Уровни ума
"Существует несколько уровней ума: высокий ум, высший ум, просветленный ум, сверх-ум.
Совершенство возможно только на уровне сверх-ума.
Высокий ум связан с телесным сознанием.
Источник телесного сознания - это принцип Атмы, пронизывающий все тело. Когда
человек достигает уровня высшего ума, телесное сознание становится
мысленным сознанием. Телесное сознание ограничено физическим уровнем , в то
время как мысленное сознание не имеет предела и может пересекать
любые расстояния. Поэтому мысленное сознание называют высшим умом.
Он стоит выше пяти элементов. Чтобы достичь этого состояния, надо начинать с
уровня высокого ума. Тем не менее, высший ум - это еще не самый высокий
уровень. Выше его находится просветленный ум."
Сатья Саи говорит, том 33
11/02/09
Не приспосабливайтесь в своём поведении, оглядываясь на мнение других. Вместо этого, смело, радостно и неуклонно следуйте милосердным и славным побуждениям вашего собственного сатвик манаса (чистого ума), вашего собственного не спящего сознания, вашего собственного внутреннего "Я". Общайтесь только с теми, кто честен.
12/02/09
Тело и ум тесно взаимосвязаны и оба поддерживаются за счёт пищи. Поэтому пища имеет существенное влияние на характер и судьбу индивида. Какова пища, таков и ум. Каков ум, таковы и мысли. Каковы мысли, таковы и действия. Всё, что воспринимается чувствами, также является "пищей". Для садхаки (духовного искателя) потребление всегда должно быть саттвичным, то есть чистым и умеренным. Звуки, образы, ощущения, идеи, наставления, контакты - всё должно поддерживать почтение, скромность, равновесие, самообладание и непритязательность. Только саттвическая "пища" будет сохранять ум в равновесии, полностью сконцентрированным на Атме, над которым должен размышлять человек, чтобы достичь покоя.
Сатья Саи Баба "Мысли на день"
18/02/09
Шесть внутренних врагов - желание, гнев, жадность, привязанность, гордыня и зависть, можно выкорчевать только учениями добродетельных людей, любовью к Богу, знанием о Господе и обществом святых личностей. Сердце человека, который не стремится воспитывать свой ум священными мыслями, совершенно точно станет раем для зла и греховности. Это должно проясниться в умах тех, кто стремится к спасению, и кто надеется возвыситься к величию.
19/02/09
Здоровье и благополучие. Без здорового тела человек не сможет реализовать какие-либо свои мысли, как бы благородны они ни были. Здоровое тело обеспечивает здоровый ум. Принимайте пищу вовремя, и наслаждайтесь тем, что едите. Во время еды вам также следует думать позитивно - это дарует вам хорошее здоровье. Прежде всего, откажитесь от вредных привычек, и вы автоматически обретёте хорошее здоровье, которое даст вам сильное тело. После этого вы можете вести идеальную и достойную жизнь, полную счастья и блаженства.
Сатья Саи Баба "Мысли на день"
22/02/09
Все переживания удовольствия и боли берут начало в мыслях человека. Мысль как семя дерева, которое в определённое время распускает ветви, листья, цветы и плоды. Всё, что вы видите на дереве, вышло из маленького семени. Подобным же образом, не смотря на то, что человеческая мысль неуловима, в ней заключён потенциал всей Вселенной. Атом - это микрокосм Вселенной. Каждый может отметить огромный размер дерева баньян, тем не менее, его семя очень мало. В действительности, семя и древо по сути одно.
28/02/09
Бог неотъемлемо присутствует в пяти элементах - земле, воде, огне, воздухе и эфире. Поскольку в творении нет места, где бы не существовало пяти элементов, можно сделать вывод, что Бог всепроникающ. Однако почему человек не способен испытать эту Божественность? Не смотря на то, что вода отражает объекты, отражение, в отличие от объекта, не устойчиво. Похожим образом человек не может быть идеальным отражением Бога, если у него неустойчивый ум. Такой ум ведёт к замешательству и депрессии, и с таким умом искатель никогда не сможет осознать Божественность внутри. То, что необходимо для устойчивости ума, - это контроль пяти чувств и потолок для желаний.
Сатья Саи Баба "Мысли на день"
25/03/09
Какова цель человеческой жизни? Разве она заключается в том, чтобы, подобно любому другому зверю или птице, есть, пить, спать, испытывать немного радости и горя и, в конце концов, умереть? Нет, цель - познать Брахмана (Божественность). Без этого человек не сможет достичь покоя (шанти). Он должен обрести этот покой и счастье, по Божьей милости погружаясь в сознание Абсолюта. Прежде всего искателю следует выполнять духовную практику (садхану), обращённую к проявленной форме (сагуне) Бога. Это дарует ему концентрацию. После этого он сможет погрузить свой ум в бесформенного (ниргуна) Брахмана.
26/03/09
Развивайте веру в Бога. Все имена - Его, будь то Рама, Кришна, Христос, Аллах или любые другие имена. Каждый человек является воплощением Божественности. Настоящие человеческие отношения могут развиваться, только когда осознана эта истина. Первая стадия самореализации - осознание того, что "Я в свете". Далее вы понимаете: "Свет во мне", и, в конце концов, вы осознаёте: "Я есть свет". "Я" олицетворяет любовь, а свет символизирует высшую мудрость (джнану). Когда любовь и свет становятся едины, тогда приходит самореализация.
28/03/09
В поисках покоя ума вы не должны быть озабочены только своей потребностью. Помимо того, что такой поиск является показателем глубокого эгоизма, он также является бесполезным. Способен ли индивид в одиночку достичь покоя? Если все вокруг вас находятся в хаосе и беспокойстве, как сможете вы один достичь покоя? Ваш покой зависит от покоя в семье, в обществе и в мире. Вам следует развивать чувство того, что ваш личный покой тесно связан с покоем в мире. Древние постигли эту абсолютную истину и потому предписывали универсальную молитву: "Самаста Лока Сукино Бхаванту" (Пусть все существа во всех мирах будут счастливы).
31/03/09
Положительные мыслительные импульсы (санкальпы) могут выявить лучшее в человеке и помочь ему использовать всю свою ментальную силу для своего возвышения. Корабли в море ведомы компасом по желаемому направлению. Без него, они рискуют потерпеть кораблекрушение на скалах или при столкновении с айсбергами. Человек осторожно переплывает океан самсары (мирского существования). Поэтому, чтобы направлять и оберегать его, ему нужен однонаправленный, невозмутимый ум. Человеку следует осознавать отрицательные санкальпы, как только они возникают, и обезвреживать их систематическим взращиванием положительных санкальп. Только они могут спасти человека от несчастий и даровать ему высший покой (прашанти).
04/04/09
Человек может осознать свою настоящую личность, только когда ум полностью находится под контролем. Тогда все неприятности и страдания, сомнения и дилеммы заканчиваются. В этом случае человек преодолевает горе, иллюзию и беспокойство. Он утверждается в священной безмятежности покоя (шанти). Духовная жизнь не состоит в бессмысленной болтовне. Она есть переживание чистого блаженства (ананды).
08/04/09
Чтобы обрести покой (шанти), необходимо победить закоренелого врага - гнев. Гнев порабощает человека и затуманивает его ум. Когда вы полны преданности (бхакти), осмысленность приходит с лёгкостью. Форма преданности, известная как санта бхакти, является лучшим путём, ведущим к вечному, бесконечному блаженству (ананде). Живите жизнью высших идеалов, будьте всегда счастливы и удовлетворены.
Сатья Саи Баба "Мысли на день"
"Ум имеет два аспекта: деятельный и воспринимающий. Он есть причина привязанности
и чувства обладания. Действия человека более очевидны в состоянии бодрствования, чем
в состоянии сновидений или глубокого сна. В состоянии глубокого сна сияет Сверх-интеллек-
туальное Сознание, а ум, чувства и интеллект бездействуют. Так же, как раскаленное
докрасна железо светится ярче, чем сам огонь, хотя огонь и является причиной этого
свечения, индивидуальное интеллектуальное сознание сияет ярче, чем Космическое
Сознание. В состоянии глубокого сна, когда обычный ум бездействует, Сверх-ум
становится активным. В этом состоянии человек не имеет желаний, страха и беспокойства."
Лекция в Бриндаване 20-5-1993 года.
Существует тесная, взаимная связь между телом и мировосприятием ума. Так, внутренние переживания людей становятся очевидны по их физическим телам. Позы и внешний вид помогают нам раскрыть чувства людей. Например, можно ли проявлять любовь и преданность с закатанными рукавами, и сжатыми кулаками? А сидя на земле согнув колени, полузакрыв глаза, соединив ладони и подняв руки над головой, можно ли выразить гнев, ненависть или жестокость? Вот почему древние мудрецы (риши) советовали духовным подвижникам принять соответствующие телесные позы во время молитвы и медитации. Они увидели, что через спокойные позы тела можно контролировать своенравие ума.
Сатья Саи Баба, мысль дня
31/10/10
Упанишады заявляют об определённых духовных практиках (садханах), служащих для достижения внутреннего покоя. Одна из них - это погружение в карму, благотворную деятельность, то есть служение людям, которое помогает избавляться от чувства эго, действия, которые являются добродетельными и благочестивыми. Когда мысли заняты такой деятельностью, то ум отворачивается от разговора, в который он вовлечён. Слушание духовных советов, размышление на духовные темы, обнаружение путей и способов подтверждения веры в Господа, а также повторение имён Бога и отвод ума от чувственных устремлений были предписаны священными писаниями больше для умолкания этой умственной болтовни, этого внутреннего разговора, как подготовка к достижению Всевышнего Господа. Потому что только тогда, когда ум очищен и прояснён, он может выполнить такую глубокую задачу.
03/11/10
Ум, обращённый внутрь к сокровенному видению Бога содействует духовной силе и успеху.
01/12/10
Взволнованный ум никогда не сможет иметь единого видения. Он устремляется в противоположные стороны. Поэтому он воспринимает мир, природу и космос как нечто отдельное от Бога. Такое видение создаёт разделённость. Невозмутимое видение раскрывает единство. Каково видение, таково и впечатление, мировосприятие. Когда чувства спокойны и сбалансированы, многообразие воспринимается как единое.
02/12/10
Вы должны осуществлять постоянное наблюдение за своими чувствами и реакциями. Вы должны не впускать в свои умы эгоизм, зависть, гнев, жадность и другие подобные порочные устремления. Это сети, в ловушку которых вы попадаете. Эти пороки подавляют вашу святость, и она более не может влиять на вас. Потом вы забудете себя и станете вести себя подобно индивидууму, попавшему в ловушку безумия.
15/12/10
Если вы следуете по святому пути истины, праведности, мира и любви, то это принесёт вам спокойствие ума. Поистине это самый простой путь! Лгать, действовать против праведности и долга (дхармы) очень трудно, а говорить правду и следовать по пути праведности и долга легко. Приятно говорить то, что есть на самом деле, потому что при этом не приходится напрягаться и задумываться. А когда говоришь то, что не соответствует истинному положению вещей, приходится выдумывать. Это порождает страх и фантазию, создаёт атмосферу беспокойства и тревоги. Поэтому вместо того, чтобы совершать чувственные поступки (вишая карму), которые сопряжены с тревогой и всевозможными осложнениями, совершайте действия, которые освобождают (шрейо карму), следуйте по пути духовного (атмического) блаженства. Этот путь истинен, вечен и свят.
22/12/10
Вследствие разнонаправленности и неустойчивости чувств, человека постигают отчаяние и неудачи. Это результат его неспособности контролировать и направлять разум и ум! Противоречивые желания, заражающие ум человека, должны быть сдержаны и взяты под контроль. Когда разнонаправленный ум, устремляющийся во всех направлениях, погружен в размышление об имени Господа, достигается тот же эффект, что и при прохождении солнечных лучей через увеличительное стекло: рассеянные лучи обретают силу пламени, способного сжечь и поглотить. Так же и волны разума и чувств ума обретают однонаправленность, проходя через собирающую линзу Атмы (Духа): они проявляются в виде Вселенского Божественного Сияния, способного испепелить зло и осветить радость.
01/01/11
Если ваши мысли и действия хорошие, то ваше будущее обречено быть хорошим. И тогда вся страна и даже весь мир будут процветать. Молитесь об покое и процветании всего мира. Покоя можно достичь только посредством практики общечеловеческих ценностей.
09/01/11
Ум всё время отклоняется. Медитация (дхьяна) является тем процессом, который тренирует ум, вырабатывая в нём способность к концентрации. Когда познана основная истина, ум уже не будет введён в заблуждение эфемерным, неистинным, неблаженным. Напротив, он будет встречать расцвет радости, счастья и истины, его больше не поразит печаль и горе. Ваша жизнь тоже обретает новое великолепие, когда вы начинаете понимать и отчетливо представлять себе блаженство от осознания Высшей Реальности. Мы узнаем вкус плода, когда съедаем его полностью, не оставив и кусочка. Так же и с медитацией: однажды узнав её вкус, вы отбросите все сомнения и рассуждения и полностью посвятите себя этой практике. Поэтому начинайте заниматься медитацией: каждый из вас, с сегодняшнего дня, прямо с этого момента!
ШРИ САТЬЯ САИ БАБА, из мыслей дня
Ум вовлечён в два типа деятельности: aлочана, или планирование, и cамбашана, или диалог. Они направлены в разные стороны. Планирование ставит своей целью решение проблем, которые в данный момент стоят перед умом. Диалог умножает проблемы и путает решения, причиняя беспорядок и вызывая принятие неправильных и губительных способов их решения. Внутренний разговор и противоречивая болтовня продолжается с утра до ночи, пока сон не настигает ум. Это является причиной плохого здоровья и раннего наступления старости. Темы, которые являются основой этой болтовни - это главным образом ошибки и недостатки других и их удачи и неудачи. Этот бесконечный диалог лежит в основе всех бедствий человека. Он покрывает ум непроницаемым мраком. Он очень быстро становится диким и подавляет подлинное значение человечности.
Сатья Саи Баба, мысль дня от 28.10.2010
"Лишь когда человек постигнет природу ума, он осознает истинную
природу человечности. Что такое ум? Он не есть нечто негативное,
он - позитивен. Он представляет силу Атмана, силу воли
(санкальпы). Он может преодолевать любые пространства, он
способен исследовать силу атома. Ум может распознать то,
что лежит в основе всех категорий времени - прошлого,
настоящего и будущего. Ум, поэтому, очень важен в каждодневной
жизни человека. Это - источник силы, но человек в наши дни
остается равнодушен к возможностям ума".
Сатья Саи говорит, том 28
От Ума к Запредельному Уму
"Люди часто советуют друг другу расширять свое сердце. Но расширение сердца вынудит вас обратиться к кардиологу! Что вам следует делать, так это расширять свой ум, свое видение. Сердце, не физическое, а духовное — изначально широко. Оно обладает космическим сознанием. Нет необходимости расширять его.
Только широкий ум необходим, чтобы осознать обширность духовного сердца. Узкомыслие должно исчезнуть. Ограниченные идеи “я” и “мое” во всех формах и проявлениях должны быть полностью исключены.
Напротив, начиная с “я”, вы должны, расширяя свое сознание, объять свою семью, свою деревню, свою нацию и весь мир. Тогда ваша божественность засияет во всем блеске. Это описывается как обретение видения своего истинного вселенского “Я”.
Это называется Махапурушаттва (Безграничное Божественное). Вам необходимо стать этим Безграничным Божественным. Вы божественны даже сейчас. (Но это, как результат вашей преданности, лишь временное явление). Вы должны стремиться к Безграничной Божественности, которая неизменна. Эта божественность внутри вас. Вам нет нужды получать ее извне от кого бы то ни было. Она присуща вам изначально. Старайтесь реализовать ее.
Когда вы сможете осознать ее? Когда вы превзойдете состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна, вы сможете достичь состояния Махакараны (Высшего Причинного Сознания).
Вы должны превзойти грубое, тонкое и причинное тела и достичь Сверхпричинного тела. В этом процессе вы двигаетесь от Сверх-ума, Высшего ума и Просветленного ума к Божественному, Запредельному уму.
Это состояние — за пределами ума, оно называется аманаска (где ум отсутствует). Оно также описывается как видеха (отсутствие сознания тела). Ум связан с телом. Мир связан с умом. И мир связан с удовольствием и болью. Все это — источники все большего связывания, а не блаженства. Блаженство может быть испытано только посредством Запредельного ума."
Сатья Саи Говорит, том XXVI, глава 22
* * *
Непонимание смысла слов при пении, например, песен святого Тьягараджи
приводит к странным результатам.
Тьягараджа писал на телугу.
Музыканты, поющие на тамили, искусные в музыке,
часто искажают слова, и песня теряет смысл.
В одной из своих песен Тьягараджа пел:
. -- Нэ погадакунтэ никэми кодхаву Рама? --
(если я не восхваляю Тебя, что Ты теряешь, о Рама?).
Музыкант-тамилец спел эту песню так, что получилось:
. -- Если я ем пакоду (сладкую кукурузу), что Ты теряешь?--
.
Необходимо, чтобы смысл текста, эмоциональные чувства композитора и медитация песни соединялись при исполнении песен в нагарсанкиртане и при пении баджанов.
Если вы не понимаете смысла слов,
вы должны обратиться к тому, кто их понимает.
* * *
Сатья Саи Баба Говорит 03*03*1992
Обращайтесь с вашим умом, как с маленьким мальчиком.
Никогда не действуйте на него силой,
он легко поддается нежной и терпеливой тренировке.
Исправляйте его своенравность отношением отречения.
Разрушайте его Невежество посредством объяснений знания об истинной природе.
Укрепляйте его интерес, который уже появился, к переживанию Реальности,
дайте ему отказаться от влечения к мимолетному и лживому, миражам,
созданным воображением и фантазией, поверните его лицо вовнутрь прочь от внешнего мира.
(«Прашанти Вахини», Москва, Амрита-Русь,2005г., стр.89)
Вы можете изучать священные тексты, вы можете читать наизусть Веды,
вы можете постоянно заниматься духовной практикой, но если ваш ум при этом не изменился,
все это - бессмысленно. Необходимо преобразование вашего ума.
Вы должны иметь твердую веру в то, что ваш ум может быть полностью преобразован в ум божественный.
(из выступления Сатья Саи Бабы на вечерней программе открытия летнего учебного курса в Бриндаване, 1996 год)
вы можете постоянно заниматься духовной практикой, но если ваш ум при этом не изменился,
все это - бессмысленно. Необходимо преобразование вашего ума.
Вы должны иметь твердую веру в то, что ваш ум может быть полностью преобразован в ум божественный.
(из выступления Сатья Саи Бабы на вечерней программе открытия летнего учебного курса в Бриндаване, 1996 год)
11 июня 2013 г.
Все исследования, связанные с умом, представляют собой разного рода заблуждения. Все они субъективны. Все действия людей – что они видят, слышат, испытывают и делают, всё это иллюзии ума из-за олицетворения себя с телом. Ум ни минуты не знает покоя, он все время думает о том, или этом. А все потому, что ум зависит от тела. Всё, что переживает ум, связано с миром, состоящим из пяти элементов. Ум видит мир глазами, слышит ушами. Ум не имеет своей собственной формы; это Майя (иллюзия). Это желание. Это Природа. Это неведение (Авидья). Заблуждение – вот его истинная природа. Крайне сложно понять чистую и неизменную Божественную Душу (Атму) с помощью инструмента, поддающегося иллюзиям.
Человеческий ум похож на железо: упав в грязь, он ржавеет и распадается;
попав в огонь, он освобождается от окалины и становится чистым.
Следовательно, если человек присоединяется к хорошей компании джнани
(людей, обладающих духовной мудростью), это сделает его лучше,
чем, если бы он находился в одиночестве.
Но во что бы то ни стало избегайте дурного общества.
Раскалённый красный железный шар способен нанести ущерб больший,
чем просто пламя; грешного человека следует избегать больше, нежели сам грех.
мысль на день 29 августа 2003 г.
Лишь Ум - причина взлетов и падений в жизни человека.
Лишь Ум - в ответе за его закрепощение или освобождение.
И этот же самый ум заставляет человека забыть
свою истинную природу, затягивая его в ад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий