменального открытия в духовной сфере - Божественного Гносиса.
Для Вас цитирую самого Шри Ауробиндо из его труда "Синтез Йоги", глава "Вознесение жертвы", стр 132-147:
"... Но и здесь тоже еще не конец, ибо он должен подняться дальше, в самые владения этой неискаженной Интуиции, первого прямого света из самосознания сущностного Бытия, и достичь того, из чего этот свет исходит. Ибо за Умом существует Надразум, Сила более изначальная и динамическая, которая поддерживает Ум.... Последним шагом вознесения было бы превышение и самого Надразума и возвращение его к еще более великому источнику, его превращению в супраментальный свет Божественного Гносиса. Ибо там, в супраментальном свете, находится местонахождение божественного Сознания Истины, не покрытого тенью космического Бессознательного и Невежеством." Далее Ауробиндо описывает Верховную власть супраментального Гносиса над любым другим видом сознания, власть заключенную в способности трансформации сознания в Свет (Совершенный принцип познания Духа) и , что вся эволюция направлена к созданию именно этого совершенного инструмента разума в отличии отнынешнего принципа Ума.
Еще очень знакомые цитаты из откровения Иоанна:"В начале Было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог",
Все начало БЫТЬ через Него, и ничто не начало быть без Него,
В Слове том была Жизнь, которая ЕСТЬ СВЕТ человеков."
Шри Ауробиндо практиковал СВЕТ человеков - как ЕДИНОЕ БЫТИЕ, через сопереживание бытию любого творения Бога. Его труды во многом продолжила и завершила Мать (Мира Альфаса). Много трудов учеников посвящены этому.
Извините, но проще выразиться невозможно.
Саи Рам!

==============
очень понравился этот рассказ Матери о нисхождении в неё однажды в детстве божественного Сознания, - Света :
:
однажды
.. когда ей было 14 лет, Мать очутилась в иудейском храме на свадебной церемонии. «Музыка играла, я сидела наверху, охваченная совершенным восторгом… В храме были окна из цветного стекла… я смотрела на одно из них, когда внезапно, сквозь окно влетела молниеносная вспышка золотого света. Она вошла в мою грудь, и после этого… я почувствовала необыкновенную широту и силу, и это длилось в течении многих дней.»
Позже, Мать объясняла: «Этот свет, который вошел в меня, я видела, как он физически прошел через меня. Совершенно очевидно, что это было нисхождение сознания – не прошлая инкарнация, но существа с иного плана. Свет был золотым. Это была инкарнация божественного сознания.» (CWM v.1, p.102)
и ещё очень понравился вот этот её рассказ:
::
Что Значит Быть в Истинном Сознании
Правда ли то, что всё, что случается с нами, случается к лучшему?... Несомненно, что всё, что происходит, должно было произойти: иначе быть не может – по закону универсальной предопределённости оно должно было случиться. Но мы можем сказать это только после того, как оно произошло, а не раньше.
Ибо проблема лучшего, что может произойти, является проблемой индивидуальности, идёт ли речь об отдельной нации или человеке; всё зависит от личного отношения. Если перед лицом стечения обстоятельств, которое должно произойти, вы в состоянии предстать во всей силе истинного своего сознания, то есть, если вы сможете войти в контакт с высшим сознанием, вы можете быть абсолютно уверены, что в этом случае, всё, что случается с вами, случается к лучшему.
Но как только вы покинете это сознание, уходя в более низкое состояние сознания, тогда это, вне всяких сомнений, не самое лучшее, что может с вами случиться, просто из-за того, что вы не пребываете в своём лучшем сознании.
Я даже позволю себе утверждать, что в зоне непосредственного влияния каждого, правильное отношение не только обладает силой использовать любое обстоятельство для вашего блага, но также может изменить и само обстоятельство. Например, если кто-то приходит к вам для того, чтобы вас убить, если вы остаетесь в обычном сознании и пугаетесь до смерти, он, скорее всего, вас убьет; если вы подниметесь чуть выше, и, испытывая страх, призовёте божественную помощь, он может промахнуться и нанести вам незначительное повреждение; но если вы пребываете в истинном сознании божественного присутствия, которое окружает вас, он не сможет вам причинить никакого вреда.
Эта истина является ключом к разгадке всей проблемы трансформации. Старайтесь всегда находиться в контакте с божественным присутствием, попытайтесь снести его вниз, и всё лучшее будет всегда случаться с вами.
Разумеется, этот мир не изменится сразу, но он будет двигаться вперёд со всей возможной для него быстротой. Не забывайте, что это произойдёт только в том случае, если вы будете идти прямо по пути Йоги, не отклоняясь и не сбиваясь с пути, беспомощно блуждая где-то, как будто бы вы заблудились в дремучем лесу.
Если каждый из вас будет делать всё возможное, тогда вы будете быстро продвигаться вперёд. У меня было много случаев, когда я убеждалась в силе истинного сознания. Я видела толпы людей, которые были спасены от неминуемой катастрофы одним человеком, сохраняющим истинное сознание. Но это должно быть сознание, которое не находится где-то очень высоко, и покидает тело, оставляя его в его обычном состоянии. Если вы будете находиться высоко вверху, говоря: «Пусть исполнится Божественная Воля», - вас могут убить. Ибо тело ваше может быть совершенно небожественным и дрожать от страха: необходимо держать истинное сознание в самом теле, не испытывать страха, и сохранять божественный покой. Тогда, действительно, вы будете вне опасности. Ибо не только атаки других людей будут предотвращены, но также и нападение зверей и даже влияние природных сил.
Я приведу вам пример. Вы помните ту ночь, когда бушевал ужасный циклон, за окном шел страшный ливень, грохотал гром, вода заливала всё вокруг. Я пошла в комнату Шри Ауробиндо, чтобы закрыть окна. Я открыла дверь в его комнату, и увидела, что он спокойно сидит за своим письменным столом и что-то пишет. В комнате был такой могучий и неподвижный покой, что трудно было предположить, что за окном бушует буря. Все окна были широко раскрыты, но ни одна капля дождя не упала внутрь.
Мать
CWM, v.3, "Questions and Answers 1930-31",
p.154-155
Все окна были широко раскрыты, но ни одна капля дождя не упала внутрь.
супер!! ))

  В 13.04.2009 в 12:24, Гайа сказал:
Мы привыкли употреблять слова " сознание", "осознание", "осознавать".
.. каково значение этих терминов?
Если кто-то встречал в литературе Свами характеристику этого состояния, буду очень признательна за цитаты.
попалось немного мыслей Свами об осознании :
ОСОЗНАНИЕ И ЖИЗНЬ
.. Буддхи (духовный разум), который является владыкой ума, является самим воплощением джнаны (мудрости или осознания). Какого рода осознанием является эта джнана? Это Непрерывное Всеобъемлющее Осознание. Оно остается неизменным, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Это называется "виджнана". К сожалению, в настоящее время "виджнану" приравнивают к науке. Наука – это не виджнана. Наука – это знание, воспринимаемое нашими чувствами. Она основывается на доказуемости.
Студенты сегодня поклоняются Ганеше для успеха в академических занятиях и дальнейшего превращения в хороших ученых. Фактически, все, что изучено на этих занятиях, может быть названо образованием (или квалификацией), но не может называться "видьей" (истинным знанием или мудростью). Применение термина видья, который имеет глубокое внутреннее значение, к современному академическому образованию означает неправильное употребление языка. Видья – осознание силы, которая оживляет каждую клетку в каждом существе. Через это осознание (понимание) человек изучает всё о значении событий в жизни от рождения до смерти. В этом смысле "видья" является "образом жизни". Всё, что вы делаете, является частью видьи. Это – полное (цельное) понимание жизни. Она охватывает всё в своей полноте. ... Приобретение степеней не составляет видью. Чтобы узнать, вплоть до последнего момента, чему вы должны посвятить себя – следуйте духу видьи. Вся жизнь человека должна расцениваться как один непрерывный процесс изучения. Истинный студент тот, кто стремится к знаниям в таком духе. Студент называется "видьяартхи" (видья + артхи = искатель знания). Знание, которое нужно разыскать – это не книжное знание или знание мира ощущений. Это – духовное знание (Атма-джнана), которое должно быть найдено. Знание Самого себя – наивысшее знание. Гита заявляет: "Адхьяатма видья видьяанам" ("Среди всех форм знания Я есть знание Самого себя"). Истинная цель жизни состоит в том, чтобы обрести это знание. Винаяка – наставник этого знания. Это наставник внутри вас. Принцип Винаяки пребывает в каждом.
Дата: 6 сентября 1997
Место: Зал Саи Кулвант
Событие: Ганеша-чатурти
исходя из этого, своими словами, коротко, можно сказать , что осознание это
погружение в Будхи - духовный разум, который является владыкой ума,
это не книжное знание или знание мира ощущений,
это мудрость, понимание, Видья
или, ещё короче, можно наверное сказать, что осознание - это Овладение Сознанием, Сознанием Бога
в принципе, у Матери выше звучит та же мысль : Старайтесь всегда находиться в контакте с божественным присутствием, попытайтесь снести его вниз, и всё лучшее будет всегда случаться с вами.
мудрость, она всегда приносит человеку всё лучшее

из мысли дня 16 декабря 2009«Видья» означает: «вид» (свет) и «я» (то, что дает).
Видья - Свет Я
или, как Свами говорит, в вышеприведённом отрывке, - Видья – осознание силы, которая оживляет каждую клетку в каждом существе. 
 
  Цитата
Ни одного атома в мире нет,
Который бы не пронизал Божественный Свет.
Свет
осознание напрямую связано с постепенным погружением во всё более яркий Свет Я
и этот процесс погружения в Свет процесс постепенный, и, как Саи повторяет не раз, возможен лишь благодаря собственной духовной практике :
Ты – не эго, ты – истина. Эго - не истина.
Сколько бы вы не рассуждали на эту тему, приводя различные аргументы, это всего лишь слова. Вы не постигнете этого без духовной практики. Если бы мы только могли всецело устремиться к Богу, вместо многословных дискуссий и чтения книг. Мы должны полностью отдаться этому и проверить всё на собственном опыте. Даже если кто-нибудь пишет книгу, это его духовный опыт. Вы любите вашу жену, она любит вас, но если она голодна, вы не можете поесть за неё. Если же голодны вы, она не сможет есть за вас, несмотря на то, что вы сильно любите друг друга.
Духовный голод имеет такую же природу. ...
... Вы постепенно продвигаетесь в понимании. ...
На начальном этапе вы не понимаете ни мира, ни даже самого себя. А как вы сможете понять то, что выше вас? Поэтому сначала попытайтесь понять себя при помощи духовной практики – садханы. Сначала «я». Затем «ты», «я» плюс «ты» = «мы». Затем «мы» плюс «Он». И, наконец, только «Он».
(8.12.1975)

=======
немного из того, что Свами говорит о Сознании:

Таинство сознания, 29 июня
Нелегко понять природу всепроникающего Сознания. Существуют три вида Сознания в зависимости от его связи с определёнными сторонами человеческой личности. Когда Сознание проявляется в сфере чувственного восприятия человека, мы используем термин «ощущение». Когда оно проявляется в сфере человеческой души, мы называем его «совестью», и в высших проявлениях духовного «Я» - это чистое сознание.
...
(ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ 90, Урок XI "Познай самого себя")


хотела вначале здесь запостить отрывки, но поняла, что отрывков мало, выложила всю главу, что Свами говорит о Сознании :
кому интересно, можно там поучавствовать в опросе
или свои вопросы по тексту предложить
======
но вот ещё одна из мыслей Саи о Сознании:
...
Только овладев Высшим знанием можно осуществить главную цель человеческой жизни - понять, что человек не инертное неразумное тело, но само Сознание, проявляющееся как воплощение Сат-Чид-Ананды, (Осознанное Блаженство Бытия)
. Только пробудив и испытав эту Истину человек освобождается;он становится свободным от тумана невежества, Аджнаны, даже если его жизнь длится положенный ей срок. Он становится освобождённым при жизни - Дживан-Муктой.

вопрос на тему о том, что такое Сознание был поднят уже ранее в одноимённой теме
хотела вначале там привести отрывки из этого текста, но, как отрывки, их невозможно понять, нужен полный текст того, что говорит Свами, и то, это лишь общее направления для внутренней собственной медитации

в этом тексте интересно всё, но для меня особенно выделился сейчас вопрос о проявлении Воли
что там, где нет Сознания - не может быть проявлено волеизъявление
короче, подробности в тексте 



ИИКЩАТЕР НАА ШАБДАМ

Веды утверждают, что Брахман – это Первопричина джагата (Космоса). Они не считают, что такой Причиной является какая-либо бессознательная сущность (ачетана). Голос Бога (Шабдам), или Веды, не придерживаются той точки зрения, что бессознательное является источником Творения. С другой стороны, утверждается, что Существующее (сат) решается на Становление, принимая санкальпу (решение). Побуждение, решимость, замысел – это действия Сознания; бессознательные сущности неспособны на такое проявление воли. Следовательно, в качестве Первопричины должен быть признан Всесознающий Брахман.

Бессознательное, или ачетана, называется “прадхаана”. Веды говорят не о нём. Это тот факт, который данная сутра показывает очень ясно. Прадхаана – это определение, которое используется некоторыми школами мысли для обозначения потока “Имени-Формы”, то есть джагата или Космоса. Другие школы называют его “Составленным из атомов”, или пракрити (Сотворённым). Третьи говорят словами восхваления: “Ты – Всеволя, Абсолютная Сущность, Параматма. Благодаря Тебе проявляется это разнообразие”. Четвёртые доказывают, что три гуны, или качества, являются теми фундаментальными составляющими, которые, через преобладание того или иного качества, порождают разнообразие в Природе.

Эти взгляды не поддерживаются ведическими источниками. Веды утверждают, что Брахман пожелал - и возникло мироздание. Эта Воля является прологом, предварительным актом. Школа санкхьи берёт за основу своих доводов идею прадхааны (бессознательного) и считает, что Творение основывается на трёх гунах. Представители этой школы утверждают, что когда три гуны (сатва – ясность, безмятежность; раджас – деятельность; тамас – пассивность) хорошо сбалансированы и находятся в равновесии, тогда не может возникнуть никакого сознательного решения. Такое состояние должно получить воздействие со стороны Пуруши, являющегося Свидетелем, а вместе с тем и Осознанием или Сознанием, иначе говоря, воздействие Воли Бога. Это делает прадхаану знающей и познаваемой.

Наиболее правильное заключение из тех, к которым приходят все эти рассматриваемые теории, – это то, что Первопричиной является Брахман. Конечно же, наивысшая доступная всем Истина – это не есть лишённый признаков и качеств, недоступный и необъяснимый Брахман. Эта Истина представлена Сагуна Брахманом, то есть Брахманом, познаваемым через Качества, которые Он наложил на Самого Себя. Этот Космос, составленный из Сознания и не-сознания, является тем Телом, которое Он принял.

Индивидуум должен быть наделён сознанием (чайтаньей), чтобы он мог совершать необходимые, на его взгляд, действия или воздерживаться от них. Что нужно сделать сегодня, а что отложить на завтра, какие зерновые культуры нужно вырастить на следующий год – такие мысли, планы и проекты возникают только в области сознательного, а не в бессознательных камне и дереве, холме и долине. Волеизъявление – признак сознания; то, что не обладает сознанием, абсолютно неспособно к волеизъявлению.

Когда проявилась Воля, Брахман стал Богом Ишварой. И одной этой Волей Бог создал Космос (джагат). На первый взгляд (стула дришти) Бог и джагат кажутся различными. Но если исследование проводить на более тонком уровне (сукшма дришти), обнаружится, что нет принципиального различия между материалом (падаарт) и Творцом (Парам-аарта), живой единицей (Прани) и жизненным принципом (Прана). Жизненный принцип налагает на себя тело и появляется как прани; и затем из прани возникает прана.

Ведические писания рассматривают Принцип Брахмана и Его проявления. Они наделяют человека сокровищем мудрости и интуитивным опытом этого богатства (джнаной и виджнаной). Но с течением времени стихи гимнов и священные формулы (мантры) были интерпретированы ритуалистически. Они восхвалялись и толковались как полезные для достижения мирских и трансцендентных целей. Обряды, выполненные с зачитыванием этих мантр и гимнов, рассматривались как благотворная карма. На самом деле, в Космосе нет ничего отделённого или отличного от Брахмана. Всё произошло от Брахмана, всё это поглощается (лайя) только Брахманом и всё это двигается и пребывает только в Брахмане.

Эта истина ясно показана в сутре выражением “Татджаллаат”: “Тат (из Того) .. джа (рождается) .. ла (поглощается) … аат (растёт)”. Это те четыре опоры, на которых покоится утверждение. Рождение, рост и смерть образуют яджну, или жертвоприношение Пуруши, космической Личности.

Космос (прапанча – состоящий из пяти элементов) возник из Всесущего, Параматмы, Брахмана. В природе не существует такого места, где бы отсутствовало Его проявление. Джагат всё время находится в движении; владыка Космоса (Джагадишвара) – Его движущая сила. Мирская любовь не является подлинной любовью; любовь к Атме – источник любой другой любви. Упанишады заявляют, что таким было наставление, переданное мудрецом ЯджнавалкьейМайтрейе. “Аатманасту каамаая сарвам приям бхавати” – “Атма является причиной того, что всё дорого и любимо”. Любовь к своей Сущности (Я, Атме) первична; любовь ко всем остальным объектам вторична. Если кто-то любит какого-то другого человека, это не может называться любовью. Сущность жаждет ананды (блаженства), и она любит ради получаемой от этого ананды. Привязанность, любовь (анураага) течёт от сущности ("я", дживатмы) к Сущности ("Я", Параматме). Поэтому, когда Атмическая Реальность осознана как первоисточник, мы можем узнать, что всё происходящее является проявлением Высшего Сознания, Брахма Чайтаньи.

Чара и ачара (наблюдаемое как двигающееся и неподвижное, активное и инертное) – и то, и другое являются волеизъявлением Божественного (Дайва санкальпа). Эта Воля является четаной, Сознательным Актом; она – не а-четана, форма инерции. Такова истина, раскрываемая этой сутрой – “Икшатер наа шабдам”.

Какие бы аргументы и контраргументы не приводились кем бы то ни было, истина, что Божественная Воля (Дайва Санкальпа) – это корень всего, остаётся незыблемой. Люди, выдвигающие такие аргументы, или введены в заблуждение внешней стороной явлений, или просто пытаются подкрепить свои излюбленные фантазии, избегая глубоких исследований.

Человеческое тело – это сосуд (ааламбанам) для Атмы. Элементы, подобные воде и ветру, глубоко связаны с телом. Поэтому Принцип Атмы, Принципы Брахмана, которые являются его сущностью и сердцевиной, пребывают вне сознания человека. Человек потерял осознание этого Принципа, или татвы, который является его Истиной. Человек находится в теле, но не является телом. Он – а-шарира татва, Принцип, который не принадлежит телу, хотя и проявляет активность через него. Он – Атма.

Способность глаз видеть и способность ушей слышать обеспечивается Атмой. Как, в таком случае, глаза могут увидеть Атму или уши услышать Её? Глаза и уши – это то, что поддерживается (Аадхея); Всесознание (Сарва Чайтанья), Принцип Брахмана, Атма является аадхаара, Оказывающим Поддержку. Это истинное “Вы”, Воля, санкальпа.

Элементы (пространство, ветер, огонь, вода и земля), которые составляют Космос, действуют только в соответствии с побуждением Высшей Мудрости (Праджнаны). Боги (Деваты), или Сияющие, светятся только благодаря той Мудрости, которая наполняет их энергией. Весь мир живых существ (Прана-коти) поддерживается той же самой праджной. Неподвижное и двигающееся (стаавара и джангама) – и то, и другое твёрдо базируется на праджне. Высшая Мудрость – это Атма; Высшая Мудрость – это Брахман. Высшая Мудрость – это лока, Видимый, объективный мир. Космос – это праджна (праджня) от начала до конца; праджна – это чайтанья (Сознание), которое заполняет Космос (Прапанчу).

Веды утверждают, что Брахман – это Причина Космоса (джагата), используя слово “Сат”, чтобы обозначить это. “Сат” – это “Всегда Пребывающее в Сознании”. Нет ничего такого, о чём бы Веды говорили как о “бессознательном”, или а-четане. Всё – четана, всё – Существует, всё – Брахман. 


САИ, СУТРА ВАХИНИ, ИКШАТЕР НАА ШАБДАМ
Аналитические Афоризмы о Высшей Реальности

https://www.sairam.ru/topic/7417/

Еще информация к вопросу о сознании может быть здесь:
https://www.sairam.ru/topic/6523/ 
Саи Рам
 Елена Волкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий